Программа дополнительного образования "Юный краевед"
учебно-методический материал по теме

Лебедева Надежда Николаевна

Программа по краеведению для начальной школы  "Юный краевед".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_kraeved.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Юным гражданам России предстоит жить в третьем тысячелетии. И от того, какими они вырастут, что будут знать, во что верить, зависит судьба нашего Отечества. Россия- родина для многих. Но для того, чтобы считаться ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Мы живем в удивительном крае – у истока летописи Руси.

Данная программа предполагает знакомство учащихся с историко-культурным наследием Новгородчины, расширяет их кругозор в области гуманитарных наук. Обучающиеся познакомятся с достопримечательностями родного края, известными людьми, которые являются частью нашей истории.

Программа дает не только знания по истории родного края, своей малой Родины, но и активизирует знания, полученные на уроках чтения, окружающего мира, заставляет думать.

Дополнительная образовательная программа «Юный краевед» туристско-краеведческой направленности. В программе учтено содержание типовых государственных программ по краеведению для внешкольных учреждений /Верба И.А. «Историки краеведы, Коганович С.Л., Поровская С.А. «примерная программа регионального компонента «Новгородский край»/ В данной программе широко представлена история «Малой родины».

Цель программы:

  • Расширение знаний юных новгородцев по историческому и культурному наследию родного края:

 

Задачи:

  1. Знакомство с жизнью, бытом, культурой родного города, края.
  2. Формирование духовного мира ребенка.
  3. Воспитание любви к своему отечеству, своей «малой Родине».

Программа предназначена для обучающихся 7-9 лет, набор  группу- свободный, по желанию.

Численный состав: I год обучения - 15 человек, II год обучения – 12 человек.

Срок реализации программы 2 года.

1 год – 72 часа, два часа в неделю.

2 год- 72 часа, два часа в неделю.

Получив объем знаний по данной программе, по окончании первого года обучения, учащиеся должны:

  1. Знать начальную историю происхождения родного края;
  2. Иметь первоначальные представления об исторических дисциплинах (хронология, генеалогия, геральдика, археология);
  3. Иметь представление о гербе Великого Новгорода;
  4. Иметь первоначальные сведения о памятниках архитектуры, названиях улиц нашего города, о предприятиях города, сведения о Великом Новгороде в годы Великой Отечественной войны;
  5. Иметь представление о народных промыслах, знакомиться с народными умельцами, местным фольклором;
  6. Знать имена местных поэтов, композиторов.

По окончанию второго года обучения:

  1. Углубление знаний детей по всем разделам программы;
  2. Научить детей выделять наиболее важные события в крае, описывать жилища, предметы быта, памятники архитектуры, предметы народного творчества;
  3. Научить умению пользоваться картой города и области;
  4. Научить умению пользоваться справочной литературой о городе и крае с целью подготовки сообщений по изученному материалу;
  5. Знать названия промышленных предприятий нашего города и иметь представление о продукции, которую они выпускают;
  6. Иметь представление о богатствах Новгородчины;
  7. Знать имена знаменитых людей, побывавших, или живших и живущих на Новгородской земле;
  8. Знать традиции родного города, историю своей школы.

Основные методы отслеживания результативности: игра «Поле чудес», заочные путешествия, выставки творческих работ обучающихся.

Учебно - тематический план.

I год обучения.

№ п/п

Тема

Всего часов

Из них

Теория

Практика

Экскурсии

1.

Вводное занятие.

2

2

-

-

2.

Экскурс в историю.

3

2

1

-

3.

Предание старины глубокой.

6

5

1

-

4.

Изучаем археологическое прошлое.

6

4

2

-

5.

Есть такой город на Волхове.

12

6

4

2

6.

Герб нашего города.

2

1

1

-

7.

Памятники природы.

6

2

3

1

8.

Памятники архитектуры Великого Новгорода

6

3

1

2

9.

Улицы нашего города.

6

2

2

2

10.

Моя родная улица

6

3

3

-

11.

