2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
методическая разработка на тему

Наумова Ирина Николаевна

 Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руководству по разрешению конфликтных ситуаций, во многом будет зависеть полноценное развитие детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ                        

НОМИНАЦИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 8-10 ЛЕТ

http://www.rdub-ev.de/wp-content/uploads/2014/01/sleider-21.jpg

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.

Запомни: от светлых улыбок твоих

Зависит не только твоё настроенье,

Но тысячу раз настроенье других.

Э. Асадов

Г. УРАЙ, 2016Г.

Пояснительная записка

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению агрессивности в обществе.  Педагоги отмечают, что дети стали более шумные, крикливые, неуступчивые, драчливые, быстро вступают в конфликты и не умеют их разрешать конструктивным путем.  В газетах и по телевидению всё чаще сообщают об агрессивных выходках детей школьного возраста по отношению к своим сверстникам, к людям старшего возраста.

Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой характерной чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека, что порождает  возникновение конфликтов.

Конфликт – (от лат. conflictus - столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе (Большая советская энциклопедия)

Необходимо отметить, что детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руководству по разрешению конфликтных ситуаций, во многом будет зависеть полноценное развитие детей.

 Взрослые должны направлять детские конфликты  в конструктивное русло. Это значит выявлять разногласия или противодействия, чтобы  объединить усилия всех конфликтующих сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей эти разногласия и противодействия, учить детей  жить без ссор … Это значит выявлять разногласия или противодействия, чтобы направить усилия всех конфликтующих сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей эти разногласия и противодействия. Для разрешения конфликтов среди младших школьников весьма уместен метод убеждения. Он помогает показать младшим школьникам нецелесообразность некоторых форм, которые они используют для разрешения конфликта (драки, запугивание, присвоение кличек и т.д.).

Данная методическая разработка создана в помощь педагогу в подготовке к «Неделе толерантности», так как дети социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Зина» сталкиваются с проблемой межличностных взаимоотношений.

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Каждый из воспитанников - личность. Личность должна развиваться в коллективе, в обстановке уважения, взаимопонимания, любви и дружбы.

Тема: «Можно жить без ссор»http://gs.delfi.lt/images/pix/vaikai-pykstasi-60569865.jpg

Цель: изучение причин и поиск путей решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать формированию умения применять на практике полученные теоретические знания;
  • познакомить с понятиями «ссора» и «конфликт»

Развивающие:

  • коррекция и развитие внимания,
  • наглядно-образного, словесно-логического мышления через постановку проблемных вопросов.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества путём организации взаимопомощи, обсуждения качеств, используемых на занятии;
  • воспитывать в детяхвнимательное отношение к своим сверстникам и окружающим их людям.

Методы:

  • словесные: рассказ, беседа;
  • игровой;
  • наглядный;
  • проблемно-поисковый.

Формы работы: коллективная деятельность, групповая работа по карточкам.

Методические рекомендации: данная методическая разработка занятия «Можно жить без ссор» разработана для детей 8-10 лет.

Материала и оборудование:

  • результаты анкетирования;
  • таблички со словами положительного и отрицательного разрешения конфликтов;
  • карточки с примерами конфликтных ситуаций;
  • карточка «Гармоничная восьмёрка»
  • листы форматом А4, цветные карандаши;
  • памятки вежливости, доброты и честности;
  • компьютер, телевизор;
  • запись видеоролика «Конфликт»;
  • текст рассказа «Волшебное слово «стоп» - автор А. Герасимова

Подготовительная работа:

  • анкетирование детей;
  • просмотр мультфильмов «Кот Леопольд», «Крошка Енот»; «Сказка о брате и сестре, которые постоянно ссорились»;
  • чтение с обсуждением:

 индийская сказка «Ссора птиц»;

      стихотворение «Ссора»;

      рассказ «Самое страшное» автор Е. Пермяк

  • разучивание игр, выполнение упражнений на повышение коммуникативной культуры: «Шире круг», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Вежливые слова», «Подарок для всех», «Угадай», «Путанка» и другие.

Ход занятия

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас на нашем занятии. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными.

Сообщение темы и целей занятия

  • Сказ

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Как выдумаете, о чём мы будем говорить? (О конфликтах, ссорах)

Так  в нашей жизни  и бывает: не разобравшись, порой, в чем дело, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

- Сегодня наша встреча просвещена серьёзному разговору. Мы будем искать ответ на очень важный вопрос: «А можно ли не ссориться?»

