Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_dlya_pervokl.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №40
Дзержинского района
г. Волгоград
Программа курса
«В гостях у дедушки Берендея»
(краеведение для первоклассников)
Разработали:
Ледяева Елена Владимировна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №40
г.Волгограда
2013 год
Пояснительная записка
Одна из ярких черт первоклассников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. Один из вариантов знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей. В настоящее время существуют программы, направленные на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде дошкольников: «Познаем мир», автор Н.Ф.Виноградова; «Здравствуй, мир!», автор А.А.Вахрушев и другие.
Но на сегодняшний день, на наш взгляд, необходимы программы для первоклассников, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности детей.
Представленная программа факультативного курса «В гостях у дедушки Берендея» направлена на удовлетворение этих требований и способствует знакомству детей с окружающим нас миром при систематическом проведении данных занятий. Предлагаемая программа является попыткой организовать целенаправленную работу по изучению картины мира через знакомство с природой родного края детей 6-7 летнего возраста.
Цель факультативного курса:
- знакомство с природой родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе
Задачи:
- расширение знаний учащихся об окружающем мире;
- формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся
Методика проведения занятий.
В основе занятий лежит игра, так как для детей 6-7 летнего возраста игра – ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, стихов, сказок, рисование, лепка. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном им мире. Необходимо в процессе занятий ориентироваться на уровень развития ребёнка.
Всего на изучение курса отводится 33 часа: предполагается одно занятие в неделю.
Ход занятия состоит из постоянного многократного в течение занятия чередования следующих этапов:
-актуализация имеющихся у детей знаний
-совместное открытие знаний
-закрепление новых знаний в игре
-рефлексия в форме творческих заданий
Содержание программы (33ч)
1. Краски природы (3ч)
2. Разноцветные плоды растений (2ч)
3. Кто в лесу живет? (3ч)
4. Что в лесу растет? (3ч)
5. Царство грибов (3ч)
6 .Где и как зимуют насекомые (4ч)
7. На птичьем базаре (4ч)
8. Ловись рыбка большая и маленькая (4ч)
9. Мой домашний питомец (5ч)
10.Правила поведения в природе (2ч)
Тематическое планирование (33ч)
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Основные понятия |
1 | Краски природы | 3 | 1 | 2 | Смена времен года, состояние животного и растительного мира в разное время года |
2 | Разноцветные плоды растений | 2 | 1 | 1 | Овощи, ягоды, фрукты, созревающие на территории Волгоградской области |
3 | Кто в лесу живет? | 3 | 2 | 1 | Звери, обитающие на территории Волгоградской области, охрана животных |
4 | Что в лесу растет? | 3 | 2 | 1 | Растения, произрастающие на территории Волгоградской области, охрана растений |
5 | Царство грибов | 3 | 2 | 1 | Грибы, растущие на территории Волгоградской области, съедобные и ядовитые грибы, строение грибов |
6 | Где и как зимуют насекомые | 4 | 2 | 2 | Ядовитые насекомые, охрана полезных насекомых, борьба с вредителями |
7 | На птичьем базаре | 4 | 2 | 2 | Птицы, обитающие на территории Волгограда и Волгоградской области; птицы кочующие, оседлые, перелетные; птицы леса, водоемов, открытых воздушных пространств, хищники; охрана и привлечение птиц |
8 | Ловись рыбка большая и маленькая | 4 | 2 | 2 | Рыбы, обитающие в реках Волгоградской области; речные, морские, аквариумные рыбы; экологическое состояние рек; охрана рыбных богатств |
9 | Мой домашний питомец | 5 | 2 | 3 | Уход за домашними животными, охрана животных |
10 | Правила поведения в природе | 2 | 1 | 1 | 10 заповедей эколога |
17 | 10 | 7 |
По окончанию изучения курса учащиеся должны
знать:
- смену времен года, как смену условий существования организмов;
- представителей животного и растительного мира родного края;
- значение живых организмов в природе и жизни человека;
- формы охраны природы
уметь:
- вести простейшие наблюдения в природе;
- устно описывать объекты природы;
- называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира родного края;
- соблюдать правила поведения в природе
Список дидактических и методических материалов к курсу
«В гостях у дедушки Берендея»
- загадки;
- викторины;
- карточки с заданиями;
- иллюстрации с изображением животных, растений, природы в разное время года;
- настольные игры;
- рабочие альбомы;
- гербарии;
- энтомологические коллекции
Рекомендуемая литература для учителя:
1. Акимушкин И.И. Мир животных. - М.; Мысль, 1998
2. Кубанцев Б.С. Животный мир Волгоградской области. – Волгоград, 1982
3. Кубанцев Б.С. Птицы Нижнего Поволжья. – Волгоград, 1982
4. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. - Волгоград, 1992
Рекомендуемая литература для учащихся:
1. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т.5. – М.: Слово АСТ, 1998
2. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969
3. Сладков Н.И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986
4. Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"
Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.
Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...
РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Программа ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова...
Дополнительная образовательная программа "Юный художник".
Дополнительная образовательная программа "Юный художник"....
Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"
Программа модифицированная. Обработана для проведения кружка в моем классе.Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа «Юный натуралист» биолого...
Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов....
Дополнительная образовательная программа «Юный актёр»
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики...