«Проектная деятельность как системный компонент учебно-воспитательного процесса».
проект на тему

«Проектная деятельность как системный компонент учебно-воспитательного процесса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_i_seminar_proektnaya_deyatelnost_vystuplenie.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

Выступление на педагогическом совете

и мастер - классе

«Особенности проектной деятельности

младших школьников»

Тема выступления: «Проектная деятельность как системный компонент учебно-воспитательного процесса»

Подготовила:

Воспитатель Абрамова Наталья Николаевна.

Тула, 2014 год

Проектная деятельность как системный компонент учебно-воспитательного процесса

Прежде чем приступить к вопросу о том, что такое метод учебных проектов и как его использовать, необходимо выяснить, какова его роль в учебно – воспитательном процессе.

Знакомиться с методом учебных проектов лучше всего не отстраненно, наблюдая со стороны, как работают другие с помощью этого метода, а находясь, как бы «внутри происходящего». Причем, ставить себя то на место учителя, который работает методом проектов с учениками, то – ученика, осуществляющего вместе с учителем и одноклассниками учебный проект, то – методиста, который оказывает методическую помощь педагогу, начинающему работать этим методом.

Что понимается под словом «проект»? Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и производственных процессах этот термит обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами:

 они направлены на достижение конкретных целей;

 они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

 они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

 все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

          При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:

  • экспериментально – исследовательская;
  • проектно – конструкторская;
  • производственная;
  • информационно – аналитическая;
  • диагностическая;
  • научная;
  • методическая;
  • образовательная.

          Проектную деятельность можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности. С моей точки зрения, образовательный процесс должен быть ориентирован на личность как творческое активное начало. Активно действуя в окружающем его пространстве, ребенок творит, создает себя, самоопределяется в системе жизненных отношений: «я – я», «я – природа», «я – общество», «я – жизненная задача». Образовательная среда должна способствовать творческому становлению личности ребенка, раскрытию его индивидуальности, неповторимости и уникальности («Я таков: мой характер, мое творчество»). Созидание творческого мышления личности способствует развитию позитивного отношения к жизни и пониманию его «как живого потока бытия»; восприятию мира – непостоянного, изменяющегося, противоречивого; формированию особых умений выбирать способы творения, проектирования своей жизни, умений свободно выражать себя, ощущать собственную волю, собственный выбор и творчество – т.е. всего того, что требуется человеку для самостоятельного движения вперед.

          На мой взгляд, к одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе, находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов.

          Что же такое учебный проект; что означает – мы работаем методом учебных проектов; как подобрать нужный нам проект; какого мы вправе ожидать от него учебно – воспитательного эффекта.

         В своей педагогической деятельности я использую разнообразные учебные проекты: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год, от мини – проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. Попробую охарактеризовать учебный проект в общем, нарисовать, образно говоря, его «типовой портрет».

         Учебный проект, с моей точки зрения, это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, проявить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект

Проблема проекта     «Почему?» (это важно для меня лично)       Проблема Мотивация          

Цель проекта              «Зачем?» (мы делаем проект)                           Целеполагание

Задачи проекта          «Что?» (для этого мы делаем)                           Задачи

Методы и способы         «Как?» (мы это можем делать)                          Планирование

Результат                      «Что получится?» (решение проблемы)        Результат

          В любом классе можно увидеть две, казалось бы на первый взгляд одинаковые, но принципиально различающиеся картинки жизни учеников, когда ученики «докладывают», только в одном случае – это проект, а в другом – сообщение по дополнительному материалу, прочитанному или подготовленному дома. Как их отличить? На каком-то отрезке времени отличить бывает нелегко. Для ответа нужно знать особенности проектного обучения, которое в настоящее время, с одной стороны, все больше и больше входит в практику современной школы, а с другой стороны по- прежнему вызывает довольно много затруднений. К числу затруднений в организации проектной деятельности я отношу то, что довольно часто под «шапкой» нового проекта кроется старый традиционный доклад, подготовленный детьми дома. В чем тут дело? По форме предъявления они могут быть очень похожи. В определенный момент ученик докладывает. Но доклад докладу рознь. У таких докладов много различий. Наиболее существенные из них: по процессу получения информации, по формулировке и названию темы проекта, видам деятельности, которые выполняет ученик при ее сборе и обработке, а самое главное – по личностным «приращениям» в ученике и др.

Каковы особенности получения информации?

      В первом случае (доклад) – это подбор информации из книг, энциклопедий, Интернет и др., которую ученик воспроизводит на репродуктивном уровне на заданную учителем тему. Работы мысли здесь практически нет. Результат деятельности (доклад) носит формальный характер.

        В другом случае (проект) – тот же способ подбора информации, но информация ищется под определенный запрос, чаще всего это может быть выражено через основополагающий вопрос проекта. Например:

  • В чем сущность народной приметы «Ласточки летают низко – к дождю».
  • Как мне повлиять на младшую сестренку, чтобы она меня слушалась.
  • Кому легче пережить зиму домашним или диким животным.
  • Что птицам страшнее голод или холод.
  • Что будет, если все будут невоспитанными.
  • Кто в лесу хозяин.
  • Почва – это живое или неживое существо.

        Основополагающий вопрос возвращает в учебный процесс естественные процессы из жизни. В жизни вопросы задает тот, кто учится, а в традиционном обучении преобладают вопросы того, кто учит – учителя. Ученики получают почти исключительно специальные, проверочные вопросы с однозначными ответами, которые учитель сам знает. Искренние вопросы в традиционном обучении не поощряются. В проектном обучении вопрос является образцом, показывающим ученику, что есть интересные актуальные вопросы, на которые и учитель не может знать все ответы. Учитель может показать через такой вопрос искреннюю заинтересованность во мнениях учеников. Искренний вопрос в силу психологических законов может вызвать искренне желание ответить.

        Часто у меня возникает вопрос, как относятся между собой основополагающий вопрос проекта и проблемный вопрос. Это – близкие, но не тождественные понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Итак, сделаем вывод, если рассматривать отличие видов деятельности, которые выполняет ученик при сборе и обработке информации, то при традиционном обучении – это репродуктивная деятельность, а при проектном обучении – продуктивная, поисковая и исследовательская деятельность.

Какое имя дать проекту?

         Следующий момент, который может вызвать затруднение, связан с отличием названия и темы проекта. Называться проект может кратко, в теме же может быть заложена рекламная или привлекательная сторона для потребителей продукта проекта. Например: «Журнал «Ералаш», тема: «Детский юмористический журнал «Ералаш». Тема может содержать понятия, термины из учебного содержания, занимать определенное место в программе, и учитель не вполне свободен в формулировке и выборе темы, с другой стороны, в реальном классе не все ученики могут глубоко интересоваться данным предметом и его внутренними темами. Выбрать основополагающий вопрос, интересный большему количеству учеников в классе, учителю значительно проще. Вопрос в данном случае выполняет побудительную функцию.

Несколько слов об оценивании.

         При защитах проектов я оцениваю:

  • уровень сформированности умений

а )самостоятельно выполнять различные этапы работы над проектом;

б) включаться в групповую работу;

в) четко выполнять отведенные роли;

  • уровень практического использования умений:

а) умение практически использовать предметные и межпредметные знания;

б) степень осмысления информации;

  • уровень сложности требуемых видов деятельности для получения результата проекта;
  • степень владения использованными методами, методиками, измерителями;
  • уровень сформированности презентационных умений.

Базовые этапы проектной деятельности и их содержание

Этапы

Цель этапа

Содержание работы ученика

Подготовительный

Создать мотивацию. Сформулировать цель.

Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели, выявление проблемы, противоречия, формулировка задач.

Концептуализация

Разработать совокупность концептуальных идей

Построение ориентировочной среды действий, обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов,

Планирование

Разработать план деятельности

Построение плана деятельности, обсуждение возможных вариантов исследования, продумывание хода деятельности, самообразование и актуализация знаний.

Практический

Получить проект проектной деятельности

Исследование, решение отдельных задач, компоновка.

Аналитический

Разработать план деятельности

Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.

Контрольно – коррекционный

Осуществить при необходимости

Анализ успехов и ошибок.

Заключительный

Защитить проект

Представление содержания работы, обоснование выводов.

От компетентного учителя – к компетентному ученику.

            Любой учебный проект имеет два аспекта:

  • для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
  • для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

         Учитель, владеющий проектными компетенциями, сможет организовать образовательное пространство так, чтобы требуемое качество развилось и у учащихся.    Поэтому процесс образования и самообразования учителя – одно из условий успешности учебной проектной деятельности.

          Работа над проектами позволяет мне связать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над проектом я отвожу:

  • часть урока по основным учебным предметам;
  • часть занятий в группе продленного дня;
  • внеурочное время школьников.

       

          Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для ученика начальных классов это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

          Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков, их применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.

Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы

научная статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...

Выступление на заседании ШМО Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью .

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Внеурочная деяте...

Продуктивная деятельность, как часть программы учебно - воспитательного комплекса «Школа будущего первоклассника».

В программе учебно - воспитательного комплекса "Школа будущего первоклассника" изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и кон...

«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС О у/о»

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и...