Программа внеурочной деятельности "Краеведы"
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedy.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Славянская средняя общеобразовательная школа »
Филиал «Славянская начальная общеобразовательная школа №2»
Программа кружка
«Краеведы»
(внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)
Разработала:
Ильченко Надежда Дмитриевна,
учитель начальных классов
д. Славянка
2013год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, воспитания бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры. Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности патриотизма. Проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.
Кружковая работа по краеведению позволяет решить ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Кружок по изучению родного края способствует формированию нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия в кружке помогут детям овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в среднем звене школы.
Процесс познания родного края необходимо тесно связать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к природе родного края, умение видеть прекрасное в том, что тебя окружает. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.
Формы проведения занятий: теоретические занятия, экскурсионные занятия, встречи с интересными людьми, живущими рядом, сбор краеведческого материала.
Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Ребята создают простейшие коллекции, гербарии растений нашей местности. На основе индивидуальных детских работ создаются работы коллективные: тематические книжки-раскладушки, газеты, выставки.
Программа предназначена для детей 2-4 классов, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель: воспитание у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.
Задачи:
- Побудить школьника к познанию своего народа и самого себя через историю своей семьи;
- Приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;
- Познакомить ребят с историей села, в котором они проживают;
- Организовать познавательную и туристическую деятельность школьников
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.
ЛУУД:
- Самоопределение;
- Смыслообразование;
- Самооценка и личностная саморегуляция;
- Нравственно-этическая ориентация.
РУУД:
- Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
ПУУД:
- Строить речевые высказывания в устной форме;
- Осуществлять поиск необходимой информации и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
КУУД:
- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы кружка ориентированы на достижение всех трех уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни).
Школьники приобретут знания об истории происхождения названия села, об основных традициях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- Строить речевые высказывания в устной форме;
- Адекватно воспринимать оценку учителя;
- Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Ученик научится:
- ценностному отношению к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к природе, к людям других поколений, к своему дому, к друзьям.
- основам экологической культуры: принятию ценности природного мира,
- следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия).
Учащиеся приобретут опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений; опыт волонтерской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
Тематический план
№ | Тема занятия | Краткое описание деятельности учащихся. Форма организации внеурочной деятельности (форма занятия) | Количество часов | ||
аудиторных | Вне- ауди- торных | ||||
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие | Экскурсия. Сбор листьев осенних растений. Формирование букетов. | 1 | ||
Раздел 1. Я и моя семья - 5 часов | |||||
2 | Профессии в моей семье | Беседа. Рассказы учащихся о том, где трудятся их родители. Рисование на тему «Моя мама (мой папа) на работе». | 1 | ||
3 | Старые фотографии рассказали | Организация выставки семейных реликвий (открытки, фотографии, вырезки из газет и т. д.) в сельском клубе. | 1 | ||
4 | Традиции семьи. Семейные будни, праздники. | Беседа о том, как проходят семейные будни и праздники. Приглашение на кружковое занятие родителей. Разучивание игр для семейных праздников. | 1 | ||
