Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
методическая разработка по технологии
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Обучение труду во 2-ом классе направлено на решение следующих учебно- воспитательных и коррекционных задач:
- воспитание отношения детей к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ученика к пониманию того, что труд необходим дома, в школе, на улице и т.д.
-воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);
- воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);
-ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;
-обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы во 2-ом классе.
Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:
-коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);
-повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);
-компенсацию недоразвития эмоционально- волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т.д.).
Во 2-ом классе учебно- воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с природными материалами», »Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами».
«Работа с бумагой и картоном» Содержание учебного материала, предусмотренного программой, в этом виде труда пополняется новыми познавательными сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке. В то же время продолжают работать с шаблонами, закрепляя умения, приобретённые в 1-ом классе. Знакомство с понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Закрепление знаний о правилах и навыках работы с шаблоном. Обучение правилам обведения шаблонов геометрических фигур. Обучение правильной (экономной) разметке фигур на бумаге по образцу. Формирование навыка правильного чтения слов: разметка, шаблон, стороны, углы, обводить, контур.
Особое внимание уделяется закреплению и совершенствованию таких важных умений и навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги. Работая ножницами, второклассники закрепляют приёмы прямолинейного и криволинейного вырезания: » надрез по короткой вертикальной линии», «разрез по короткой линии», «вырезание по кругу».
При выполнении олимпиадного задания дети используют общетрудовые умения.
Умение ориентироваться в задании
1.Анализ образца, включающий выделение основных его признаков и свойств (название, форма, величина, цвет деталей, из которых состоит предмет, пространственный признак, материал.
Умение планировать ход работы
1.Планирование трудовых действий:
-умение с опорой на образец и графические обозначения выполнять задания по образцу с опорой на инструкцию и самостоятельно придерживаться планирования при изготовлении изделия.
2. Определение инструментов:
-умение самостоятельно определять тот или иной инструмент для выполнения необходимых действий
Умение контролировать свою работу
-умение проверить правильность изготовленных деталей (по образцу, шаблону); обнаружить ошибку и исправить её самостоятельно
Специальные трудовые (простые и сложные) умения.
Организационные умения
1.Подготовка и содержание в порядке рабочего места:
-умение понимать и самостоятельно правильно подготовить рабочее место к работе с поделочными материалами; удобно располагать на рабочем месте инструменты, содержать рабочее место в порядке (класть инструменты на определённые места, убирать обрезки в коробки)
2.Экономное расходование материалов при разметке:
-умение располагать шаблоны, отмерять и откладывать размеры так, чтобы оставалось меньше отходов.
3.Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности:
-формирование привычки работать только чистыми руками; мыть руки, если они испачкались во время работы;
-умение предохранять от загрязнения, порчи поделочные материалы; самостоятельно пользоваться подкладными листами, тряпкой; убирать инструменты по окончании работы; понимать и соблюдать осторожность при работе с ножницами, с клеем
Как правильно обращаться с ножницами
1.С ножницами надо обращаться осторожно, чтобы не пораниться
2.Ножницы нуждаются в бережном отношении.
3.Их нельзя ронять.
4.Ими нельзя стучать.
5.Ножницы хранят в чехле
6.Ножницы передают кольцами вперед
Правила работы с клеем и кистью
1.Клей намазывай кистью
2.Правильно держи кисть
3.Набирай клей кистью.
4.Равномерно нанеси клей на основу.
5.После работы кисть промой водой, высуши и положи в папку для труда
Двигательные трудовые умения
1.Экономное расходование трудовых усилий и времени:
-умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением удобной и правильной рабочей позы.
2.Владение инструментами и приспособлениями:
- умение правильно понимать и самостоятельно выполнять задания, работая необходимыми инструментами.
3.Обработка разнообразных материалов:
-умение понимать инструкцию и самостоятельно выполнять обработочные операции: размечать бумагу по шаблону, вырезать ножницами по прямой и кривой линиям, обрывать бумагу.
4.Сборка изделия:
-умение выполнять следующие сборочные операции ( с опорой на образец); наносить клей на детали.
4.Разметка материалов:
-умение выполнять разметку изготавливаемых деталей по шаблону.
Пространственная ориентировка
1.Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги.
