Программа дополнительного образования "Юный краевед"
учебно-методический материал по теме
Программа по краеведению для начальной школы "Юный краевед".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kraeved.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Юным гражданам России предстоит жить в третьем тысячелетии. И от того, какими они вырастут, что будут знать, во что верить, зависит судьба нашего Отечества. Россия- родина для многих. Но для того, чтобы считаться ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Мы живем в удивительном крае – у истока летописи Руси.
Данная программа предполагает знакомство учащихся с историко-культурным наследием Новгородчины, расширяет их кругозор в области гуманитарных наук. Обучающиеся познакомятся с достопримечательностями родного края, известными людьми, которые являются частью нашей истории.
Программа дает не только знания по истории родного края, своей малой Родины, но и активизирует знания, полученные на уроках чтения, окружающего мира, заставляет думать.
Дополнительная образовательная программа «Юный краевед» туристско-краеведческой направленности. В программе учтено содержание типовых государственных программ по краеведению для внешкольных учреждений /Верба И.А. «Историки краеведы, Коганович С.Л., Поровская С.А. «примерная программа регионального компонента «Новгородский край»/ В данной программе широко представлена история «Малой родины».
Цель программы:
- Расширение знаний юных новгородцев по историческому и культурному наследию родного края:
Задачи:
- Знакомство с жизнью, бытом, культурой родного города, края.
- Формирование духовного мира ребенка.
- Воспитание любви к своему отечеству, своей «малой Родине».
Программа предназначена для обучающихся 7-9 лет, набор группу- свободный, по желанию.
Численный состав: I год обучения - 15 человек, II год обучения – 12 человек.
Срок реализации программы 2 года.
1 год – 72 часа, два часа в неделю.
2 год- 72 часа, два часа в неделю.
Получив объем знаний по данной программе, по окончании первого года обучения, учащиеся должны:
- Знать начальную историю происхождения родного края;
- Иметь первоначальные представления об исторических дисциплинах (хронология, генеалогия, геральдика, археология);
- Иметь представление о гербе Великого Новгорода;
- Иметь первоначальные сведения о памятниках архитектуры, названиях улиц нашего города, о предприятиях города, сведения о Великом Новгороде в годы Великой Отечественной войны;
- Иметь представление о народных промыслах, знакомиться с народными умельцами, местным фольклором;
- Знать имена местных поэтов, композиторов.
По окончанию второго года обучения:
- Углубление знаний детей по всем разделам программы;
- Научить детей выделять наиболее важные события в крае, описывать жилища, предметы быта, памятники архитектуры, предметы народного творчества;
- Научить умению пользоваться картой города и области;
- Научить умению пользоваться справочной литературой о городе и крае с целью подготовки сообщений по изученному материалу;
- Знать названия промышленных предприятий нашего города и иметь представление о продукции, которую они выпускают;
- Иметь представление о богатствах Новгородчины;
- Знать имена знаменитых людей, побывавших, или живших и живущих на Новгородской земле;
- Знать традиции родного города, историю своей школы.
Основные методы отслеживания результативности: игра «Поле чудес», заочные путешествия, выставки творческих работ обучающихся.
Учебно - тематический план.
I год обучения.
№ п/п | Тема | Всего часов | Из них | ||
Теория | Практика | Экскурсии | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | - |
2. | Экскурс в историю. | 3 | 2 | 1 | - |
3. | Предание старины глубокой. | 6 | 5 | 1 | - |
4. | Изучаем археологическое прошлое. | 6 | 4 | 2 | - |
5. | Есть такой город на Волхове. | 12 | 6 | 4 | 2 |
6. | Герб нашего города. | 2 | 1 | 1 | - |
7. | Памятники природы. | 6 | 2 | 3 | 1 |
8. | Памятники архитектуры Великого Новгорода | 6 | 3 | 1 | 2 |
9. | Улицы нашего города. | 6 | 2 | 2 | 2 |
10. | Моя родная улица | 6 | 3 | 3 | - |
11. | Великий Новгород в годы Великой Отечественной войны. | 2 | 1 | 1 | - |
12. | Что дает наш край стране сегодня. | 3 | 2 | - | 1 |
13. | Таланты земли Новгородской. | 10 | 6 | 4 | - |
14. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | - |
Итого: | 72 | 40 | 24 | 8 |
Учебно - тематический план.
II год обучения.
№ п/п | Тема | Всего часов | Из них | ||
Теория | Практика | Экскурсии | |||
1. | Главные улицы и площади нашего города. | 10 | 6 | 2 | 2 |
2. | Святыни Новгородского края. | 10 | 6 | 2 | 2 |
3. | Промышленные предприятия нашего города. | 10 | 7 | 1 | 2 |
4. | Богатства земли Новгородской . | 5 | 3 | 2 | - |
5. | Достопримечательности нашего города и района. | 10 | 5 | 2 | 3 |
6. | Народные промыслы Новгородчины. | 10 | 5 | 3 | 2 |
7. | Традиции родного города. | 6 | 3 | 3 | - |
8. | «Цвети мой край!» Новгородская земля | 6 | 3 | 3 | - |
9. | Новгородская земля в годы великой Отечественной войны. | 4 | 2 | 2 | - |
10. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - | - |
Итого: | 72 | 41 | 20 | 11 |
Содержание программы.
I год обучения.
- Вводное занятие. 2 часа.
Теория: (2ч.):
Знакомство с особенностями программы, режимом работы.
- Экскурс в историю.3часа.
Теория: (2ч.):
Основные исторические понятия и термины.
Исторические источники: вещественные, письменные, устные.
Практика: (1ч.):
- Изготовление «Ленты времени».
- Предание старины глубокой.6 часов.
Теория: (5ч.):
Летописи. Сказания о славянах. Былины. Внешний облик и характер славянина. Образ жизни.
Практика: (1ч.):
- Написание исторического портрета славянина.
- Изучаем археологическое прошлое. 6 часов.
Теория: (4ч.):
Понятие об археологии, и ее место среди исторических наук. Основные понятия и термины. Раскопки. Культурный слой в Новгороде. Берестяные грамоты. Восточные славяне, Русь: территория, природные условия, ландшафт. Занятия славян, возникновение Новгорода, Новгородский кремль. Софийский собор.
Практика: (2ч.):
- Работа с литературой.
- Есть такой город на Волхове. 12 часов.
Теория: (6ч.):
Происхождение названия г. Новгорода. Первое упоминание в летописи. Река Волхов и её значение. Путь из Варяг в Греки.
Практика: (4ч.):
- Оформление альбома «наш город Великий Новгород».
- Конкурс рисунков «Любимый город».
Экскурсия: (2ч.):
- Экскурсия по городу.
- Экскурсия на Рюриково городище.
- Герб нашего города. 2 часа.
Теория: (1ч.):
Геральдика. Основные понятия и термины. Происхождение гербов. Правила составления гербов. О чем рассказывает герб. Государственный герб. Герб области. Герб города В. Новгорода. Гербы городов Новгородской области.
Практика: (1ч.):
- Составление герба города, герба своей семьи.
- Памятники природы. 6 часов.
Теория: (2ч.):
Растительный и животный мир Новгородского края. В. Бианки о нашем крае. Охранять природу значит любить свой край. Валдайский национальный парк.
Практика: (3ч.):
- Игра «Поле чудес». Животные нашего края.
- Викторина по произведениям В. Бианки
- Игра – эстафета «Ромашка». О растениях нашего края.
Экскурсия: (1ч.):
- экскурсия в библиотеку В.Бианки.
- Памятники архитектуры города Великого Новгорода 6 часов.
Теория: (3ч.):
Церкви, монастыри, часовни. Железнодорожный вокзал.
Практика: (1ч.):
- Организация мини-экскурсий.
Экскурсия: (2ч.):
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Экскурсия на железнодорожный вокзал.
- Улицы нашего города. 6 часов.
Теория: (2ч.):
История возникновения улиц и площадей нашего города. Современные названия улиц.
Практика: (2ч.):
- Разработка мини-экскурсии «Улица моего города» (на выбор);
- «Поле чудес» (путешествие в прошлое и настоящее улиц нашего города).
Экскурсия: (2ч.):
- Экскурсия на набережную А. Невского.
- Моя родная улица. 6 часов.
Теория: (3ч.:)
История происхождения названия улицы, на которой ты живешь.
Практика: (3ч.):
- Подготовка сообщения, фотографий, репродукций о своей улице.
- Город В. Новгород в годы Великой Отечественной войны. 2 часа.
Теория: (1ч.):
20 января – день освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Операция «Долина».
Практика: (1ч.):
- Встреча с ветеранами ВОВ.
- Конкурс рисунков о ВОВ.
- Что дает наш край стране сегодня. 3 часа.
Теория: (2ч.):
Знакомство с промышленностью области и города, занятиями сельских жителей. Культура, просвещение, здравоохранение в родном городе.
Экскурсия: (1ч.):
- Экскурсия в Дом народного творчества, посещение выставок.
- Таланты земли Новгородской. 10 часов.
Теория: (6ч.):
Определение понятия «Искусство». Значение искусства в жизни человека. Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, писателями, композиторами, местным фольклором, художниками.
Практика: (4ч.):
- Встреча с народными умельцами. Мастер-класс по изготовлению сувениров из бересты.
- Итоговое занятие. 2 часа.
- Оценка знаний о родном крае через игру – путешествие и конкурс рисунков на тему «город, в котором я живу».
Содержание программы.
II год обучения.
1. Главные улицы и площади нашего города. 10 часов.
Теория: (6ч.):
Прежние названия улиц и площадей города.
Практика: (2ч.):
- Конкурс сочинений «Моя родная улица»;
- Оформление альбома «Улицы родного города»;
Экскурсия: (2ч.):
- Экскурсия на ближайшие улицы.
2. Святыни Новгородского края. 10 часов.
Теория: (6ч.):
Хутынский монастырь, Михайло-Клопский монастырь, Православные храмы торговой стороны. По святым местам Новгородского района. Вяжищенский монастырь, Юрьевский монастырь.
Практика: (2ч.):
- «Православные праздники»
Экскурсия: (2ч.):
- Экскурсия к святым местам.
3. Промышленные предприятия нашего города. 10 часов.
Теория: (7ч.):
Акрон, Дирол, ГАРО, Сплав, Квант, Хлебозавод.
Практика: (1ч.):
- Оформление альбома о предприятиях города.
Экскурсия: (2ч.):
- Экскурсии на предприятия.
4. Богатства земли Новгородской. 5 часов.
Теория: (3ч.):
Полезные ископаемые на территории Новгородской области. Леса Новгородской области. Рыбные богатства рек и озер Новгородчины.
Практика: (2ч.):
- Проект «Экологические проблемы Новгородской области» Плакат.
5. Достопримечательности нашего города. 10 часов.
Теория: (5ч.):
Памятник Тысячелетия России. Кремль. Софийский собор. Софийская звонница. Стела воинской славы. Памятники С. Рахманинова, А. Невского.
Практика: (2ч.):
Рисование с натуры элементов архитектурного ансамбля Кремля.
Экскурсия: (3ч.):
- Экскурсии к памятникам С. . Рахманинова, А. Невского, в Кремль
6. Народные промыслы Новгородчины. 10 часов.
Теория: (5ч.):
- Изделия из дерева;
- Изделия из бересты;
- Трикотажный промысел;
- Крестецкая строчка;
- Глиняное производство;
- Вышивка, ткачество;
- Лоскутное шитьё;
- Стекло.
