Классный час "На войне детей не бывает"
классный час (4 класс) на тему
"На войне детей не бывает"
В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет…
Вед. 1 У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки. Наш разговор сегодня – это попытка собрать глыбы народной памяти. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат (потерь) и радость надежд в ожидании победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "На войне детей не бывает" | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"На войне детей не бывает"
В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет…
Вед. 1 У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах. Потому что и сейчас где-то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки. Наш разговор сегодня – это попытка собрать глыбы народной памяти. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников, тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат (потерь) и радость надежд в ожидании победы.
Вед. 2
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память – наша совесть
Она как сила нам нужна!
“А может, не было войны?” (А. Розенбаум)
Уч. 1
Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Уч. 2
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам,
О горьком, победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!
Уч. 3
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слез.
Уч. 4 1941год. Начало лета. Мальчишки и девчонки, наши сверстники, радовались наступившим каникулам. А выпускники прощались со школой.
(Звучит вальс, танцуют мальчик и девочка, потом слышится тихий гул самолета).
Мал. Показалось.
(Вальс продолжается. Неожиданно музыка обрывается. Гаснет свет, слышится разрыв бомб, зажигаются фонарики, имитируя свет прожекторов)
Дев.
Что случилось, скажи мне, ветер
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит,
Или вянут травы в садах?
Мал.
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
Уч. 5
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война.
Вед. 1 Каждый год 22 июня в храмах готовятся к литургии, посвященной празднику ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ. Но тогда, в 1941, все было иначе…
(На фоне музыки )
“Священная война” (муз. А. Александрова, сл. Лебедева-Кумача)
Вед. 2 Из заявления советского правительства.
…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие.
Красная армия и весь наш народ поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.
…Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
Уч. 6 Как, какими силами была одержана эта победа через 1418 страшных, мучительных дней? 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, искалеченных, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.
Уч. 7 Как внезапно ворвалась война в их детство и юность… Сколько тогда бродило по
огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!
Уч. 8 Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: “Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть”.
Уч. 1
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Уч. 2
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Вед. 1 1941-1942. Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разруше-ний. Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит “новый немецкий порядок”. 8 сентября гитлеровские войска захватили город
Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада города на Неве.
Уч. 3 Единственной дорогой в осажденный город было Ладожское озеро. По льду озера была проложена ДОРОГА. По ней под непрекращающимися бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратно вывозили людей. Этот путь назвали “Дорогой жизни”. По нему было эвакуировано 33479 человек. Несмотря на мизерный паек хлеба, который составлял 250 г на работающего и 125 г на ребенка и ничего больше, кроме воды из Невы, люди выдержали. К началу января 1943 года, когда блокада была прорвана, от холода, голода и бомбежек погибло около миллиона ленинградцев.
Уч. 4 Трудно было всем, и дети не были исключением, потому что на войне детей не бывает. И те, что попали на войну, должны были расстаться с детством.
Вед. 2 Можно спросить, что помнят дети войны? Что поняли, увидели, запомнили? Что могут рассказать? Многое! Должны рассказать!
Уч. 5
В эти дни невеселые
Мы росли во дворах.
Годы были нешкольные,
Всюду слезы и страх
Апельсины, бананчики
Кушать мы не могли -
На картошки очисточках
Атаманы росли.
Уч. 6
Как сражалися знают
Наши деды, отцы
А кто знает, что дети их
Были жертвой войны?
Так написал спустя годы, став взрослым, бывший мальчик войны Ю.И.Дворкин
Вед. 1 Из отдельных воспоминаний. (Под звук метронома.)
Уч. 7 …Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…
Уч. 8 …Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: “Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел ”. А я все видел. И все помню…
Уч. 1 …Отца вытолкали на улицу, я бежала за ним босиком и кричала: “Папочка, папа!” А бабушка дома причитала. Она не смогла пережить смерть отца, плакала все тише и тише, и через две недели умерла, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме больше никого не осталось…
Уч. 2
Они их собрали, спокойно до боли,
Детишек и женщин… и выгнали в поле.
И яму себе эти женщины рыли,
Фашисты стояли, смотрели, шутили…
Затем возле ямы поставили в ряд
Измученных женщин и хилых ребят.
Уч. 3
У сына дрожали ручонки и зубки,
Он плакал в подоле ее выцветшей юбки.
Всю душу ее на куски разрывая,
Сын будто кричал уже все понимая:
Уч. 4
“Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!”
Нагнувшись, взяла его на руки мать,
Прижала к груди:
Уч. 5
“Ну не бойся, сейчас не будет на свете,
Мой маленький, нас… нет, больно не будет…
Закрой только глазки, не надо смотреть.
А то палачи закопают живьем.
Нет, лучше от пули мы вместе умрем”
Уч. 6
Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…
Вдруг молния два осветила ствола
И лица упавших, белее, чем мел…
Уч. 7
И ветер вдруг взвизгнул, И гром загремел.
Пусть стонет земля, Пусть рыдает крича;
Как магма, слеза Будет пусть горяча
Уч. 8 В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.
Вед. 2 Среди 149 сгоревших в Хатыни - 75 детей. На мемориальной плите одного из сгоревших домов имена погибших. Одна семья:
Новицкий Александр Романович
Новицкая Александра
Новицкий Леня 15 лет
Новицкий Женя 13 лет
Новицкая Маша 11 лет
Новицкая Аня 9 лет
Новицкий Костя 5 лет
Новицкий Антон 4 года
Новицкий Миша 2 года
Вед. 1 Будто бы вставшие из пепла хатынцы обращаются к тебе, ко мне, ко всем живущим.
Группа уч-ся (хором). “Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в мире пожаров жизнь не умирала!”
“Бабий яр” (А. Розенбаум)
Вед. 2 Мы много пережили в суровые годы войны. Мы видели опаленные города, стертые с лица земли селения, разрушенные старинные памятники, виселицы, рвы, наполненные трупами, грудных младенцев, раздавленных немецкими танками, расстрелянных женщин, стариков, детей. Повсюду гитлеровские палачи оставляли за собой кровавые следы. Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах Майданека, о печах Освенцима и других “фабриках смерти” в Польше, Эльзасе, Латвии, Голландии, о сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожженных, расстрелянных невинных мирных людей.
Уч. 1 Лагерь Нацвайер, где производились “научные опыты” над заключенными. Среди найденных документов дневной рапорт от 31 октября. Всего на этот день в лагере содержалось 18486 человек, в том числе детей, юношей и подростков до 20 лет – 2595.В крематорий лагеря попадали не только нетрудоспособные, но и здоровые. В то время, как первых здесь убивали и отправляли в печь просто в целях истребления, вторые играли роль подопытных кроликов: им прививались тиф, холера, чума, проказа и другие эпидемические болезни. Лагерь давал немцам побочный доход от продажи пепла в специальных урнах ценою в 60 марок и получше - 120 марок. Что может быть циничнее и страшнее, чем земля, удобренная прахом наших сверстников!..
Уч. 2 Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: “Мне было 5 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, Мы четко усвоили урок: заплачешь - расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя".
Уч. 3 Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.
Уч. 4 12-летним мальчишкой встретил войну Герман Гехт в родном городе Бучач на
Украине. В тот день город был захвачен немцами. Начался кровавый ужас оккупации. Сначала концлагерь – гетто (ноябрь-декабрь 1942), затем концентрационный лагерь (февраль-март 1943) тиф, голод, каторжная работа и, наконец, бегство из лагеря в ночь перед его ликвидацией. Медперсонал военно-полевого госпиталя, пришедшего в город Бучач вместе с 3-ей Гвардейской танковой армией 1-го Украинского фронта “усыновил” чуть живого сироту. Мальчик дежурил у постели тяжелораненых, раздавал лекарства. Когда окреп, то стал выполнять и обязанности посыльного и связного.
Уч. 5 С 1943 года Красная Армия перешла в наступление. Советские солдаты шаг за шагом, с потом и кровью освобождали родную землю. Сколько среди них, подрост ков, надев сапоги и шинели, взяв в руки оружие, становились воспитанниками полков. И это были уже не сироты с попранным детством, а солдаты, смысл жизни которых – подвиг во имя Отчизны.
Уч. 6 Нина Михайловна Данилович, юная разведчица, связная партизанского отряда, вспоминает: “Кто говорит, что детям в войну не страшно, не прав! В первые дни войны мне исполнилось 12, и первые несколько раз, когда я шла на выполнение боевого задания, дрожь пронизывала и парализовывала мое тело. Постепенно я свыклась с мыслью, что рано или поздно должна погибнуть, но нужно выполнить последнее, именно это задание. Пусть я погибну, но зато другие будут спасены”.
Уч. 7 В далеком 1942-м 13-летним подростком, Анатолий Николаевич Прибелев убежал на фронт. Прошел от Москвы до Восточной Пруссии. Помогал артиллеристам, В подносил снаряды для орудий, служил сапером и связистом.
Уч. 8 Николай Пантелеевич Крыжков: "Наш детдом в Сталино эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу. Мне было 11 лет. Осенью 1942 года меня приютили солдаты 1095-го артиллерийского полка, накормили, отмыли, обогрели. Командир части несколько раз отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда комбат Виктор Веприк приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артил-лерийской бригады 2-й Гвардейской армии.
Вед. 1 Трудно было подросткам и на территории Белгородской области. Только из Вейделевского района “убежало” на войну десятеро, став сынами полка.
