Программа кружка "Я - гражданин России"
рабочая программа (2 класс) по теме

Денисова Надежда Сергеевна

Программа кружка "Я - гражданин России" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-grazhdanin_rossii.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Гимназия имени Горького А.М.»

Москаленского муниципального района

Омской области

       Согласовано:                                                                                                      Утвержджаю:

       Зам.директора по ВР:                                                                                        Директор:

       _______Е.В.Буряченко                                                                                      ______А.Я.Гейнц

      «______»____________                                                                                       «______»_______

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Я – гражданин России»

духовно-нравственное направление

Автор программы:          Денисова Надежда Сергеевна

                                         учитель начальных классов

                                                           р.п. Москаленки

2012-2013 учебный год

  1. Пояснительная записка

Становлению демократического государства в России, его развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

Гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования. Перспективы его развития были определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422).

Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.

Таким образом, на уровне общества воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает   широкое развитие  интеллекта и самостоятельности личности.

В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.

В основе программы лежат следующие направления: нравственное (раздел «Азбука нравственности») и гражданско-правовое (раздел «Азбука гражданина», «Азбука права»). Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.

Нравственный аспект (раздел «Азбука нравственности») способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств, как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.

Гражданско-правовое направление (раздел «Азбука гражданина», «Азбука права») позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.

Программа кружка «Я – гражданин России» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Организационно-методические условия

В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:

  1. системность;
  2. единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
  3. стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
  4. постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.

Цель программы – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Основные задачи:

  1. формирование знаний о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
  2. формирование умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
  3. способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

и ключевым компетенциям

В результате изучения кружка учащийся демонстрирует компетенции:

Когнитивная составляющая – знание:

- общечеловеческих ценностей;

- прав человека на образование в РФ;

- государственных символов России, региона;

- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;

-  прав и обязанностей обучающихся;

- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;

- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;

- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;

- правил дорожного движения и пожарной безопасности.

 

Деятельностная составляющая - умения:

 - выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;

- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;

- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.

Ценностносная составляющая – проявление  личностных свойств и качеств в решении жизненно важных задач:

-  чувство собственного достоинства в различных ситуациях;

- человечность к окружающим людям;

- честность;

- целеустремлённость;

-трудолюбие;

- самодеятельность и самостоятельность;

- жизнестойкость.

Особенности реализации программы.

Программа предусматривает 1 год обучения. Предусмотрено 33 учебных часа. Длительность занятий во 2 классе  составляет 45 минут (1 час в неделю)

  1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные  результаты:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;

- находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Методы и приемы: 

  1. диалоги; элементы дискуссий
  2. игры-практикумы;
  3. проблемные ситуации;
  4. сюжетно-ролевые игры;
  5. конкурсы, викторины;
  6. беседы;
  7. коллективно-творческие дела.

 Формы проведения:

  1. рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  2. практическое занятие, викторина

Обучающийся научится:

-понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин России, родина, столица, народы России;

- рассказывать о родной стране, своём городе;

- различать символы государства – флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- уважительно относиться к защитникам Родины;

- читать и воспринимать тексты обществоведческого характера;

- анализировать ответы товарищей;

- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народы России, общечеловеческие ценности;

- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и лень, красиво и некрасиво);

- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

- уважительно относиться к своему селу, городу, людям, народу России.

3. Тематический план программы

№ п\п

Тема аудиторного и

внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Количество

часов

теория

Количество

часов

практика

Колич.

часов

внеаудиторные

Азбука гражданина

1

Здравствуй, школа. Я – ученик.

беседа

1

0

0

2

Моя страна. Гордость моей страны.

викторина

0

1

0

3

Москва – столица России.

путешествие

1

0

0

4

Символы государства.

Беседа, викторина

1

0

0

5

Люблю тебя, моя Россия.

конкурс рисунков

0

1

0

6

Есть такая профессия – родину защищать.

игра

0

1

0

7

Защитники Отечества.

викторина

0

1

0

8,9

Мой класс – моя семья.

беседа, конкурс рисунков

1

1

0

10

Моя Россия.

музыкальный час

0

1

0

11-12

Город, в котором я живу. 

викторина, конкурс рисунков

0

1

0

Азбука права

1

Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних.

беседа

1

0

0

2

Право на жизнь. Право на образование.

беседа

1

0

3

Мой дом – моя крепость.

конкурс рисунков

0

1

0

4

Право на медицинское обслуживание. Право на отдых.

беседа

1

0

0

5-6

Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию.

игра

1

1

0

7-8

Моя семья. Права и обязанности членов семьи.

беседа, конкурс рисунков

1

1

0

9

По каким правилам мы живем.

игра

0

1

0

10,

11

По страницам добрых сказок.

викторина, конкурс рисунков

0

2

0

12

Конституция – основной закон жизни страны.

беседа с творческим заданием

0,5

0,5

0

Азбука нравственности

1

Доброе дело – великое счастье.

беседа

1

0

0

2

О дружбе и товариществе.

беседа

1

0

0

3

Вежливая улица.

викторина

0

1

0

4

Уважения достойны.

беседа, конкурс рисунков

0,5

0,5

0

5

Красота человека.

беседа

1

0

0

6

В гостях у Этикета.

викторина

0

1

0

7

Что такое хорошо и что такое плохо

викторина

0

1

0

8

Повторение и обобщение по теме «Я – гражданин России»

квн

0

1

0

9

Итоговое занятие.

экскурсия

0

0

1

Всего

33 ч.

  1. Содержание программы.

Азбука гражданина 12 ч.  Здравствуй, школа. Я – ученик. Вводный урок. Знакомство со школой. Устав школы. Правила поведения и общения в школе. Обязанности ученика.

Создание комфортных условий для работы ребят; работа на снятие эмоционального напряжения; развитие наблюдательности, взаимопонимания.

Моя страна. Гордость моей страны. Ввести понятия Россия и Российская Федерация. Основные праздники, отмечаемые в нашей стране и история их появления. Заочное путешествие по стране, знакомство с городами – гордостью России (Золотое кольцо России, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск).

Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях; расширение кругозора учащихся.

Москва – столица России. Формирование представлений о Москве как столице России, расширение кругозора учащихся, формирование речевой компетенции, привитие гордости и любви к столице Российского государства.

Символы государства. Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития; с историей российского флага.

Учить сравнивать материалы различных исторических источников и делать выводы.

Люблю тебя, моя Россия. Конкурс рисунков по теме.

Есть такая профессия – родину защищать. Создать условия для понимания исторических событий, изображающих богатырей земли русской. Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.

Создать условия для формирования патриотических качеств личности школьника на основе знаний истории государства. Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Защитники Отечества.   Развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины;

развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников,

накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества; познакомить учащихся с именами – Георгий Победоносец, Илья Муромец, Александр Невский, Никита Кожемяка.                                             

Мой класс, моя семья. Беседовать про класс. Раскрыть понятия: дружба, товарищество, помощь, забота. Конкурс рисунков на тему «Мой класс»

Моя Россия. Вспомнить и познакомиться с новыми песнями про Россию. Музыкальный час.

Город, в котором я живу. Беседовать про р.п. Москаленки, г.Омске, достопримечательности Омска, история. Конкурс рисунков.

Азбука права 12 ч. Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения, прав человека, выполнения обязанностей.

Содействовать личностному росту школьника, как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.

Право на жизнь. Право на образование. Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Расширить знания школьников о праве на образование.

Мой дом – моя крепость. Формировать представление о праве человека на свое имущество; учить цивилизованно отстаивать это право. Конкурс рисунков.

Право на медицинское обслуживание. Право на отдых. Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Расширить знания детей о праве на отдых.

Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию. Расширить знания детей о праве на имя и фамилию. Поиск информации о своем имени (что означает, почему так назвали, кто в семье выбрал имя для ребенка и почему).

Моя семья. Права и обязанности членов семьи. Расширить знания детей о праве на семью. Ответственность родителей за воспитание детей. Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) Творческий отчет.

По каким правилам мы живём. Расширить знания о правилах поведения в школе, дома, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Игра.

По страницам добрых сказок.  Викторина по сказкам. Конкурс рисунков.

Конституция – основной закон жизни страны. Познакомить с конституцией страны. Законы жизни.

Азбука нравственности 9 ч. Доброе дело – великое счастье. Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

О дружбе и товариществе. Формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

Вежливая улица.  Воспитывать вежливость. Вежливые слова. Викторина.

Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям. Конкурс рисунков «Наши бабушки и дедушки».

Красота человека. Активизация и формирование у учащихся субъективного правильного представления о красоте человека; пробуждение сознательного отношения к своим поступкам, здоровью, формирование навыков самоанализа; развитие умения учащихся успешно действовать в ситуации выбора.

В гостях у Этикета. Активизировать желание быть культурным человеком; способствовать расширению кругозора учащихся; обогащать речь учащихся; развивать умение рассказывать и слушать.

Что такое хорошо и что такое плохо. Беседа о хорошем. Викторина.

Повторение и обобщение по теме «Я – гражданин России». Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.

Итоговое занятие. Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.

Межпредметные связи

Данный курс имеет межпредметные связи  и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражены различные формы проведения занятий: проведение тренингов, бесед, мультимедийных занятий, экскурсий, игр и другие формы. Цель этой работы – закрепление знаний учащихся на практике.

Основные понятия кружка:

Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита, жадность.

Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.

Герб –  эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.

Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.

Государственная дума – так в России называют собрание избранных народом представителей, которое разрабатывает и утверждает законы.

Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

Государственные символы - флаг, герб и гимн государства.

Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.  

Закон – обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.

Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру.

Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.

Независимость – самостоятельность, свобода.

Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.

Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Президент - глава государства.

Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.

Российская Федерация – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).

Старина - давнее, давно минувшее время.

Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной.

Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.

5. Учебно-методические средства обучения

Основная литература для педагога:

1.  Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М.: ИПК МО, 1995.

2.  Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. – С.-П., 1995.

3.  Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4.  Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.

5.  Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года №422.

6.  Декларация прав человека.

7.  Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.

8. Закон «Об образовании».

9. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности».

10.  Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

11.  Конституция РФ.- М.: Известие, 2002.

12. О гражданско – правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации от 13 марта 1996 года №391\11. Письмо Министерства образования. «Вестник образования» апрель 1996.

13. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

14. Подборка журналов «Воспитание школьников».

15. Подборка журналов «Начальная школа».

Литература для учащихся:

1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. -  М.: Вита-Пресс, 1995.

2. Усачёв А. Приключения маленького человечка. - М.: Самовар, 1994.

3. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.

4. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита-Пресс, 1995.

Перечень наглядных средств обучения:

  1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
  2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города».
  3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
  4. Буклет «Региональные символы ХМАО».
  5. Портрет президента РФ.
  6. Географические карты РФ, области, города.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проверочный тест

Критерии оценки знаний учащихся

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов –   курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов -    курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.

1. Закончи предложение:

Наша страна называется________________________________________________

 

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва;                                                б) Санкт- Петербург;

в) Екатеринбург;                                      г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король;                                     б) губернатор;

в) мэр;                                           г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ;                                                б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;             г) Устав школы.

 5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это __________________________________________________

 6. Раскрась российский флаг в его цвета:

7.  Выбери и отметь правильный ответ:

Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ;                                                 б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека;             г) Устав школы.

8. Обведи  правильный ответ:

Человек считается ребёнком до:   а) 14 лет;        б)16 лет;

                                                          в) 18 лет;       г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на _____________________________________________________

___________________________________________________________________

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел  мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул.  Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Что должны сделать люди в зале?

_________________________________________________________________________

12. Соедини линиями дату и название праздника:

23 февраля

День России

4 ноября

День защитника Отечества

12 июня

День согласия и примирения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

  Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

Рабочая программа "Я гражданин России"

План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...

Авторская программа "Я - гражданин России"

Программа для учителей начальных классов по военно-патриотческому и гражданскому воспитанию учащихся....

Программа Я- гражданин России

Подпрограмма воспитания школьников с 1 по 4 класс  "От возможностей каждого-к успешному классному коллективу"...

Программа "Я - гражданин России"

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию  "Я - гражданин России" расчитана на учащихся начальных классов....

Экологическое воспитание в рамках реализации программы «Я - гражданин России».

Природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Созерцание природы для детей «особой заботы», не имеющих положительного социального опыта, не является ле...

программа "Я - гражданин России"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев...