Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы
статья (1 класс) по теме
научная статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
высшей категории
МАОУ СОШ № 15 г. Златоуста
Князева Ольга Васильевна
Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы
История возникновения педагогического явления, часто именуемого в педагогических источниках как « метод проектов », восходит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» В его основу легли идеи американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, который рассматривал воспитание как процесс накопления ребенком индивидуального опыта формирования своей личности. В дальнейшем эти идеи развил его ученик и последователь У. Килпатрик. Он считал, что проектом является любая деятельность, выполненная "от всего сердца" и с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
В начале XX в. этот опыт был подхвачен отечественными педагогами (С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев), но в связи с чрезмерным увлечением преобразованием «школы учебы» в «школу жизни» вплоть до отказа от проведения уроков метод проектов в 1931 году был осуждён и в дальнейшем в практике советской школы не применялся.
Новую актуальность метода проектов связывают с обновлением содержания образования, основанным на идеях компетентностного подхода. Смысл этой новой концепции заключается в том, что содержание образования формируется «от результата», на основе выделения компетентностей, которые признаются значимыми за пределами системы образования. В связи с этим образовательный цикл разворачивается вокруг ситуаций, которые являются подлинно проблемными для учащегося. Решая эти ситуации, ученик использует приобретённые ранее знания и умения, получает из разных источников новые знания, осваивает необходимые способы деятельности, получает неоценимый личностный практический опыт, т.е. овладевает некоторым уровнем компетентности в «разрешении проблемы [4, с. 32], приближенной к жизненной. Умения, полученные школьниками в процессе работы над проектом, «в отличие от "накопительно-знаниевого" обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий» [5, с. 63].
По мнению отечественных и зарубежных исследователей, наибольшими возможностями для реализации компетентностно ориентированного образования обладает метод проектов. Один из отечественных исследователей компетентностного подхода В. В. Сериков указывает на неразрывную связь компетентности и проектного метода: «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы. ... речь идёт о проекте решения жизненно значимой проблемы. Отсюда и название метода, обеспечивающего формирование компетентности, - проектный» [6, с. 22].
«Необходимо заметить, что, получив своё второе рождение, метод проектов по сравнению «с первым пришествием» осовременился, претерпев значительные изменения. Если в идеях зарубежных и отечественных педагогов начала XX века зачастую он провозглашался как единственный способ обучения, почти полностью заменяющий традиционный, то в настоящее время работа над проектом рассматривается как одно из ряда приближенных к естественным условие для формирования опыта продуктивной деятельности ученика. Проектная деятельность органично вписывается в школьное жизнеустройство, не заменяя уже сложившиеся формы организации обучения, но активизируя их. » [1 , с 16].
В качестве основных признаков, определяющих сущность проектного метода, в работах Е.Н. Землянской, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.С. Сергеева и др. выделяются:
• прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат решения практической или теоретической, но обязательно личностно или социально значимой проблемы;
• принципиально иной по сравнению с традиционным (авторитарным) обучением характер взаимодействия учителя и ученика. Из носителя готовых знаний и инструмента их передачи педагог превращается в организатора деятельности, консультанта и партнера в решении проблемы. В процессе выполнения проекта учитель помогает ученику определить цель деятельности, рекомендует источники получения информации, создает условия для развития активности школьников, помогает им представить и оценить полученный результат;
• организация проектной деятельности обучающихся, включающая совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути и направленных на максимально самостоятельное достижение школьниками задуманного результата. Проектный метод достаточно универсален, его применение возможно в процессе обучения различным дисциплинам, в работе с детьми не только старшего и среднего, но и младшего школьного возраста, как на уроках, так и во внеурочное время. [2 , с 64-65].
Работа над проектом обогащает детей новыми знаниями, побуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, развивать творческий потенциал, позволяет приобрести детям опыт собственного исследования. Это одна из причин, почему данная технология получила активное применение в нашей работе.
Одним из последних проектов, который выполняли учащиеся четвертого класса нашей школы "Быт и культура уральского народа". Руководили проектом педагог дополнительного образования Фахрутдинов В.А и я, как классный руководитель данного класса.
После презентации проекта, формулировки основополагающего вопроса класс поделился на творческие группы. Каждая группа познакомилась с планом исследования.
Первая группа исследовала, каким был быт уральского народа. Перед детьми была поставлена задача, найти информацию о том, какой была уральская семья, о традиционных блюдах уральского народа, что можно было увидеть в избе уральцев. В ходе проекта детьми были созданы итоговые продукты, в которых отражены результаты исследования по заданной теме (книга рецептов " Уральская кухня", макет уральской избы, собрана коллекция предметов старины)
Вторая группа исследовала, какова связь народной песни с обычаями и традициями нашего народа. Перед детьми была поставлена задача, узнать какие песни пели наши предки, на какие виды подразделяются народные песни, какие праздники сопровождаются календарно-обрядовыми песнями. Итоговый продукт данного исследования – исполнение народных песен, обучение одноклассников народным играм. Выбор темы исследования этой группы детей носит не случайный характер. Четвертый год двенадцать человек класса занимаются в фольклорном ансамбле "Верба", руководителем которого является Фахрутдинов В.А.. Система занятий детского ансамбля по фольклору позволила школьникам стать эстетически развитыми людьми, имеющими необходимый объем знаний, умений и навыков, позволяющим им принять активное участие в культурной жизни общества.
Результат проделанной работы был представлен во время открытого учебного занятия "Использование возможностей проектной деятельности младших школьников с целью их ранней профиализации" в рамках XVI Международной научно-практической конференции. В приложении 1 представлена разработка проекта.
Приложение 1
Разработка проекта для младших школьников
"Быт и культура уральского народа"
Методический паспорт проекта
Название проекта: "Быт и культура уральского народа".
Основополагающий вопрос: Почему надо знать историю и традиции своего народа?
Проблемные вопросы: Каким был быт уральского народа? Какова связь русской народной песни с традициями и обычаями народа?
Цели:
Развивать творческий потенциал активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство с русскими народными песнями;
Расширять читательский и культурный кругозор учащихся;
Планировать и реализовывать проектную деятельность в школе;
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с бытом и культурой уральских народов.
- уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Урала и историческими корнями.
- научить школьников различать виды русских народных песен.
- познакомить учащихся с календарно-обрядовыми песнями.
Развивающие:
- развивать у учащихся познавательный интерес.
- развивать творческие способности учащихся.
- совершенствовать словарный запас учащихся.
- логическое мышление школьников, умение работать с книгами.
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре уральских народов, интерес к прошлому.
- совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.
Тип проекта:
- по количеству участников: групповой
- по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий
- по сфере применения результатов: культурологический, социальный
- по широте охвата содержания: внепредметный, межпредметный, творческий
( литература, изо, музыка, окружающий мир, краеведение, история)
- по времени работы: среднесрочный
- по характеру контактов: в рамках школы
Классы: четвертый
Режим работы: урочно-внеурочный
Состав участников: учащиеся одного класса ( но разновозрастной, т.к в нем участвуют дети, родители и педагоги)
Форма продуктивной деятельности:
- изучение обычаев и традиций русского народа.
- словарная работа со старорусскими словами.
- создание книги рецептов: "Уральская кухня", макета избы, презентаций.
- сбор коллекции предметов быта уральского народа.
- разучивание народных песен
Ожидаемые результаты:
- во время работы над проектом учащиеся приобретут навык исследовательской работы.
- после завершения проекта ученики получат более полное представление об истории своего народа;
- познакомятся со старинными песнями и обычаями;
- разовьют свои творческие способности;
- создадут итоговый продукт, в котором отражены результаты исследования по заданной теме
План проекта
Список литературы:
1. Дубова, М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителя начальных классов. / М. В. Дубова. – М.: Баласс, 2011. – 80 с.
2. Иванова, Н. В. Марунина, Г. Н. Проектный метод в организации детских праздников // Управление начальной школой. – 2010. - №9. – С.64-65.
3. Новикова Е. Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы // Управление начальной школой. – 2010. - №3. – С. 4-17.
4. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
5. Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие / М. Б. Романовская. – М.: Центр Педагогический поиск" 2006. – 160 с.
6. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр " Академия", 2008. 226 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.
Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...
Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)
Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня....
Статья "Проектная и исследовательская деятельность как способ организации учебной и воспитательной работы"
В этой статье рассказывается о проектной и исследовательской деятельности в начальной школе....
Опыт работы по организации учебно-воспитательной деятельности в условиях ФГОС учителя начальных классов Осороновой Светланы Александровны
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, прежде всего, нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний он предлагает научиться их самостоятельно д...
«Проектная деятельность как системный компонент учебно-воспитательного процесса».
«Проектная деятельность как системный компонент учебно-воспитательного процесса»....
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
Реферат «Проектная деятельность как способ организации внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью»
Реферат раскрывает понятие "Что такое проект?", виды проектов, организация проектов с учащимися с ИН....