Программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Программа ориентирована на обучающихся начальной школы.
Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kraeved.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважения традиций предков — эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями.
И одним из важных средств воспитания патриотизма у подростков является краеведение.
Программа ориентирована на обучающихся начальной школы.
Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей школьников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа кружка «Юный краевед» рассчитана на применение в общеобразовательной школе. Программа ориентирована на учащихся 4-го класса.
В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его воздействия.
В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Методические занятия кружка являются комплексными - на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями.
Занятия в кружке чередуются с экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах.
Важную роль играют посещения библиотек.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.
Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.
Цель программы:
Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Задачи программы:
1. Расширение знаний учащихся об окружающем мире.
2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся.
3. Формирование положительной мотивации в общественно- полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.
Программа
включает в себя учебный курс,
состоящий из 6 разделов:
1. Растительный мир. Растения родного края.
2. Мир насекомых. Насекомые родного края.
3. Обитатели вод - рыбы. Рыбы, обитающие в реках Тюменской области.
4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края.
5. Звери, обитающие на территории Тюменской области.
6. Охрана природы родного края.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
-- тестирование;
- творческие задания; викторины;
- конкурсы;
- олимпиады;
- интеллектуальные игры;
- выставки творческих работ учащихся.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обувающихся воспитанников;
- будет использоваться разнообразный дидактический материал.
По окончании учебного года обучающиеся должны знать:
- смену времен года как смену условий существования организмов;
- значение живых организмов в природе и жизни человека;
- особенности природных зон Тюменской области (лесостепь, степь, полупустыня);
- представителей животного и растительного мира родного
края;
— содержание Красной книги России и Тюменской области; — формы охраны природы.
По окончании учебного года обучающиеся должны уметь:
- вести простейшие наблюдения в природе;
- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать
полученные результаты;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- устно описывать объекты природы;
- называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области;
- изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
- соблюдать правила поведения в природе.
Содержание кружка юного краеведа
Раздел 1
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ.
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области и растениями, занесенными в Красную книгу.
Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.
0сновные понятия: Растения; дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов; растения-сорняки; комнатные и лекарственные растения; краснокнижные растения.
Раздел 2
МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Насекомые: виды , места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые области.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа,
практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии, работа с энтомологическими коллекциями.
0сновные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые.
Раздел 3
ОБИТАТЕЛИ ВОД. РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ
ОБЛАСТИ
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.
0сновные понятия: Позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Аквариумное рыболовство.
Раздел 4
ОБИТАТЕЛИ ВО3ДУШНОГ0 ПРОСТРАНСТВА.
ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Птицы. Птицы области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии.
0сновные понятия: Птицы. Кочующие, оседлые, пере- летные птицы. Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные виды птиц.
Раздел 5
ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ
НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ.
Цели и задач и: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах; формирование
умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, экскурсии.
0сновные понятия: Животные. Дикие животные. Домашние животные. Хищники. Животные-вредители.
Раздел 6
ОХРАНА ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.
Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.
0сновные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.
Содержание: Закон об охране природы в России. Красная
книга России и своей области. Охраняемые территории родного
края.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.
0сновные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1
Растительный мир, растения родного края
Название темы | Всего часов | Дата проведения |
план | факт |
1. Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности.
| 1 |
2. Экскурсия «Где растут деревья?» | 1 |
3.Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев. | 1 |
4. Комнатные растения. Разведение. Уход за ними. | 1 |
5. Зеленый мир вокруг нас. Викторина. | 1 |
Раздел 2
Мир насекомых. Насекомые Тюменской области.
Название темы | Всего часов | Дата проведения |
план | факт |
1. Какую пользу приносят насекомые.
| 1 |
2. Насекомые-вредители. | 1 |
3. Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми. | 1 |
4.Насекомые Тюменской области. | 1 |
Раздел 3
Обитатели вод. Рыбы, обитающие в области.
Название темы | Всего часов | Дата проведения |
план | факт |
1. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы?
| 1 |
2. Рыбы, обитающие в реках области. | 1 |
3. Охрана рыбных хозяйств. | 1 |
Раздел 4
Обитатели воздушного
пространства родного края.
Название темы | Всего часов | Дата проведения |
план | факт |
| 1 |
2. «Лесной доктор» - дятел. | 1 |
3. Загадочная птица – кукушка. | 1 |
4. Любимая птица – снегирь. | 1 |
5. «Пернатая кошка» - сова. | 1 |
6. Сорока – белобока – «лесная сплетница». | 1 |
7. Ворона - интеллектуальная птица. | 1 |
8.Галка - городская птица. | 1 |
9. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России. | 1 |
Раздел 5
Животный мир. Звери, обитающие на территории Тюменской области.
Название темы | Всего часов | Дата проведения |
план | факт |
1. Заяц – «Длинное ухо». | 1 |
2. Лисица. «Лиса Патрикеевна». | 1 |
3. Серый хищник - волк. | 1 |
4. Хозяин леса - медведь. | 1 |
5. Любознательный зверек – белка. | 1 |
6. Сердитый недотрога – еж. | 1 |
Раздел 6
Охрана природы родного края.
Название темы | Всего часов | Дата проведения |
план | факт |
1.Охраняемые территории Тюменской области. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Юный краевед"
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» реализуется во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основными формами занятий являются беседы, экологические праздники...
Программа "Юный краевед"
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням....
программа Юный краевед
программа педагога ДО Кужугет Арина Данововна...
Диагностический материал к программе Туристы-краеведы.
Данное краеведческое тестирование проводится в рамках программы краеведческого характера «Туристы-краеведы», они направлены на формирование основополагающих краеведческих знаний учащихся, ...
Для учащихся Диагностический материал по программе Туристы-краеведы
Предназначен для учащихся 3-4 классов в рамках проведения диагностики по программе туристско-краеведческой напрвленности туристы-краеведы....
Рабочая программа "Юный краевед"
Аннотация к рабочей программе дополнительной общеразвивающей программы. «Юный краевед». Программа способствует всестороннему развитию личности, сове...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания младшего школьника через о...