Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа клуба "Юные краеведы". | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1» г.Курчатова
Рабочая программа клуба « Юные краеведы».
Учитель: Шумицкая М.В.
2012 год
Пояснительная записка.
Введение.
Рабочая программа клуба «Юные краеведы» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования и предназначена для учащихся 1 класса.
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.
Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению.
Программа клуба «Юные краеведы» изучается в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках внеучебной деятельности. Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ.
Цели и задачи:
- Углубление и расширение знаний учащихся по истории Курской области, Курчатовского района, города Курчатова.
- развитие навыков исследовательской работы школьников;
- Получение дополнительных знаний по гуманитарным предметам;
- Воспитание волевых качеств, гражданского отношения к истории родного края.
Программа рассчитана на 66 часов в год, в неделю 2 часа.
Структура курса.
Моя семья – 5ч.
Моя школа – 6ч.
Мой город – 25ч.
Курская область – 18ч.
Проектная деятельность – 12ч.
Принципы построения программы:
- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй;
- принцип системности в организации жизнедеятельности детей;
- принцип ценностного подхода;
- принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Основные методы обучения: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, мастер-классы, исследовательская и проектная деятельность.
Планируемые результаты.
Личностные результаты: формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям, личного(эмоционального) отношения к классному коллективу, одноклассникам, к школе, к малой родине и родному краю.
Метапредметные результаты: осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье; знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье; освоение способов позитивного отношения к семье и семейным ценностям; осознание важности школы в процессе познания окружающего мира; формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями; овладение навыками монологической и диалоговой речи; умение выполнять задание в соответствии с целью; Целенаправленный поиск на поставленный вопрос; осмысление взаимосвязи человека и места, где он родился и живёт; формирование способов существования в городе и селе.
Предметные результаты: осмысление представлений о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди; осмысление представлений о школе и классе как части целого мира и об отношения в нём; осмысление представлений о родном крае, которые неразрывно связаны с его историей, культурой, людьми.
Формы контроля и учёта достижений обучающихся: викторины, выставки, защита проектов, праздники.
Материально- техническое обеспечение : интернет-ресурсы, наглядные пособия, информационно-коммуникативные средства, технические средства (компьютер, проектор, экран проекционный)
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Виды деятельности, формы работы | Кол-во часов; дата проведения |
1 | Вводное занятие. | Беседа «Что такое краеведение? Для чего оно нужно?» Заучивание девиза юных краеведов: «Люби и знай свой Курский край!» Совместное изготовление эмблемы краеведческого клуба. | 1ч |
2 | Моя семья. Родительский дом – начало начал. | Беседа о важности семьи в жизни каждого человека. Ромашка – символ семьи. Изготовление рамочки для семейной фотографии. Домашнее задание: дорисовать на деревце столько листочков, сколько членов в семье | 1ч |
3 | Наш класс - большая дружная семья. | Беседа о классном коллективе, о «Законах жизни класса». Подготовка к празднику «День рождения нашего класса» | 1ч |
4-5 | Праздник «День рождения нашего класса» | Праздник в классе | 2ч |
«Моя школа» | |||
6 | Юбилей 40-летие школы | Беседа « 40-летие школы». Основные этапы становления школы. Учителя-ветераны. Домашнее задание: узнать у родителей, кто выпускник нашей школы? | 1ч |
7 | Мои родители- выпускники нашей школы. | Беседа. Домашнее задание ( для родителей): заполнить анкету для родителей- выпускников школы №1 | 1ч |
8 | Экскурсия по школе | Более подробное знакомство с «устройством» школы. | 1ч |
9 | Посещение школьной библиотеки. | Знакомство с школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке. | 1ч |
10 | Посещение школьного музея Боевой славы. | Знакомство с экспонатами школьного музея. Правила поведения в музее. | 1ч |
11 | Игра- викторина по теме «Моя школа» | 1ч | |
« Мой город» | |||
12 | Символы нашего города: герб, гимн. День города. | Знакомство с символикой нашего города, с праздником «День города». | 1ч |
13 | И.В. Курчатов – учёный, имя которого носит наш город. | Знакомство с биографией И.В.Курчатова. | 1ч |
14-15 | Градообразующее предприятие – Курская АЭС | Экскурсия в информационно-аналитический центр Курской АЭС | 2ч |
16 | Другие предприятия нашего города. | Беседа о предприятиях, где работают родители. | 1ч |
17 | Детские объединения нашего города. | Беседа о секциях, кружках, объединениях, которые посещают дети. Фотовыставка « Мы на занятиях». | 1ч |
18-19 | Экскурсия в детско-юношеский клуб «Альбатрос» | Знакомство с детскими объединениями клуба». | 2ч |
20 | Улицы нашего города. | Беседа о том, какие названия у улиц нашего города, почему они так называются. Площади нашего города. | 1ч |
21 | Достопримечательности города Курчатова. | Знакомство с памятниками, красивыми уголками города. Беседа, презентация. | 1ч |
22 | Сохраним наш город чистым! | Беседа «Сохраним наш город чистым!» Беседа «Что такое поделки из бросового материала?» Презентация. Домашнее задание: вместе с родителями изготовить поделку из бросового материала. Выставка поделок. | 1ч |
Учреждения культуры нашего города | |||
23-24 | Посещение городской детской библиотеки | Экскурсия | 2ч |
25-26 | Посещение городского краеведческого музея | Экскурсия | 2ч |
27-28 | Посещение Дворца Культуры | Коллективный просмотр фильма для детей. | 2ч |
29 | Православные храмы нашего города | Беседа. Презентация. Беседа о Святом Курской земли - Серафиме Саровском. | 1ч |
30-31 | Экскурсия в Храм Серафима Саровского | Экскурсия | 2ч |
32 | Знаменитые люди нашего города. | Беседа. Презентация. | 1ч |
33-34 | Встреча с интересными людьми. | 2ч | |
35-36 | Игра «Курчатов – город мой родной» | Игра проводится в городском краеведческом музее. | 2ч |
Курская область | |||
37 | Символика Курской области: флаг, герб. Курский соловей. | Беседа. Презентация. | 1ч |
38 | Город Курск – город Воинской Славы. | Беседа. Презентация. | 1ч |
39 | Города Курской области. | Беседа. Презентация. | 1ч |
40-41 | Жизнь села | Игра «В гостях у бабушки Матрёны» ( игра проводится в городском краеведческом музее) | 2ч |
Народные традиции Курского края. | |||
42-43 | Крестьянский народный костюм Курского края. | Тематическая лекция проводится в городском краеведческом музее | 2ч |
44-45 | Лепка традиционной кожлянской игрушки. | Мастер-класс. Проводится в городском краеведческом музее. | 2ч |
46-47 | Лепка дроняевского кувшина | Мастер-класс. Проводится в городском краеведческом музее | 2ч |
Природа родного края . | |||
48-49 | Природные особенности Курчатовского района | Тематическая лекция проводится в городском краеведческом музее. | 2ч |
50 | Викторина по теме «Курская область» | 1ч | |
51-53 | Знакомство с творчеством писателей и поэтов Курской области | Знакомство с биографией писателей и поэтов. Чтение произведений. Обсуждение прочитанного. | 3ч |
54 | Викторина по прочитанным произведениям | Викторина проводится в детской городской библиотеке | 1ч |
Проектная деятельность | |||
55 | Выбор темы проекта | Обсуждение, что больше всего заинтересовало в процессе занятий клуба «Юные краеведы»? О чём бы хотелось узнать больше и рассказать об этом своим одноклассникам? Выбор темы для своего проекта. | 1ч |
56 | Как собирать материал. Твои помощники. | Беседа о том, как нужно собирать материал для своего проекта, кто или что может в этом помочь. Домашнее задание: собрать материал по теме проекта. | 1ч |
57 | Проблема. Решение проблемы. | Значение слова «проблема». Определение проблемы своего проекта. Домашнее задание: подумать над решением проблемы своего проекта. | 1ч |
58 | Гипотеза. Предположение. | Значение слов « гипотеза» и «предположение». Выдвижение гипотез своего проекта | 1ч |
59 | Цель проекта | Значение слова «цель». Определение цели своего проекта. | 1ч |
60 | Задачи проекта | Значение словосочетания «Задачи проекта». Формулирование задач своего проекта, при помощи которых можно достичь цели проекта. | 1ч |
61 | Выбор нужной информации | Обучение выделению главного, самого важного в собранном материале. | 1ч |
62 | Продукт проекта | Значение слова « продукт» проекта. Выбор продукта своего проекта. | 1ч |
63 | Визитка проекта | Обучение правильному составлению визитной карточки проекта. | 1ч |
64 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | Советы по составлению и подготовки мини-выступления. | 1ч |
65-66 | Защита проектов. | Выступления учащихся-защитников проектов перед знакомой аудиторией (учитель, одноклассники, родители) | 2ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочая программа "Юный краевед"
Аннотация к рабочей программе дополнительной общеразвивающей программы. «Юный краевед». Программа способствует всестороннему развитию личности, сове...