2.Определение и самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов:
-пространственные связи частей в предмете (посередине, выше, ниже);
Пространственные отношения между предметами (вверху, внизу, впереди, сзади, между, около, сверху, короче, длиннее)
-положение (напротив, один над другим);
-направление (на себя, от себя);
-протяженность (длинный, короткий)
3.Понимание многокомпонентных пространственных характеристик (в правом верхнем углу)
4.Соблюдение пропорций, размеров и правильное расположение деталей.
Умение узнавать и называть форму объекта труда
1.Узнавание, называние и различение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник)
Умения узнавать и называть цвет объекта труда
1.Узнавание и называние цвета бумаги, картона (белый, серый, красный, желтый, окрашенный в разные цвета)
При выполнении олимпиадного задания дети овладевают понятием «аппликация ",
«бумажная мозаика». Закрепляют умение: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», »наклеивание небольших кусочков бумаги на основу». Развитие навыков изготовления изделий по образцу. Развитие мелкой моторики: регуляции мышечного усилия, координации движений рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_dlya_3kl.docx | 421.77 КБ |
ol_zadaniya_dlya_2_klassa.docx | 160.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка авторского учебно-методического пособия
Федорова Любовь Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 9» г. Зима
Практические олимпиадные задания по трудовому обучению
для учащихся 3 класса (легкая умственная отсталость, с нарушением интеллекта)
| |||||
наименование | Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» | ||||
материал | Цветная бумага, бархатная бумага, клей, карандаш, кисть, ножницы, угольник, линейка, клеёнка, салфетка | ||||
№п/п 1 | Наименование операций 2 | Эскиз заготовки 3 | Оборудование и инструменты 4 | ||
1 | Вычерчивание квадратов. На полосе зеленого цвета начерти 6 квадратов 30*30мм | Бумага зелёного цвета, 180 мм и 30мм, карандаш, линейка, угольник | |||
2 | Вычерчивание квадратов. На полосе желтого цвета начерти 4 квадрата 30 * 30 мм | Бумага желтого цвета 120 мм и 30 мм, линейка, карандаш, угольник, | |||
3 | Разметка на квадратах треугольников. | Линейка, карандаш, угольник, линейка. | |||
4 | Вырезание треугольников по линиям разметки | Ножницы | |||
5 | Обвести трафарет круга, полуовала, квадрата (несколько, по желанию ученика) | Цветная бумага (по желанию ученика), карандаш | |||
6 | Вырезать круги, полуовалы, квадраты (цвет бумаги выбирает ученик) | Ножницы. | |||
7 | Разметь боковые стороны прямоугольника на бархатной бумаге (по1см) надрежь бумагу с боковых сторон прямоугольника. Получится бахрома. | 26см | Линейка, карандаш, ножницы. | ||
7 | Наклей на бархатную бумагу по 3 треугольника зеленого цвета на верхнюю и нижнюю части прямоугольника | Бархатная бумага, бумага зеленого цвета, клей, кисточка, салфетка | |||
8. | Наклей на бархатную бумагу треугольники желтого цвета на верхнюю и нижнюю части прямоугольника | Бархатная бумага, бумага желтого цвета, клей, кисточка, салфетка | |||
9 | Вырезанные круги, полуовалы, квадраты, наклей на бархатную бумагу (прояви своё творчество!) | Бархатная бумага, клей, кисточка, салфетка |
Критерии оценивания работ олимпиады по трудовому обучению 3 класс (легкая умственная отсталость, с нарушением интеллекта)
№п/п | Критерии оценки | Максимальное количество баллов | Количество баллов выставленных |
1 | Развитие организационных умений и навыков учащихся: Подготовка своего рабочего места, соблюдение правил безопасной работы, санитарно – гигиенических навыков. | 1 | |
2 | Совершенствование общетрудовых умений и навыков: Ориентировка в задании, планирование предварительного хода работы над изделием. | 1 | |
3 | Обучение видам трудовых действий, закрепление и совершенствование выполнения двигательных приёмов: умение резать ножницами бумагу, склеивать бумагу, размечать материал по шаблону и с помощью линейки. | 1 | |
4 | Осуществление эстетического воспитания: представление о красоте изделия, умение оценивать эстетические качества изготовленного изделия, расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта. | 1 | |
5 | Повышение познавательной активности учащихся: развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки и представлений. | 1 | |
Технология изготовления изделия (15балов) | |||
6 | Технологическая последовательность изготовления изделия | 2 | |
7 | Точность изготовления готового изделия в соответствии с чертежом и техническими условиями | 5 | |
8 | Качество и чистота в обработки готового изделия | 6 | |
9 | Уборка рабочего места | 1 | |
10 | Время изготовления 60 минут | 1 | |
итого | 20 |
Предварительный просмотр:
Разработка авторского учебно-методического пособия
Федорова Любовь Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 9» г. Зима
Практические олимпиадные задания по трудовому обучению
для учащихся 2 класса (легкая умственная отсталость, с нарушением интеллекта)
| |||||
наименование | Аппликация «Яблоко» в технике бумажной мозаики | ||||
материал | Цветная бумага: красная, желтая, зелёная, чёрная, картон, клей, карандаш, кисть, ножницы, линейка, клеёнка, салфетка | ||||
№п/п 1 | Наименование операций 2 | Эскиз заготовки 3 | Оборудование и инструменты 4 | ||
1 | Положи шаблон на картон. Обведи его карандашом и получи контурный рисунок | Картон, карандаш |
2 | Вырежи ножницами по линиям разметки | Ножницы | |
3 | Промажь клеем небольшой участок внутри контура | Клей | |
4 | Возьми в руки цветную бумагу оторви от неё небольшой кусочек. 1) желтый цвет 2) оранжевый цвет 3) красный цвет | Цветная бумага 1) желтый цвет 2) оранжевый цвет 3) красный цвет | |
5 | Сразу приложи его на проклеенный участок. кусочек. 1) желтый цвет 2) оранжевый цвет 3) красный цвет | Цветная бумага, желтая, оранжевая, красная, желтая, клей | |
6 | Кусочки бумаги наклеивай как можно ближе друг к другу | Цветная бумага, желтая, оранжевая, красная, клей | |
7 | Заполни обрывными кусочками всё свободное место внутри контура | Цветная бумага, желтая, оранжевая, красная, клей | |
8 | Наклей листочек (прояви своё творчество) | Бумага зеленого цвета, чёрная, клей, кисточка, салфетка |
Критерии оценивания работ олимпиады по трудовому обучению (легкая умственная отсталость, с нарушением интеллекта (2 класс)
№п/п | Критерии оценки | Максимальное количество баллов | Количество баллов выставленных |
1 | Развитие организационных умений и навыков учащихся: Подготовка своего рабочего места, соблюдение правил безопасной работы, санитарно – гигиенических навыков. | 1 | |
2 | Совершенствование общетрудовых умений и навыков: Ориентировка в задании, планирование предварительного хода работы над изделием. | 1 | |
3 | Обучение видам трудовых действий, закрепление и совершенствование выполнения приёмов: умение обвести трафарет карандашом, вырезать ножницами по линиям разметки, наклеивать кусочки бумаги. | 1 | |
4 | Осуществление эстетического воспитания: представление о красоте изделия, умение оценивать эстетические качества изготовленного изделия, расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта. | 1 | |
5 | Повышение познавательной активности учащихся: развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки и представлений. | 1 | |
Технология изготовления изделия (15балов) | |||
6 | Технологическая последовательность изготовления изделия | 2 | |
7 | Точность изготовления готового изделия в соответствии с контурным рисунком и линиям разметки | 6 | |
8 | Качество и чистота в изготовлении готового изделия | 5 | |
9 | Уборка рабочего места | 1 | |
10 | Время изготовления 60 минут | 1 | |
итого | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"
Олимпиадные задания для 4 класса , разработанные для районнного тура интеллектуального марафона выпускников начальной школы....
Методическая разработка : "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"
Задания разработаны для районного тура интеллектуального марафона для выпускников начальной школы...
Методическая разработка : "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"
Задания по литературному чтению для районного тура интеллектуального марафона были разработаны для выпускников начальных классов....
Авторская методическая разработка олимпиадных заданий по математике и русскому языку для 2-4 классов
Задания предназначены для шкрльных туров олимпиад, а так же как дополнительный материал для уроков математики и русского языка....
Методические рекомендации учителя-логопеда воспитателю ГПД для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью
В группе продленного дня дети проводят значительное время, и очень важно, чтобы это время они провели с пользой для своего развития....
Золотое кольцо России. Комплект учебно-методических материалов
Золотое кольцо России. Комплект учебно-методических материалов. 3 класс....
Методическая разработка "Олимпиадные задания по окружающему миру для учащихся 2-4-х классов"
Банк олимпиадных заданий по окружающему миру для учащихся 2-4-х классов, направленных на выявление у обучающихся творческих способностей и познавательного интереса к предмету. Основные задачи олимпиад...