Использование инновационных форм в воспитательной работе.
статья (2 класс) по теме
Материал предназначен для использования в работе по проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnykh_form_v_vospitatelnoy_rabote.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных форм в воспитательной работе.
Подготовила учитель начальных классов Красовская Елена Александровна |
Использование инновационных форм воспитательной работы.
«Есть у человечества что-либо общее
и вечное, то это-воспитание»
В.И. Ленин
Форма воспитательной работы - это ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определённые воспитательные задачи (Б.В.Куприянов). В структуру взаимодействия входят функции его участников, содержание, методы, приёмы, процесс взаимодействия.
Наиболее распространённой формой организации воспитательного процесса в школе является воспитательный комплекс, как форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
В воспитательную работу я включаю следующие инновационные формы работы:
- Проектная деятельность
- Исследовательскую работу
- Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т.Шацкий)
Основную воспитательную работу в классе я строю по Программе для учащихся младших классов «Путешествие по родному краю» Она была мною разработана в 2007 году и посвящена 80 - летию Межевского муниципального района (2009год – району 80) и 65 - летию Костромской области. Данная программа рассчитана на два года.
Цель программы: сформировать у детей устойчивый интерес к истории Костромского края и села Георгиевского, его прошлого и настоящего.
Задачи программы:
- Воспитание у детей любви к родному краю, знакомство с его историческим и прошлым, сегодняшним днём, культурой; воспитание гордости и уважения к землякам.
- Формирование ответственного отношения к природе родного края.
- Развитие индивидуальных интересов и потребностей детей, формирование художественного вкуса и эстетических потребностей.
Отправляясь в путешествие по родному краю, ребята создают экипажи, выбирают название и эмблемы, определяют очерёдность и сроки маршрутов путешествия, распределяют обязанности в пути, оформляют карту игры-путешествия.
Путешествие проходит по следующим маршрутам:
- «Заглянем в столетия»
- «Родина начинается с моей семьи»
- «Чудеса среди нас», «Растительный мир родного края»
- «Животный мир родного края»
- «Лесная речка»
На работу по каждому маршруту мы отводили два-три месяца работы. Совместно с ребятами составляли проект работы, определяли цели, мероприятия. прилагается в Результат проекта «Очистим берег реки» очень необычный. Назначали участников и ответственных. К долгосрочному проекту составлялись индивидуальные краткосрочные проекты, краткосрочные коллективные. В ходе работы над проектом, дети развивали свои знания, приобщали своих родителей, укрепили любовь к своей Родине.
Рассмотрим подробнее нашу воспитательную программу.
Основные мероприятия воспитательной программы.
Название маршрута | Мероприятия | Продукт деятельности |
«Заглянем в столетия» |
| Презентация Конкурс - мини – сочинении Выставка рисунков Презентация Оформление альбома. Анкетирование детей и родителей. |
«Родина начинается с моей семьи» |
| Выставка альбомов Оформление альбома Совместные мероприятия |
«Чудеса среди нас» |
| Чтение произведений Выставка «Умелые руки не знают скуки» Мини – сочинения Чаепитие |
«Растительный мир родного края» |
| Оформление гербария. Фотовыставка. Оформление альбома. Озеленение класса. Выставка плакатов |
«Лесная речка» |
| Фотоконкурс «Самое красивое место реки». Игра «Поле Чудес» Украшение забора школьного двора бросовым материалом |
В опыте С.Т.Шацкого «Школа – центр воспитания в социальной среде» раскрыты вопросы «открытой» школы.Никто не должен руководить в работе, - отмечал С.Т. Шацкий - Руководитель не пророк, не авторитет, он не руководит, а работает, представляет собой связующий фермент, при помощи которого работа оживляется. сформулировав основные теоретические положения воспитательной концепции работы с детьми, С.Т. Шацкий обосновал ведущее значение социальной среды в формировании личности ребенка. Он утверждал, что социальная среда при правильной ее организации, способна проявлять, укреплять и развивать положительные способности, мысли и чувства в детях. Он писал: «Лучшее средство в деле воспитания – это дать появиться в душе ребенка какому-нибудь хорошему чувству, и, смотря по силе этого проявления, на душе тогда останется более или менее глубокий след, память о пережитом, которая направляет волю. Пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, добры, деятельны… Пусть они помнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе. Это очень важно».
На основе концептуальных идей и задач воспитания им были сформулированы основные принципы и требования к организации воспитательного процесса:
- Воспитание ребенка должно осуществляться в связи с воспитательными влияниями всей социальной среды.
- Школа должна связать свою работу со всеми культурными ячейками, работающими также над поднятием культуры окружающего населения.
- Изучение семьи осуществляется при непосредственном знакомстве с семьей через детей.
принцип социальной обусловленности привело к появлению не использовавшихся в педагогической науке: педагогическая среда, школа - центр воспитания в среде и т.д.
Большое значение С.Т. Шацкий придавал преемственности работы с семьей. Он писал, что осуществить концептуальные идеи воспитательной работы с детьми можно лишь вместе с теми элементами социальной жизни, которые в широком смысле воспитывают детей. В первую очередь,- это семья. Для этого надо научиться работать вместе с родителями учащихся. Работать вместе с семьей – это значит регулировать условия жизни детей в семье: необходимо сплачивать семьи, их кооперировать, ставить перед ними общие задачи. Для детей отвоевываются в семье уголки, семья помогает следить за детским режимом. Эта работа опирается на тщательное изучение условий семейного быта и ее педагогических возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные формы организаций методической работы в школе».
Вашему вниманию представляется работа, представленная на соискание академической степени магистра на тему: «Инновационные формы орган...
Применение инновационных технологий в воспитательной работе.
Сообщение на ШМО классных руководителей. Из опыта работы....
Применение инновационных форм и методов работы в логопедической деятельности с целью эффективности обучения.
В данном докладе рассказывается об инновационных методах работы логопеда: крупотерапия, тестопластика, ниткография, сказкотерапия,музыкотерапия, мнемотехника и т.д....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Доклад для областного православног фестиваля "От Рождества до Пасхи"https://yadi.sk/i/GgkdPpFBGeNg8w...
Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с од...
Инновационные формы и методы работы с детским коллективом.
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного и воспитательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигну...
Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как заинтере...