Великий Новгород в годы Великой Отечественной войны.

2

1

1

-

12.

Что дает наш край стране сегодня.

3

2

-

1

13.

Таланты земли

Новгородской.

10

6

4

-

14.

Итоговое занятие

2

1

1

-

Итого:

72

40

24

8

Учебно - тематический план.

II год обучения.

№ п/п

Тема

Всего часов

Из них

Теория

Практика

Экскурсии

1.

Главные улицы и площади нашего города.

10

6

2

2

2.

Святыни Новгородского края.

10

6

2

2

 

  3.

Промышленные предприятия нашего города.

10

7

1

2

4.

Богатства земли Новгородской .

5

3

2

-

5.

Достопримечательности нашего города и района.

10

5

2

3

6.

Народные промыслы Новгородчины.

10

5

3

2

7.

Традиции родного города.

6

3

3

-

8.

«Цвети мой край!»

Новгородская земля

6

3

3

-

9.

Новгородская земля в годы великой Отечественной войны.

4

2

2

-

10.

Итоговое занятие.

1

1

-

-

Итого:

72

41

20

11

Содержание программы.

I год обучения.

  1. Вводное занятие. 2 часа.  

 Теория: (2ч.):

Знакомство с особенностями программы, режимом работы.

  1. Экскурс в историю.3часа.

Теория: (2ч.):

Основные исторические понятия и термины.

Исторические источники: вещественные, письменные, устные. 

Практика: (1ч.):

  • Изготовление «Ленты времени».

  1. Предание старины глубокой.6 часов.

Теория: (5ч.):

Летописи. Сказания о славянах. Былины. Внешний облик и характер славянина. Образ жизни.

Практика: (1ч.):

  • Написание исторического портрета славянина.

  1.  Изучаем археологическое прошлое. 6 часов.

Теория: (4ч.):

Понятие об археологии, и ее место среди исторических наук. Основные понятия и термины. Раскопки. Культурный слой в Новгороде. Берестяные грамоты. Восточные славяне, Русь: территория, природные условия, ландшафт. Занятия славян, возникновение Новгорода, Новгородский кремль. Софийский собор.

Практика: (2ч.):

  • Работа с литературой.

  1. Есть такой город на Волхове. 12 часов.

Теория: (6ч.):

Происхождение названия г. Новгорода. Первое упоминание в летописи. Река Волхов и её значение. Путь из Варяг в Греки.

Практика: (4ч.):

  • Оформление альбома «наш город Великий Новгород».
  • Конкурс рисунков «Любимый город».

Экскурсия: (2ч.):

  • Экскурсия по городу.
  • Экскурсия на Рюриково городище.
  1. Герб нашего города. 2 часа.

Теория: (1ч.):

Геральдика. Основные понятия и термины. Происхождение гербов. Правила составления гербов. О чем рассказывает герб. Государственный герб. Герб области. Герб города В. Новгорода. Гербы городов Новгородской области.

Практика: (1ч.):

  • Составление герба города, герба своей семьи.

  1. Памятники природы. 6 часов.

Теория: (2ч.):

Растительный и животный мир Новгородского края. В. Бианки о нашем крае. Охранять природу значит любить свой край. Валдайский национальный парк.

Практика: (3ч.):

  • Игра «Поле чудес». Животные нашего края.
  • Викторина по произведениям В. Бианки
  • Игра – эстафета «Ромашка». О растениях нашего края.

Экскурсия: (1ч.):

  • экскурсия в библиотеку В.Бианки.

  1. Памятники архитектуры города Великого Новгорода 6 часов.

Теория: (3ч.):

Церкви, монастыри, часовни. Железнодорожный вокзал.

Практика: (1ч.):

  • Организация мини-экскурсий.

Экскурсия: (2ч.): 

  • Экскурсия в краеведческий музей.
  • Экскурсия на железнодорожный вокзал.

  1. Улицы нашего города. 6 часов.

Теория: (2ч.):

История возникновения улиц и площадей нашего города. Современные названия улиц.

Практика: (2ч.):

  • Разработка мини-экскурсии «Улица моего города» (на выбор);
  • «Поле чудес» (путешествие в прошлое и настоящее улиц нашего города).

Экскурсия: (2ч.): 

  • Экскурсия на набережную А. Невского.

  1. Моя родная улица. 6 часов.

Теория: (3ч.:)

История происхождения названия улицы, на которой ты живешь.

Практика: (3ч.):

  • Подготовка сообщения, фотографий, репродукций о своей улице.

  1. Город В. Новгород в годы Великой Отечественной войны. 2 часа.

Теория: (1ч.):

20 января – день освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Операция «Долина».

Практика: (1ч.):

  • Встреча с ветеранами ВОВ.
  • Конкурс рисунков о ВОВ.

  1. Что дает наш край стране сегодня. 3 часа.

Теория: (2ч.):

Знакомство с промышленностью области и города, занятиями сельских жителей. Культура, просвещение, здравоохранение в родном городе.

Экскурсия: (1ч.): 

  • Экскурсия в Дом народного творчества, посещение выставок.

  1. Таланты земли Новгородской. 10 часов.

Теория: (6ч.):

Определение понятия «Искусство». Значение искусства в жизни человека. Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, писателями, композиторами, местным фольклором, художниками.

Практика: (4ч.):

  • Встреча с народными умельцами. Мастер-класс по изготовлению сувениров из бересты.

  1. Итоговое занятие. 2 часа.

  • Оценка знаний о родном крае через игру – путешествие и конкурс рисунков на тему «город, в котором я живу».

Содержание программы.

II год обучения.

1. Главные улицы и площади нашего города. 10 часов.

Теория: (6ч.):

Прежние названия улиц и площадей города.

Практика: (2ч.):

  • Конкурс сочинений «Моя родная улица»;
  • Оформление альбома «Улицы родного города»;

Экскурсия: (2ч.):

  • Экскурсия на ближайшие улицы.

2. Святыни Новгородского края. 10 часов.

Теория: (6ч.):

Хутынский монастырь, Михайло-Клопский монастырь, Православные храмы торговой стороны. По святым местам Новгородского района. Вяжищенский монастырь, Юрьевский монастырь.

Практика: (2ч.):

  • «Православные праздники»

Экскурсия: (2ч.):

  • Экскурсия к святым местам.

3. Промышленные предприятия нашего города. 10 часов.

Теория: (7ч.):

Акрон, Дирол, ГАРО, Сплав, Квант, Хлебозавод.

Практика: (1ч.):

  • Оформление альбома о предприятиях города.

Экскурсия: (2ч.): 

  • Экскурсии на предприятия.

4. Богатства земли Новгородской. 5 часов.

Теория: (3ч.):

Полезные ископаемые на территории Новгородской области. Леса Новгородской области. Рыбные богатства рек и озер Новгородчины.

Практика: (2ч.):

  • Проект «Экологические проблемы Новгородской области» Плакат.

5. Достопримечательности нашего города. 10 часов.

Теория: (5ч.):

Памятник Тысячелетия России. Кремль. Софийский собор. Софийская звонница. Стела воинской славы. Памятники С. Рахманинова, А. Невского.

Практика: (2ч.):

Рисование с натуры элементов архитектурного ансамбля Кремля.

Экскурсия: (3ч.): 

  • Экскурсии к памятникам С. . Рахманинова, А. Невского, в Кремль

6. Народные промыслы Новгородчины. 10 часов.

Теория: (5ч.):

  • Изделия из дерева;
  • Изделия из бересты;
  • Трикотажный промысел;
  • Крестецкая строчка;
  • Глиняное производство;
  • Вышивка, ткачество;
  • Лоскутное шитьё;
  • Стекло.

Практика: (3ч.):

  • Сбор материала и оформление альбома на тему: «Народные промыслы Новгородчины»;
  • Викторина «Знаешь ли ты народные промыслы»;
  • Организация классной выставки «Изделия народных промыслов».

