«Инновационные формы организаций методической работы в школе».
методическая разработка на тему
Вашему вниманию представляется работа, представленная на соискание академической степени магистра на тему: «Инновационные формы организаций методической работы в школе».
Преобразования, характеризующие современный этап развития Кыргызской Республики, затронули и сферу образования. В условиях перехода школ к инновационной деятельности, изменению требований к их работе, различию в контингентах учащихся назрела необходимость в модернизации методической работы, в обосновании ее разнообразных форм, отвечающих духу времени.
Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможности, последствия, способы к сотрудничеству; отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Обновление образования требует от педагогов уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развития дидактических умений, рефлексивных и прогностических способностей. Лишь
педагоги, достигшие определенного уровня профессионального развития, методической подготовки могут осознанно и активно включаться в поиск или в процесс освоения и введения инноваций в практику.
Теоретичность вузовской подготовки не позволяет формировать выше названный блок преподавательских умений, необходимых в условиях деятельности современной школы, что создает определенные проблемы в методической работе, в деятельности методических объединений. Возникло противоречие между необходимостью организации инновационной деятельности школ и значительным отставанием методических служб в данном процессе. Появилась потребность в модернизации методической работы, ориентированной на требования, предъявляемые к современной школе и ее выпускникам.
Актуальность и своевременность проблемы обусловила ее тему: «Инновационные формы организации методической работы в школе».
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая разработка инновационных форм организации методической работы в школе.
Объект исследования – методическая работа в школе.
В качестве предмета исследования выступают инновационные формы организации методической работы в школе.
В исследовании мы исходили из следующей гипотезы: решение проблемы будет успешным, если в школах:
- методическая работа будет проводиться в двух плоскостях:
традиционно-учебной и научно-исследовательской, соответствующей направлению деятельности школы и органически объединяющей эти два вида деятельности;
- методическая работа будет строиться на интегративной основе, органически сочетающей традиционные и инновационные формы ее организации.
Поставленные цель и гипотеза диссертации реализуются в следующих задачах исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме.
2. Дать характеристику современной методической работе и методической инноваттике;
3. Осуществить анализ опыта организации традиционной и инновационной методической работы в школе.
4. Исследовать особенности инновационных форм организации методической работы в школе.
Методологической основой исследования является философское учение о всеобщей связи и развитии, взаимообусловленности причин и следствий.
Конкретная методология исследования отражена в следующей литературе по проблеме.
Это в первую очередь труды, посвященные методической работе (Бекбоев И.Б., Бизова Т.А., Елистратов А.В., Хмель Н.Д. и др.)
Конкретная методология исследования отражена также в трудах, посвященных обновлению школы (Давыдов В.В., Занков Л.В., Кибардина Л.П., Мамбетакунов Э.М., Мирошниченко Л.П. и др.) В ряде трудов отражены вопросы инноваций в методической работе (Абдулина С.К., Ангеловски К., Коростелева Н.В., Немова Н.В. и др.)
Тема, задачи, гипотеза обусловили выбор совокупности методов исследования: изучение и анализ литературы по проблеме; изучение документации школьных методических служб; собеседования с субъектами и объектами методической деятельности школ; посещения, наблюдения и сопоставительный анализ традиционных и инновационных уроков; анкетирование, рейтинг, интервьюирование, педагогические наблюдения за деятельностью субъектов методической работы, педагогический эксперимент.
В качестве источников исследования служили: Конституция Кыргызской Республики, Конституция Республики Казахстан, Закон «Об образовании» Кыргызской Республики, Закон «Об образовании» Республики Казахстан, законодательные акты и решения Правительства Кыргызской Республики и Республики Казахстан.
Основной опытно-экпериментальной базой явилось средняя школа № 6 г. Тараз Республики Казахстан, школа - лицей № 17 им. А.С. Пушкина г. Бишкек, средняя школа. № 45 Бишкек.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа:
Первый этап – 2004-2005 г.г. - связан с теоретическим осмыслением проблемы, что позволило сформировать основные теоретические положения исследования, опреледелить рабочую гипотезу, наметить программу опытно-экспериментальной работы.
Второй этап – 2005-2006 г.г. - связан с анализом и систематизацией собранного материала, с осуществлением опытно-экспериментальной работы.
Третий этап – 2006-2007уч. г.г. – включал в себя анализ и обработку полученных данных, формирование результатов проделанной работы.
Ведущая идея исследования заключается в следующем.
Методическая работа в школе может тогда считаться инновационной, когда в ее основе будет лежать творчески-коррекционная работа, направленная на выявление и устранение недостатков и затруднений в деятельности учителей и будет задействована экспериментельно-исследовательская работа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
- выделены направления и формы модернизации методической работы в современной школе;
- установлена целесообразность эффективного использования ранее известных форм методической работы, необходимость модернизации других, адаптации к новым требованиям и условиям школьной работы третьих; определяется потребность в разработке новых форм, соответствующих реалиям современной жизни.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических материалов и рекомендаций по созданию инновационных форм организации методической работы, которые могут быть использованы в современной школе, как опытными, так и начинающими учителями.
Личный вклад соискателя заключается в следующем:
1. Изучен требующий своего дальнейшего распространения опыт работы ряда школ Казахстана и Кыргызстана по организации деятельности методических служб и методической работы в целом.
2. Определены и внедрены в практику выявленные разработанные и экспериментально апробированные инновационные формы организации методической работы.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обуславливается надежной методологической базой и многосторонностью исследования, апробацией результатов исследования, педагогическим экспериментом, репрезентативностью исследовательских выборок.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Необходимость организации инновационной деятельности современной школы требует соответствующих изменений и координации её методической работы.
2. Успешность методической работы современной школы зависит от оптимальности сочетания традиционной и инновационной, предметной и внеурочной деятельности, разнообразия ее форм.
3. Инноватика в методической работе требует применения достаточно новых форм ее организации, таких как: подготовка и обучающий анализ урока; составление методических паспортов учителя; работа коррекционных мини активных творческих групп; теоретические семинары, практикумы, деловые игры; школы молодого учителя и педагогического опыта; создание тематических альбомов; доклады и сообщения; дискуссии, дебаты, полемики; консультации с научными руководителями и привлеченными специалистами; проведение педагогических консилиумов; выставки лабораторий учителей; различные виды экспертиз, экспертиза деловые, ролевые и ситуативные игры и т.д.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования докладывались на педагогических советах СШ. № 6 г. Тараза, школы – лицея №17 им. А.С. Пушкина г.Бишкека, на городских семинарах и конференциях.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении показана актуальность исследования, его научная новизна и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Теоретические основы инновационных форм организации методической работы в школе» проводится анализ точек зрения педагогов и методистов на особенности современной методической работы в школе, проанализированы виды инноваций, мотивы и условия возникновения их эффективности. В главе раскрывается сущность и дается характеристика инноваций в современной школе.
Во второй главе – «Методика экспериментальной апробации инновационных форм организации методической работы» описан опыт организации как традиционной, так и инновационной методической работы,
представлена программа, ход и результаты эксперимента.
В заключении содержатся основные выводы исследования, и определяется направление дальнейшей разработки поставленной проблемы.
Для решения поставленных исследовательских задач в первую очередь была исследована литература по проблеме; изучались в основном труды в частности отечественных учённых. Было выявлено, что многие учённые-педагоги занимались этим вопросом и дали своё толкование и определение методической работе.
В Кыргыстане данную проблему решали учённые Кыргызской академии образования. Это Бекбоев И.Б., Кибардина Л.П., Рыспоев С. И многие другие.
Это и работа над учебниками нового поколения и вопросы повышения квалификации, и внедрение инновационных методов обучения. В результате было выявлено, что вопросы организации методической работы в современной школе являлись и являются предметом изучения и осмысления учённых-педагогов прошлого и настоящего. Анализ литературы по проблеме позволил выявить сущность и характеристику современной методической работы. В частности были выявлены направления методической работы и её задачи.
Поскольку речь идёт об инновационных формах организаций, в исследовании определены и её задачи. К ним мы относим:
- устранение методических ошибок и затруднений;
- организация инновационной деятельности по внедрению в практику достижений науки и практики;
- выработка новых подходов к осуществлению руководства и контроля за этой деятельностью;
- поиск оптимальных направлений и способов взаимодействия всех членов педагогического коллектива.
Было так же дано определение «педагогической инновации под которой понимается изменение, направленное на повышение уровня и качества обучаемых, а также расширение спектра целей, достигаемых в учебном-воспитательном процессе.
Для более глубокого осмысления проблемы нами был изучен опыт методической работы СШ. №6 г. Тараз (структура, план работы, основные мероприятия по организации методической работы). Аналогичная работа проводится в школах Кыргызстана (в частности, мы изучили опыт работы школы-лицея №17 и СШ. №45 г. Бишкек). Анализ опыта работы школ подтвердил необходимость усиления её инновационной составляющей, что потребовало проведение эксперимента.
Цель эксперимента-повышение уровня методической работы школьных учителей.
Для оптимизации методической работы нами была разработана «Уровневая модель методической работы», которая позволила проводить эксперимент на разных уровнях «на индивидуальном, на уровне методических объединений, на уровне постоянно действующего семинара, на уровне научно-методических творческих объединений и научно методического совета.
При этом применялись различные формы организаций методической работы: составление методических паспортов учителя и школы, работа коррекционных групп, выставки лабораторий учителя, организация проективной деятельности, деловые игры и т.д. В результате произошли изменения как результат применения инновационных форм методической работы. А именно: повысилось качество преподавания и как результат качества знаний учащихся, что отражено на следующих схемах:
Умения | До экспер. в % | После экспер. в % | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
1. Коммуникативные |
27,6% |
29,1% |
43,3% |
52,3% |
26,1% |
21,6% |
2. Организаторские |
23,4% |
31% |
45,6% |
49,2% |
36,4% |
14,4% |
3. Конструктивные |
34,8% |
32,9% |
32,3% |
56,8% |
34,1% |
9,1% |
4.Гностические | 21,2% | 29,8% | 49% | 38,4% | 35,6% | 26% |
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В процессе развития и становлений системы образования формировалась и система методической службы, обеспечивающая достаточная досигательность высокий уровень методической работы. Сформировавшиеся при этом формы организации методической работы не потеряли своего значения и наши дни.
2. В то же время реформы, проводимые в системе образования, актуализирована проблема обновления методической работы, которая обусловлена следующими факторами:
- изменением ценностей современного образования, что предъявляет требования к личности учителя, его профессиональному и педагогическому мастерству;
- необходимость создания нового технологического обеспечения методической литературы (программы, методические разработки, научно-исследовательские разработки и т.д.)
- возрастанием роли управленческой деятельности учителя при проведении учебных занятий; проявлением им профессиональных умений, способностей к творчеству;
- возрастанием роли самостоятельности ученика в учебном процессе, необходимость образования;
- необходимость изучения и повышения мотивации профессиональной деятельности учителей.
3. Необходимость развития методической инноватики потребовала теоретического анализа современной методической работы, выявление е определения и сущность характеристик. Большую роль в обозначенном процессе сыграл анализ практической методической работы, который показал целесообразность усиления инновационной составляющей в методической деятельности школ. Данная позиция обусловила проведение специально организованной экспериментальной работы.
4. Проведенный эксперимент позволил обозначить следующие направления методической работы:
1. выбор оптимальной для своей школы структуры методической работы.
2. Введение новых субъектов методической работы: кафедры, школы профессионального мастерства, педагогическая студия, мастер классы, творческие группы учителей, временные творческие коллективы, проектные команды и т.д.
3. Придание работе профессиональных объединений целевого характера по развитию профессиональных умений конкретных учителей, профессиональных навыков педагогической технике.
4. Построение работы методической службы в том числе определение содержания, структуры и формы работы, на диагностической основе.
5. Усиление научно-теоретического направления в содержании методической работы.
6. Работа по развитию интеллекта, культурного кругозора учителя как специально организованная деятельность (например, музыкальный салон, философские чтения и т.д.). Данное направление деятельности необходимо, поскольку любая технология основана на личной общей культуре учителя.
7. Постепенная индивидуализация в работе с кадрами.
8. Применение на ряду с традиционными инновационных форм работы (ролевые и рефлексно-ролевые игры; теоретические конференции, учительские конкурсы и т.д.).
9. Организация технической подготовки учителей (обучение работе с компьютером).
10. Изучение мотивов творческой профессиональной деятельности и учет их в организации методической работы.
11. Срезы, проведенные до и после эксперимента, показали усиление мотивации учителей к профессиональной деятельности, повысился уровень педагогического мастерства и уровень качества учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_papka_-_kopiya.zip | 138.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление методической работой в современной школе.
Методическая работа сложное звено в учебном процессе современной школы. Даже само понятие методической работы рассматривается в разных источниках по-разному.
В современной школе под методической работой понимается система действий, направленная на развитие и повышение творческого потенциала всех участников образовательного процесса: и учителей, и учеников, и, по возможности, родителей. Эта система действий в каждой школе своя, но невозможно получить высокий результат, достичь поставленных целей, если не будет грамотно организовано управление методической работой.
Задача управления методической работой заключается в приобщении всех педагогов (или, по крайней мере, большинства) к активной деятельности, личностной ответственности, желанию организовывать, творить рефлексировать. Подобные задачи ставит учитель, организуя свой урок. Поэтому управление методической работой – понятие широкое и мнослойное. Это также понятие, т.к. изначально в словах «творить» и «управлять» заложено определенное противоречие. Сложно управлять творческим процессом. Думается, что педагогическое и управленческое общение построить таким образом, что во взаимодействии были созданы условия, в которых педагог знал бы перспективную цель своей деятельности, понимал, что школа и его ученики будут успешны, если сам учитель готов меняться, творить, преобразовывать, рефлексировать.
