Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
методическая разработка (1 класс)

Елена Вячеславовна Кормянкова

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.

В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями возросло. В связи с этим, возросла и актуальность проблемы педагогической помощи и обучения детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Е.В. Кормянкова ощущает это в полной мере, так как работает в инклюзивном классе.

Методическая разработка «Методы и приемы обучения детей с ОВЗ на уроках по окружающему миру», поможет учителю применить в своей работе наиболее эффективные методы и приемы, сделать обучение максимально доступным и посильным, обеспечить высокий уровень прочности усвоения учебного материала.

Данная методическая разработка представляет собой серию уроков для учеников 1 класса по предмету «Окружающий мир» при изучении раздела «Что и кто?»

Разработка представляет собой серию уроков по темам:

Тема №1. Что над головой?

Тема№2. Что под ногами?

Тема№3. Что общего у растений?

Тема№4. Кто такие рыбы и звери, насекомые?

В методической разработке Е.В. Кормянкова рассматривает наиболее эффективные методы изучения раздела «Что и кто?» по предмету «Окружающий мир»: словесный (описание, рассказ, объяснение, беседа), наглядный (показ, иллюстрация, демонстрация), практический (наблюдение, опыты, практические и самостоятельные работы, моделирование объектов). Словесный метод используется во всей серии данных уроков на начальном этапе, при ознакомлении нового материала или на этапе проверки усвоения материал.

Наглядный метод – это показ учебных фильмов по темам, показ моделей и макетов небесных тел, демонстрация предметных и сюжетных фотографий животных, насекомых, растений, ознакомление с коллекцией камней нашего края, экскурсия в природу, зоопарк. Наблюдение за формами поверхностей почвы. Практический метод, используемый на уроках – это наблюдение за состоянием неба, различные зарисовки животных, насекомых. Практические работы- «Определяем камни», «Собрать красивые камешки и составить из них узор», «Рассматривания гербария растений», составление таблицы «Дикие и домашние животные» «Части растений», изготовление макетов солнца, созвездий.

Для данной серии уроков учитель дает рекомендации   по использованию следующих приемов:

К урокам по теме: «Что под ногами?», «Что над головой?» - использование игровых приемов и ситуаций: внезапное появление объекта, разгадывание загадок о живой и неживой природе. Корзина гипотез (ситуация, которая заставляет задуматься и найти самостоятельное решение, использование текстов с ошибками, тесты, научные видеофильмы.

К уроку «Что общего у растений?» -раздаточный материал: «Найди пару», использование литературных текстов, атласа, творческие задания: «Дорисуй части растений», работа с таблицей, игровые ситуации, задания на составления синквейна, дидактические игры.

К уроку по теме: «Кто такие рыбы и звери, насекомые?» -различные карточки –классификации животных, игра: «Найди пару», придумывание кластера, презентации. Кроме этого даны рекомендации по использованию на уроке приема сигнальных карточек.

Особенность данной разработки является практическая направленность: набор индивидуальных карточек по темам урока, раздаточный материал, фотографии, что является дополнением к конспектам уроков.

Практическая значимость методической разработки подтверждается победой в таких конкурсах как: Всероссийский конкурс педагогов «Мой лучший урок» г. Москва, Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века: «Моя лучшая методическая разработка» за авторский материал «Обучение детей ОВЗ и детей-инвалидов. Методы и приемы обучения детей с ОВЗ на уроках окружающего мира.»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_konkursa_1.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Кормянкова Елена Вячеславовна

Учитель начальных классов

МОБУ СОШ №18 г. Сочи

им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.

Высшая квалификационная категория

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.

В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями возросло. В связи с этим, возросла и актуальность проблемы педагогической помощи и обучения детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Е.В. Кормянкова ощущает это в полной мере, так как работает в инклюзивном классе.

Методическая разработка «Методы и приемы обучения детей с ОВЗ на уроках по окружающему миру», поможет учителю применить в своей работе наиболее эффективные методы и приемы, сделать обучение максимально доступным и посильным, обеспечить высокий уровень прочности усвоения учебного материала.

Данная методическая разработка представляет собой серию уроков для учеников 1 класса по предмету «Окружающий мир» при изучении раздела «Что и кто?»

Разработка представляет собой серию уроков по темам:

Тема №1. Что над головой?

Тема№2. Что под ногами?

Тема№3. Что общего у растений?

Тема№4. Кто такие рыбы и звери, насекомые?

В методической разработке Е.В. Кормянкова рассматривает наиболее эффективные методы изучения раздела «Что и кто?» по предмету «Окружающий мир»: словесный (описание, рассказ, объяснение, беседа), наглядный (показ, иллюстрация, демонстрация), практический (наблюдение, опыты, практические и самостоятельные работы, моделирование объектов). Словесный метод используется во всей серии данных уроков на начальном этапе, при ознакомлении нового материала или на этапе проверки усвоения материал.

Наглядный метод – это показ учебных фильмов по темам, показ моделей и макетов небесных тел, демонстрация предметных и сюжетных фотографий животных, насекомых, растений, ознакомление с коллекцией камней нашего края, экскурсия в природу, зоопарк. Наблюдение за формами поверхностей почвы. Практический метод, используемый на уроках – это наблюдение за состоянием неба, различные зарисовки животных, насекомых. Практические работы- «Определяем камни», «Собрать красивые камешки и составить из них узор», «Рассматривания гербария растений», составление таблицы «Дикие и домашние животные» «Части растений», изготовление макетов солнца, созвездий.

Для данной серии уроков учитель дает рекомендации   по использованию следующих приемов:

К урокам по теме: «Что под ногами?», «Что над головой?» - использование игровых приемов и ситуаций: внезапное появление объекта, разгадывание загадок о живой и неживой природе. Корзина гипотез (ситуация, которая заставляет задуматься и найти самостоятельное решение, использование текстов с ошибками, тесты, научные видеофильмы.

К уроку «Что общего у растений?» -раздаточный материал: «Найди пару», использование литературных текстов, атласа, творческие задания: «Дорисуй части растений», работа с таблицей, игровые ситуации, задания на составления синквейна, дидактические игры.

К уроку по теме: «Кто такие рыбы и звери, насекомые?» -различные карточки –классификации животных, игра: «Найди пару», придумывание кластера, презентации. Кроме этого даны рекомендации по использованию на уроке приема сигнальных карточек.

Особенность данной разработки является практическая направленность: набор индивидуальных карточек по темам урока, раздаточный материал, фотографии, что является дополнением к конспектам уроков.

Практическая значимость методической разработки подтверждается победой в таких конкурсах как: Всероссийский конкурс педагогов «Мой лучший урок» г. Москва, Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века: «Моя лучшая методическая разработка» за авторский материал «Обучение детей ОВЗ и детей-инвалидов. Методы и приемы обучения детей с ОВЗ на уроках окружающего мира.»

     

В течение длительного периода времени в отечественной системе образования детей распределяли на соответствующих норме детей и на детей с нарушениями здоровья. Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья не смогли полностью влиться в общество.  Общество не готово было их принять. Инклюзивное образование в нашей стране появились недавно.         Что такое инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная школа? Инклюзивная школа-это образовательная стратегия, которая включает детей, как и с особыми потребностями развития так и детей, которые соответствуют норме в развитии как в умственном, так и в физическом.

Такой индивидуальный подход позволяет каждому ребенку учиться со всеми, независимо от его умственных способностей и физических возможностей.

Включение в образовательный процесс всех учеников, независимо от его социального статуса, умственных способностей и физических возможностей -это развитие потенциала абсолютно всех учащихся, программа которого соответствует индивидуальным способностям каждого.

Путешествие в инклюзивную школу может быть долгим и трудным, но в конечном итоге это укрепит школьное сообщество и поможет детям. Под "включением" понимается не только проживание детей-инвалидов и инвалидов в общеобразовательных классах. Этот процесс, который включает в себя фундаментальные изменения в том, как школьное сообщество поддерживает и учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка.

Средняя общеобразовательная школа с инклюзивными и коррекционными классами, разрабатывает индивидуальные образовательные программы (АООП НОО) по федеральному стандарту, предоставляет все необходимые условия в общеобразовательном учреждении для воспитания и обучения детей-инвалидов, и детей с ограниченными возможностями здоровья. В общеобразовательном учреждении очень важно иметь квалифицированные кадры! Учитель должен пройти курсы повышения квалификации. В школе должны быть два психолога, медицинская сестра, врач, логопед, дефектолог, социальный педагоги тьютор, по необходимости.

 Школа предлагает бесплатные учебники для всех видов ограничения здоровья и методические пособия. Для родителей информационно-просветительская работа проводится в виде семинаров, родительских собраний, консультаций, круглых столов. В школе работает психолого-педагогический консилиум для решения проблем учебно-воспитательного процесса.

Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов - одно из самых важных   условий для их полного участия в жизни общества, фактической самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Особенности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его потребностями определяют особую логику построения воспитательного и образовательного процесса. Для каждой категории детей в средней общеобразовательной школе созданы необходимые условия с учетом их психофизических особенностей. В школе рабочее место должно быть организовано в соответствии с потребностями учащегося:

- одноместная парта;

- индивидуальное освещение;

- изолированная зона в классе;

-зона для двигательной активности;

- специальные туалетные комнаты и принадлежности;

- библиотека;

- классные доски с программным обеспечением;

- пандусы;

- лифт;

- подъемники;

- дорожки для слабовидящих и слепых;

- широкие двери на первом этаже школы.

Структура обучения, сам урок в инклюзивном классе и в классе коррекции отличается от обычного урока в общеобразовательном классе. Учитель изучает особенности ребенка, его физическое состояние, умственные способности прежде, чем работать с ним. Важнейшим документом для педагогов является ФГОС НОО ОВЗ. Здесь все программы прописаны для каждой категории детей.

Индивидуальность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов состоит из дифференцированного подхода к каждому учащемуся, учебный материал выдается небольшими дозами. Обязательно чередуется умственная и практическая деятельность. Урок содержит большое количество наглядности, дидактического материала, сигнальных и информационных карточек. Важен и настрой учителя к такому «особенному» учащемуся. Постоянное поощрение даже за небольшие успехи, тактильный контакт. Давать возможность верить в собственный успех. Создавать на уроке «ситуацию успеха».

Игровые ситуации, музыкальные физические минутки, психогимнастика, релаксация положительно влияют на эмоциональную и познавательную сферу учащихся с ограничением возможности здоровья.

Для эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя важно использовать все новое, что есть в педагогике: технологии, методы, принципы приемы обучения.

Самый важный принцип обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - это принцип активности и сознательности. Активность таких учащихся должна быть направлена на запоминание учебного материала и на процесс самостоятельного добывания своих знаний. Обучение должно соответствовать психическим, интеллектуальным возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель должен сделать отбор содержания методов и форм обучения в каждой отдельной ситуации.

Для реализации успешного обучения являются следующие методы: пояснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- исследовательский, коммуникативный, информационно-коммуникативный; методы контроля, самоконтроля и взаимного контроля.  Привычной формой деятельности для всякого ребенка является игра, поэтому необходимо в первую очередь использовать эту форму организации деятельности для обучения, сочетая игровой и образовательный процесс, применяя игровую форму организации деятельности учащихся для достижения образовательных целей.

Во время урока учитель может использовать различные методы и методы обучения, выбирая наиболее подходящий учебный контент и когнитивные способности учащихся. Так учитель изучил ФГОС НОО ОВЗ, составил учебный план, рабочую программу по каждому предмету, и смело пошел на урок. Чтобы организовать режим обучения, учитель придерживается определенных требований:

- четкий алгоритм урока;

- наглядность;

-дидактический материал, информационный материал;

- физминутки;

- различные виды деятельности.

Выделяют следующие методы активного обучения для активизации деятельности учащихся в классе:

- использование сигнальных и информационных карт;

- использование различных вставок на доске, решении кроссвордов, головоломок, шарад, ;

- узелки на память;

- использование слайдов и презентаций;

- использование ИКТ

- использование визуального материала.

  • Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
  • Развивать умение детей работать с текстом;
  • Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности;
  • Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
  • развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
  • Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку  осознавать свою значимость в достижении общей цели.

Данная методическая разработка  представляет собой  серию уроков для 1 класса при изучении раздела «Что и кто?». Разработка представляет собой серию уроков по темам:

Тема №1. Что над головой?

Тема№2. Что под ногами?

Тема№3. Что общего у растений?

Тема№4. Кто такие рыбы и звери, насекомые?

В методической разработке Е.В. Кормянкова рассматривает наиболее эффективные методы изучения раздела «Что и кто?» по предмету «Окружающий мир»: словесный (описание, рассказ, объяснение, беседа), наглядный (показ, иллюстрация, демонстрация), практический (наблюдение, опыты, практические и самостоятельные работы, моделирование объектов). Словесный метод используется во всей серии данных уроков на начальном этапе, при ознакомлении нового материала или на этапе проверки усвоения материал.

Наглядный метод – это показ учебных фильмов по темам, показ моделей и макетов небесных тел, демонстрация предметных и сюжетных фотографий животных, насекомых, растений, ознакомление с коллекцией камней нашего края, экскурсия в природу, зоопарк. Наблюдение за формами поверхностей почвы. Практический метод, используемый на уроках – это наблюдение за состоянием неба, различные зарисовки животных, насекомых. Практические работы- «Определяем камни», «Собрать красивые камешки и составить из них узор», «Рассматривания гербария растений», составление таблицы «Дикие и домашние животные» «Части растений», изготовление макетов солнца, созвездий.

Для данной серии уроков учитель дает рекомендации   по использованию следующих приемов:

К урокам по теме: «Что под ногами?», «Что над головой?» - использование игровых приемов и ситуаций: внезапное появление объекта, разгадывание загадок о живой и неживой природе. Корзина гипотез (ситуация, которая заставляет задуматься и найти самостоятельное решение, использование текстов с ошибками, тесты, научные видеофильмы.

К уроку «Что общего у растений?» -раздаточный материал: «Найди пару», использование литературных текстов, атласа, творческие задания: «Дорисуй части растений», работа с таблицей, игровые ситуации, задания на составления синквейна, дидактические игры.

К уроку по теме: «Кто такие рыбы и звери, насекомые?» -различные карточки –классификации животных, игра: «Найди пару», придумывание кластера, презентации. Кроме этого даны рекомендации по использованию на уроке приема сигнальных карточек.

Особенность данной разработки является практическая направленность: набор индивидуальных карточек по темам урока, раздаточный материал, фотографии, что является дополнением к конспектам уроков.

        Уроки направлены на систематизацию и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках. На уроках проводится коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития.

Умения и навыки, отработанные на данных уроках, а также знания, полученные на них, помогут учащимся получить новые знания.

Каждый вид наглядности использовались для более доступного восприятия материала учителя.

Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был правильный переход от простых заданий к сложным.

Этапы уроков тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различными видами деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся достигается с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществляется по следующим схемам: Учитель – ученик; ученик – ученик, группа-ученик.

В полной мере на уроке задействованы все учащиеся, в том числе и дети с задержкой психического развития. Соблюдался дифференцированный подход в выполнении домашнего задания.

Преобладающий характер познавательной деятельности – творческий.

Для каждого ученика создана ситуация успеха, что также способствует повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учителем учитывается индивидуальная особенность ученика, дается только положительная характеристика результатам деятельности учащегося, что стимулирует детей и повышает их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствует принципу использования в обучении игровых методов, принципу доступности и посилен для учеников 1 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, а также благодаря созданным школой условиям (предоставление компьютера, мультимедийного оборудования) повышается возможность учеников в достижении поставленных задач на уроке.

Эти уроки будет «пуском» и опорой для дальнейшей познавательной и творческой деятельности учеников. Особое значение на уроках имеют здоровьесберегающий аспект: создана ситуация психологического комфорта для детей.

Вывод:

Вся учебная организация должна сосредоточиться на добровольном включении ученика в деятельность. Для этого нужно использовать творческие и проблемные задачи, но соответствовать навыкам ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающего мира".

     Данная презентация содержит теоретическую часть и практическую.  Теоретическая часть по теме "Методы активизации познавательной деятельности детей на уроках "Окружающег...

Формирование у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Методическая разработка открытого урока окружающего мира в технологии деятельностного метода

Методическая разработка открытого  урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» авторская. Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха» соответствует программе «Начальная школа...

Методические приемы работы с фотографией на уроке окружающего мира

Использование фотографии на уроке, отработка навыков анализа и снтеза....

Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"

     Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции уча...

Приемы и методы мнемотехники на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование мнемотехники, принципы, модели, алгоритмы работы...