Применение инновационных технологий в воспитательной работе.
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Сообщение на ШМО классных руководителей. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение инновационных технологий в воспитательной работе.
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Выпускник современной школы должен:
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.
Целью воспитательной работы нашей школы является создание условий для выявления и развития способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной к творчеству. Одной из основных целей по реализации методической темы является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Методическая тема школы, связанная с повышением мастерства учителя, и работа по теме самообразования «Повышение профессиональной компетентности учителя начальной» школы подтолкнули меня к мысли, почему бы не использовать инновационные технологии и в воспитательной работе. Причин для размышления можно назвать несколько:
- Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
- В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
- Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать чему-то ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии.
Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Я начала с применения самых простых технологий:
- здоровьесберегающей и оздоровительной технологий, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его. (физкультминутки, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней.
- Игровые технологии использую также при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями)
Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей. Мне оказала и оказывает большую помощь книга «Классному руководителю о классном часе» под редакцией Е.Н.Степановой.
В следующую группу я бы хотела объединить
- технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Учитель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учится ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные- неверные утверждения, прогнозирование по названию, вопросительные слова, На 2- ой стадии осмысление происходит сама работа с текстом: чтение с маркировкой, составление таблиц. На этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например "Токсикомания», «Компьютер: за и против».
В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование
Информационно-коммуникационных технологий в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме.
Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же, учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.
В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.
Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию учителя. Если ранее при подготовке классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии, Internet-ресурсы, могу заглянуть на форумы и посмотреть, чем занимаются коллеги, над чем работают они. Сегодня мы способны свободно, уместно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ. Красочность и увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают воспитание в живой, творческий, естественный процесс. Одним из главных помощников для учителя является Интернет. Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intrneturok.ru
Но более действенным способом работы с компьютером я считаю использование подготовленных с учетом определенных требований мультимедийных презентаций. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Презентации, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты делают проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной как для учащихся, так и для родителей. Я вижу целый ряд преимуществ презентации Power Point в:
- сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
- возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
- возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
- возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
- активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового материала;
- экономии учебного времени;
- развитии креативных способностей в организации учебной деятельности
Но все вышеназванные работы с компьютером объединяет в себе интерактивная доска. Благодаря чудо-доске по гиперссылкам можно очень быстро выйти в интернет на нужный сайт, выделить цветом необходимую информацию в любом документе, скрыть информацию, открыть, перетащить.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологий в воспитательной работе
Применение инновационных технологий в воспитательной работе...
«Применение современных технологий в воспитательной работе»
В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования. Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединен...
Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной работе
Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе....
Применение инновационных технологий в воспитательной работе
В статье дается описание инновационных воспитательных технологий и способы их применения...
Инновационные технологии в воспитательной работе
…Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы ру...
Инновационные технологии в воспитательной работе
(Слайд 2) …Творчество есть необходимое условие существования, и все, что ...
Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным.
Реализация программы социальной активности обучающихся «Орлята России» в МБОУ «СОШ № 9», г. Зима (2022-2023гг)...