Актуальность проблемы развития творческих способностей и познавательной активности воспитанников детского дома.
материал по теме
Выступление Шаровой Н.С. в детском доме, на малых католиковских чтениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_kotolikovskie_chteniya12.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Малые Католиковские чтения.
Актуальность проблемы развития творческих способностей и познавательной активности воспитанников детского дома.
Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной.
К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению.
Творческое мышление, характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличии от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения.
Деятельностный подход, который является основным по новым стандартам, мы можем реализовывать через внеурочную творческую деятельность воспитанников.
Задачи:
1. Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. 2. Коррекционные. Достаточно успешно корректируется позитивный образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
3. Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях.
4. Диагностические. Занятия творческой деятельностью позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
5. Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.
Коллектив, особенно детский, вообще не может существовать и полноценно развиваться, если в нем нет постоянного совместного творчества детей. В большой связке ключей педагога ключ «творчество» открывает почти все двери. Обычные слова «создавать коллектив» означают: учить детей совместному творчеству, потому что когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, только тогда они и объединяются, учатся ценить друг друга.
Коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу.
Дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами.
Дело - творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи.
Принципы:
Гуманистического воспитания
Личностно-ориентированый подход
Природосообразности
Условия:
Создание атмосферы психологической безопасности
Добровольность
Доступность
Уважительность
Мягкого соревнования
Безоценочной деятельности
КТД, о котором я хочу сегодня поговорить «Мир бумажной пластики», в которую входит занятие оригами, аппликация, квиллинг.
Оригами это одна из техник бумажной пластики. Каждый ребенок пробует свои силы в этом увлекательном занятии складывания из квадратного листа бумаги различных фигур и моделей. Занятие оригами приносит радость и удивление. Творческий процесс в оригами недолог. За небольшой промежуток времени дети могут увидеть результат своего труда. Воздействие занятий оригами на формирование ценностных качеств детской личности огромно. Благодаря оригами у детей развиваются такие качества, как аккуратность, усидчивость, внимательность, чувство прекрасного, хороший вкус.
Аппликация – одно из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие. На занятиях аппликацией дети осваивают целый ряд графических навыков, учатся анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали и т.п. Развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.
Квиллинг - бумажная филигрань или бумагокручение - искусство украшения витиеватыми кружками и завитками творческих работ. Принцип выполнения изделий методом квиллинга заключается в закручивании серпантином полосок, которые принимают ажурный филигранный вид. Дети с удовольствием выполняют объемные композиции для украшения интерьера, создают прекрасные подарки друзьям и близким. Благодаря выполненному завитку каждого ребенка и складывается единая коллективная творческая работа.
- На занятиях в детском доме должно быть как можно меньше чисто словесных объяснений и как можно больше наглядного материала, практических действий.
- При проведении занятий недопустима похвала за неуспех. Это отрицательно сказывается на формировании адекватной самооценки ребенка. (В.Леви «Нестандартный ребенок»). Оценку следует давать развернутую, следует избегать слов «хорошо», «плохо».
- Наблюдая за самостоятельными действиями детей или участвуя в совместной деятельности на правах партнера, воспитатель задает вопросы, направленные на осознание его действий и состояний.
Преследуя цель :
1. Установить связь между прошлым, настоящим и будущими действиями ребенка, выделить для них цель действий и средства ее достижения (Что ты хочешь нарисовать? Что тебе для этого нужно?).
2. Способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний (Тебе обидно, что тебя не взяли в игру?)
3.Ставить ребенка в ситуацию сознательного выбора, к принятию самостоятельных решений.
4.Каждый вечер полезно устраивать беседы о прожитом дне.
Театральная деятельность, концерты, в которые мы включаем детей, помогает освоить правила социальной жизни. В основе этой деятельности лежит ИГРА. Но самое главное, пожалуй, то, что в этой «ИГРЕ» любой ребёнок переживает очень сильные чувства, и это переживание само по себе оказывает благотворное влияние на психику, на личность ребёнка – сглаживает негативные переживания, укрепляет положительные эмоции, развивает эмоциональную жизнь в целом, обогащая её разнообразием и нюансами переживаний. Не менее важным фактором является то, что нечто цельное, созданное общими усилиями, насыщенный переживаниями, нравственными оценками, представляет собой ПЛОД совместной творческой деятельности и дети начинают испытывать к нему особые чувства – они начинают любить его и себя, как создателей этого творения. Они дарят его зрителям и ждут их оценки. Получая успех в виде аплодисментов, они укрепляются в себе, получают новый заряд и желание сыграть ещё.
При организации задания учитываем специфические особенности, неповторимость каждой личности, своеобразие склонностей и возможностей каждого ребенка, комбинируем техники, ведем постоянный поиск и разработку новых методик и технологий. Поддерживаем интерес через участие в выставках и конкурсах, проектной деятельности. Решаем за одно задание множество задач. Как результат – удовлетворение у самого ребенка, повышается уровень познавательной активности, развивается творческое мышление, стабилизируется эмоциональное состояние самого ребенка, художественный вкус, трудовой навык.
Осознание того, что твоя работа может кого-то порадовать, оказать кому-то помощь, значительно стимулирует творческий потенциал ребенка. Не менее важно, чтобы ребенок мог оценить масштабы своего творчества, визуализировать свой творческий маршрут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...
«Актуальные вопросы развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста на занятиях в художественной школе по разделу «Русское искусство. Иллюстрация «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»
Материал содержит информацию способах мотивации детей к созданию образов по теме: "Русское искусство.Начало времен"...
статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"
статья "Проблемы развития творческих способностей младшего школьника"...
Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....
Тема самообразования: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство повышения познавательной активности воспитанников детского дома"
Тема моего самообразования направлена на изучение метода экспериментирования и его включение в образовательно-воспитательный процесс. Всем известно что дети любого возраста любят экспериме...
Проблемы развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья....
К проблеме развития творческих способностей младшего школьника средствами дополнительного образования
Одна из основных задач учреждений дополнительного образования - раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности...