Методические разработки
рабочая программа по теме
Каждый ребенок обучаем, но у каждого своя траектория развития. В моем курсе вы познакомитесь с уроками и статьями, которые я использую в работе с детьми специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Я очень надеюсь, что мой опыт пригодится учителям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья 1 | 19.04 КБ |
Статья 2 | 27.76 КБ |
Статья 3 | 22.48 КБ |
конспект классного часа "Поговорим о культуре речи" | 16.96 КБ |
Программа саморазвития | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
ГБОУ СКОШ VIII вида № 869
Чернова Н.Г.
Педагогическая технология – слово, пришедшее к нам от греков, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, логос – учение.
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагога по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологи педагогической деятельности.
Я хотела рассказать о своём опыте работы. В целях повышения качества обучаемости учащихся применяю современные методики обучения – дифференциацию, индивидуализацию обучения.
На уроках математики в 3-ем классе по теме «Замена сложения одинаковых слагаемых умножением» использую методы: программирование задания в виде самостоятельной работы по вариантам, практическая работа с использованием деятельного подхода, работа в парах. Дети, испытывающие трудности в обучении, получают индивидуальную помощь в виде опорных карточек. Психологическая релаксация – связь с жизнью детей, с окружающим миром.
Вся моя работа строится на личностно-ориентированном подходе в обучении. Об этом расскажу на примере урока развития речи в 4-ом классе по теме: «Песок, глина, гранит, известняк». Методы, использованные на уроке: лабораторно-практическая работа, групповая форма обучения, метод самостоятельной работы, проводились упражнения на этапе «работа в тетради». Под диктовку писали предложения, затем проверка, умение проверить не только с голоса учителя, как привыкли дети со 2-го класса, но и старшего по группе. Другая интонация голоса, громкость – воспитание толерентности, умение слушать одноклассника, уважать друг друга, мобилизует внимание, сплачивает детский коллектив.
Межпредметная связь с русским языком, чтением. Использование собственного опыта детей.
Обучение невозможно без развития творческих способностей детей. На уроках чтения в 5-ом классе по теме Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» дети проявили фантазию, творческое воображение, составив интересные рассказы по опорным словам, по карточкам, работая в парах.
На всём протяжении уроков используется метод использования ТСО – зрительная опора для повышения интереса детей к уроку. Дети работают активно, с интересом, так как уроки проводятся с использованием ИКТ.
Хочу обратить ваше внимание на экскурсионную работу. Начиная с 3-го класса пишем сочинения по материалам экскурсий и наблюдений, например, за зимующими птицами. В папке «Экскурсии» собраны сочинения, детские рисунки.
Мною была организована поисковая работа по теме: «Наша улица».
Учащиеся получили ряд вопросов, план действий. Дети работали в тесном сотрудничестве с педагогом, друг с другом. Делились своими находками, открытиями. Были привлечены родители учащихся. Эта достаточно трудоёмкая работа длилась в течение месяца. Ребята занимались этим с воодушевлением, так как видели на деле результаты своих усилий: в папке «Экскурсии» накапливался собранный материал – рисунки, сочинения, предложения по лучшему благоустройству улицы. Итогом работы стал общий сбор, на котором каждый поделился с одноклассниками своим проектом о родной улице. Чтобы провести с детьми такую работу, нужно хорошее владение этой педагогической технологией – проблемным обучением, методом проектно-исследовательской деятельности.
Одной из разновидностью проблемного обучения является мини-проект – сочинение авторских стихов по заданной теме, по заданным рифмам, по заданной концовке. Мои дети сочиняли в 4-5 классах стихи по заданной теме «Вот и пришла зима», «Морозный день».
***
Ах, какой сегодня мороз,
Отморозил уши, нос.
Одевайтесь потеплей
И на улицу скорей.
Возле горки снеговик
С метлой в руке в снегу стоит.
Снегири сидят на ветках
Просят корма у ребят.
Покормите их быстрей,
Своих маленьких друзей! (Астахова Анастасия)
***
Вот и осень ушла,
Пожелтела трава,
И деревья стоят без листвы.
Да и птицы улетели до весны.
Как-то утром я встал,
Посмотрел в окно, а там
Всё белым-бело.
Это пришла зима.
Падают снежинки резные
На дома, на людей, на машины.
Всё покрылось белым ковром.
Скоро дети на горке будут кататься
И в пушистом снегу кувыркаться.
Ждёт детвора Новый год!
Скоро, скоро он придёт.
Ёлки на улице стоят,
Разноцветными огнями горят.
Все на ёлки начнут ходить
И подарки домой приносить. (Бугров Юрий)
Способности развиваются тем успешнее, чем в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает свой «потолок» всё выше и выше.
Именно интенсивная умственная деятельность помогает в удивительно короткий срок превзойти себя. Я всегда своим ученикам даю максимальную нагрузку. Они привыкли так трудиться с 1-го класса.
Результат очевиден: I четверть 2012-2013 учебный год 80% качества обученности, 8 человек на «4» и «5» из 10.
Не упускайте возможности радоваться вместе с ними каждому шагу вперёд, каждому успеху.
Resource id #3356
Предварительный просмотр:
Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида.
Учитель начальных классов
ГБОУ СКОШ VIII вида № 869
Чернова Н.Г.
Методика обучения чтению в коррекционной школе предусматривает:
Во 2-4 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Обеспечение доступности анализа создается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы. Доступность понимания читаемого достигается за счет возможности опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей, знания учащихся по истории России.
Программа 3 класса включает в себя произведения устного народного творчества: считалки, заклички, потешки, пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки, сказки других народностей, произведения о родной природе, о друзьях-товарищах, басни, произведения о животных, о прошлом нашего народа произведения зарубежных писателей.
С 4-го класса учащиеся знакомятся с произведениями или отрывками из них классиков русской литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов.
Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают следующие ошибки: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания и т.д., что затрудняет выработку других качеств чтения.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения ("речевая зарядка" или "разминка"), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении.
Оптимальное время проведения "разминки" - начало или конец урока.
"Методика работы в период "разминки"
1. Учащиеся читают текст на карточках про себя (не более 1-1,5 минуты), готовясь к быстрому, плавному чтению,
2. Один - три ученика вызываются для чтения своих текстов вслух с обязательным выполнением данной учителем установки.
3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос либо учителем, либо читающим учеником.
4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища.
"Речевые разминки" необходимы и для развития беглости чтения - такого темпа, который характерен для разговорной речи.
Только в 4-м классе основной состав учащихся коррекционной школы VIII вида начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи.
С помощью "речевых разминок" не только развиваются навыки правильности и беглости чтения, но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методикой чтения басен, стихотворений в коррекционной школе VIII вида при последующем разборе обязательно включаются вопросы и задания следующего характера:
1) С каким чувством надо читать это стихотворение: с грустным, радостным, тревожным? (стихотворение И.Сурикова "...Ярко солнце светит")
2) Научитесь читать басню выразительно: при чтении слов автора покажите, что он размышляет, удивляется; речь Кота - живая, поучающая, а Щуки - хвастливая (басня И.Крылова "Щука и Кот").
3) Научитесь выразительно читать стихотворение. Каким голосом - тихим или звонким - нужно читать стихотворение? Какое чувство нужно передать, читаю о воробышках, о вьюге? Как это можно показать голосом? (Стихотворение С.Есенина "Поет зима - аукает, ...")
4) Докажите, какое это стихотворение по настроению, грустное или веселое, полное надежды. Как его нужно читать? (Стихотворение Е. Серовой "Подснежник")
5) Выберите слова, которые передают настроение автора: спокойное, светлое, мечтательное, ликующее. Передайте голосом настроение. При чтении обратите внимание на знаки препинания. (Стихотворение И.Бунина "Первый снег")
6) Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно: подумайте, какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно, какие - звонким, веселым голосом. (Стихотворение Я.Аким "Весна, весною, о весне")
7) После первичного чтения учителем стихотворения С.Михалкова "Будь человеком"были заданы вопросы по первичному восприятию.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Мне грустно, больно. Жалость по отношению к муравью.
- А по отношению к тому, кто поджёг муравейник? (Мы сердимся, злимся на него, осуждаем).
Научитесь выразительно читать стихотворение. (Стихотворение С.Михалкова "Будь человеком".)
В "речевые разминки" можно включать прочтение стихотворений с выражением определенных чувств, либо определенной интонации:
- Прочитай стихотворение С.Д.Дрожжина, вырази голосом, темпом - мечту, надежду.
Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые,
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
2) Прочитай неторопливо стихотворение "Птичка" А.Н.Плещеева. Вырази голосом, грусть, жалость.
Для чего, певунья птичка,
И тростник сухой и желтый
Птичка резвая моя,
Клонит ветер до земли.
Ты так рано прилетела
Вот и дождик, посмотри-ка,
В наши дальние края?
Хлынул словно из ведра,
Заслонили солнце тучи,
Скучно, холодно, как будто
Небо все заволокли;
Не весенняя пора!
3) Прочитай стихотворение Д.Хармса "Я проснусь..." неторопливо, спокойно, вырази голосом просьбу.
Я сегодня лягу раньше,
Ты поставь на стол варенье,
Раньше лампу погашу,
- Я проснусь в одно мгновенье,
Но зато тебя пораньше
Я проснусь в одно мгновенье,
Разбудить меня прошу.
Чтобы чай с вареньем пить.
Это просто удивленье,
Как легко меня будить.
"Речевые разминки" необходимы для выработки выразительности чтения - такого качества чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание прочитанного.
В методике обучения навыкам чтения в коррекционной школе VIII вида эффективными приемами выработки выразительности чтения является чтение по ролям, драматизация текста. Одной из образовательных задач урока чтения является
- Учить применять на практике «драматизацию», выразительноечтение, чтение про себя с выполнением заданий.
- В 4-ом классе учащиеся инсценируют сказку
- Учащиеся вступают в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.
Большинство текстов по чтению учебника для учащихся 5 класса содержат диалоги. Диалоговое, ролевое чтение применяется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло.
При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений. Я использую рассказы и сказки Эдуарда Шима, стихотворения Ирины Токмаковой.
1) Э.Шим "Белка и Енот"
- Белка - неряха, Белка - грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!
- Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.
- А для чего?
- Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила, а теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?
2) "Заяц и Ежик"
- Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе - волки бегут или медведи бредут...
- Не бойся... Это я, Ежик.
- Чего же ты, бессовестный, такой шум понял?!
- Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул - и сам от страха трясусь!
3) "Сорока и Медвежонок"
- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?
- Не-а.
-Ты ее в дугу сгибаешь?
- Не-а.
- Ты ее ободрать хочешь?
- Отстань, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграть, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!
4) И.Токмакова "Уж и Лягушка"
- Глупый Уж, старый Уж, давай в догонялки играть!
- Удирай, квакушка, пока цела.
- А я не боюсь, а я не боюсь! У меня четыре лапки, а у тебя ни одной нет. Разве догонишь!
- Еще как догоню-то. С пенька соскользну, в траве прошмыгну, вмиг ухвачу.
- А я от тебя в воду - и была такова!
- И в воде не скроешься. Я с берега нырну, хвостиком вильну, настигну.
- А чего же ты тогда играть не хочешь?
- Уже досыта наигрался. Две лягушки - хвастушки в моем пузечке!
5) "Разговор Большой Ели и Мушки"
- Ты кому, большая елка,
- Что ты, глупенькая Мушка,
В небе пасмурном киваешь?
Я не шью и не тачаю,
И не ты ли втихомолку
Я тихонько на верхушке
Тучи с тучами сшиваешь?
Ветер маленький качаю.
Помимо того, что данные произведения легко читаются, нравятся детям, обладают незамысловатым занимательным сюжетом, в них скрыта смысловая догадка.
Смысловая догадка играет большую роль в формировании навыка беглого чтения. Для развития смысловой догадки к текстам предлагаются следующие задания:
- Прочитайте заголовок, скажите, о ком пойдет речь в этом рассказе, стихотворении.
- А кто задумался, о чём будет написано в этом произведении? (О муравейнике, который подожгли).
2) Рассмотрите иллюстрации к тексту.
3) Прочитайте текст про себя, распределите предложения по ролям.
Таким образом, целенаправленное действие словом дает возможность учащимся с ограниченными возможностями здоровья выразить свое отношение к прочитанному, углубляя и закрепляя в их сознании мысли, чувства и оценки, родившиеся в процессе освоения текста.
Resource id #3902Предварительный просмотр:
Современный классный руководитель глазами современных учащихся
ГБОУ СКОШ VIII вида № 869
Чернова Н.Г.
Много веков на Земле существует профессия педагога, который учит ученика предмету. Много веков в педагогической профессии существует функция классного руководства, которая помогает маленькому человеку стать большим человеком.
Классный руководитель – это человек, который каждый день, встречаясь со своим классом, учит ребят добру и справедливости, порядочности и честности, делает прививку на всю жизнь от равнодушия и хамства, злобы и бесчеловечности.
И в XXI веке деятельность классного руководителя актуальна. Именно учитель, в первую очередь, учитель начальной школы становится непререкаемым авторитетом для малышей – именно о нём говорят ребята, собираясь на вечер встречи с выпускниками, именно к нему и его коллегам, неравнодушным педагогам и людям, спешат бывшие ученики через 10, 20 лет.
Убелённые сединами, имеющие детей и внуков, в этот момент они превращаются в Серёж и Вась, Лен и Кать, таких, какими помнит их учитель, классный руководитель. И в этот миг происходит встреча Прошлого и Настоящего, которая даёт радость новой встречи с Будущим.
Хороший классный руководитель, независимо от того, с какими детьми он работает, - это не профессия, это состояние души, это честное и неформальное служение своему долгу.
Быть классным руководителем не просто, потому что именно его умениями определяется умение человека проявлять добро и зло, радушие и чёрствость, агрессию и терпимость, ненависть и любовь.
Уроки нравственности начинаются у семейного очага, а продолжаются в классе. Когда дети внимают слову взрослого, слову своего классного руководителя, авторитетного и умного, способного понимать и прощать, вовремя разглядеть и вовремя не заметить, способного повлиять на струны души ребёнка и дать им зазвучать в нужное время силой духа и мужества, гордости и человечности, тогда и происходит превращение маленького человека в большого.
Особенно ярко это видно в начальной школе, когда авторитет классного руководителя иногда выше родительского авторитета, хотя возраст учителя может быть моложе родителей ученика.
Сегодня многие учащиеся верят и с любовью относятся к своему классному руководителю, умеющего многое из того, что должна уметь семья и родители.
Стать настоящим классным руководителем трудно.
Для того, чтобы это произошло, надо не только многое уметь, но и просто хотеть быть таким педагогом, чтобы следы, оставленные взрослым в душе ребёнка, последнему хотелось бы повторить своими делами и поступками.
Классный руководитель – это тот, кто умеет слушать и слышать, смотреть и видеть, принимать и помогать.
Как классному руководителю стать самым лучшим классным руководителем? И что кроется за словами: «Наша классная – самая лучшая?». Для того, чтобы получить ответ на эти и другие вопросы надо просто заглянуть в школьный класс и задать вопросы ученикам – воспитанникам современного классного руководителя.
В опросе участвовали учащиеся 4»Б» класса. Их ответы очень красноречиво говорят о роли классного руководителя в современном мире. Давайте дадим им слово.
Вопросы анкеты:
- Нужен ли в современной школе классный руководитель?
- Назовите главное качество характера классного руководителя.
- Если бы у вас была такая возможность, что вы могли бы запретить делать классному руководителю?
- Если бы у вас была такая возможность, что вы могли бы разрешить делать классному руководителю?
- Какие черты характера своего классного руководителя вы хотели бы развить в себе?
- Дорожите ли вы мнением своего классного руководителя?
