Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.
статья (1 класс) по теме
Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности раньше описывался в литературе в основном для среднего звена. Стандарты второго поколения сделали огромный шаг вперед в этом плане и предлагают использовать данный способ уже в начальной школе. Так как основы творческого мышления, самостоятельности, самооценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и прочие качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost__kak_sposob_organizacii_uchebno.doc | 76 КБ |
claydovoe_soprovozhdenie_nachalo.ppt | 2.58 МБ |
slaydovoe_soprovozhdenie_prodolzhenie.ppt | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как способ организации
учебно – воспитательного процесса.(1слайд)
(2) Метод проектов эффективен в реализации воспитательных и образовательных задач, так как позволяет организовать гуманистическую воспитательную систему, перестраивая управление школьной жизнью, отношения между всеми участниками на основе творчества и самостоятельных исследований.
Метод проектов активно применялся в школах США еще во второй половине XIX века. В его основу легли идеи американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи, который рассматривал воспитание как процесс накопления ребенком индивидуального опыта формирования своей личности. В дальнейшем эти идеи развил его ученик и последователь, американский педагог У. Килпатрик. Он считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца» и с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В России идеи проектного метода разрабатывались С.Т.Шацким и П. Блонским. Н.К. Крупская в статье «Метод проектов» определила данное понятие как метод увязки теории с практикой, систему учебно – воспитательной работы. На практике проектирование применял А. С. Макаренко.
- За годы существования метода проектов в содержание и методику организации проектного обучения внесено много нового, но сохраняется цель – развитие интереса обучающихся к постановке и решению проблем, которые требуют не только применения полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования.
Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности раньше описывался в литературе в основном для среднего звена. Стандарты второго поколения сделали огромный шаг вперед в этом плане и предлагают использовать данный способ уже в начальной школе. Так как основы творческого мышления, самостоятельности, самооценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и прочие качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте.
Специфика использования метода проектов в начальной школе: (4)
- Следует учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста.
- Необходима особая готовность детей, а именно умения:
- Выражать собственную точку зрения,
- Слушать,
- Договариваться,
- Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников,
- Делать конструктивные предложения, замечания.
Данные умения формируются у детей с первых дней обучения в школе в разных ситуациях (чаще игровых) по мере выработки необходимых правил общения, умения высказываться и внимательно слушать, адекватно оценивать свои и чужие поступки.
Алгоритм подготовки младших школьников к проектной деятельности: (5)
- Изучение запросов детей и родителей.
- Выявление интересов обучающихся (определение того, чем хотел бы заниматься каждый ребенок, какое направление деятельности его интересует (техника, природа, люди и т.д.)
- Предоставление детям возможности объединиться по интересам в группы (команды) для создания проектов тех воспитательных тем, которые для них значимы.
- Проведение беседы о том, как следует сотрудничать в группе.
- Формирование темы воспитательного дела (впоследствии проекта) совместно с обучающимися на основе правил сотрудничества в группе.
- Консультирование по поводу поиска информации в литературе и сети Интернет.
Проектная деятельность – движущая сила развития и воспитания младших школьников, воспитания у них нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, экологической, художественной, эстетической культуры.
В начальной школе проекты основаны на интеграции учебных дисциплин с воспитательными мероприятиями. Особенно ценны в начальной школе воспитательные возможности тех коллективных проектов, которые выполнены совместно с родителями. (Управление начальной школой №3, март,2010)
Были составлены мною…
Правила сотрудничества в группе: (6)
- В группе учись слушать и слышать другого.
- Не перебивай говорящего.
- Не критикуй выступающего.
- Найди «хорошее» в высказываниях своих товарищей.
- Предлагай действительно новые идеи.
- Постарайся новыми идеями увлечь других членов команды.
За данный учебный год я попыталась научиться совместно с детьми и родителями создавать учебно – воспитательные проекты.
Особо заинтересовали детей проекты:
«Растения школьного двора» и
«Сказочная азбука».
Проект по сказкам в первом классе. (7)
Тема: Сказочная азбука
«Сказка – ложь,
да в ней намёк,
добрым молодцам урок!»
Краткая аннотация проекта:
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к родной земле.
Еще не научившись читать, каждый ребенок слышит сказку, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы, сказка учит правильному поведению, уважению и т.д. Привлекает и языковой аспект: если в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, то произведения русского фольклора дают нам образцы образной, поэтической речи.
С самого первого дня школьной жизни мы встречаем различные жанры русского фольклора. Для учащихся моего класса самым любимым жанром оказались сказки. На данном материале старалась построить всю учебно – воспитательную деятельность. С учащимися мы часто вспоминали сказки, которые читали мамы и бабушки, воспитатели и учителя. Умеющие читать в классе всем читали сказки, в процессе года подключилсиь к чтению остальные ученики. Читаем и рассказываем друзьям прочитанные сказки. И потом, все вместе думаем, чему нас научила та или иная сказка, как там поступили герои, а мы как поступили бы в данной ситуации. Начиная изучать буквы, учащиеся решили попробовать подобрать к каждой изучаемой букве – сказку, которая начинается на данную букву, или главный герой на данную букву, а так же находить главную воспитательную идею каждой сказки.
(8) В классе определилась проблема: В первый класс все дети пришли очень разные. Каждому очень хотелось, чтобы во время игры выполняли только его правила. Почему в школе свои правила? Почему нужно соблюдать именно эти правила, откуда они? Ситуация прояснилась, когда определилось интересное для всех занятие слушать, читать и смотреть сказки. За героев смешно порой и печально, грустно, что оказываются в трудной жизненной ситуации. А почему так получается? Пришли к выводу, что не соблюдали определенные правила, не слушали взрослых…. Было решено, читая сказки, находить образцы правильного поведения и отвечать на свой вопрос «почему нельзя делать то, а может быть, позволено было такое поведение у наших предков?
Гипотеза: Если мы сами выявим правила жизни нашего коллектива, правила поведения, мы будем их соблюдать.
(9) Цель проекта: Систематизировать сказки по алфавиту. Выяснить воспитательную функцию выбранных сказок. Научиться дружить в классе.
Представление результатов исследования: презентация
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 8 месяцев (октябрь- май).
Участники проекта: ученики первого класса, родители.
(10) Актуальность: Сказка – одно из мощных средств воспитания. Поэтому важно учиться понимать и ценить сказку. Важную роль в сказке играют художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ главного героя в сказке и при помощи него воспитывает юного читателя. Ведь в сказке показаны образцы поведения.
(11) Задачи:
- Подобрать сказки на каждую букву алфавита.
- Выяснить главную идею каждой сказки.
- Узнать, какие правила жизни заложены в сказке.
- Составить правила поведения в школе.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- воспитание соблюдения правил поведения в школе.
Продукт проектной деятельности:
- Слайдовая презентация к сказкам по каждой букве алфавита
Презентация проекта:
- Выступление со своей презентацией каждого ученика в классе;
- просмотр презентации по сказкам к каждой букве алфавита на празднике «Прощай, азбука!»
Основные этапы реализации проекта:
Диагностический:
Задачи этапа | Содержание деятельности | ||
Обучающиеся | Классный руководитель | Родители | |
Выявление уровня воспитанности, степени сформированности коллектива и отношений в нем, круга интересов детей. Определение готовности к работе над проектом. | Участие в опросе, беседах. опрос детей о том, что дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки | Организация и проведение диагностики уровня воспитанности, проведение опроса, соответствующего возрастным особенностям обучающихся. | Анкетирование, участие в опросах, беседах. Беседа с родителями о том, что дети любят слушать, какую роль сказки играют в жизни ребенка, когда начали читать сказки дома. |
Подготовительный: Выбор социально – значимой темы, интересной ребятам.
Задачи этапа | Содержание деятельности | ||
Обучающиеся | Классный руководитель | Родители | |
Определение темы, целей и содержания проекта. Начало изучения букв. Сравнение жанров русского фольклора и выявление любимого – сказки. Идея – найти и прочитать сказку на выбранную букву. Проблема – соблюдение правил поведения в школе. Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, объединение в команды, распределение ролей в команде. | Обсуждение задания. Выработка плана действий, формулировка задач, уточнение источников информации дома, в классе, в школьной библиотеке и в библиотеке поселка Сингапай. | Объяснение цели проекта, мотивов деятельности. Предложение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения. Координация создания творческих групп. Косвенное руководство деятельностью групп. | Оказание помощи в выдвижении различных идей, выборе лучшей идеи, ее обоснование.(подбор сказок на данную букву). |
Поисково – исполнительный этап: Планирование деятельности и реализация проекта.+
Задачи этапа | Содержание деятельности | ||
Обучающиеся | Классный руководитель | Родители | |
Выполнение проекта: самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности, постановка сказок в алфавитном порядке. Просмотр слайдов на празднике «Прощай, азбука!» | Работа над проектом и его оформление. Работа с информацией, анализ и синтез идей, выполнение исследования. | Наблюдения, консультации, советы. | Оказание помощи в оформлении работы, содействие в поисках необходимого материала для работы над проектом. |
Совместная деятельность в классе:
- Рассматривание и сравнение иллюстраций к сказкам в детских книгах различных изданий.
- Чтение сказок, называние главных героев, их качеств характера.
- Выявление главной идеи прочитанной сказки, при необходимости подбор пословиц для формулировки главной идеи сказки.
- Игры – драматизации по сказкам в классе, выступление перед родителями и учащимися начальной школы «Как мамонтенок нашел свою маму».
- Создание своих сказочек (по желанию).
- Сочинение и подбор стихов, загадок к сказкам на свою букву.
- Конкурс чтецов в классе «По страницам любимых сказок».
- Оформление выставки презентаций по сказкам на любимую букву алфавита.
Самостоятельная деятельность детей:
- Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок
- Чтение и выбор сказки на любимую букву.
- Самостоятельная изобразительная деятельность по выбранным сказкам.
Совместная деятельность детей и родителей.
- Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам, выбор сказки.
- Заучивание отрывков из сказок.
- Изготовление костюмов для драматизаций.
- Создание презентации в электронном виде по выбранной сказке.
Обобщающий этап:
Задачи этапа | Содержание деятельности | ||
Обучающиеся | Классный руководитель | Родители | |
Объединение собранного материала. Оценка выполнения проекта, поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков (ошибок); обсуждение презентации конечного продукта. Репетиции. | Обсуждение, формулирование выводов. Подбор и сочинение стихов, загадок о буквах-сказках. | Наблюдение, участие в оценке достигнутого результата. Систематизация собранного материала для выступления перед учащимися начальной школы. | Организация домашней репетиции перед выступлением в классе по своей сказке. Помощь в подборе и сочинении загадок-стихов к сказкам для выступления. |
Презентация проекта:
Задачи этапа | Содержание деятельности | ||
Обучающиеся | Классный руководитель | Родители | |
Раскрытие содержания и результатов проекта, представление продукта проектной деятельности «Правила жизни нашего коллектива» | Подготовка выступления, коллективная защита получившегося проекта. | Участие в представлении проекта. | Присутствие на презентации. Поддержка ребенка. |
Рефлексивный этап:
Задачи этапа | Содержание деятельности | ||
Обучающиеся | Классный руководитель | Родители | |
Оценка своей работы и работы других участников. Мини – сочинение «Для чего я пришел в школу?» | Обсуждение, обмен впечатлениями. | Участие в обсуждении. | Участие в обсуждении. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод проектов эффективен в реализации воспитательных и образовательных задач, так как позволяет организовать гуманистическую воспитательную систему, перестраивая управление школьной жизнью, отношения между всеми участниками на основе творчества и самостоятельных исследований.
Цель – развитие интереса обучающихся к постановке и решению проблем, которые требуют не только применения полученных знаний, но и приобретения нового в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования.
Специфика использования метода проектов в начальной школе: Следует учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста. Необходима особая готовность детей, а именно умения: Выражать собственную точку зрения, Слушать, Договариваться, Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, Делать конструктивные предложения, замечания.
Алгоритм подготовки младших школьников к проектной деятельности: Изучение запросов детей и родителей. Выявление интересов обучающихся (техника, природа, люди и т.д.) Предоставление детям возможности объединиться по интересам в группы. Проведение беседы о том, как следует сотрудничать в группе. Формирование темы воспитательного дела. Консультирование.
Правила сотрудничества в группе: В группе учись слушать и слышать другого. Не перебивай говорящего. Не критикуй выступающего. Найди «хорошее» в высказываниях своих товарищей. Предлагай действительно новые идеи. Постарайся новыми идеями увлечь других членов команды.
Классный руководитель – консультант: Киндякова Елена Викторовна
Проблема: Учащиеся класса не всегда согласны с правилами, которые необходимо соблюдать в школе. Гипотеза: Если мы сами выявим правила жизни нашего коллектива, правила поведения, мы будем их соблюдать.
Актуальность: Сказка – одно из мощных средств воспитания. Поэтому важно учиться понимать и ценить сказку. Важную роль в сказке играют художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ главного героя в сказке и при помощи него воспитывает юного читателя. В сказке показаны образцы поведения.
Задачи проекта: Подобрать сказки на каждую букву алфавита. Выяснить главную идею каждой выбранной сказки. Узнать, какие правила поведения заложены в наших сказках. Составить правила жизни нашего коллектива.
Задачи этапа Содержание деятельности Обучающиеся Классный руководитель Родители Выявление уровня воспитанности, степени сформированности коллектива и отношений в нем, круга интересов детей. Определение готовности к работе над проектом. Участие в опросе, беседах. опрос детей о том, что дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки Организация и проведение диагностики уровня воспитанности, проведение опроса Анкетирование, участие в опросах, беседах. Беседа с родителями.
Подготовительный:
Поисково – исполнительный этап:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....
Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС
Мониторинг разработан на основе образовательной системы «Школа 2100», программы «Школа России» рекомендаций по проверке и оценке выполнения заданий по предмету. ...
Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы
научная статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности...
"Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС"
Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно- методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и го...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...
Интерактивный лист как способ универсальных учебных действий учащихся в условиях введения ФГОС»
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЛИСТ – электронный рабочий лист с небольшим набором виджетов для работы с информацией (текстовой, графической и т.д....