Уч. 1 Среди них – Коля Власов, единственный в СССР полный кавалер ордена Славы. Когда Красная Армия освободила Белгород и Прохоровку, 14-летний паренек стал солдатом.10октября 1944г. он совершил первый подвиг: прикрывая огнем трофейного пулемета группу захвата, уничтожил 31 фашиста, - Слава третьей степени. Всего через 40 дней в ночной разведке отчаянный мальчишка заглушил гранатой дзот немцев – Слава второй степени. 15 февраля 1945г, отстав от своих, Коля напал на огневую точку врага, забросал ее гранатами. Он убил 12 фашистов, а раненых связал веревкой и привел в штаб – Слава первой степени. До конца войны заработал еще и орден Отечественной войны.
Уч. 2 Для борьбы с немецкими парашютистами, шпионами и диверсантами, для выполнения других боевых заданий во всех районах нашей области в 1943г были созданы истребительные специальные батальоны из подростков. “Истребители” были вооружены винтовками. В 43 – 44 годах эти отряды были единственными, кто мог помочь НКВД в борьбе со шпионами и диверсантами. В селе Теребрено Краснояружского района у школы установлен единственный в области памятник четырем погибшим 16-летним минерам.
Вед. 1 Сколько их, сынов и дочерей полка, трудно сказать. Вот только несколько имен:
Уч. 3 Валентин Пикуль – писатель. Во время войны юнга Северно-Морского флота.
Уч. 4 Виктор Иванов – писатель. Блокадник, связист
Уч. 5 Виктор Гехт. Связной 3-ей Гвардейской танковой армии.
Уч. 6 Владимир Шаталов, Константин Феоктистов – космонавты. Были сынами полка.
Вед. 2. По данным Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил, в годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину.
Уч. 7 За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик. Посмертно.
Уч. 8
Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
Вед. 1 Прошу всех присутствующих почтить память погибших минутой молчания.
Уч. 1 Кто помогал ковать нашу общую победу? Кто обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные мальчишки и девчонки. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14-15 часов в сутки слесарями, токарями, фрезеровщиками на заводах, выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу наши сверстники проявляли чудеса трудового героизма, поэтому и награды получали, как и их сверстники-фронтовики.
Уч. 2 На одном из московских заводов работал фрезеровщиком Мазяш Валентин. Бригада под его руководством систематически перевыполняла нормы выработки. Завод увеличивал изготовление автоматов. При получении оружия на фронтах в упаковке, вместе с автоматами находили записки следующего содержания:
“Дядя красноармеец! Убей немца. Мы делаем автоматы хорошие”
Уч. 3 Наша землячка, Екатерина Сергеевна Кузнецова во время войны была еще ребенком. В атаку не ходила, не кричала “Ура!”, “За Родину!”. Она принимала участие в строительстве дороги Старый Оскол – Ржава. Рыла лопатой землю, насыпала ее на железнодорожные шпалы. Работала по 18 часов. Дорогу построили за 2 месяца.
Уч. 4 Не оставались в стороне и дошкольники. В редакцию газеты “Омская правда” пришло письмо: “Мне 6 лет. Гитлеровцы выгнали меня из города Сычевки Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдам их на танк.
Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на танк. И назовем его “Малютка””.
Уч. 5 На призыв девочки откликнулись. Танк “Малютка”, на который дети собрали деньги, был сделан, воевала на нем сержант 56-ой танковой бригады Екатерина Петлюк.
Вед. 2 “Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка “Малютка” 160 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии” Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И.Сталин
Май,1943 г.
Уч .6 История нашей державы теснейшим образом связана с духовной историей нашего народа. Долгожданная и выстраданная Победа только подтвердила это: радужным салютом прогремела она на светлой седмице – неделе празднования Христова Воскресения. Не было ни одного верующего человека, который не внес бы своего вклада в общее дело.
Уч. 7
Задохнулись канонады.
В мире тишина
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Все Лишь бы не забыть,
Уч. 8
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Были черными березы,
Долгими года.
Были выплаканы слезы -
Вдовьи – навсегда…
Вот опять пронзает лето солнечная нить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Все
Эта память – верьте, люди –
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем, вновь придет война.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Война и дети".
Классный час посвящён детяым, которые жили в годы Великой Отече6ственной Войны и вместе со взрослыми принимали активное участие в боевых действиях....
Сценарий "На войне детей не бывает"
Цель мероприятия формирование чувства гордости за своё Отечество, любви к родному краю, уважения к людям, проживающим в нёмЗадачи мероприятия: ...
Историко- литературная композиция " На войне детей не бывает"
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла, чувство гордости за народ – победитель...
«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны
Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...
Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"
Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края; формировать нравственно-эстетиче...
Классный час, посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне «Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…
Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В преддверии 77-летия...
Методическая разработка историко-литературной композиции «На войне детей не бывает»
На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Судьба каждого из нас всё более зависит от того, насколько мы обладаем ...