Внеклассное мероприятие "У каждого есть право выбора"
классный час (2 класс) на тему

Солгалова Ольга Александровна

Создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни осложнено объективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура граждан России, общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность граждан в ходе избирательной кампании. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания подрастающего поколения.

Воспитание современного гражданина немыслимо без формирования активной гражданской позиции, а значит, в школе на современном этапе без основ конституционного права никак не обойтись.

В условиях формирования правового государства и создания гражданского общества в центре внимания стали находиться проблемы, связанные с улучшением правовой грамотности детей, повышения их общественной и гражданской активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_kazhdogo_est_pravo_vybora.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "У каждого есть право выбора".

Цель: формирование первоначального представления у младших школьников понятия «право выбора».

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся об избирательном праве, избирательном процессе, о принципах проведения выборов.
  2. Развивать умение рассуждать, выражать своё отношение, делать выводы, обобщать, доносить полученные знания.
  3. Проявлять коммуникативные умения работы в группе.
  4. Воспитывать политически активного гражданина ответственного за будущее своей страны.

Ход мероприятия.

I. Вступительная часть (слайд 1)

-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на классном  часе мы поговорим об очень важных вещах, от которых зависит наша жизнь.

(слайд 2)

…Государство духом живо

И единением сильно,

Под общий стяг миролюбиво

Века сбирается оно.

Растут единство, сила, слава.

Мужает горный дух страны!

Единый клич – стечется лава

На подвиг мира и войны.

                     А. Чижевский.

-   Ребята, скажите в каком государстве живете вы?

Вводное слово.

- Государство не может возникнуть, появится в одно мгновение.  Объединятся народы, земли прежде, чем появилось государство.

Наша страна, когда-то называлась Киевской Русью, Великим Княжеством Московским, Российской империей, СССР.

Но все – это наша Родина. И мы должны любить  её. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда ей тяжело. И главное – беречь. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает, о Родине.

- Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом.

-  Какие символы России вы знаете? (слайд 3)

  Звучит гимн.

II. Основная часть.

-  Ребята! Вы любите игры?

-  А с чего вы их начинаете?

-  Например, как вы начинаете игру в прятки?

- Правильно, сначала выбираете того, кто будет водить. При этом вам помогают различные считалки.

-  А что вы делаете, чтоб сыграть в  игру КВН?

-  Правильно, вы выбираете команду и капитана, который вас не поведёт.

-  А как часто вам приходится выбирать?

-  Вы выбираете каждый день, что вам кушать, во что одеться, с кем играть,          чем заниматься и т.д (слайд 4)

Представим ситуацию «Выборы в джунглях»

Выборы Царя зверей

Кандидаты (дети  самостоятельно характеризуют животных)

 Волк Акела –   справедливый, честный (слайд 5)

 Медведь Балу – добрый, выносливый  (слайд 6)

 Пантера Багира – красивая, хитрая (слайд7)

 Обезьяна – ленивая, хвастливая, не выполняла своих обещаний (слайд8)

 Удав Каа – мудрый, сильный, но не всегда хочет принимать участие в жизни  Джунглий (слайд 9)

 Шакал - слабохарактерный, трусливый (слайд 10)

 Тигр Шер-хан – хищный, коварный, злой (слайд 11) 

-  Как вы думаете, кто из зверей достоин победы?

-  Почему?

-  Какими качествами должен обладать кандидат?

Выбирать надо самого достойного (слайд 12,13,14)

Но в джунглях  на выборы пришли не все звери: кого-то запугал Тигр, Каа решил, что лучше погреться на солнышке, обезьяна отправилась в гости. И выиграл не самый достойный, а самый коварный - Тигр.

- Почему так получилось?
Вывод: на  выборы надо ходить обязательно.

-  Но через неделю звери захотели переизбрать своего царя.  Но на выборы не пустили старого волка, но зато пришли 3 волчонка. А шакал проголосовал целых 4 раза!

И началась в джунглях чехарда.

-  Почему так произошло?

-  Чего зверям не хватает?

-  Что им нужно, чтобы был порядок?

 Вывод: не хватает закона.

-  Да, ребята, даже в джунглях нужен закон. Я вам советую прочитать книгу        Р. Киплинга «Маугли», где  вы узнаете,  по каким законам жили герои этой книги.

-   А где прописаны законы РФ? (слайд 15,16)

- Когда президент вступает в должность, он дает присягу, что  будет   соблюдать законы РФ, которые прописаны в конституции РФ.  

Задание «Конституция»

Участники делятся на группы и готовят содержание конституции класса.

После окончания работы в группах результаты заносятся на доску и обсуждаются. Предпочтение отдается правилам общения.

Учитель: вы были участниками принятия закона вашего класса. Конституция нашей страны бала принята 12 декабря 1993году. Многие из ваших родителей голосовали за её принятие.

По конституции  всеобщее избирательное право – это право выбирать и быть избранным. По закону, кандидатом в органы местного самоуправления может быть гражданин, достигший 18 лет, в Государственную Думу – 21 года, в президенты РФ – 35 лет. Конституция РФ предусматривает лишение избирательных прав только граждан, признанных недееспособными по решению суда. Голосование должно проходить тайно, место для голосования должно быть специально оборудовано. Все кандидаты имеют равные условия доступа к радио, телевидению, периодической печати. Избиратели непосредственно голосуют за кандидата – это прямое голосование.(слайд15)

- Скажите, пожалуйста, а какой опыт в этой области есть уже у вас?

-  Правильно вы уже выбирали как взрослые Президента в играх, командира класса.

 - Вам понравились эти игры, чем?

 - Вашим родителям тоже приходится решать судьбу района, страны выбирая главу местной администрации, президента, парламента (слайд 17)

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, который должен стоять у руля, пусть это будет президент или даже командир класса. (обсуждение в группах)

Черты лидера: (слайд 18)

* Острый ум, хорошая интуиция.

* Умение нравиться людям.

* Умение организовать, убедить.

* Готовность брать ответственность на себя.

* Наличие программы  развития и улучшения.

- Но, к сожалению часто люди не ходят в наши дни на выборы, потому что не верят, что их голос может что-то изменить. Тем самым они сами решают нашу судьбу Родины.   Ведь от выбора каждого из нас зависит, в какой стране нам с вами жить. Я бы очень хотела, чтоб вы тоже внесли свой вклад в столь важное дело – не позволили своим родителям остаться равнодушными. Объясните им, насколько важно и необходимо решить судьбу нашей страны и исполнить свой гражданский долг придя на выборы.

 Сообщения детей «Из истории выборов» (слайд 19)

Учитель: истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Там свободные граждане обязаны были участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.

Ученик 1

В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был боб, «за» означал  белый боб, «против» – чёрный.

В Афинах существовал ещё один тип тайного голосования - «суд черепков». Община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Голосование выглядело так: участник голосования получал черепок и писал на нём имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин. Черепок помещался в специальное отгороженное место на площади. Тот, чьё имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным. Иногда изгнанию подвергались и обычные граждане, ведущие недостойный образ жизни.

Ученик 2 (слайд20,21)

В Древнем Риме предвыборная  кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своём желании баллотироваться.

Должностные лица должны были проверить, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. Сопровождал его раб - номенклатор, который подсказывал ему имена избирателей.

В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – избирательный бюллетень, писал на ней имя кандидата и опускал в урну.  

Выборы в Древней Руси

Ученик 3 (слайд 22)

 В Древней Руси царила прямая демократия. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (новгородское вече) и Пскове.

Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических документов, решались с помощью судебных поединков - так называемого поля, проведение которого регламентировалось.

III. Рефлексия.

- Ребята, что вас удивило на нашем классном часе?

IV. Заключение.

А в заключении, я бы хотела вам предложить нарисовать рисунок «Мы выбираем новую жизнь» (слайд23).

 Постарайтесь здесь, и сейчас нарисовать тот мир, ту страну, село, поселок в котором  вы бы хотели жить.

Список использованной литературы: 

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
  3. Е.К. Ривина «Государственная символика России». М 2007г
  4. Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт «Обучение жизненно важным навыкам». С-П 2002г.
  5. Р. Киплинг «Маугли». М 1978г.
  6. А. Ишимова «История России». М 2002г.
  7. Большая Советская Энциклопедия.  Т.12. М 1951г.
  8. Большая Советская Энциклопедия.  Т.36.  М 1951г.
  9. Школьная энциклопедия « История Древнего мира». М 2002
  10. Большая Советская Энциклопедия. Т.7. М 1951г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Презентация и разработка к уроку (внеклассному мероприятию) "У каждого есть право выбора"

Цель: формирование первоначального представления у младших школьников понятия «право выбора».Задачи:Обогащение сознания учащихся знаниями о обществе, человеке.Формирование эмоционально-чувственной сфе...

Презентация "Я человек. У меня есть права."

Презентация помогает расширить кругозор детей , знакомит с основным законом страны и их правами....

Проект: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Школа-гимназия  №1 Судакского горсовета, 1-б классг. Судак , 2014-2015 учебный год...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правило выбора безударного гласного после непарных шипящих" (УМК "Система Л.В. Занкова", 2 класс)

Учащиеся научатся применять алгоритм правила проверки буквы безударного гласного в корне. На основе сравнения фонетического состава слов делать вывод о проверке буквы безударного гласного после непарн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Правила дорожные знать каждому положено».

Данная методиическая разработка нацелена на знакомство учащихся с правилами дорожного движения, формирование навыков правильного поведения ребят на улице, заботиться о сохранении своего здоровья....