Рабочая программа дополнительного образования "Юный краевед"
рабочая программа на тему

Адамович Светлана Ивановна

Программа детского клуба  «Юный краевед» изучается  в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы в рамках  внеурочной деятельности.  Программа имеет краеведческую, туристическую,  социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_kraeved.pdf.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

АДМИНИСТРАЦИЯ   ГОРОДСКОГО ОКРУГА  «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50

Рабочая программа дополнительного образования  детского клуба   учащихся 1-4-х классов  «Юный краевед»

Разработала: Адамович С.И.

учитель начальных классов

г. Калининград

«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования  детского клуба   учащихся 1-4-х классов  «Юный краевед» разработана на основе Программы Министерства образования РФ, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации  краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.  

         Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, мы предлагаем содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.

Программа детского клуба  «Юный краевед» изучается  в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы в рамках  внеурочной деятельности.  Программа имеет краеведческую, туристическую,  социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Актуальность программы  заключается в предоставлении возможности  развивать  познавательную активность, творческие способности  в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных  работ.

Программа  носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого,  но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.  Первоклассники будут  вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности,  уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать предметы по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.

Учебно-проектная  деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;
  • целеполагание,  выдвижение гипотез;
  • ознакомление с литературой по данной проблематике;
  • овладение методами проектной деятельности
  • сбор собственного материала, его анализ;
  • обобщение, выводы;
  • защита работы.

Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить  знания учащихся о природе.

Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:

  • содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в городе, в области,  входящей в целую страну Россию;
  • воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, своей страны, своей школы;
  • воспитание толерантности, уважения к ценностям  народов и  их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
  • изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
  • углубление  и  расширение знаний учащихся по истории   школы № 50;
  • развитие креативных способностей  учащихся  и  умений  самостоятельно работать с источниками информации;
  • развитие  навыков  школьников  в  поисково- исследовательской   и  проектной работе.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Встречи с интересными людьми
  • Мини-сочинения
  • Походы, экскурсии, музейные занятия
  • Конкурсы, викторины
  • Составление презентаций Power Point

Планирование  и содержание  программы.

Курс рассчитан на 4 года обучения.

В первом классе курс состоит из четырёх частей:

«Моя семья»

«Моя школа»

«Мой город»

«Природа родного края»

Широко используются местные ресурсы: Краеведческий музей, Музей Мирового океана, Музей  Кафедрального собора  и другие культурные учреждения города  и  области. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Рассчитан факультативный курс на 33 часа  (1 час в неделю).

Темы занятий из года в год будут расширяться,   углубляется  материал, усложняются формы работы.

Планируемые результаты:

Знания и умения  учащихся в конце 1-го года обучения:

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
  • знать историю происхождения своего города, области;
  •  уметь бережно относиться к Земле, её дарам;
  • знать растительный и  животный мир родных мест, охраняемые

виды;

-   уметь экологически грамотно вести себя в природе;

Занятия  в клубе «Юный краевед» способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.

Воспитательные результаты внеурочной  краеведческой деятельности клуба «Юный краевед» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.  

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения  школы, в которой они учатся;  развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Содержание программы

1. Вводная беседа - 1 ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

2. Мой дом, моя семья - 10ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития города.

Семейный альбом

     Практические занятия:

1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”

2. Сбор и обобщение материала об истории  города  через историю семьи.

3. Герб семьи. Эмблема класса.

3  . «Малая родина – мой город»- 10 часов

Моя школа, мой класс, мои учителя

Мой дом, моя улица.

История школы

Мои родители учились в этой школе….  Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

4. Начальные навыки туризма - 3ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно

Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь

Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу

Что должен помнить турист

Правила техники безопасности

Практические занятия:

1. Поход.

5. Охрана природы – 4ч.

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды,“Красная книга”

Практические занятия:

1.Проект «Наша экологическая тропа»

6. Поиск - 5ч.

