«Проектная деятельность как системный компонент учебно-воспитательного процесса».
проект на тему
«Проектная деятельность как системный компонент учебно-воспитательного процесса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_i_seminar_proektnaya_deyatelnost_vystuplenie.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
Выступление на педагогическом совете
и мастер - классе
«Особенности проектной деятельности
младших школьников»
Тема выступления: «Проектная деятельность как системный компонент учебно-воспитательного процесса»
Подготовила:
Воспитатель Абрамова Наталья Николаевна.
Тула, 2014 год
Проектная деятельность как системный компонент учебно-воспитательного процесса
Прежде чем приступить к вопросу о том, что такое метод учебных проектов и как его использовать, необходимо выяснить, какова его роль в учебно – воспитательном процессе.
Знакомиться с методом учебных проектов лучше всего не отстраненно, наблюдая со стороны, как работают другие с помощью этого метода, а находясь, как бы «внутри происходящего». Причем, ставить себя то на место учителя, который работает методом проектов с учениками, то – ученика, осуществляющего вместе с учителем и одноклассниками учебный проект, то – методиста, который оказывает методическую помощь педагогу, начинающему работать этим методом.
Что понимается под словом «проект»? Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и производственных процессах этот термит обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами:
∙ они направлены на достижение конкретных целей;
∙ они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
∙ они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
∙ все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:
- экспериментально – исследовательская;
- проектно – конструкторская;
- производственная;
- информационно – аналитическая;
- диагностическая;
- научная;
- методическая;
- образовательная.
Проектную деятельность можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности. С моей точки зрения, образовательный процесс должен быть ориентирован на личность как творческое активное начало. Активно действуя в окружающем его пространстве, ребенок творит, создает себя, самоопределяется в системе жизненных отношений: «я – я», «я – природа», «я – общество», «я – жизненная задача». Образовательная среда должна способствовать творческому становлению личности ребенка, раскрытию его индивидуальности, неповторимости и уникальности («Я таков: мой характер, мое творчество»). Созидание творческого мышления личности способствует развитию позитивного отношения к жизни и пониманию его «как живого потока бытия»; восприятию мира – непостоянного, изменяющегося, противоречивого; формированию особых умений выбирать способы творения, проектирования своей жизни, умений свободно выражать себя, ощущать собственную волю, собственный выбор и творчество – т.е. всего того, что требуется человеку для самостоятельного движения вперед.
На мой взгляд, к одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе, находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов.
Что же такое учебный проект; что означает – мы работаем методом учебных проектов; как подобрать нужный нам проект; какого мы вправе ожидать от него учебно – воспитательного эффекта.
В своей педагогической деятельности я использую разнообразные учебные проекты: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год, от мини – проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. Попробую охарактеризовать учебный проект в общем, нарисовать, образно говоря, его «типовой портрет».
Учебный проект, с моей точки зрения, это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, проявить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект |
Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично) Проблема Мотивация
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Задачи
Методы и способы «Как?» (мы это можем делать) Планирование
Результат «Что получится?» (решение проблемы) Результат
В любом классе можно увидеть две, казалось бы на первый взгляд одинаковые, но принципиально различающиеся картинки жизни учеников, когда ученики «докладывают», только в одном случае – это проект, а в другом – сообщение по дополнительному материалу, прочитанному или подготовленному дома. Как их отличить? На каком-то отрезке времени отличить бывает нелегко. Для ответа нужно знать особенности проектного обучения, которое в настоящее время, с одной стороны, все больше и больше входит в практику современной школы, а с другой стороны по- прежнему вызывает довольно много затруднений. К числу затруднений в организации проектной деятельности я отношу то, что довольно часто под «шапкой» нового проекта кроется старый традиционный доклад, подготовленный детьми дома. В чем тут дело? По форме предъявления они могут быть очень похожи. В определенный момент ученик докладывает. Но доклад докладу рознь. У таких докладов много различий. Наиболее существенные из них: по процессу получения информации, по формулировке и названию темы проекта, видам деятельности, которые выполняет ученик при ее сборе и обработке, а самое главное – по личностным «приращениям» в ученике и др.
Каковы особенности получения информации?
В первом случае (доклад) – это подбор информации из книг, энциклопедий, Интернет и др., которую ученик воспроизводит на репродуктивном уровне на заданную учителем тему. Работы мысли здесь практически нет. Результат деятельности (доклад) носит формальный характер.
