Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"
рабочая программа (1 класс) на тему

Анастасия Игоревна Кузнецова

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_individualnogo_razvitiya.zip14.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья №23 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Программа

Индивидуального развития

воспитанника детского дома

Направление работы «Общение»

Младший школьный возраст (8-10 лет)

                                                                Автор – составитель

                                                                Кузнецова Анастасия Игоревна                                                                

воспитатель

высшей кв. категории                                                            

Санкт-Петербург

2010 г

Пояснительная записка

Актуальность программы связана с тем, что на протяжении всей жизни человек общается с другими, является членом различных малых и больших групп. Значимость этой сферы для него существенна всегда, однако научение общению и взаимодействию с другими происходит чаще всего спонтанно и не всегда успешно.

Программа актуальна, т.к. для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья обучение общению представляет большую значимость. Если ребёнок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нём.

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Общение и отношения человека взаимосвязаны, вместе с тем, отражают различные психологические реальности. Так, общение рассматривается как форма взаимодействия, контактирования людей, отношения – как связь, которая может существовать до и после взаимодействия, т.е. когда общения нет. Вместе с тем, отношения человека существенно влияют на общение и проявляются в нём. Так, то или иное отношение к самому себе, например, неуверенность, будет затруднять вступление в контакт, проявляться, например, в формах неуверенной просьбы или неуверенного отказа. Отношение к другим людям, например, пренебрежительное, заносчивое, проявляется в соответствующей форме коммуникации – неоправданной требовательности, высокомерности, стремлении занимать позицию «сверху». В процессе общения отношения могут закрепляться либо изменяться, они также являются результатом общения.

В ходе реализации программы предполагается повлиять на эффективность и эмоциональную благоприятность жизни ребёнка в «мире людей», поэтому планируется работа в двух взаимодействующих, взаимосвязанных, но и различных направлениях – развитие ребёнка как субъекта общения и как субъекта отношений к самому себе и другим людям.

       Цель: 

Способствовать  развитию ребёнка как субъекта общения, субъекта отношения к самому себе и к другим людям.

Задачи:

1. Обеспечение личного опыта успешного общения и принятия, сопереживания, соучастия со сверстниками.

2. Формирование потребности в общении и овладение базовыми и процессуальными коммуникативными умениями.

Среди базовых коммуникативных умений учащихся начальной школы выделяются:

  • Приветствие и прощание
  • Обращение
  • Просьба о поддержке, помощи, услуге
  • Оказание поддержки, помощи, услуги
  • Благодарность
  • Отказ

 Среди процессуальных коммуникативных умений выделяются:

  • Говорить перед другими
  • Слушать других
  • Сотрудничать
  • Управлять (командовать)
  • Подчиняться

3. Развитие эмоциональной сферы.

- развитие представлений о чувствах и эмоциях, знание слов, обозначающих эмоции и чувства, знакомство с ситуациями, когда они возникают;

- развитие умения понимать эмоции других людей;

4. Формирование самоуважения и самопринятия, т.е. положительных чувств и эмоций к самому себе.

Ожидаемый результат: развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Доверительные отношения в коллективе сверстников.

Основные принципы программы

  • Принцип  гуманизма предполагает уважение к ребенку, к его правам и свободам, терпимость к недостаткам ребенка, добровольное включение ребенка в ту или иную деятельность; возможность ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; учет интересов, потребностей и способностей каждого ребенка.
  • Принцип природосообразности – предполагает учет половозрастных особенностей воспитанников.
  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт индивидуальных особенностей воспитанников в процессе обучения с целью активного управления ходом развития их возможностей.
  • Принцип доступности знаний и умений детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Основные методы работы по реализации программы:

  • наблюдение
  • диагностирование
  • психологические тренинги
  • индивидуальные занятия
  • беседы
  • упражнения
  • инсценировки
  • дидактические игры
  • игры, конкурсы, праздники
  • модули
  • коллективный просмотр и обсуждение мультфильмов и фильмов

Сроки и этапы реализации программы

Октябрь 2010 – май 2012 гг. 

Информационно-аналитический

октябрь 2010  -  декабрь 2010

Диагностический

январь 2011 -  февраль 2011

Коррекционно-развивающий

март 2011 –  апрель 2012 г

Итоговый контроль

май  2012 г.

I.Подготовительный этап

Цель: сбор информации о ребёнке.

Направление работы

Сроки

1.Изучение документации

 (личное дело, медицинская карта, карта индивидуального сопровождения)

Октябрь 2010

2. Комплексное обследование  

    здоровья  

По графику

3.Логопедическое обследование

Октябрь - ноябрь 2010

4.Психологическое обследование

Октябрь - декабрь 2010

II этап. Диагностический

Цель: изучение эмоционально-личностной сферы, индивидуальных особенностей ребёнка.

Направление работы

Сроки

Диагностика форм общения (по М.И.Лисиной)

Январь, 2011

Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии

Февраль, 2011

 Итоги диагностики

Февраль, 2011

III этап. Коррекционно-развивающий

Цель: реализация индивидуальной программы развития

Сроки проведения: март 2011 – март 2012

п\п

Цель воспитательной деятельности

Формы и виды работы

1.

Создание условий для более близкого знакомства детей.

Игры: «Клубочек», «Ветер дует на…»

Упражнения: «Давайте познакомимся», «Назови по имени», «Что я люблю делать?», «Имя и движение», «Тебя зовут…Ты любишь…»

2.

Развитие межличностного общения в группе.

Упражнения: «Сочиняем сказку»,

 «Комплимент», «Как мы знаем сказки», «Мой рисунок вчетвером»

Игры: «Конспиратор», «Закончи предложение»

 Час общения «Добрые слова о моей игрушке»

 Групповое пение: «Улыбка», «Дружба»

Модули: «Командное дело» (Сказки), «Варежки», «Телефон», «Командный рисунок»

3.

Развитие коммуникативных умений.

Модули: «Здравствуйте!», «Разговор по телефону», «Прошу тебя…», «Снегурочка»

Этюды: «До свидания!»

Упражнения: «Вежливые слова», «Розовое слово “привет”», «Магазин вежливых слов», «На улице», «Иностранец», «Интервью»

Игры: «Пожалуйста!», «Испорченный телефон»

Творческие игры: «Страна вежливости», «Алло! Алло!»

Игры-драматизации: «Добрый день!», «Телефон»

Беседа «Как тебя называют»

Дидактические игры: «Умей извиняться», «Телефонный разговор»

4.

Формирование умения решать возникающие проблемы мирным способом.

Коллективный просмотр и обсуждение мультфильмов «Приключения Кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».

Инсценировка «Мы – дружные ребята»

5.

Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, взрослых).

Упражнения: «Хороший поступок», «Лужа», «Так будет справедливее»

Рисование на тему «Мой хороший поступок»

Модуль «Что чувствуют другие?»

Чтение, обсуждение и инсценировка сказки Братьев Гримм «Заяц и Ёж»

Обсуждение жизненных ситуаций

Просмотр видеофильма “Внимание, черепаха”. 

6.

Развитие положительной самооценки, самоорганизации.

Модули: «Это Я», «Моя лесенка успехов», «Комплимент»

Игры: «Кто Я?»

Упражнение «Закончи предложение»

Чтение, пересказ и обсуждение сказки «Это что за птица?»

7.

 

 

Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.

Модуль «Это мы»

Упражнение «Пожелания»

Игры и упражнения по желанию

Социометрия        

Литература

1.Агафонова И.Н. Программа « Я и Мы » Уроки общения  для детей 6-10 лет Санкт-Петербург 2003г.

2.Арджакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: Начальная школа (1-й год обучения)/ Под ред. И.В.Вачкова.- М.: Ось-89,2003

3.Арджакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: Начальная школа (2-й год обучения)/ Под ред. И.В.Вачкова.- М.: Ось-89,2004

4.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.

6.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь,2003

7.Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. Пособие для учителя

8.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1-4, М.,1998-2000

9.Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Санкт-Петербург 2004г.

10.Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по повышению школьной успеваемости воспитанников детского дома "Шаг навстречу"

Организация работы по повышению школьной успеваемости  с педагогами школ, воспитателями и воспитанниками детского дома...

Программа по социализации воспитанников детского дома

Программа по социализации воспитанников детского дома...

Комплексно-целевая программа здоровьесбережения воспитанников детского дома «Здоровье на всю жизнь»

Особенно остро проблема сохранения, укреп­ления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с...