Война – глазами очевидцев

Учителя - выпускники нашей школы.

Оформление записей, фотоматериалов

Практические занятия:

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

Средства контроля

  1. Защита выполненных проектов.
  2. Конкурсы выполненных работ.
  3. Тестовые задания.

Календарно – тематическое планирование (33 часа)

Раздел 1. «Моя родословная» - 11часов

п/п

Тема

Содержание деятельности.

Дата

Интеграция

с другими предметами и воспитатель-

ной работой

Теоретическая часть занятия

(форма организации деятельности)

Практическая часть занятия

(форма организации деятельности)

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

Просмотр презентации «Город Калиниград»

2

Имя твое.

Беседа

 «Что означает твое имя».

Самостоятель-

но найти в книгах.

3

Моя  фамилия.

Беседа

«Что означает твоя фамилия» .

Опрос  родителей.

4,5

Моя семья. Семейные традиции.

Беседа

 «Где работают мои родители».

Практическая деятельность по составлению родословной: «День рождения семьи»

6,7

Семейные гербы

Знакомство со знаменитыми семейными гербами России

Составление герба своей семьи.

8

Летопись семьи

Беседа «Генеалогичес-

кое древо семьи».

Составление генеалогическо-го древа семьи.

9,

10,

11

Конкурс исследователь-

ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Беседа «Что такое биография»

Работа  по изучению биографии своих предков.

Раздел 2 «Малая родина – мой город» - 10 часов

13,

14

Моя школа - мой дом.

Беседа о своей школе, история школы.

Конкурс рисунков «Моя школа»

15

Учителя нашей школы

Рассказ учителя об учителях

Встреча  с учителями.

16

Учителя-ветераны

Рассказ учителя об учителях-ветеранах

Встреча с учителем-ветераном школы

17,

18,

19

Мой город.

Изучение истории города.

Экскурсии в Кафедральный собор, Музеи Фридландские  и  Королевские

ворота

20

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа

Составление небольших рассказов о своем дворе.

Конкурс рисунков.

21,

22

Улицы города. Экскурсия.

Беседа о героях, чьими именами названы улицы.

Сбор материала о названиях улиц города

Раздел 3 « Начальные навыки туризма» -3часа

23

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу.

Беседа.

Практическая работа: укладывание рюкзака

24

Гигиена туриста. Правила техники безопасности.

Беседа.

Практическая работа.

Доврачебная помощь.

25

Мы – туристы!

Инструктаж по ТБ.

Поход.

Раздел 4 «Охрана природы» -4 часа

26,

27

Растительность нашего края. Экскурсия

Беседа.

Экскурсия Краеведческий музей.

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастаю-

щих в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения.

28

Животный мир нашей местности.

Беседа.

Экскурсия в Музей Мирового океана. Сбор информации о животных местности.

29

Сбережем родную природу!

Беседа.

Экскурсия на станцию Юннатов.

Раздел 5 «  Поиск»  – 5часов

30,

31

Война– глазами очевидцев.

Беседа.

Встреча  с ветеранами ВО войны.

Экскурсия по городу.

32,

33

Фотовыставка

«Мой  любимый город!»

Сбор фотографий. Организация выставки.  Показ выставки ученикам и родителям.

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.

3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

4 . Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. –  СПб., 1990.

14. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.

16. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. - Нач. школа, № 5, 1999.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

по данному спецкурсу:

1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.

3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.

4.  Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" 2 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" может быть использована в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую направленность и тесную связь с уроками окружающего мира во 2 ...

Примерная рабочая программа курса "Юный краевед" 3-4 классы.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные ...

Рабочая программа кружка "Юный краевед" 4 класс

Рабочая программа  кружка "Юный краевед" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Рабочая программа кружка Юный краевед

рабочая программа кружа Юный краевед ,духовно-нравственное направление...

Рабочая программа курса «Юные краеведы»

Знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно–географическим богатством Смоленского края....