Статья "Проектная и исследовательская деятельность как способ организации учебной и воспитательной работы"
статья (3 класс) по теме
В этой статье рассказывается о проектной и исследовательской деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная и исследовательская деятельность | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Котовска Тамбовской области
Проектная и исследовательская деятельность
как способ организации
учебной и воспитательной работы
Учитель начальных классов:
Т.В.Никольская
2013г.
Проектная и исследовательская деятельность
как способ организации учебной и воспитательной работы.
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А. Сухомлинский
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
Проектно - исследовательская деятельность обучающихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету и во внеурочной деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты. Они готовят детей к созданию самостоятельных проектов.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить.
Проблема проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Актуальность проблемы мотивация |
Цель проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Как?» (мы это можем делать) | Постановка задач |
Методы и способы | «Что получится?» (как решение проблемы) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Почему?» (это важно для меня лично) | Ожидаемый результат |
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Когда в учебной работе появляются первые проекты, субъектом деятельности является педагог, деятельность еще не принадлежит учащемуся, у него она только формируется, он сам не в состоянии спланировать эту работу. На данном этапе ученик участвует в деятельности, но не может быть самостоятельным в ней. Это этап максимального педагогического участия. Постепенно изменяется и объект проектирования. Учитель привлекает внимание детей к тому, что должно быть, сделано (цель) что – преобразовано (объект). Постепенно обучающиеся самостоятельно учатся анализировать ситуацию и выделять в ней объект преобразования и будущий результат. Однако полноценная проектная деятельность, чтобы не говорили, еще трудна для младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.
Под проектной задачей можно понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.
Поэтому вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах обучающиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно - внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов обучающихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство обучающихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Тема требуется необычная, интересная, оригинальная, плюс, конечно, элемент, неожиданности.
От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять обучающегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись. Но ребенок должен почувствовать, что проект - это его работа. Надо с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к нужным выводам.
Если ребенок часть работы выполнил вместе с учителем или родителями, то в следующий раз такую работу он сможет выполнить самостоятельно. Необходимо вместе обсуждать чему он научился в результате самостоятельной и совместной работы, какими знаниями, умениями и навыками овладели. Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретет в ходе работы закрепляются ребенком, он запасается практическим опытом, учится переносить его на другие виды школьной работы и пользуется ими в дальнейшем. Научить добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности задача учителя. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.
Совместная работа ребенка – учителя - родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся; на создание условий для самоопределения и самовыражения. В процессе индивидуальной и коллективной работы над проектами формируются учебно-познавательная, коммуникативная, информационная компетентности и компетентность разрешения проблем.
Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе.
В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.
Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...
Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы
научная статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности...
Проектные задачи в начальной школе как способ организации учебной и воспитательной работы
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. В рамках реализации ФГОС НОО, ...
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4) и реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с прогр...
Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации"
В статье собраны обобщённые данные по теме. Даны определения понятия "проект". Проект рассматривается как метод обучения и форма организации учебного процесса. В статья дана краткая характер...
Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности как способ повышения учебной мотивации неуспешных обучающихся"
Организация проектно-исследовательской деятельности как способ повышения учебной мотивации неуспешных обучающихся...
«Организация проектно-исследовательской деятельности как способ повышения учебной мотивации неуспешных обучающихся»
laquo;Организация проектно-исследовательскойдеятельности как способ повышения учебноймотивации неуспешных обучающихся»Учителя начальных классовТун-куй-сю Н.ВТришина С.В.2023г. «...