Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.
статья (1 класс) по теме

Киндякова Елена Викторовна

 

Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности раньше описывался в литературе в основном для  среднего звена. Стандарты второго поколения сделали огромный шаг вперед в этом плане и предлагают использовать данный способ уже в начальной школе. Так как основы творческого мышления, самостоятельности, самооценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и прочие качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность  как способ организации

учебно – воспитательного процесса.(1слайд)

(2) Метод проектов эффективен в реализации воспитательных и образовательных задач, так как позволяет организовать гуманистическую воспитательную систему, перестраивая управление школьной жизнью, отношения между всеми участниками на основе творчества и самостоятельных исследований.

Метод проектов активно применялся в школах США еще во второй половине XIX века. В его основу легли идеи американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи, который рассматривал воспитание как процесс накопления ребенком индивидуального опыта формирования своей личности. В дальнейшем эти идеи развил его ученик и последователь, американский педагог У. Килпатрик. Он считал, что проектом является любая деятельность, выполненная  «от всего сердца» и с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В России идеи проектного метода разрабатывались С.Т.Шацким и П. Блонским. Н.К. Крупская в статье «Метод проектов» определила данное понятие как метод увязки теории с практикой, систему учебно – воспитательной работы. На практике проектирование применял А. С. Макаренко.

  1. За годы существования метода проектов в содержание и методику организации проектного обучения внесено много нового, но сохраняется цель – развитие интереса обучающихся к постановке и решению проблем, которые требуют не только применения полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования.

Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности раньше описывался в литературе в основном для  среднего звена. Стандарты второго поколения сделали огромный шаг вперед в этом плане и предлагают использовать данный способ уже в начальной школе. Так как основы творческого мышления, самостоятельности, самооценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и прочие качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте.

Специфика использования метода проектов в начальной школе: (4)

  1. Следует учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста.
  2. Необходима особая готовность детей, а именно умения:
  1. Выражать собственную точку зрения,
  2. Слушать,
  3. Договариваться,
  4. Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников,
  5. Делать конструктивные предложения, замечания.

Данные умения формируются у детей с первых дней обучения в школе в разных ситуациях (чаще игровых) по мере выработки необходимых правил общения, умения высказываться и внимательно слушать, адекватно оценивать свои и чужие поступки.

Алгоритм подготовки младших школьников к проектной деятельности: (5)

  1. Изучение запросов детей и родителей.
  2. Выявление интересов обучающихся (определение того, чем хотел бы заниматься каждый ребенок, какое направление деятельности его интересует (техника, природа, люди и т.д.)
  3. Предоставление детям возможности объединиться по интересам в группы (команды) для создания проектов тех воспитательных тем, которые для них значимы.
  4. Проведение беседы о том, как следует сотрудничать в группе.
  5. Формирование темы воспитательного дела (впоследствии проекта) совместно с обучающимися на основе правил сотрудничества в группе.
  6. Консультирование по поводу поиска информации в литературе и сети Интернет.

Проектная деятельность – движущая сила развития и воспитания младших школьников, воспитания у них нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, экологической, художественной, эстетической культуры.

В начальной школе проекты основаны на интеграции учебных дисциплин с воспитательными мероприятиями. Особенно ценны в начальной школе воспитательные возможности тех коллективных проектов, которые выполнены совместно с родителями. (Управление начальной школой №3, март,2010)

Были составлены мною…

Правила сотрудничества в группе: (6)

  1. В группе учись слушать и слышать другого.
  2. Не перебивай говорящего.
  3. Не критикуй выступающего.
  4. Найди «хорошее» в высказываниях своих товарищей.
  5. Предлагай действительно новые идеи.
  6. Постарайся новыми идеями увлечь других членов команды.

За данный учебный год я попыталась научиться совместно с детьми и родителями создавать учебно – воспитательные проекты.

Особо заинтересовали детей проекты:

«Растения школьного двора» и

«Сказочная азбука».

Проект по сказкам в первом классе. (7)

Тема: Сказочная азбука

«Сказка – ложь,

да в ней намёк,

 добрым молодцам урок!»

Краткая аннотация проекта:

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к родной земле.

Еще не научившись читать, каждый ребенок слышит сказку, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы, сказка учит правильному поведению, уважению и т.д. Привлекает и языковой аспект: если в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, то произведения русского фольклора дают нам образцы образной, поэтической речи.

С самого первого дня школьной жизни мы встречаем различные жанры русского фольклора. Для учащихся моего класса самым любимым жанром оказались сказки. На данном материале старалась построить всю учебно – воспитательную деятельность. С учащимися мы часто вспоминали сказки, которые читали мамы и бабушки, воспитатели и учителя. Умеющие читать  в классе всем читали сказки, в процессе года подключилсиь к чтению остальные ученики. Читаем и рассказываем друзьям прочитанные сказки.  И потом, все вместе думаем, чему нас научила та или иная сказка, как там поступили герои, а мы как поступили бы в данной ситуации. Начиная изучать буквы, учащиеся  решили попробовать подобрать к каждой изучаемой букве – сказку, которая начинается на данную букву, или главный герой  на данную букву, а так же  находить главную воспитательную идею каждой сказки.

(8) В классе определилась проблема:  В первый класс все дети пришли очень разные. Каждому очень хотелось, чтобы во время игры выполняли только его правила. Почему в школе свои правила? Почему нужно соблюдать именно эти правила, откуда они? Ситуация прояснилась, когда определилось интересное для всех занятие слушать, читать и смотреть сказки.  За героев смешно порой и печально, грустно, что оказываются в трудной жизненной ситуации. А почему так получается?  Пришли   к выводу, что не соблюдали определенные правила, не слушали взрослых…. Было решено, читая сказки, находить образцы правильного поведения и отвечать на свой вопрос «почему нельзя делать то, а может быть,  позволено было такое поведение у наших предков?

Гипотеза: Если мы сами выявим правила жизни нашего коллектива, правила поведения, мы будем их соблюдать.

(9) Цель проекта: Систематизировать сказки по алфавиту. Выяснить воспитательную функцию выбранных сказок. Научиться дружить в классе.

Представление результатов исследования: презентация

Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность:  8 месяцев (октябрь- май).

Участники проекта: ученики первого класса, родители.

(10) Актуальность:  Сказка  – одно из мощных средств воспитания. Поэтому важно учиться понимать и ценить сказку.  Важную роль в сказке играют художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ главного героя в сказке и при помощи него воспитывает юного читателя. Ведь в  сказке показаны образцы поведения.

 (11) Задачи:

  1. Подобрать сказки на каждую букву алфавита.
  2. Выяснить главную идею каждой сказки.
  3. Узнать, какие правила жизни заложены в сказке.
  4. Составить правила поведения в школе.

Предполагаемый   результат:

-  развитие интереса  к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- воспитание соблюдения правил поведения в школе.

Продукт проектной деятельности:

- Слайдовая презентация к сказкам по каждой букве алфавита

Презентация проекта:

- Выступление со своей презентацией каждого ученика в классе;

- просмотр презентации по сказкам к каждой букве алфавита на празднике «Прощай, азбука!» 

Основные этапы  реализации проекта:

Диагностический: 

Задачи этапа

Содержание деятельности

Обучающиеся

Классный руководитель

Родители

Выявление уровня воспитанности, степени  сформированности  коллектива и отношений в нем, круга интересов детей.

Определение готовности к работе над проектом.

Участие в опросе, беседах.

опрос детей о том, что дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки

Организация и проведение диагностики уровня воспитанности, проведение опроса, соответствующего возрастным особенностям обучающихся.

Анкетирование, участие в опросах, беседах.

Беседа с родителями о том, что дети любят слушать, какую роль сказки играют в жизни ребенка, когда начали читать сказки дома.

Подготовительный: Выбор социально – значимой темы, интересной ребятам.

Задачи этапа

Содержание деятельности

Обучающиеся

Классный руководитель

Родители

Определение темы, целей и содержания проекта. Начало изучения букв. Сравнение жанров русского фольклора и выявление любимого – сказки. Идея – найти и прочитать сказку на выбранную букву. Проблема – соблюдение правил поведения в школе. Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, объединение в команды, распределение ролей в команде.

Обсуждение задания. Выработка плана действий, формулировка задач, уточнение источников информации дома, в классе, в школьной библиотеке и в библиотеке поселка Сингапай.

Объяснение цели проекта, мотивов деятельности. Предложение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения. Координация создания творческих групп. Косвенное руководство деятельностью групп.

Оказание помощи в выдвижении различных идей, выборе лучшей идеи, ее обоснование.(подбор сказок на данную букву).

Поисково – исполнительный этап: Планирование деятельности и реализация проекта.+

Задачи этапа

Содержание деятельности

Обучающиеся

Классный руководитель

Родители

Выполнение проекта: самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности, постановка сказок в алфавитном порядке. Просмотр слайдов на празднике «Прощай, азбука!»

Работа над проектом и его оформление. Работа с информацией, анализ и синтез идей, выполнение исследования.

Наблюдения, консультации, советы.

Оказание помощи в оформлении работы, содействие в поисках необходимого материала для работы над проектом.

Совместная деятельность в классе:

  1. Рассматривание и сравнение  иллюстраций к сказкам в детских книгах различных изданий.
  2. Чтение сказок, называние главных героев, их качеств характера.
  3. Выявление главной идеи прочитанной сказки, при необходимости подбор пословиц для формулировки главной идеи сказки.
  4. Игры – драматизации  по сказкам в классе, выступление перед родителями  и учащимися начальной школы «Как мамонтенок нашел свою маму».
  5. Создание своих сказочек (по желанию).
  6. Сочинение и подбор стихов, загадок к сказкам на свою букву.
  7. Конкурс чтецов в классе «По страницам любимых сказок».
  8. Оформление выставки презентаций по сказкам на любимую букву алфавита.

Самостоятельная  деятельность детей:

  1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок
  2. Чтение и выбор сказки на любимую букву.
  3. Самостоятельная изобразительная деятельность по выбранным сказкам.

 Совместная деятельность детей и родителей.

  1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам, выбор сказки.
  2. Заучивание отрывков из сказок.
  3. Изготовление костюмов для драматизаций.
  4. Создание презентации в электронном виде по выбранной сказке.

Обобщающий этап:

Задачи этапа

Содержание деятельности

Обучающиеся

Классный руководитель

Родители

Объединение собранного материала. Оценка выполнения проекта, поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков (ошибок); обсуждение презентации конечного продукта. Репетиции.

Обсуждение, формулирование выводов. Подбор и сочинение стихов, загадок о буквах-сказках.

Наблюдение, участие в оценке достигнутого результата. Систематизация собранного материала для выступления перед учащимися начальной школы.

Организация домашней репетиции перед выступлением в классе по своей сказке.

Помощь в подборе и сочинении загадок-стихов к сказкам для выступления.

Презентация проекта:

Задачи этапа

Содержание деятельности

Обучающиеся

Классный руководитель

Родители

Раскрытие содержания и результатов проекта, представление продукта проектной деятельности «Правила жизни нашего коллектива»

Подготовка выступления, коллективная защита получившегося проекта.

Участие в представлении проекта.

Присутствие на презентации. Поддержка ребенка.

Рефлексивный этап:

Задачи этапа

Содержание деятельности

Обучающиеся

Классный руководитель

Родители

Оценка своей работы и работы других участников. Мини – сочинение «Для чего я пришел в школу?»

Обсуждение, обмен впечатлениями.

Участие в обсуждении.

Участие в обсуждении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Проектная деятельность как способ организации учебно – воспитательного процесса. НРОМБУ «Сингапайская СОШ» Учитель начальных классов :Киндякова Е.В.

Слайд 2

Метод проектов эффективен в реализации воспитательных и образовательных задач, так как позволяет организовать гуманистическую воспитательную систему, перестраивая управление школьной жизнью, отношения между всеми участниками на основе творчества и самостоятельных исследований.