Вступительное слово

- Ребята, а можете ли вы объяснить, что такое ссора, конфликт?

Ссора – состояние взаимной вражды, размолвка. (Словарь Ожегова)

Конфликт – это столкновение различных мнений, интересов, потребностей, целей

- Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»?

(Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

- Все конфликты, ссоры не только в нашей группе, классе, школе, семье, но и в мире происходят от того, что люди не знают способа выхода из них.

Нет на свете человека, который ни разу в жизни не учувствовал бы в ссоре. Сейчас вы мне скажете, почему возникают ссоры, конфликты между людьми. (Ответы)

Мы с вами постараемся найти пути решения конфликтных ситуаций.

Это и будет нашей задачей на занятии.

- А сейчас я вам предлагаю выполнить упражнение, в котором нужно закончить предложение.

  • Упражнение «Закончи предложение»

«Мы ссоримся, потому что…» (высказывания детей).

Вывод:

 Итак, мы выяснили, из-за чего возникают ссоры: не поделили что-то, нечаянно толкнули, дразнили, стукнули.

- Как же поступить в таких ситуациях?

- В английском языке есть такое слово «Тайм-аут». Кто знает, что оно означает?

В переводе с английского «тайм» означает - пауза, перерыв в делах, в игре,

в отношениях».

- Во время ссоры надо вовремя остановиться, извиниться, сказать стоп.

Содержательный компонент занятия

  • Чтение с обсуждением рассказа «Волшебное слово «стоп»

(Автор: А Герасимова)

(Анализ ситуации. Коллективная деятельность)

- Как вела себя Маруся по отношению к маме?

- Почему девочка ссорилась с мамой?

- Как часто происходили между ними ссоры?

- Какой совет дала бабушка Марусе?

- Воспользовалась ли Маруся советом бабушки?

- Что из этого вышло?

Вывод:

Следует научиться вовремя останавливаться, когда ваши взаимоотношения со взрослыми или товарищами становятся «взрывоопасными».

  • Видеоролик «Конфликтная ситуация»

- Какую цель преследовал каждый герой видеоролика?

- Почему возник конфликт между медведем и оленем?

- Почему такой ситуации не произошло между зайцем и енотом?

- Какие слова использовали заяц и енот, чтобы договориться?

  • Упражнения на активизацию работы головного мозга, установления межполушарного взаимодействия

- Когда люди ссорятся или конфликтуют между собой, они обижаются друг на друга, а обида – это сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело.

Помочь человеку справиться с собой и улучшить свое настроение, вам поможет упражнение «Ухо – нос»

«Ухо-нос»

Правая рука подносится к кончику носа, левая к мочке правого уха, получается положение рук «крест-накрест». Затем нужно поменять положение рук так, чтобы правая рука коснулась мочки правого уха, а левая рука – кончика носа.

  • Упражнение «Ситуация»

(Анализ ситуации. Групповая работа по карточкам)

Карточка № 1

- Петя, я сломал твою ручку, тихо и робко сказал Серёжа.

- Что ты наделал?! И вообще ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Серёжа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил, новую и хотел отдать ему другу.

  • Задание: проанализировать ситуацию и определить по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками.

Как нужно поступить?

Карточка № 2

На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

  • Задание: проанализировать ситуацию и определить по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками.

Как нужно поступить?

  • Мини-беседа «Как работать вместе и не ссориться»

(Обсуждение правил бесконфликтного общения)

- В одной детской песенке поется: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Конечно, иногда хочется поиграть одному, и есть, дела, которые человек должен делать сам.

Но часто бывает так, что играть одному неинтересно, и есть дела, которые лучше получаются ВМЕСТЕ. И сейчас мы будем учиться работать дружно, когда надо будет выполнить задание не в одиночку, а с кем-то из ребят.

Чтобы работать вместе без ссор и обид, чтобы все получалось и радовало, надо помнить несколько важных правил.

  • Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  • Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  • В споре будь сдержан и тактичен.
  • Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  • Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
  • Говорить по очереди, не перебивать друг друга.
  • Внимательно слушайте того, кто говорит.
  • Если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

- Может быть, вы сможете добавить еще какие-то правила, которые помогут вам работать слаженно, в сотрудничестве? (Ответы детей).

  • Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Педагог  предлагает встать всем участникам и повторять движения:

- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Упражнение на развитие навыков сотрудничества и взаимодействия

-  Теперь мы можем приступить к следующему заданию, где вам придется сотрудничать в парах.

У каждой пары детей будет только один лист бумаги. Рисовать надо вдвоем, ВМЕСТЕ держась за один карандаш.

  • Задание «Рисуем вместе»

Инструкцию к заданию:

«Нарисуйте вдвоем картинку на любую тему, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы дерево и дом. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами.

Во время выполнения задания помните о правилах, как работать дружно, без ссор и обид».

- Кто запомнил эти правила?

(Ведущий спрашивает детей, которые поднимают руку и готовы ответить, еще раз четко повторяя правила для всех детей).

- Всем понятно задание? Можете начинать работать. На выполнение задания у вас будет отведено 5 минут».

По окончании выполнения задания ведущий спрашивает, кто хотел бы показать группе то, что получилось, и рассказать, что на рисунке. По очереди к доске вызываются несколько пар, которые коротко рассказывают о своем рисунке и показывают его всем детям.

- Насколько слаженно работала ваша пара?

- В чем вы видите трудности такой работы?

- Что вы сделаете по-другому, если снова будете принимать участие в этой игре?

- Молодцы, ребята! Я очень рада, вы справились с этим нелегким заданием.

Каждый раз ведущий называет детей по имени и благодарит за работу. Ведущий просит все ребят, работавших в парах, поблагодарить друг другаза работу.

- А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Эхо», где мы сможем увидеть насколько вы умеете сотрудничать всей группой.

  • Игра «Эхо»

- Я попрошу выйти одного из вас (называет одного ребенка по имени).

- Слушай внимательно. Я сейчас прохлопаю тебе ритм, а ты постарайся его точно повторить. Ты будешь моим эхом. Готов(а)?

(Ведущий отхлопывает простой ритм из 2-4 хлопков. Ритмы должны быть очень простыми, легкими для повторения. Ребенок повторяет. Если не получилось, то ведущий отхлопывает ритм еще раз).

Молодец, ты справился, а теперь можешь пригласить себе помощника. Посмотри на ребят. Кого ты хочешь пригласить?

(Ребенок называет имя одного из своих друзей).

Ты можешь позвать (называет имя выбранного ребенка), сказав такие слова: «(Имя ребенка), ПОМОГИ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА!»

(Ребенок приглашает следующего, тот выходит к и встает рядом.)

- А теперь попробуем вдвоем, вместе повторить ритм, который я прохлопаю. Готовы? Слушайте внимательно!

(Ведущий отхлопывает простой ритм, задача детей повторить его одновременно, вместе. Если не получается, то ведущий повторяет ритм еще раз).

- Молодцы, вы справились с заданием, а теперь (обращается ко второму ребенку) ты тоже можешь пригласить помощника.

Тебе надо выбрать кого-то из ребят и, назвав его по имени, сказать: «ПОМОГИ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА!».

Далее задание повторяется, раз от раза число детей увеличивается.

Когда у доски образуется команда в 5-6 человек, можно, чтобы

 ускорить выполнение упражнения и не оставлять кого-то из детей в роли последнего, предложить детямпригласить всех оставшихся детей, сказав слова: «РЕБЯТА! ПОМОГИТЕ НАМ, ПОЖАЛУЙСТА!»).

- Молодцы! Какое дружное эхо у вас получилось! Большое спасибо всем! Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Заключительная часть

- Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт и ссора, умеете анализировать и определять причины конфликтов, то, наверное, сможете назвать и способы их разрешения.

Для этого я предлагаю вам прикрепить под знаком «+» слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов, а под знаком «-» - отрицательные.

Дети должны объяснить свой выбор

уступать

разгневаться

простить

промолчать

договориться

ударить

упрямиться

понять

улыбнуться

извиниться

- Ответьте, ребята, на наш главный вопрос: «А можно ли жить и не ссориться?

(ответы детей)

Вывод:

Последствия конфликтов зависят от каждого из нас, от нашего умения общаться друг с другом. А что значит уметь общаться?

Это, значит соблюдать правила доброты, честности и вежливости.

