календарно тематическое планирование кружок "Турист - краевед"
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Календарно тематическое планирование кружка "Турист - краевед". Разработано для учеников начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Порецкая СОШ»
Программа
«Турист-краевед»
Направленность:
культурологическая
Для учащихся 3 класса
2 год обучения
Составила:
Маркелова Марина Николаевна
2011 год
Пояснительная записка
Глубокие перемены, происшедшие в жизни России, ослабили внимание к роли патриотического воспитания подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к историческому и культурному наследию страны, города, села.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является туризм и краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенным они окажутся в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Значение туризма и краеведения в образовании детей трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но так же затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии.
Туристско-краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени.
Использование экскурсий, путешествий и систематических краеведческих наблюдений расширяет кругозор детей, способствует освоению разносторонних практических навыков, воспитывают любовь к малой родине.
Программа рассчитана на учащихся третьего класса. За основу второго года обучения взята программа Ф. Г. Багаутдиновой «Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе»; М.:ЦДЮТиК МО РФ, 2008 г. с изменением количество часов в УТП и подачи материала обучающимся. Предусмотрено большее количество экскурсий и прогулок, благодаря этому образуется коллектив обучающихся, у них прививается интерес к предмету.
Примерная учебная программа рассчитана на 120 часов, с октября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
Каждая тема включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Значительная часть времени отводится теме «Край, в котором я живу», знакомству с географией, историей, культурой родного края.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Цели программы:
- воспитание патриотизма и любви к Родине;
- возрождение духовности;
- обеспечение развития личности каждого ребёнка коллективе;
- обеспечение занятости учащихся;
- оздоровление учащихся;
- создание условий для качественного освоения каждым участником туристских навыков, для успешного развития в коллективе и «выживания» в природе каждого участника.
Задачи:
Обучающие: формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры.
Воспитательные: формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения; развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры.
Развивающие: развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала; развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности.
Оздоровительные: организация активного отдыха и оздоровление на занятиях в условиях природной среды..
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение | 1 | 1 | - | |
1. | Я и моя семья | 6 | 1 | 5 |
2. | Природа родного края | 16 | 5 | 11 |
2.1 | Растительный и животный мир родного края | 12 | 4 | 8 |
2.2 | Охрана природы. | 6 | 2 | 4 |
3. | Мой город | 21 | 7 | 15 |
3.1 | История города. | 6 | 2 | 4 |
3.2 | Улицы и площади города | 6 | 2 | 4 |
3.3 | Памятники и памятные места города | 3 | 1 | 2 |
3.4 | Современная жизнь города | 5 | 1 | 4 |
3.5 | Зеленый наряд города | 2 | 1 | 1 |
3.6 | Сыктывкар в годы Великой Отечественной войны. | 2 | 1 | 1 |
4. | Край, в котором я живу | 35 | 10 | 25 |
4.1 | Республика наша - родной край. | 14 | 4 | 10 |
4.2 | История родного края | 14 | 4 | 10 |
4.3 | Культура, искусство, литература. | 10 | 2 | 8 |
5. | Основы туризма и ориентирования | 34 | 8 | 24 |
5.1 | Основы безопасности | 3 | 1 | 2 |
5.2 | Снаряжение туриста. | 6 | 2 | 4 |
5.3 | Место привала | 8 | 2 | 6 |
5.4 | Элементы ориентирования на местности. | 10 | 2 | 8 |
5.5 | Поход выходного дня | 9 | 1 | 8 |
6. | Учебно-познавательные поездки и участие в массовых мероприятиях | 6 | - | 6 |
Итого | 120 |
ИТОГО: 120 часов
Содержание программы
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения (изучение и познание окружающего мира).
- Я и моя семья
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Профессии членов семьи. Семейные реликвии.
Практические занятия: сочинения, рисунки, устные рассказы.
- Природа родного края
- Растительный и животный мир родного края.
Климатические особенности Владимирского края. Их влияние на природные условия. Растительный и животный мир Владимирского края. Лес – зеленое богатство республики. Лесные обитатели – герои народных сказок, песен, загадок, пословиц. Значение леса в жизни человека. Водоемы области и их обитатели. Богатства недр Владимирского края.
Практические занятия: Работа с гербарием; наблюдения за деревьями в разное время года; игра «Угадай по их описанию» (определение деревьев по их признакам), игра «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?». Прогулка в лес.
- Охрана природы.
Знакомство с «Красной книгой». История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные. Охраняемые территории.
- Мой родной город
3.1 История города.
История основания города. Место основания города. Названия города. Легенды и предания, связанные с основанием города. Как жили в Суздале, Владимире. План застройки города. Геральдика города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве.
Практика: экскурсия к месту основания города, экскурсия в музей родной природы, работа с картосхемой города, изображениями гербов, открытками, репродукциями.
3.2 Улицы и площади города.
Центральные улицы города, их облик; название и расположение в разные периоды жизни города. Микрорайон школы, дома.
Практика: Экскурсия по улицам города, сочинения на тему «Моя любимая улица».
3.3 Памятники и памятные места города.
Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники. Памятники культовой архитектуры.
Практика: Экскурсия к памятникам, работа с открытками, фотографиями, буклетами.
3.4 Современная жизнь города.
Музеи, библиотеки, театры, другие культурные, научные и религиозные центры города. Основные промышленные предприятия города. Транспорт.
Практика: посещение театра, библиотеки, экскурсия на одно из предприятий.
- Зеленый наряд города.
Парки, скверы. Породы деревьев и кустарников, озеленяющих город. Охраняемые растения, экологическая обстановка в городе.
Практика: экскурсии в парки города: Добросельский, Городской парк, парк Дружбы.
- Владимир в годы Великой отечественной Войны.
Краткие сведения о жизни города в данный период.
Практика: экскурсия к мемориалам.
- Край, в котором я живу.
4.1 Родной Владимирский край.
Понятие о Владимирском крае как о составной части России. Карта нашего края. Символы. Формы поверхности. Водоемы. Города.
Практические занятия: Рисунки герба, флага. Работа с рисунками, пазлами, картами и т.д. Экскурсии в музей.
4.2 История родного края.
Владимирский край в древности. Легенды и предания. Пётр и Феврония Муромские, Андрей Боголюбский, Софья Суздальская, Илья Муромец, Соломония Сабурова – святые земли Владимирской. Традиционные занятия Владимирского края. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта. Интерьер крестьянской избы. Как учились в старину.
Практические занятия: Игра-лото «Традиционные предметы быта », экскурсии в музей, чтение литературы просмотр видеофильмов.
4.3 Культура, искусство, литература.
Народные музыкальные инструменты. Писатели, художники, композиторы Владимирского края.
Практические занятия: Тематические экскурсии в школьный музей и музеи Суздальского района, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.
Основы туризма и ориентирования
- Основы безопасности
Основные правила безопасного поведения юных туристов при участии в туристской прогулке, экскурсии в парк (лес). Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Правила поведения в учебных учреждениях, музеях.
- Снаряжение туриста.
Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение для туристской прогулки. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезоном года и погодными условиями. Особенности личного снаряжения для походов летних, зимних и в межсезонье и требования к нему. Укладка рюкзачка для туристского однодневного похода, размещение снаряжения в рюкзаке. Требования к упаковке продуктов для перекуса и групповых продуктов, выданных для транспортировки на время похода.
Назначение группового снаряжения: костровое; кухонное
Практические занятия: Укладка рюкзака; игра «Что берем в поход?»
- Место привала
Понятия «бивак», «охрана природы». Требования к бивакам (дрова, источник воды, безопасность, эстетичность, экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, отдыха, гигиены, забора воды и мытья посуды). Правила охраны природы при организации бивака.
Практические занятия «Найди ошибки в организации бивака» (по рисунку)
- Элементы ориентирования на местности.
Простейшие элементы ориентирования на местности по местным признакам (муравейники, мхи, лишайники, крона деревьев). Первоначальное понятие о карте и топознаках. Компас, его назначение.
Практические занятия: Зарисовка топознаков. Работа с компасом (определение сторон горизонта).
5.5 Поход выходного дня
Поход выходного дня. Подготовка к походу. Распределение обязанностей
Практические занятия. Туристская полоса препятствий в походе (бревно, кочки, перенос пострадавшего, укладка рюкзака, узлы, параллельные веревки, маятник).
6. Учебно-познавательные поездки и участие в массовых мероприятиях
Требования к знаниям и умениям
знать:
- алгоритм подготовки похода;
- «Рекомендации участникам туристических походов»
- требования техники безопасности в походе;
- общие подходы к организации и проведению походов;
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- правила приготовления пищи;
- правила обустройства бивуака;
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
- историю, географию, экологию и биологию Ульяновской области;
- основы топографии и ориентирования;
- значение и правила применение узлов.
уметь:
- оказывать первую доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваниях;
- выполнять функции любого участника похода;
- самостоятельно подготовить и провести многодневный поход;
- составлять отчёт о походе;
- корректировать карту;
- свободно ориентироваться на природе;
-вносить изменения в «Рекомендации участникам туристических
походов»
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- пользоваться примусами; разжигать костер
- обустраивать бивуак;
- завязывать 10 узлов;
- выполнять отдельные элементы техники пешеходного туризма;
- оказывать первую медицинскую помощь при легкой степени повреждения;
- выполнять площадную топосъемку.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Раздел программы | Формы занятий | Дидактические материалы и техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Я и моя семья | беседа, игра | Рабочие карточки, плакаты, примеры родословных деревьев | Устный рассказ, рисунок |
Мой город | Экскурсии, игры, беседы, рисование | Схема микрорайона, фотографии зданий, памятников и др. достопримечательностей микрорайона, герб города Сыктывкара, фотографии города. | Викторина |
Природа родного края | Экскурсии, игры, беседы, викторины, работа с литературой, путешествия, рисование | Карта физическая РК, рабочие карточки, Иллюстрации к темам: растительный и животный мир РК, Красная книга РК | тест |
Край, в котором я живу | Экскурсии, игры, беседы, рисование, чтение и обсуждение литературных произведений. | Изображение герба, флага РК, карты, атласы, альбом репродукций «Легенды и сказания народа коми», коми народные сказки, этнографические экспозиции музеев | тест |
Основы туризма и ориентирования | Беседы, практические занятия на местности в помещении, соревнования, походы. | Наглядные пособия (узлы, костры, укладка рюкзака, бивак, способы ориентирования). Топографические знаки, компасы, спортивные карты. | Поход выходного дня |
Список рекомендуемой литературы для учителя:
1. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростовский университет, 1988.
2. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М., ФиС, 1988.
3. Куприн А.М. Занимательная картография. - М., Просвещение, 1989.
4. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей. - М., ЦДЮТур России, 1995.
5. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур России, 1996.
6. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М., ЦДЮТур России, 1997.
7. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. - М., ЦДЮТур России, 1996.
8. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур России, 1995.
9. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур России, 1996.
10. Шибаев А.С. Переправа. - М., ЦДЮТур России, 1996.
11. Шибаев А.С. В горах. - М., ЦДЮТур России, 1996.
12. Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени. - М., ЦДЮТур России, 1996.
13. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., ЦДЮТур России, 1997.
14. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков, - М., ЦДЮТур России, 1997.
15. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. - М., ЦДЮТур России, 1997.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1. Энциклопедия туриста. - М., БРЭ, 1993.
2. Берман А.Е. Юный турист. - М., ФиС, 1977.
3. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М., Профиздат, 1990.
4. Питание в туристском путешествии. - М., Профиздат, 1986.
5. Матюцкий С.П. Туристу о растениях. - М., Профиздат, 1988.
6. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. - М., Профиздат, 1988.
7. Бардин К.В. Азбука туризма. - М., Просвещение, 1981,
8. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М., ФиС, 1985.
9. Остапец А.А. На маршруте туристы-следопыты. - М., Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957434-1507738793.jpg)
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957434-1507738793.jpg)
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957434-1507738793.jpg)
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957434-1507738793.jpg)
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование кружка "Юный краевед"
Календарно-тематическое планирование составлено к рабочей программе по внеурочной деятельноти "Юный краевед"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-394914-1423678092.jpg)
Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса ( для детей с ТНР)
ТП и КТП составлены к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой " Литературное чтение на родном ( русском) языке" под редакцией С. И. Богданова с указанием содержания курс...