Слайд 3

Цель – развитие интереса обучающихся к постановке и решению проблем, которые требуют не только применения полученных знаний, но и приобретения нового в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования.

Слайд 4

Специфика использования метода проектов в начальной школе: Следует учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста. Необходима особая готовность детей, а именно умения: Выражать собственную точку зрения, Слушать, Договариваться, Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, Делать конструктивные предложения, замечания.

Слайд 5

Алгоритм подготовки младших школьников к проектной деятельности: Изучение запросов детей и родителей. Выявление интересов обучающихся (техника, природа, люди и т.д.) Предоставление детям возможности объединиться по интересам в группы. Проведение беседы о том, как следует сотрудничать в группе. Формирование темы воспитательного дела. Консультирование.

Слайд 6

Правила сотрудничества в группе: В группе учись слушать и слышать другого. Не перебивай говорящего. Не критикуй выступающего. Найди «хорошее» в высказываниях своих товарищей. Предлагай действительно новые идеи. Постарайся новыми идеями увлечь других членов команды.

Слайд 7

Классный руководитель – консультант: Киндякова Елена Викторовна «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» (русский фольклор )

Слайд 8

Проблема: Учащиеся класса не всегда согласны с правилами, которые необходимо соблюдать в школе. Гипотеза: Если мы сами выявим правила жизни нашего коллектива, правила поведения, мы будем их соблюдать.

Слайд 9

Цель проекта: Систематизировать сказки по алфавиту. Выяснить воспитательную функцию выбранных сказок. Научиться дружить в классе. Срок реализации: октябрь – май

Слайд 10

Актуальность: Сказка – одно из мощных средств воспитания. Поэтому важно учиться понимать и ценить сказку. Важную роль в сказке играют художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ главного героя в сказке и при помощи него воспитывает юного читателя. В сказке показаны образцы поведения.

Слайд 11

Задачи проекта: Подобрать сказки на каждую букву алфавита. Выяснить главную идею каждой выбранной сказки. Узнать, какие правила поведения заложены в наших сказках. Составить правила жизни нашего коллектива.

Слайд 12

Задачи этапа Содержание деятельности Обучающиеся Классный руководитель Родители Выявление уровня воспитанности, степени сформированности коллектива и отношений в нем, круга интересов детей. Определение готовности к работе над проектом. Участие в опросе, беседах. опрос детей о том, что дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки Организация и проведение диагностики уровня воспитанности, проведение опроса Анкетирование, участие в опросах, беседах. Беседа с родителями. Диагностический этап:

Слайд 13

Подготовительный: Задачи этапа Содержание деятельности Обучающиеся Классный руководитель Родители Определение темы, целей и содержания проекта. Сравнение жанров русского фольклора и выявление любимого. Идея. Проблема. Анализ проблемы, постановка задач, объединение в команды, роли. Обсуждение задания. Выработка плана, формулировка задач, уточнение источников. Объяснение цели проекта. Предложение варианта идеи. Координация создания групп. Косвенное руководство. Оказание помощи в выдвижении различных идей, выборе лучшей идеи, ее обоснование.

Слайд 14

Поисково – исполнительный этап: Задачи этапа Содержание деятельности Обучающиеся Классный руководитель Родители Поиск и отбор информации, уточнение плана деятельности, постановка сказок в алфавитном порядке. Просмотр слайдов на празднике «Прощай, азбука!» Работа над проектом и его оформление. Работа с информацией, анализ и синтез идей, выполнение исследования. Наблюдения, консультации, советы. Оказание помощи в оформлении работы, содействие в поисках необходимого материала для работы над проектом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы

научная статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности...

"Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС"

Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно- методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и го...

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

Интерактивный лист как способ универсальных учебных действий учащихся в условиях введения ФГОС»

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЛИСТ  – электронный рабочий лист с небольшим набором виджетов для работы с информацией (текстовой, графической и т.д....