Практика: (3ч.):
- Сбор материала и оформление альбома на тему: «Народные промыслы Новгородчины»;
- Викторина «Знаешь ли ты народные промыслы»;
- Организация классной выставки «Изделия народных промыслов».
Экскурсия: (2ч.):
Экскурсия на выставку в Дом народного творчества.
7. Традиции родного города. 6 часов.
Теория: (3ч.):
День города. Масленица. День любви и верности.
Практика: (3ч.):
- Подготовка сообщения на тему «Традиции моей семьи».
- Участие в шествии, посвященном «Дню города».
- Участие в празднике «Масленица».
8. «Цвети мой край!» 6 часов.
Теория: (3ч.):
Природоохранные мероприятия, которые ведутся городе с целью сохранения окружающей среды. Растения нашего края, занесенные в Красную книгу.
Практика: (3ч.):
- Сбор материала и оформление альбома «Животные, занесенные в Красную книгу»;
- Оформление выставки рисунков «Сделаем наш город краше»;
- Операция «Чистый город»;
- Участие в посадке деревьев и кустарников, разбивке клумб около своего дома.
9. Новгородская земля в годы Великой Отечественной войны. 4 часа.
Теория: (2ч.):
Места боев и сражений в Новгородской области: г. Новгород, Новгородский район – Мясной Бор, Демянский район – станция Лычково. Неизвестные страницы войны (из воспоминаний фронтовиков).
Практика: (2ч.):
- Участие в митинге, посвященном годовщине Победы в ВОВ.
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
10. Итоговое задание. 1 час.
- Интеллектуальная игра «Город, в котором я живу».
- Выставка творческих работ учащихся.
Методическое обеспечение программы.
Для реализации данной программы используются личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, проектная деятельность. Педагогическое общение строится на принципах взаимного уважения и сотрудничества.
Основной формой организации учебного процесса является занятие. В ходе реализации программы «Юный краевед» широко используются методы:
Методы по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность:
- Объяснительно-иллюстрированный;
- Деятельностный;
- Частично-поисковый.
Методы стимулирования активности детей:
- Игра;
- Создание эмоционально окрашенных ситуаций;
- Построение и похвала.
Методы контроля и самоконтроля:
- Контрольные задания; игры, викторины, кроссворды;
- Самооценка;
- Педагогический отзыв;
- Выставки детских работ.
Большую роль в процессе обучения играют экскурсии (пешие по городу, в краеведческий музей, на предприятия).
Каждый раздел программы, предполагает сбор краеведческого материала, его обработку, классификацию и создание на его основе сообщений, папок по темам, викторин, сценариев праздников и т.п.
Список литературы для педагога:
- Бианки В.В. Слово о краеведении.- М.:Детгиз, 1975г.
- Варенцов В.А. Наша Новгородская земля.- Л.:Лениздат, 1984г.
- Серова В.Н. Наша Новгородская земля.- Л.:Лениздат, 1979г.
- Серова В.Н. цвети, наш край! - Л.:Лениздат, 1987г.
- Янин В.П. Я послал тебе бересту. М.:Изд. «Московский университет» 1975г.
- Зайцев И.А., Кушнир И.И. Улицы Новгорода.- Л.:Лениздат, 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Школа юного краеведа"
Воспитание у детей чувтсва любви и уважения к родному краю, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой Родине....
Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....
Программа кружка "Юный краевед"
Программа ориентирована на обучающихся начальной школы.Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, раз...
Программа внеурочной деятельности "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления...
Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"
Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"...
Авторская программа дополнительного образования для учащихся 1-4 классов «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Татар халкының борын-борыннан формалашып килгән рухи культурасы, бай хәзинәсе бар. Шуңа күрә дә укучыларны татар халкының гореф-гадәтләре, ел фассыллары, табигать күренешләре, үсемлек һәм җәнлекләр дө...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный краевед"
Программа детского клуба «Юный краевед» изучается в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую, туристическую,...