Экскурсия: (2ч.): 

Экскурсия на выставку в Дом народного творчества.

7. Традиции родного города. 6 часов.

Теория: (3ч.):

День города. Масленица. День любви и верности.

Практика: (3ч.):

  • Подготовка сообщения на тему «Традиции моей семьи».
  • Участие в шествии, посвященном «Дню города».
  • Участие в празднике «Масленица».

8. «Цвети мой край!» 6 часов.

Теория: (3ч.):

Природоохранные мероприятия, которые ведутся  городе с целью сохранения окружающей среды. Растения нашего края, занесенные в Красную книгу.

Практика: (3ч.):

  • Сбор материала и оформление альбома «Животные, занесенные в Красную книгу»;
  • Оформление выставки рисунков «Сделаем наш город краше»;
  • Операция «Чистый город»;
  • Участие в посадке деревьев и кустарников, разбивке клумб около своего дома.

9. Новгородская земля в годы Великой Отечественной войны. 4 часа.

Теория: (2ч.):

Места боев и сражений в Новгородской области: г. Новгород, Новгородский район – Мясной Бор, Демянский район – станция Лычково. Неизвестные страницы войны (из воспоминаний фронтовиков).

Практика: (2ч.):

  • Участие в митинге, посвященном годовщине Победы в ВОВ.
  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

10. Итоговое задание. 1 час.

  • Интеллектуальная игра «Город, в котором я живу».
  • Выставка творческих работ учащихся.

Методическое обеспечение программы.

Для реализации данной программы используются личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, проектная деятельность. Педагогическое общение строится на принципах взаимного уважения и сотрудничества.

Основной формой организации учебного процесса является занятие. В ходе реализации программы «Юный краевед» широко используются методы:

Методы по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность:

  • Объяснительно-иллюстрированный;
  • Деятельностный;
  • Частично-поисковый.

Методы стимулирования активности детей:

  • Игра;
  • Создание эмоционально окрашенных ситуаций;
  • Построение и похвала.

Методы контроля и самоконтроля:

  • Контрольные задания; игры, викторины, кроссворды;
  • Самооценка;
  • Педагогический отзыв;
  • Выставки детских работ.

Большую роль в процессе обучения играют экскурсии (пешие по городу, в краеведческий музей, на предприятия).

Каждый раздел программы, предполагает сбор краеведческого материала, его обработку, классификацию и создание на его основе сообщений, папок по темам, викторин, сценариев праздников и т.п.

Список литературы для педагога:

  1. Бианки В.В. Слово о краеведении.- М.:Детгиз, 1975г.
  2. Варенцов В.А. Наша Новгородская земля.- Л.:Лениздат, 1984г.
  3. Серова В.Н. Наша Новгородская земля.- Л.:Лениздат, 1979г.
  4. Серова В.Н. цвети, наш край! - Л.:Лениздат, 1987г.
  5. Янин В.П. Я послал тебе бересту. М.:Изд. «Московский университет» 1975г.
  6. Зайцев И.А., Кушнир И.И. Улицы Новгорода.- Л.:Лениздат, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Школа юного краеведа"

Воспитание у детей чувтсва любви и уважения к родному краю, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой Родине....

Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....

Программа кружка "Юный краевед"

Программа ориентирована на обучающихся начальной школы.Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, раз...

Программа внеурочной деятельности "Краеведы"

Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления...

Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"

Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"...

Авторская программа дополнительного образования для учащихся 1-4 классов «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Татар халкының борын-борыннан формалашып килгән рухи культурасы, бай хәзинәсе бар. Шуңа күрә дә укучыларны татар халкының гореф-гадәтләре, ел фассыллары, табигать күренешләре, үсемлек һәм җәнлекләр дө...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный краевед"

Программа детского клуба  «Юный краевед» изучается  в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы в рамках  внеурочной деятельности.  Программа имеет краеведческую, туристическую,...