Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов»
рабочая программа на тему

Бызова Екатерина Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Формирование здорового образа жизни у воспитанников

                                        детских домов»

Пояснительная записка

.

«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, которая обеспечивает приспособление человека к меняющимся условиям внутренней и внешней среды». (С.Н.Ожегов)

На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.

Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровье у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, патологии зрения, все чаще среди школьников диагностируются аллергические заболевания, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния.

У детей, важно выработать и сформировать культуру здорового образа жизни. (ЗОЖ).

ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  1. настрой на здоровый образ жизни;
  2. двигательную активность;
  3. личную гигиену;
  4. умеренное и сбалансированное питание;
  5. ритмичность жизни;
  6. безопасность жизни.

Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывают, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.

Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.

Для изучения ЗОЖ воспитанников детского дома было проведено:

  1. анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В.  По результатам анкетирования установлено, что материальные блага, друзей, любовь дети ставят выше, чем свое здоровье.
  2. диагностика «Потребность в новых ощущениях», М. Цукерман. По результатам исследования: 10,8% - высокий уровень потребности в ощущениях; 67,5% - средний; 21,6% - низкий.

Проведенное анкетирование и диагностическое исследование подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детских домов.

Анализ изученной литературы: «Здоровье наших учеников» Варламовой С.И., «Педагогические здоровье сберегающие технологии» Лабутина Н.Ю. и Майского А.Б., «Обратная сторона здоровья» Бойко А. показывает на недостаточность разработки данной проблемы применительно к условиям детского дома.

Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов.

Поэтому возникла необходимость в составлении программы «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов».

Цель: Формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.

Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач.

Задачи:

  1. информирование всех участников образовательного процесса по проблемам сохранения здоровья и формирование культуры здорового образа жизни.
  2. выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных предоставленных медицинской службой детского дома.
  3. проведение занятий с воспитанниками, направленных на формирование культуры здорового образа жизни.
  4. проведение занятий с воспитанниками направленных на улучшение эмоционального состояния и повышения стрессоустойчивости с использованием игровых и релаксационных упражнений.

Основные направления программы:

I. Азбука гигиены.
II. Береги свое здоровье.
III. Сделай свой выбор.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Срок реализации 3 года, занятия будут проводиться два раза в месяц, по длительности составят от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех трех блоков.

К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя.

Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств: телевизор, DVD, музыкальный центр.

Занятия содержат следующие этапы:

I. Организационный этап;
II. Проверочный;
III. Подготовительный;
IV. Основной;
V. Контрольный.
VI. Итоговый, рефлексия.

Предлагаемые формы работы – беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.

Для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям.

Критерии результативности усвоения программы:

Знания:

составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
–  здоровьесберегающие технологии;
– о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.

Умения:

ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием;
– соблюдать правила личной гигиены;
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

Навыки:

ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.

Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.

Тематический план (Приложение 1)

№ Блока/
№ п/п

Название блока/
Тема

Количество часов

теория

практика

I

Азбука гигиены.

10

8

II

Береги свое здоровье.

3

15

III

Сделай свой выбор.

6

12

ВСЕГО

19

45

Содержание тем

Первый год

Теория:

  1. Основные направления осуществления программы.
  2. Взаимосвязь режима дня и режима питания, какое влияние они оказывают на здоровье.
  3. Основные понятия: дыхание, солнечный удар, гигиена, утомление, эмоции.
  4. Роль сигареты в жизни курильщика, влияние сигареты на здоровье человека.

Практика:

  1. Диагностическая методика, определяющая потребности в новых ощущениях.
  2. Ролевая игра на оказание первой помощи при солнечном ударе.
  3. Тестирование, определяющее отношение школьников к курению.
  4. Релаксационные упражнения: на снятие утомления, на исправление осанки.
  5. Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск листка здоровья.

Второй год

Теория:

  1. Потребность в соблюдении личной гигиены.
  2. Понятие стресс, выход из состояния стресса, что к нему приводит.
  3. Понятие депрессия, определить связь с зависимостью от табака и алкоголя.
  4. Беседа о влиянии современной техники на организм человека, о влиянии сверстников, о здоровье зубов, о чистой коже, о целительных свойствах чистого воздуха.

Практика:

  1. Работа с тетрадью «Вредные привычки».
  2. Ролевые игры, развивающие навыки этикета, гигиены.
  3. Профилактическая игра «Слабое звено» о вреде алкоголя, табака.
  4. Физкультминутка для глаз, комплекс упражнений для расслабления мышц ног и рук.

Третий год

Теория:

  1. Понятие чистота, соблюдение гигиены жилища.
  2. Витамины и их «волшебные» свойства.
  3. Понятие ДТП и соблюдение правил дорожного движения.
  4. Мифы об алкоголе и его влияние на организм человека.
  5. Понятия осторожность, самозащита, бдительность, внимательность, как уберечь себя от несчастья.
  6. Проблемы наркомании, как избежать столкновения с наркотиками.
  7. Подростковая преступность и пути ее преодоления, правовые нормы и наказания несовершеннолетних.

Практика:

  1. Ролевая игра «Влажная уборка квартиры», обсуждение.
  2. Тестирование на выявление знаний о витаминах «Дорога здоровья».
  3. Простудные заболевания дыхательных путей, влияние курения на органы дыхания.
  4. Обучающий практикум по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от ДТП, при переломах и вывихах, людям, терпящим бедствие на воде.
  5. Диагностическое исследование, определяющее потребность в новых ощущениях, подведение итогов реализации программы.
  6. Правила безопасности, сигнальные карточки «Уходя, гасите свет», «Выключи электроприборы», «Не приглашай в дом незнакомых людей».

  Участвовала  в проектно-исследовательской  деятельности на региональном уровне с работой

«Личностно-ориентированный подход как средство развития личности воспитанников детских домов» Новокузнецк 2009 г.

 Наличие обобщенного педагогического опыта-? (мини-сайт?)

 Наличие методических разработок:

  1. «Роль педагога-организатора в социализации детей-сирот».  ( на муниципальном уровне)  Рецензия заместителя директора МОУ д/д № 2 г. Салаира Овсянниковой И.Н. 17.05.2010 г.
  2. КТД «Путешествие по стране Добра и Зла»

    Проведение мастер-класса на муниципальном уровне (ВСШ №6. 2008 г.)

«Использование метода демонстраций на групповых занятиях по профилактике вредных привычек

 как одного из продуктивных методов обучения»

    Открытых мероприятий на уровне МКОУ д/д № 2 г. Салаира:

  1. «Вежливость-первая и самая приятная добродетель»
  2. Комплексное занятие «Путь к успеху» 15.10.
  3. Ролевая игра «Любимей публики»
  4. Познавательно-развлекательное мероприятие «Зимние забавы» 5.01.2013 г.

   В своей работе постоянно провожу диагностику, коррекцию и прогнозирование характера и уровня развития ребёнка (личностного, социально-психологического в сочетании с данными медицинских работников о здоровье детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Обобщение опыта по теме: «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната»

Работая в школе-интернате,  я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут отв...

Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...

Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Презентация "Итоги программы формирования здорового образа жизни"

На слайдах предоставлена информация по итогам программы формирования ЗОЖ в нашей школе за 4 года...

Формирование здорового образа жизни обучающихся воспитанников с ОВЗ (ЗПР)

laquo;Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полно...

Программа формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей...