Применение инновационных форм и методов работы в логопедической деятельности с целью эффективности обучения.
опыты и эксперименты по логопедии по теме
В данном докладе рассказывается об инновационных методах работы логопеда: крупотерапия, тестопластика, ниткография, сказкотерапия,музыкотерапия, мнемотехника и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационные методы, применяемые на логопедических занятиях | 47.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ЧИБИСОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
Большинство детей, поступающих на логопедический пункт, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются и проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, моторики, сенсорных функций, пространственных представлений, трудности приема и переработки информации.
У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Они часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.
В задачи работы учителя-логопеда входит коррекция не только речевых нарушений, но и отклонений в развитии психических процессов ребенка. Следовательно, необходимо так выстроить свою работу, чтобы оказать ребенку полноценную, комплексную помощь. (Слайд 1).
Эффективность логопедической работы во многом зависит от положительного фона занятия, интереса детей к заданиям. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, чем на обычных уроках. Предстояло искать новые формы и методы работы.
Формулировка «Инновационные технологии» может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, помогающие учителю-логопеду в работе.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. (Слайд 2).
Одной из таких инновационных форм, которую я использую на занятиях, являются компьютерные технологии. Это технологии, которые основываются на применении компьютеров. (Слайд 3).
Огромную помощь на занятиях оказывает мне логопедический тренажёр «Дельфа- 142». С его помощью можно решать следующие задачи логопедической работы:
- коррекция речевого дыхания;
- коррекция силы голоса;
- работа над устранением назального оттенка голоса;
- коррекция произношения гласных и согласных звуков;
- отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
- отработка дифференциации по твёрдости – мягкости;
- работа над звукобуквенным составом слова;
- работа над слоговой структурой слова;
- формирование обобщённого лексического значения слова;
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- работа над морфологическим значением слова;
- формирование и развитие навыка чтения;
- расширение словарного запаса;
- работа над построением плана речевого высказывания;
- развитие монологической речи.
Тренажер позволяет:
- внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений;
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал;
- использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова.
предложения, звучащую речь;
- подбирать материал с учетом индивидуальных особенностей ученика - разные уровни сложности.
(Слайд 4).
На логопедических занятиях использую и другие компьютерные программы, позволяющие одновременно с работой над речью осуществлять коррекцию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) ребенка («Учимся мыслить», «Учимся слушать», «Учим буквы», «Учимся анализировать» и другие).
Упражнения на компьютере в структуре логопедического занятия я провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение условий для сбережения здоровья, особенно, зрения.
В компьютерных программах заложена максимально возможная унификация операций, набор звуковых и визуальных сигналов, а также несколько уровней помощи и подсказок
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.
Следующая инновационная форма моей работы – крупотерапия – это игры с крупой. Также я использую на занятиях зерновые и бобовые. (Слайд 5).
Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает «смазанность», нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. (Слайд 6).
Для проведения упражнений можно использовать следующее оборудование: подносы разных размеров с низкими и высокими бортиками; пластиковые баночки и бутылочки, коробочки. Также, будет необходим исходный материал: зернобобовые (цветная и белая фасоль, горох, бобы), зерновые (зерна кукурузы, пшеницы), масличные (семечки подсолнечника), а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено).
Помимо рисования на подносах и выкладывания букв, крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:
- массаж ладоней с помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком);
- раскладывание круп и бобовых в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки;
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
- угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;
- заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами;
- вкладывание бобовых в отверстия разной формы и величины.
Чтобы упражнения проходили веселее и ярче, проводить их нужно в игровой форме и под музыку.
На своих занятиях я использую элементы тестопластики.
Тестопластика – это лепка из солёного теста различных фигур.
Данная форма работы способствует эффективному речевому развитию детей, особенно с заключением ОНР. (Слайд 7).
Использование тестопластики позволяет решать следующие задачи:
- Развивать мелкую моторику рук ребёнка, синхронизировать работу обеих рук;
- Обогащать сенсорный опыт детей, формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры;
- Вызывать положительные чувства и эмоции при работе с тестом;
- Широко использовать различные виды игр.
- Воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы.
- Воспитывать целенаправленность, аккуратность, умение довести работу до конца.
Упражнения с тестом:
- Положите ладоши на тесто, закройте глазки, почувствуйте, какое оно.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Вылепливание разных букв.
- Плющить тесто всей ладошкой.
- Катать колбаски.
- Катать маленькие колобочки одним пальчиком;
- Катать большие колобки ладошкой;
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Разложить на тесте (произвольно) крупы, бобовые.
- Вылепить геометрическую фигуру.
- Можно "поиграть" на поверхности теста, как на пианино или клавиатуре компьютера.
- Лепить буквы из теста
- Превращать одни буквы в другие
Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур.
В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.
Игры с нитями - прекрасное средство для коррекционной работы.
(Слайд 8).
Упражнения с использование нити:
- Написание букв;
- Превращение одной буквы в другую;
- Написание слогов, слов;
-Рисование геометрических фигур;
- Рисование простых предметов (помидор, огурец, дом, т.д.)
Эта работа позволяет одновременно решать ряд важных задач:
- Развитие творческих способностей.
- Развитие мелкой моторики
- Развитие речевой активности.
- Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
- Развитие мышления.
- Развитие внимания.
- Развитие памяти.
- Развитие воображения
- Совершенствование зрительного восприятия;
- Подготовка руки к письму
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Это лекарство, которое слушают.
Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.
На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:
- Прослушивание музыкальных произведений.
- Ритмические движения под музыку.
- Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.
- Выполнение письменных заданий под спокойную музыку.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
- Улучшению общего состояния детей;
- Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
- Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
- Стимуляции речевой функции;
- Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
Вся моя работа базируется на элементах сказкотерапии (Слайд 9), которые способствуют активизации коммуникативной деятельности ребенка, через формирование связной речи. В основе системы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности. Это позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и обеспечивает поступательное развитие.
Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей удивление, желание познавать, развивает у детей умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Основные элементы сказкотерапии;
- Ритуал входа в сказку (это помогает заинтересовать детей и создать настрой на совместную работу и войти в сказку).
- Сказочные герои на занятии.
- Прослушивание сказки.
- Ответы на вопросы по сказке
- Рассказывание сказок.
- Беседа по содержанию сказки с элементами психогимнастики.
- Сочинение сказок.
- Ритуал выхода из сказки.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. (Слай 10).
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Работа с использованием мнемотехники строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить это так, чтобы нарисованное было понятно детям. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихотворений;
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
Развлечения-соревнования – инновационная форма работы, складывающаяся на основе взаимопомощи и коллективизма, обмена опытом, формирующая самостоятельность, настойчивость, повышающая интерес и успеваемость, вызывающая прилив жизненной энергии, проходящая в виде игры-состязания, забавы.
На такие занятия приглашаются дети, посещающие учителя-логопеда, с родителями и между ними проводятся соревнования (Логопедический турнир, Логопедический КВН, т.д). (Слайд 11).
Используются различные задания: на развитие фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи; на развитие внимания, памяти, мышления; на развитие общей и мелкой моторики.
В своей практике использую элементы тестирования. Детям предлагаются задания:
- Выбрать из данных вариантов ответов один правильный.
- Вписать в предложения слова, подходящие по смыслу.
- Расположить предложения (ставя нужную цифру в квадратике) так, чтобы получился рассказ.
- Обведи ту цифру, под которой напечатан текст.
- Подчеркни в тексте предлоги, приставки, слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Детям нравятся занятия с использованием крупногабаритных разноцветных модулей. (Слайд 12).
Использование модулей способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления детей, личности ребенка, его творческих способностей, формированию пространственных представлений, внимания, восприятия величины, формы, цвета, активности, самостоятельности, Большое значение имеет игра. Большие, всевозможные формы и размеры, сочность красок и простота создания постройки – вызывает у малышей положительные эмоции и речевую активность.
Упражнения с использованием разноцветных модулей:
- постройте два домика (1-й с жильцами со звуком /ш/, 2-й – со звуком /ж/)
- собери слог, слово;
- сделай схему слова;
- вставь пропущенную букву в слово;
- поменяй первую букву в слове так, чтобы получилось новое слово;
- собери картинку из частей.
Использование инновационных форм и методов работы в сочетании с традиционными помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме. (Слайд 13).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение мультимедийных технологий в обучении младших школьников. Методы проектирования как инновационная форма творческой деятельности учащихся.
Пример работы класса над проектом по теме: «Птичья столовая» (4 класс).Тип проекта: учебный, практико-ориентированный.Аннотация: Данный проект проводится в рамках внеклассной работы и предметных...
Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...
Эффективность применения инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ
Данный материал поможет в выборе инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ...
Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий
Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение наборо...
" Инновационные формы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
В статье приводятся примеры эффективных способов развития познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста....
Методические рекомендации "Организация сетевого проекта с целью подбора, апробации и применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы школа-ВУЗ"
Аннотация: в статье представлен практический опыт ГКОУ РО “Ростовская школа- интернат No28” применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы ...
Использование активных форм работы во внеурочной деятельности с целью повышения мотивации к обучению
Презентация к докладу по теме "Использование активных форм работы во внеурочной деятельности с целью повышения мотивации к обучению"...