- Предлагаете ли вы обратиться за советом к своему классному руководителю в случае необходимости?
- Как вы относитесь к своему классному руководителю?
- Может ли в будущем машина заменить функции классного руководителя?
Из 14 учащихся на вопрос «Нужен ли в современной школе классный руководитель?» ответили следующим образом: 14 – да; 0 – нет; 0 – затруднились ответить.
Как видите, и в XXI веке учащиеся говорят о том, что классный руководитель – это человек, которого не может заменить самая современная машина.
При ответе на вопрос: «Назовите три главных качества современного классного руководителя» большинство учащихся ответило так:
- справедливость – 7
- умение прощать – 7
- доброта -8
- любовь к детям – 8
- чувство юмора – 6
- умение общаться – 6
Из выборов учащихся взяты те качества, которые они поставили в своих ответах на первые места. Как видите, главными качествами учащиеся определили те качества, без обладания которыми сама деятельность классного руководителя не имеет смысла. Можно ли представить себе успешно работающего с детьми человека, который не умеет прощать ошибки детей, не любит их, кто несправедлив и жесток в обращении с детьми?
На вопрос: «Если бы у вас была такая возможность, что вы могли бы запретить делать классному руководителю?», учащиеся ответили так:
- выдавать тайны своих учеников – 6
- быть скучным – 7
- не считаться с мнением учащихся – 5
«Если бы у вас была такая возможность, что вы могли бы разрешить делать классному руководителю?» - этот вопрос вызвал у учащихся огромный интерес, и вот что из этого получилось:
- проводить в классе не только то, что требуют, а что хочется ребятам – 6
- чаще разговаривать на те темы, которые интересны самим ребятам – 8
- посещать вместе с классом больше мероприятий вне стен школы – 6
На вопрос «Какие черты характера своего классного руководителя вы хотели бы развить в себе?» ребята ответили так:
- умение прощать – 9
- чувство юмора – 8
- терпимость -6
- доброжелательность -10
- ответственность – 10
- требовательность – 4
- правдивость -9
- отзывчивость – 8
- деликатность –
«Дорожите ли вы мнением своего классного руководителя?»- этот вопрос вызвал у ребят такой отклик:
- утвердительно ответили – 14
- не смогли ответить на вопрос – 0
«Предлагаете ли вы обратиться за советом к своему классному руководителю в случае необходимости?» - на этот вопрос мы получили следующий ответ:
- да -14
- нет 0
- затрудняюсь ответить – 0
На вопрос «Как вы относитесь к своему классному руководителю?» учащимся было предложено три варианта ответа:
- хорошо – 10
- плохо – 0
- не знаю – 0
Безусловно, нельзя считать, что эти мнения учащихся – истина последней инстанции, но и считаться с мнением ребят тоже нельзя. Всякий уважающий себя классный руководитель постоянно задаёт себе вопрос: «А всё ли я сделал для того, чтобы ребята, с которыми я иду рядом по жизни, получили от меня урок человечности, доброты и сердечности?».
Дети не прощают равнодушия, формализма, нежелание взрослого понять и принять ребёнка, помочь ему в трудную минуту, выслушать тогда, когда этого требует реальная жизненная ситуация.
Дети не прощают безразличия к чужой беде, к чужой боли. И, если мы это не учтём, они сами будут являть нам пример бездушия и эгоизма, хамства и равнодушия. А мы на них повлиять не сможем, потому что мы их этому не научили.
Из опыта своей работы могу сказать: не бойтесь задавать вопросы своим ученикам о своей деятельности, не бойтесь посмотреть на себя их глазами, не страшитесь их мнения о вас.
Услышьте их мнение и задумайтесь. И не просто задумайтесь, а попытайтесь сделать так, чтобы вы стали не просто учителем, классным руководителем, а наставником, человеком, получившим право наставлять своих воспитанников.
Это даст вам силы стать мудрее, а вашим ученикам почувствовать силу вашего профессионализма, вашего умения вести за собой не только потому, что вы призваны своей профессией вести за собой, но и своим мироощущением, своим отношением к детям.
Литература
- Л.К. Гребенкина, Н.А. Жокина, О.В. Еремкина «Введение в педагогическую деятельность», Учебное пособие, Рязань 2009
Предварительный просмотр:
Открытый классный час
В 7Б классе
«Поговорим о культуре речи»
Цель: способствовать формированию культуры поведения учащихся, закрепить правила культуры общения.
Задачи:
- формировать понятие «культура речи»
- научить слушать собственную речь, речь окружающих
- развивать интерес к предмету русского языка, чтения, другим предметам.
Ход классного часа:
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя.
Учитель: Совсем недавно мы говорили о культуре поведения. Сегодня поговорим о культуре речи. Вспомните и скажите, что означает понятие «культура речи?
(предполагаемые ответы детей: умение вежливо общаться, умение культурно говорить, умение вежливо говорить по телефону)
Учитель: Культура речи – это умение чётко, ясно, правильно излагать свои мысли.
Мы попытаемся определить правила культуры речи, оценивая ситуацию, делая выводы.
- Просмотр презентации.
- Физпауза.
- Практическое задание.
Учитель: Мы представляем вашему вниманию сценки из школьной жизни.
Вы внимательно послушайте и выскажите своё мнение.
Выводы учащихся:
- необходимо правильно ставить ударение в словах.
- не говори быстро, не «проглатывай» слова
- нужно учиться грамотно писать, постоянно следить за своей речью, речью своих товарищей
- надо хорошо подумать, прежде чем высказать свои мысли.
Учитель: Вам необходимо бережно относиться к русскому языку, это - наш родной язык. Иначе у вас может появиться болезнь, как у учащейся 7Б класса.
- Определение правил культуры речи.
Учитель: мы практически определили правила культуры речи. Давайте их прочитаем (чтение правил учащимися).
Учитель: Я уверена, что каждый из вас задумается и уяснит для себя, зачем необходимо соблюдать правила культуры речи.
- Подведение итогов:
Учитель: Подводя итоги нашего занятия, мы должны принять решения:
- Мы приняли решение избавиться от ненужных слов, слов-паразитов
- необходимо больше читать, это увеличит словарный запас
- делать упражнения на дикцию
- взять словарь и учить новые слова.
Учитель: Этому вы учитесь на уроках русского языка, чтения и других предметах.
Русский язык является величайшим достижением русской нацией. Это язык Толстого, Пушкина, Гоголя., Фета, Тютчева, Лермонтова, Горького.
Чтение учащимся:
«Берегите наш язык, наш могучий русский язык. Это клад, это достижение, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.» А.Н. Толстой
- Оценка работы учащихся.
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Южное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида № 869
========================================================
115516 г. Москва, ул. Бехтерева, д.51
Телефон/факс 321-96-10, e-mail: sch869@sinergi.ru
Рассмотрена на заседании Согласована с заместителем
М/О _____________ директора по УВР
Протокол №______ ___________________
_____________________ Золотарева Т.Н.
Председатель м/о Методистом по УВР
______________________
Самонова М.В.
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
Черновой Натальи Григорьевны
учителя начальных классов
Я 7 «Б»
Москва 2014 год
1.Обоснование внедрения в практику программы профессионального саморазвития учителя. Концептуальное обоснование программы.
Проблема гуманизации воспитания личности, которая сегодня в связи с изменением социально-экономической обстановки в обществе выявилась особенно четко, приводит к новому пониманию воспитательного процесса в целом и предъявляет особые требования к педагогу с позиции его профессиональной компетентности.
Составление этой программы связано с моделированием профессиональной подготовки преподавателя.
Построение программы производилось на основе функционально-операционного подхода.
2. Тема самообразования: «Внеклассное чтение как самостоятельный курс в начальной подготовке учащихся по чтению».
3. Главная цель программы: приумножить практические умения производить педагогическое воздействие, чтобы воплощать свои замыслы и добиваться выполнения поставленных целей, направленных на развитие личности ребенка.
4. Основные задачи программы:
- анализ собственных возможностей педагога
- выбор оптимального варианта воздействия и его реализации
- констатация эффективности произведенного воздействия
5. Методы самообразовательной работы: беседа, наблюдение, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнения, самостоятельная работа, наглядный и демонстрационный материал как средство получения информации и формирования отношений.
Метод опережающего обучения.
6. Формы самообразовательной деятельности учителя: индивидуальная, групповая, работа в парах.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким и эффективным результатам деятельности и устранение недостатков.
4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
№ п/п | План мероприятий | Примерные сроки реализации |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | ||
1 | Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных изданиях | регулярно |
2 | Прохождение курсов профессиональной переподготовки или повышение квалификации | в течение года |
3 | Дополнительная профессиональная подготовка на сайте газеты «первое сентября» | по мере востребованности |
4 | Аттестация на первую или высшую квалификационную категорию | приказ от 30 сентября 2014 г. №18а |
5 | Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, города, страны в области дефектологии и современных стандартов обучения и воспитания. | регулярно |
6 | Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ района, города | В течение года |
Использование современных образовательных технологий | ||
1 | Использование возможностей Интернета на уроке. | по мере востребованности |
2 | Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий | тематически |
5 | Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении | в течение года |
6 | Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий: 1) диагностика знаний, умений и навыков обучающихся по преподаваемому предмету 2) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных видов уроков; 3) дистанционные формы работы с учащимися; 4) проекты на уроках. | сентябрь, апрель урок – путешествие, урок-соревнование I полугодие не предусмотрено мини-проет – сочинение автроских стихов по заданной теме «Вот и пришла зима», «Морозный день» (Бугров Ю., Астахова А.) февраль |
7 | Проведение экспериментальных уроков. | Не предусмотрено |
8 | Внедрение полученных результатов в педагогическую практику. | По мере востребованности |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | ||
1 | Выступление перед коллегами на заседаниях М/О, педсоветах, конференциях: 1.2.3. и т.д. | первое полугодие |
2 | Проведение обучающего семинара, мастер-класса по внедрению новых образовательных технологий с учителями-предметниками других школ округа, района, города | в течение года |
3 | Проведение творческого отчета | по мере востребованности |
4 | Профессиональные публикации, брошюры | в течение года |
5 | Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования | www.nsportal.ru/chernova-nata - 2013 г. март 2015 г. |
6 | Составление и реализация авторских программ:
| не предусмотрено |
Участие в конкурсах профессионального мастерства | ||
1 | Участие в профессиональных конкурсах на различных уровнях: | по мере востребованности |
2 | Участие в научно-практических конференциях педагогических работников | ноябрь – декабрь видео конференции |
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | ||
1 | Совершенствовать систему подготовки учащихся к работе с книгой, пониманию содержания и смысла прочитанного, развитию связной устной речи, практике краткого и подробного пересказа, драматизации сценок из прочитанных произведений | систематически |
2 | Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования | сдин раз в четверть |
3 | Создать условия для участия в конкурсах учащихся обучающихся на индивидуальном плане | систематически |
4 | Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и других уровнях | к 70-летию Победы в ВО в |
5 | Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях. | не предусмотрено |
6 | Ведение мониторинга воспитанности школьников | в рамках ВШК |
Предполагаемый результат.
- Уровень обученности учащихся
предмет | класс | на начало учебного года | на конец учебного года | ||
чтение и развитие речи | 7 "А" | успеваемость 100% | успешность 75% | успеваемость 100% | успешность 80% |
7 "Б" | успеваемость 100% | успешность 92% | успеваемость 100% | успешность 94% |
2. Разработка дидактических материалов
Подборка коллективок, текстов с вопросами по содержанию разной тематики, создание тестовых форм контроля.
- Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям
Урок по формированию метапредметных понятий (1-е полугодие)
- Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий (портфолио педагогической деятельности)
- Пакет материалов по различным педагогическим технологиям (портфолио педагогической деятельности)
- Личный сайт – портфолио (электронное портфолио: http://nsportal.ru/chernova-nata)
Схема реализации программы.
Для наилучшей реализации данной программы с определением оптимальных сроков использую диаграмму Ганта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...