В заключении нашего занятия я хочу раздать вам памятку доброты, вежливости и честности.

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом случае, находясь перед выбором, прежде чем что – то сделать, подумайте о последствиях. И пусть решение окажется верным.

Благодарю всех за работу!

Список использованных источников

  1. Аджиева, Е.М. 50 сценариев классных часов/Е.М. Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. – М.: Педагогический поиск. 2005. – 160 с.
  2. Гришина, Н.В. Психология конфликта/Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
  3. Коломинский, Я.Л. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности/Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский. – М.: Вопросы психологии. 1990. - № 2, С. 35
  4. Попова, Г.П. Родительские собрания в начальной школе/Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 127 с.

Электронный ресурс

  1. Конфликты в школе – виды, пути разрешения, профилактика – Режим чтения: http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikty-v-shkole.html
  2. Конфликты в школе – причины и решение проблемы – Режим чтения: http://bambinostory.com/konflikty-v-shkole/
  3. Почему люди конфликтуют между собой? – Режим чтения: http://psifactum.ru/conflict/253-conflict.html
  4. Почему ссорятся друзья? – Режим чтения:  http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/56902/
  5. Индийская сказка «Ссора птиц» - Режим чтения:

           http://hvatalkin.ru/skazka/350 

  1.  Рассказ «Волшебное слов «стоп» - Режим чтения:

http://razdeti.ru/nachalnaja-shkola/konspekty-klasnyh-chasov-v-nachalnoi-   shkole/klasnyi-chas-v-1-klase-po-teme-konflikty-i-kak-ih-reshat.html 

  1. Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся – Режим чтения:

           http://doshkolnuk.com/igry-i

  1. Игра «Шире круг» - Режим чтения:

http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-valerevna-sevostjanova/igrovaja- programa-na-splochenie-kolektiva-shire-shire-shire-krug.html 

  1. Игра «Вежливые слова» - Режим чтения

http://logopeddoma.ru/news/zanjatie_65_tema_obshhenie_s_odnoklassnikami_uroki_vezhlivosti/2014-06-06-578 

Приложение 1

Волшебное слово «стоп»

Автор А. Герасимова

Случилось так, что всю неделю Маруся ссорилась с мамой.

Какое бы замечание мама ей ни сделала, Маруся сразу начинала грубить.

И в результате они ссорились, иногда даже плакали, потом мирились, но скоро снова ссорились.

Сидит Маруся после одной из таких ссор в своей комнате и плачет.

Тут приходит к ней бабушка, садится рядышком и говорит:

- Твоя беда, внученька, в том, что ты не можешь вовремя остановиться.

Но из-за этого не только все расстраиваются, но и жизнь у тебя выходит совершенно однообразная. Мама что-нибудь скажет, а ты сразу грубишь в ответ, вот вы и ссоритесь. А потом: ты - плачешь, мама - плачет, папа хмурится, а кот с собакой прячутся, кто куда, не найдешь. И так изо дня в день. Мне уже даже немножко скучно. А тебе самой неужели не хочется разнообразия? Может, попробуешь, хотя бы ради интереса, в ответ на замечание или пожелание - не рассердиться. Скажи про себя: «Стоп!», а вслух что-нибудь спокойное и доброжелательное и посмотри, что из этого выйдет. А вариант с ссорой у тебя всегда в кармане.

Выслушала это Маруся и легла спать. А на следующий день пришла с прогулки позже, чем обещала. Мама и говорит ей: «Маруся, ну как так можно, я же волнуюсь!» Маруся только захотела нетерпеливо сказать: «А откуда я время узнаю, часов-то у меня нет!» Но тут вспомнила, что говорила ей бабушка, хлоп себя по карману, где «лежит» вариант с ссорой, произнесла про себя: «Стоп!», а вслух: «Извини, мамочка, я не хотела, чтобы ты волновалась, просто мы заигрались!» Мама как услышала такое, так и замерла на местепрямо с тарелкой супа в руках. А потом даже забеспокоилась: не случилось ли чего с дочкой? Смотрит, вроде царапин никаких нет, одежда не порвана, лоб даже потрогала на всякий случай. Маруся на это опять чуть не рассердилась, но вовремя успела сказать себе: «Стоп!»

Слово «Стоп!» оказалось поистине волшебным. В тот вечер у всех в семье было хорошее настроение. Мама на радостях даже приготовила праздничный ужин. Все сидели за столом, весело беседовали, а папа думал о том, что новые часы своей дочери он купит непременно водонепроницаемые

и противоударные.

Ссора птиц

Индийская сказка

Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в нее попались разные птицы: вороны, скворцы, голуби. Стали они говорить друг-другу:
— Соблазнила нас приманка, вот мы и попались. Давайте подумаем, как нам вырваться на волю. Будем стараться все как один, может, и освободимся!
Думали, думали и придумали.
— Давайте, — говорят, — все разом взмахнем крыльями и попробуем взлететь. Может нам удастся поднять сеть.
Взмахнули птицы крыльями, подняли сеть и полетели.
Увидал птицелов, что сеть с птицами летит — прямо диву дался и побежал вдогонку.
Наверху сеть с птицами летит, а внизу птицелов вдогонку бежит. Бежал, бежал, глаз с сети не спускал. А как пригляделся к птицам, так и подумал: «А ведь в сеть попались-то птицы разные! Может перессорятся! Тогда быстро лететь не смогут. Тут-то их сеть к земле и потянет». — Так оно и случилось.
Сначала все птицы дружно тащили сеть, но вскоре вороны закаркали: «Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как все вы, сеть давно бы упала на землю!»
Услышали это голуби и рассердились:
— Будет вам бахвалиться! Мы больше вас стараемся!
Вступили в спор и остальные птицы. Стали они все браниться, стали крыльями еле-еле махать. Стала опускаться сеть все ближе к земле. Когда дружба врозь, работа на лад не идет.
Подбежал птицелов, ухватился за веревку, притянул сеть к себе. Унес всех птиц да в клетки их и пересажал.

«Ссора»

В нашем классе жили « дружно»

Стас Баранов, Тарас Тараканов.

Утром рано как-то раз

Прибежал  Баранов в класс.

Боевым задирой слыл,

На Тараса  « зуб точил».

«Вот тебе, друг за  «барана»-

Говорит Тарасу Стас.

Чуть опомнившись, Тарас,

Метит Стасу прямо в глаз.

Так  «баран» и «таракан»

Взвили словно ураган.

Ты пойми, дружочек мой,

Не выход ваш кулачный бой.

Надо дружбой дорожить,

Конфликт дракой не решить.

Будь ты вежлив и терпелив,

Ищи в жизни позитив.

                           Власова Л.М.                      

«Самое страшное». Автор Е. Пермяк

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Приложение 2

Методика выявления склонности к определенному типу

агрессивного поведения

Инструкция к тесту:

Перед вами ряд утверждений.

Определите, насколько вы согласны с каждым из них.

Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны - «Нет».

Тест

1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я никогда не раздражаюсь на столько, чтобы кидаться предметами.

4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.

5. Иногда я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.

6. От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.

7. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

8. Если я разозлюсь, я могу ударить человека.

9. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

10. При возникновении конфликта в школе я чаще всего успокаиваюсь в разговорах с друзьями и близкими.

11. Иногда я выражаю свой гнев так, что стучу по столу кулаком.

12. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то

я так и делаю.

13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

14. Я часто рассказываю дома о недостатках друзей, которые ругают меня.

15. Со злости я могу пнуть ногой все, что подвернется.

16. Раньше мне нравилось драться.

17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.

18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать педагогу, но так и не делаю этого.

19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.

20. Если тот, кто взял мою вещь, не отдаст ее, я могу применить силу.

21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.

22. Я считаю, что осуждать человека без него не очень хорошо.

23. Небылослучая, чтобыясозлостичто-нибудьсломал.

24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.

25. Даже если я злюсь, я не прибегаю к плохим выражениям.

26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.

27. Я могу так разозлиться, что буду крушить все подряд.

28. Я не способен ударить человека.

29. Я не могу сказать человеку, что он ведет себя плохо, даже если он этого заслуживает.

30. Иногда я про себя обзываю педагога, если остаюсь недоволен его решением.

31. Мне не нравятся люди, которые, раздают своим детям подзатыльники.

32. Люди, которые постоянно нервируют вас, стоят того, чтобы их ударили.

33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.

34. После неприятностей в школе, во дворе я часто ругаюсь дома.

35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.

36. Я никогда не любил драться.

37. Я бываю, грубоват с людьми, которые мне не нравятся.

38. Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.

39. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

Обработка - интерпретация результатов теста

Ключ к тексту

Склонность к прямой вербальной агрессии:

Ответы «Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37.

Ответы «Нет»: 25, 29, 33.

Склонность к косвенной, вербальной агрессии:

Ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38.

Ответы «Нет»: на вопросы: 22, 26.

Склонность к косвенной физической агрессии:

Ответы «Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35.

Ответы «Нет»: на вопросы: 3, 19, 23, 31, 39.

Склонность к прямой физической агрессии:

Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32.

Ответы «Нет» на вопросы: 4, 24, 28, 36,40.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Уровень несдержанности респондента = косвенная физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия.

Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.

Экспресс - анкета «Признаки агрессивности»

Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

СПб., Речь, 2005.

Оцените предложенные утверждения.

Утверждение о ребенке

Да

Нет

1

Временами в него вселяется «злой дух»

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги

6

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих

10

В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот

11

Часто бывает ворчлив

12

Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых

15

Легко ссорится, часто вступает в драки

16

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

17

У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности

18

Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности

– 6 баллов – низкий уровень агрессивности

Приложение 3

«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Инструкция:

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

ЧАСТО –3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;

РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10.  Меняю тему…
  11.  Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12.  Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13.  Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14.  Предлагаю мир.
  15.  Пытаюсь обратить все в шутку.

Бланк ответа

Тип решения конфликтов

№ ответа

баллы

ответа

баллы

ответа

 баллы

сумма

«А»

1

 6

 11

 

«Б»

2

 7

 12

 

«В»

3

 8

 13

 

«Г»

4

 9

 14

 

«Д»

5

 10

 15

 

Обработка результатов теста.

Подсчитайте количество баллов по строчкам. Если вы набрали больше всего баллов под буквами А. Б, В, Г, Д – соответственно.

Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров».

Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль.

Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - это «компромиссный» стиль.

С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль.

Своего противника вы уничтожаете добротой.

 С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль.

Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Уступать

Разгневаться

Простить

Промолчать

Договориться

Ударить

Упрямиться

Понять

Улыбнуться

Извиниться

Приложение 4

 

Приложение 5

C:\Users\Irina\Desktop\htmlconvd-wcp81l_html_7fcf5117.png

Приложение 6

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

  • Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
  • Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
  • Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.
  • Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Игра «Шире, шире, шире круг…».
      Ребята встают в круг, выбирается  водящий и ему завязываются глаза. Водящий поворачивается вокруг себя с вытянутой рукой. Стоящие вокруг него ходят по кругу и проговаривают слова:
Шире, шире, шире круг.
У меня пятьсот подруг. 
Эта, эта, эта, эта, 
А любимая вот эта.
Круг и водящий останавливаются.

На кого указал водящий выходит в круг и обмениваются рукопожатиями. Вышедший в круг  становиться водящим.

Игра «Вежливые слова».

Детям предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте.

Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.

            

За что мы говорим «спасибо»,

За, всё, что делают для нас.                            

И мы припомнить не смогли бы,                   

Кому сказали сколько раз.     

Отменить, что ли, слово «пожалуйста?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

                

Простите, я больше не буду 

Нечаянно бить посуду.

И взрослых перебивать,   

И что обещал – забывать.

А если я всё же забуду, -

Простите, я больше не буду!

Нам желают: «Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему – нибудь.

-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

-Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

ПОЖАЛУЙСТА

ПРОСТИТЕ

ДОБРЫЙ ДЕНЬ

ЗДРАВСТВУЙТЕ

СПАСИБО

ДОБРОГО ПУТИ

 

                                                           

                 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Страничка для коллег. Методическая копилка. Методическая разработка бинарного урока.

Уважаемые педагоги!Буду рада, если мои разработки по организации работы с учащимися с РАС Вам помогут! Методическая разработка бинарного урока технологии, 2 класс.Материалы прошли Общественно-про...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...

Методическая разработка "Ребята, давайте жить дружно!"

Методическая разработка для сплочения коллектива "Ребята, давайте жить дружно!" для учащихся 1-2 класса...

Методическая разработка "Методические рекомендации для педагогов начальной школы, работающих с детьми-инофонами".

         В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой.Рассмотрим неко...

Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"

Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"...