5 | Приметы и суеверия. Фольклор моей семьи. | Рассказы детей о том, что им удалось узнать от бабушек и дедушек (с приглашением людей старшего поколения на занятие кружка) | 1 | ||
6 | Игры наших бабушек. | Ролевые игры. Составление книжки-раскладушки с детскими работами (иллюстрациями игр) | 1 | ||
Раздел 2. Мой дом, мои соседи, мои друзья (5 часов). | |||||
7 | Мой дом | Беседа. Рисование на тему. | 1 | ||
8 | Мои соседи | Беседа. Составление памятки «Как быть хорошим соседом» | 1 | ||
9 | Мои друзья | Беседа о том, каким должен быть друг. Рассказы о друзьях. Выставка рисунков «Я и мои друзья» | 1 | ||
10 | Народы, живущие в нашем селе. | Беседы с представителями разных национальностей. Анкетирование. Выпуск стенгазеты | 1 | ||
11 | Традиции народов, живущих в селе | Рассказы детей о том, какие традиции соблюдают представители разных национальностей. Игры разных народов. | 1 | ||
Раздел 3. Наша школа (2 часа). | |||||
12 | Моя школа История и традиции школы | Встреча с педагогами-ветеранами, работавшими в школе. Анализ документов из архива школы. Книжка-раскладушка «Наша школа» | 1 | ||
13 | Кто учился в моей школе | Встреча с выпускниками школы разных поколений. | 1 | ||
Раздел 4. Село, в котором я живу (16часов) | |||||
14 | Моя малая родина | Экскурсионное занятие | 1 | ||
15 | Природа нашего края | Сбор гербария растений. Выставка рисунков «Животный мир нашего края» | 1 | ||
16 17 18 19 | Природа в разные времена года | Экскурсионные занятия (по временам года) | 4 | ||
20 21 22 23 | Местные пейзажи в разные времена года | Фотовыставка «Мое село летом (осенью, зимой, весной) | 4 | ||
24 | Односельчане, которыми мы гордимся | Встреча с представителями разных профессий – передовиками производства. Чтение газетных заметок. Рассматривание фотографий | 1 | ||
25 26 | История села | Беседа со старожилами. Составление альбома «Мое село» | 1 | 1 | |
27 28 29 | Праздники народного календаря | Ярмарка поделок («Параскева – Пятница») Рождественские посиделки. Масленица. | 1 1 1 | ||
Раздел 5. Моя Родина (5 часов) | |||||
30 | Моя Родина – Россия | Знакомство с символикой нашего государства. Рисование проекта герба села. | 1 | ||
31 | Мы – путешественники | Игра-путешествие «По родному краю» | 1 | ||
32 | Наш край – часть большой страны | Работа по карте страны и области. Викторина «Наш край» | 1 | ||
33 34 | «Моя малая родина» | Подготовка работ к итоговому занятию. Презентация работ детям, посещающим ГКП | 1 | 1 | |
И Т О Г О : | 2 | 16 | 16 |
Содержание курса
Введение – 1 час.
Знакомство с целями и задачами кружка. Знакомство с правилами проведения экскурсионных занятий. Сбор растений, составление букетов.
Раздел 1. «Я и моя семья» - 5 часов.
Профессии в моей семье. Успехи и достижения моей семьи. Фотографии из семейного альбома. Семейные реликвии. Семейные будни и праздники. Традиции семьи. Приметы и суеверия, дошедшие до наших дней. Фольклор в семье. Игры наших бабушек.
Раздел 2. «Мой дом, мои соседи, мои друзья» - 5 часов.
Бережное отношение к своему дому. Взаимоотношения с соседями и друзьями. Уважительное отношение к представителям разных национальностей, их традициям. Игры разных народов.
Раздел 3. «Наша школа» - 2 часа.
Знакомство с историей и традициями школы, с ее выпускниками, с учителями, работавшими в школе. Бережное отношение к школьному имуществу.
Раздел.4. «Село, в котором я живу» - 16 часов.
Знакомство с историей села. Рассказы об известных людях села, старожилах.
Природа села в разное время года. Бытовая экология. Бережное отношение к окружающему миру. Экскурсионные занятия в разные времена года. Праздники народного календаря.
Раздел 5. «Моя Родина» - 5 часов.
Название нашей страны, символика государства. Понятие о своем крае как составной части большого государства. Значение малой родины для человека.
Литература
- Д.В.Григорьев Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя. – М. «Просвещение», 2010г.
2.Внеурочная деятельность учащихся начальной школы. Сборник программ педагогов – победителей конкурса \ под ред.Т.Н.Тишиной.- Омск, БОУДПО «ИРООО», 2011г.
3. Учебная хрестоматия по народной культуре для начальной школы «Историко – культурное наследие народов Омского Прииртышья»\ под ред. Л.А. Кучегура – Омск ООИПКРО, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...