Анализируя опыт методической работы ряда школ Казахстана и Кыргызстана, мы можем выделить несколько направлений, помогающих сделать методическую работу управляемым процессом.
- Создание нормативной базы, к которой относятся базы, к которой относятся республиканские, областные, городские нормативно-правовые документы (Концепция модернизации, профильного обучения, Программа развития и другие): внутришкольные положения и рекомендации (о ведении классного журнала, о ведении ученических тетрадей, о единой орфографическом и речевом режиме и другие). Внутришкольные нормативные документы могут создаваться всем педагогическим коллективом. Внутренние нормативные документы создаются совместно с педагогическим коллективом. Нормативная база необходима для постановки перспективных задач, для создания единого образовательного пространства, в котором есть определенные нормы, разумные ограничения. Это помогают не только управлять, но и корректировать деятельность самим педагогам, оказывает помощь ученикам и их родителям, который знают, какие требования предъявляются к их детям и на основании какой нормативной базы.
- Научно – методическое сопровождение учителей, которое должно осуществляться, исходя из профессиональных задач и проблем, стоящих перед современным учителем. Анализ методической работы рада школ показывает, что научно – методическое сопровождение учителей построено, как правило, по следующей схеме. (см. таблицу 1)
Таблица 1.
Научно – методическое сопровождение.
Скрытое сопровождение | Прямое сопровождение |
Образовательные программы | Консультативная деятельность (индивидуальная и групповая) через научного консультанта школы |
Формы и методы работы на уроке, Применяемые технологии | Консультации и семинары методических служб города |
Открытые уроки | Творческие группы, проблемные лаборатории, методические объединения |
Рефлексивная деятельность | Научно – практические конференции |
Педагогические советы, консилиумы | Курсы повышения квалификации |
- Психолого – педагогическое сопровождение учебного процесса осуществляется через психолого – педагогические службы не только школ, но и города в целом. Оно помогает учителям осознавать, открыть для себя круг вопросов и проблем, связанных не только с изучением предмета, но личностным духовным саморазвитием и развитием ученика
- Создание открытого информационного пространства школы. Один из основных принципов управления методической работой – щадящий контроль администрации за деятельностью педагогов и отслеживание результатов данной деятельности. Внешний мониторинг, включающий результаты республиканского тестирования, трудоустройство выпускников, удовлетворенность учебным процессом и т.д. и внутренний (промежуточная и итоговая аттестация, административные контрольные работы, сформировать общеучебных умений навыков) должны быть, по нашему мнению открыты и доступны для учителей, учеников и родителей. Необходимая информация может размещаться на сайте школы, на информационных стендах. Продвижение каждого ученика можно увидеть и самим учащимся, и их родителям. С этой целью в школах создаются карты личных достижений каждого ученика, в которых результаты сравниваются только со своим результатом за такой же период прошлого учебного года. В карте личных достижений можно увидеть сформированность общеучебных умений и навыков, нормы всех достижений можно увидеть сформированность общеучебных умений и навыков, нормы всех показателей, отклонения, результаты тестирования и средний балл проведенного тестирования, что позволяет оказать своевременную помощь ребенку. Открытое информационное пространство помогает проанализировать результаты самому учителю, выбрать пути для их реализации. Согласование деятельности идет не только с учащимися, но и с родителями, что позволяет работать в единой команде и достигать оптимальных разультатов.
Проделанная за год работа методическая работа обобщается, систематизируется и представляет в школьных методических изданиях.
Думается, что организуемое подобным образом управление методической работой способствуют её оптимизации и применению инноватики.
Использованная литература
1. Абдулина С.К. Опыт работы Фёдоровского методкабинета. Учитель Башкирин.-1995-№1.-с. 3-5
2. Абдулина С.К. Методическая работа в современной школе Казань: Поволжское отделение. РАО, 1999,-64 с.
3. Абдулина С.К. Инновационные подходы к организации методической работы школы. Казань: Поволжское отделение РАО, 2000.- 154 с.
4. Ангеловски К. Учителя и инновации-М.: Просвещение, 1991.-271 с.
5.Атутов П.Р. Технология и современное образование Педагогика. -2006-№2 –с.7-9.
6. Афанасьев В.Г. Системность и общество.- М., 1980. – 189с.
