Рабочая программа дополнительного образования "Юный краевед"
рабочая программа на тему
Программа детского клуба «Юный краевед» изучается в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую, туристическую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kraeved.pdf.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50
Рабочая программа дополнительного образования детского клуба учащихся 1-4-х классов «Юный краевед»
Разработала: Адамович С.И.
учитель начальных классов
г. Калининград
«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детского клуба учащихся 1-4-х классов «Юный краевед» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.
Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, мы предлагаем содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.
Программа детского клуба «Юный краевед» изучается в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую, туристическую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Первоклассники будут вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать предметы по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Учебно-проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- целеполагание, выдвижение гипотез;
- ознакомление с литературой по данной проблематике;
- овладение методами проектной деятельности
- сбор собственного материала, его анализ;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
- содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в городе, в области, входящей в целую страну Россию;
- воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, своей страны, своей школы;
- воспитание толерантности, уважения к ценностям народов и их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
- изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
- углубление и расширение знаний учащихся по истории школы № 50;
- развитие креативных способностей учащихся и умений самостоятельно работать с источниками информации;
- развитие навыков школьников в поисково- исследовательской и проектной работе.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
- Принцип интеграции и дифференциации обучения
- Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини-сочинения
- Походы, экскурсии, музейные занятия
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
Планирование и содержание программы.
Курс рассчитан на 4 года обучения.
В первом классе курс состоит из четырёх частей:
«Моя семья»
«Моя школа»
«Мой город»
«Природа родного края»
Широко используются местные ресурсы: Краеведческий музей, Музей Мирового океана, Музей Кафедрального собора и другие культурные учреждения города и области. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Рассчитан факультативный курс на 33 часа (1 час в неделю).
Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы.
Планируемые результаты:
Знания и умения учащихся в конце 1-го года обучения:
- знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
- уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
- знать историю происхождения своего города, области;
- уметь бережно относиться к Земле, её дарам;
- знать растительный и животный мир родных мест, охраняемые
виды;
- уметь экологически грамотно вести себя в природе;
Занятия в клубе «Юный краевед» способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности клуба «Юный краевед» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Содержание программы
1. Вводная беседа - 1 ч.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Мой дом, моя семья - 10ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития города.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории города через историю семьи.
3. Герб семьи. Эмблема класса.
3 . «Малая родина – мой город»- 10 часов
Моя школа, мой класс, мои учителя
Мой дом, моя улица.
История школы
Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
4. Начальные навыки туризма - 3ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу
Что должен помнить турист
Правила техники безопасности
Практические занятия:
1. Поход.
5. Охрана природы – 4ч.
Растительность нашего края
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения
Животный мир нашей местности
Охрана окружающей среды,“Красная книга”
Практические занятия:
1.Проект «Наша экологическая тропа»
6. Поиск - 5ч.
Война – глазами очевидцев
Учителя - выпускники нашей школы.
Оформление записей, фотоматериалов
Практические занятия:
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.
Средства контроля
- Защита выполненных проектов.
- Конкурсы выполненных работ.
- Тестовые задания.
Календарно – тематическое планирование (33 часа)
Раздел 1. «Моя родословная» - 11часов | |||||
№ п/п | Тема | Содержание деятельности. | Дата | Интеграция с другими предметами и воспитатель- ной работой | |
Теоретическая часть занятия (форма организации деятельности) | Практическая часть занятия (форма организации деятельности) | ||||
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. | Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? | Просмотр презентации «Город Калиниград» | ||
2 | Имя твое. | Беседа «Что означает твое имя». | Самостоятель- но найти в книгах. | ||
3 | Моя фамилия. | Беседа «Что означает твоя фамилия» . | Опрос родителей. | ||
4,5 | Моя семья. Семейные традиции. | Беседа «Где работают мои родители». | Практическая деятельность по составлению родословной: «День рождения семьи» | ||
6,7 | Семейные гербы | Знакомство со знаменитыми семейными гербами России | Составление герба своей семьи. | ||
8 | Летопись семьи | Беседа «Генеалогичес- кое древо семьи». | Составление генеалогическо-го древа семьи. | ||
9, 10, 11 | Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа» | Беседа «Что такое биография» | Работа по изучению биографии своих предков. | ||
Раздел 2 «Малая родина – мой город» - 10 часов | |||||
13, 14 | Моя школа - мой дом. | Беседа о своей школе, история школы. | Конкурс рисунков «Моя школа» | ||
15 | Учителя нашей школы | Рассказ учителя об учителях | Встреча с учителями. | ||
16 | Учителя-ветераны | Рассказ учителя об учителях-ветеранах | Встреча с учителем-ветераном школы | ||
17, 18, 19 | Мой город. | Изучение истории города. | Экскурсии в Кафедральный собор, Музеи Фридландские и Королевские ворота | ||
20 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Беседа | Составление небольших рассказов о своем дворе. Конкурс рисунков. | ||
21, 22 | Улицы города. Экскурсия. | Беседа о героях, чьими именами названы улицы. | Сбор материала о названиях улиц города | ||
Раздел 3 « Начальные навыки туризма» -3часа | |||||
23 | Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу. | Беседа. | Практическая работа: укладывание рюкзака | ||
24 | Гигиена туриста. Правила техники безопасности. | Беседа. | Практическая работа. Доврачебная помощь. | ||
25 | Мы – туристы! | Инструктаж по ТБ. | Поход. | ||
Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа | |||||
26, 27 | Растительность нашего края. Экскурсия | Беседа. | Экскурсия Краеведческий музей. Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю- щих в нашей местности Съедобные и ядовитые грибы и растения. | ||
28 | Животный мир нашей местности. | Беседа. | Экскурсия в Музей Мирового океана. Сбор информации о животных местности. | ||
29 | Сбережем родную природу! | Беседа. | Экскурсия на станцию Юннатов. | ||
Раздел 5 « Поиск» – 5часов | |||||
30, 31 | Война– глазами очевидцев. | Беседа. | Встреча с ветеранами ВО войны. Экскурсия по городу. | ||
32, 33 | Фотовыставка «Мой любимый город!» | Сбор фотографий. Организация выставки. Показ выставки ученикам и родителям. |
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
4 . Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990.
14. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
16. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. - Нач. школа, № 5, 1999.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
по данному спецкурсу:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" 2 класс
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" может быть использована в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую направленность и тесную связь с уроками окружающего мира во 2 ...
Примерная рабочая программа курса "Юный краевед" 3-4 классы.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные ...
Рабочая программа кружка "Юный краевед" 4 класс
Рабочая программа кружка "Юный краевед" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Рабочая программа кружка Юный краевед
рабочая программа кружа Юный краевед ,духовно-нравственное направление...
Рабочая программа курса «Юные краеведы»
Знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно–географическим богатством Смоленского края....