Программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Баширова Айна Магзомовна

 

Программа ориентирована на обучающихся начальной школы.

Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_kraeved.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважения традиций предков — эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями.

И одним из важных средств воспитания патриотизма у подростков является краеведение.

Программа ориентирована на обучающихся начальной школы.

Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей школьников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная программа кружка «Юный краевед» рассчитана на применение в общеобразовательной школе.  Программа ориентирована на учащихся 4-го класса.

В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его  воздействия.

В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Методические занятия кружка являются комплексными - на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями.

Занятия в кружке чередуются с экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах.

Важную роль играют посещения библиотек.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.

Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.

Цель программы:

Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Задачи программы:

1. Расширение знаний учащихся об окружающем мире.

2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся.

3. Формирование положительной мотивации в общественно- полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.

5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.

 

Программа

включает в себя учебный курс,

состоящий из 6 разделов:

1. Растительный мир. Растения родного края.

2. Мир насекомых. Насекомые родного края.

3. Обитатели вод - рыбы. Рыбы, обитающие в реках Тюменской                                 области.

4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края.

5. Звери, обитающие на территории Тюменской области.

6. Охрана природы родного края.

Занятия кружка  проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

-- тестирование;

- творческие задания; викторины;

- конкурсы;

- олимпиады;

- интеллектуальные игры;

- выставки творческих работ учащихся.

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если:

- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

- будут учитываться возрастные и личностные особенности обувающихся воспитанников;

- будет использоваться разнообразный дидактический материал.

По окончании учебного года  обучающиеся должны знать:

- смену времен года как смену условий существования организмов;

- значение живых организмов в природе и жизни человека;

- особенности природных зон Тюменской области (лесостепь, степь, полупустыня);

- представителей животного и растительного мира родного

края;

— содержание Красной книги России и Тюменской области; — формы охраны природы.

По окончании учебного года   обучающиеся должны уметь:

- вести простейшие наблюдения в природе;

- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать

полученные результаты;

- самостоятельно работать с дополнительной литературой;

- устно описывать объекты природы;

- называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области;

- изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;

- соблюдать правила поведения в природе.

Содержание кружка юного краеведа

Раздел 1

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ.

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области и растениями, занесенными в Красную книгу.

Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.

0сновные понятия: Растения; дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов; растения-сорняки; комнатные и лекарственные растения; краснокнижные растения.

Раздел 2

МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Насекомые: виды , места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые области.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа,

практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии, работа с энтомологическими коллекциями.

0сновные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые.

Раздел 3

ОБИТАТЕЛИ ВОД. РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ

ОБЛАСТИ

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.

0сновные понятия: Позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Аквариумное рыболовство.

Раздел 4

ОБИТАТЕЛИ ВО3ДУШНОГ0 ПРОСТРАНСТВА.

ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Птицы. Птицы  области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии.

0сновные понятия: Птицы. Кочующие, оседлые, пере- летные птицы. Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные виды птиц.

Раздел 5

ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ

НА ТЕРРИТОРИИ  ОБЛАСТИ.

Цели и задач и: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах; формирование

умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, экскурсии.

0сновные понятия: Животные. Дикие животные. Домашние животные. Хищники. Животные-вредители.

Раздел 6

ОХРАНА ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.

Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.

0сновные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.

Содержание: Закон об охране природы в России. Красная

книга России и своей области. Охраняемые территории родного

края.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.

0сновные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1

Растительный мир, растения родного края

        


Название темы

Всего

 часов

Дата проведения

план

факт

1. Вводное занятие: Что такое экология?                

Правила техники безопасности.

                

1

2. Экскурсия «Где растут деревья?»

1

3.Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев.

1

4. Комнатные растения. Разведение. Уход за ними.

1

5. Зеленый мир вокруг нас. Викторина.

1

Раздел 2

Мир насекомых. Насекомые Тюменской области.


Название темы

Всего

часов

Дата проведения

план

факт

1. Какую пользу приносят насекомые.

                

1

2. Насекомые-вредители.

1

3. Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми.

1

4.Насекомые Тюменской области.

1

Раздел 3

Обитатели вод. Рыбы, обитающие в области.


Название темы

Всего

часов

Дата проведения

план

факт

1. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы?

                

1

2. Рыбы, обитающие в реках области.

1

3. Охрана рыбных хозяйств.

1

Раздел 4

Обитатели воздушного

пространства родного края.


Название темы

Всего

часов

Дата проведения

план

факт

  1. Воробей - самая распространенная птица на Земле.

1

2. «Лесной доктор» - дятел.

1

3. Загадочная птица – кукушка.

1

4. Любимая птица – снегирь.

1

5. «Пернатая кошка» - сова.

1

6. Сорока – белобока – «лесная сплетница».

1

7. Ворона  - интеллектуальная птица.

1

8.Галка -  городская птица.

1

9. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России.

1

Раздел 5

Животный мир. Звери, обитающие на территории Тюменской области.


Название темы

Всего

часов

Дата проведения

план

факт

1. Заяц – «Длинное ухо».

1

2. Лисица.  «Лиса Патрикеевна».

1

3. Серый хищник - волк.

1

4. Хозяин  леса - медведь.

1

5. Любознательный зверек – белка.

1

6. Сердитый недотрога – еж.

1

Раздел 6

Охрана природы  родного края.


Название темы

Всего

часов

Дата проведения

план

факт

1.Охраняемые территории Тюменской области.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» реализуется во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основными формами занятий являются беседы, экологические праздники...

Программа "Юный краевед"

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням....

программа Юный краевед

программа педагога ДО Кужугет Арина Данововна...

Диагностический материал к программе Туристы-краеведы.

Данное краеведческое тестирование проводится в рамках программы краеведческого характера «Туристы-краеведы», они направлены на формирование основополагающих краеведческих знаний учащихся, ...

Для учащихся Диагностический материал по программе Туристы-краеведы

Предназначен для учащихся 3-4 классов в рамках проведения диагностики по программе туристско-краеведческой напрвленности туристы-краеведы....

Рабочая программа "Юный краевед"

Аннотация к рабочей программе дополнительной общеразвивающей программы. «Юный краевед». Программа способствует всестороннему развитию личности, сове...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» В курсе краеведения реализуется идеи  формирования патриотического сознания младшего школьника через о...