В другом случае (проект) – тот же способ подбора информации, но информация ищется под определенный запрос, чаще всего это может быть выражено через основополагающий вопрос проекта. Например:
- В чем сущность народной приметы «Ласточки летают низко – к дождю».
- Как мне повлиять на младшую сестренку, чтобы она меня слушалась.
- Кому легче пережить зиму домашним или диким животным.
- Что птицам страшнее голод или холод.
- Что будет, если все будут невоспитанными.
- Кто в лесу хозяин.
- Почва – это живое или неживое существо.
Основополагающий вопрос возвращает в учебный процесс естественные процессы из жизни. В жизни вопросы задает тот, кто учится, а в традиционном обучении преобладают вопросы того, кто учит – учителя. Ученики получают почти исключительно специальные, проверочные вопросы с однозначными ответами, которые учитель сам знает. Искренние вопросы в традиционном обучении не поощряются. В проектном обучении вопрос является образцом, показывающим ученику, что есть интересные актуальные вопросы, на которые и учитель не может знать все ответы. Учитель может показать через такой вопрос искреннюю заинтересованность во мнениях учеников. Искренний вопрос в силу психологических законов может вызвать искренне желание ответить.
Часто у меня возникает вопрос, как относятся между собой основополагающий вопрос проекта и проблемный вопрос. Это – близкие, но не тождественные понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Итак, сделаем вывод, если рассматривать отличие видов деятельности, которые выполняет ученик при сборе и обработке информации, то при традиционном обучении – это репродуктивная деятельность, а при проектном обучении – продуктивная, поисковая и исследовательская деятельность.
Какое имя дать проекту?
Следующий момент, который может вызвать затруднение, связан с отличием названия и темы проекта. Называться проект может кратко, в теме же может быть заложена рекламная или привлекательная сторона для потребителей продукта проекта. Например: «Журнал «Ералаш», тема: «Детский юмористический журнал «Ералаш». Тема может содержать понятия, термины из учебного содержания, занимать определенное место в программе, и учитель не вполне свободен в формулировке и выборе темы, с другой стороны, в реальном классе не все ученики могут глубоко интересоваться данным предметом и его внутренними темами. Выбрать основополагающий вопрос, интересный большему количеству учеников в классе, учителю значительно проще. Вопрос в данном случае выполняет побудительную функцию.
Несколько слов об оценивании.
При защитах проектов я оцениваю:
- уровень сформированности умений
а )самостоятельно выполнять различные этапы работы над проектом;
б) включаться в групповую работу;
в) четко выполнять отведенные роли;
- уровень практического использования умений:
а) умение практически использовать предметные и межпредметные знания;
б) степень осмысления информации;
- уровень сложности требуемых видов деятельности для получения результата проекта;
- степень владения использованными методами, методиками, измерителями;
- уровень сформированности презентационных умений.
Базовые этапы проектной деятельности и их содержание
Этапы | Цель этапа | Содержание работы ученика |
Подготовительный | Создать мотивацию. Сформулировать цель. | Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели, выявление проблемы, противоречия, формулировка задач. |
Концептуализация | Разработать совокупность концептуальных идей | Построение ориентировочной среды действий, обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов, |
Планирование | Разработать план деятельности | Построение плана деятельности, обсуждение возможных вариантов исследования, продумывание хода деятельности, самообразование и актуализация знаний. |
Практический | Получить проект проектной деятельности | Исследование, решение отдельных задач, компоновка. |
Аналитический | Разработать план деятельности | Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы. |
Контрольно – коррекционный | Осуществить при необходимости | Анализ успехов и ошибок. |
Заключительный | Защитить проект | Представление содержания работы, обоснование выводов. |
От компетентного учителя – к компетентному ученику.
Любой учебный проект имеет два аспекта:
- для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
- для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Учитель, владеющий проектными компетенциями, сможет организовать образовательное пространство так, чтобы требуемое качество развилось и у учащихся. Поэтому процесс образования и самообразования учителя – одно из условий успешности учебной проектной деятельности.
Работа над проектами позволяет мне связать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над проектом я отвожу:
- часть урока по основным учебным предметам;
- часть занятий в группе продленного дня;
- внеурочное время школьников.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для ученика начальных классов это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков, их применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.
Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...
Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы
научная статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...
Выступление на заседании ШМО Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью .
Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Внеурочная деяте...
Продуктивная деятельность, как часть программы учебно - воспитательного комплекса «Школа будущего первоклассника».
В программе учебно - воспитательного комплекса "Школа будущего первоклассника" изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и кон...
«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС О у/о»
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и...