7. Бабанский Ю.К. «Оптимизация процесса обучения» - М.,1977
8. Бекбоев И.Б., Мирошниченко Л.П. «Состояние и пути развития системы образования в Кыргызской Республике» - М., 2000.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.,1989.
10. Беспалько В.П. Педагогика и профессиональные технологии обучения. -
К вопросу об инновационных формах организации методической работы в школе.
Анализу литературы по проблеме показывает различные точки зрения изученных – педагогов и методистов на особенности современной инновационной методической работы, на её содержание, функции, достоинства и недостатки: проанализированы виды инноваций, мотивы и особенности их возникновение и эффективности. К одной из таких особенностей можно отнести целенаправленным отход так называемой, бездетной педагогики, повышение интереса к методам реализации личностно – ориентированного технологического подхода в обучении и развитии, стремление к демократизации школьного управления, анализирование творчества учителей, многонаправленность и др. Под « педагогической инноваций понимание изменение, направленное на повышение уровня и качества знаний обучаемых, расширение спектра целей, достигаемых в учебно – воспитательном процессе, сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья всех участников образовательного процесса.
Традиционно выделяют следующие нестандартные формы организации методической работы.
А) организация углубленной подготовки учащихся по отдельным предметам ( гимназии и школы, имеющие классы с углубленным изучением предметов);
Б) системная работа школы над единой темой, которой подчинены интересам педагогического, административного, ученического и родительского коллективов;
В) профильная работа школы, ориентированная на предпрофессиональную подготовку учащихся к определенной области (лицеи);
Г) сочитание общеобразовательной подготовки со средним специальным образованием (техникумы, ПТУ и школы со специальными «техническими классами);
Д) школы, сочетающие общеобразовательную подготовку с профессиональной подготовкой первой степени на уровне первых курсов соответствующего ВУЗа (колледжи).
Каждое направление имеет свои особенности, требующие несение соответствующих изменений в их методическую работу, учёта обозначенной специфики.
Опыт методической работы школ, действующих в инновационном режиме, позволил выделить следующие задачи инновационной методической работы. Это – устранение методических ошибок и затруднений, организация инновационной деятельности по внедрению в учебный процесс новейших достижений науки и практики, выработка новых подходов к осуществлению руководства и контроля этой деятельностью, поиск оптимальных направлений и способов взаимодействия всех членов управленческого звена.
Изучая опыт работы ряда школ по организации инновационной методической деятельности, мы систематизировали её, что позволило выделить следующие направления: изучение теории преподаваемого предмета; установление связей с профилем образовательного учреждения; создание содержания единых и методических комплексов, подчинённых целям и задачам инновационного учреждения; ознакомление с новыми достижениями науки и практики; отбор и апробирование новых обучающих систем и рекомендаций определение целесообразных направлений углубленного изучения предметов; формирование базы данных об учебных и творческих способностях школьников, способах их выявления и развития; решение вопросов комплектования и работы дифференцированных классов и групп, кооперация работы отдельных учителей и инициативных творческих групп; овладение современными технологиями обучения; выявление и устранение методических затруднений; создание специфических систем воспитательной работы; овладение основами научной организации труда; выработка стратегий воздействия на учащихся; устранение собственных недостатков; экспериментально-исследовательская работа и др.
Их названных направлений организации методической работы в школе хотелось бы выделить такое направление, как организация инновационных творческих групп по решению отдельных проблем эффективного обучения школьников. Их комплектование и деятельность осуществляются, как правило, на основе определения целей, тем и задач инновационного образовательного учреждения и подчиняются следующим принципам:
- Тематика исследований этих групп и отдельных учителей, учавствующих в творческом поиске данного образовательного учреждения, должна быть подчинена целям и задачам его инновационной деятельности и предствалять собою частную составляющую общей темы работы учреждения. (принцип централизации).
- Совокупность тем инициативных творческих групп и индивидуальных исследований отдельных учителей должны обеспечивать и завершать исследовательскую работу в целом. (Принцип дополнения). Этапность и сроки завершения конструирующей работы и экспериментальной апробации её результатов должны быть синхронизированы, обеспечивать непрерывность развёртывания основной темы. (Принцип синхронизации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации методической работы в «Школе взросления»: сотворчество администратора и учителя
Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса; система взаимосвязан...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. О...
Сочетание инновационных и традиционных моделей и технологий проектирования и организации методической работы.
Доклад был написан для выступления на районном семинаре заместителей директора школы по УВР....
Инновационные подходы к организации методической работы в ШМО учителей начальных классов.
Инновационные подходы к организации методической работы в ШМО учителей начальных классов....
Характеристика основных форм организации методической работы в ОО
Характеристика основных форм организации методической работы в ОО...