Экологическое воспитание в рамках реализации программы «Я - гражданин России».
статья по теме

Природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Созерцание природы для детей «особой заботы», не имеющих положительного социального опыта, не является легкой задачей. У таких детей частично  сформированы основные, ключевые понятия бережного отношения к окружающей среде. А повышенный уровень агрессии ребенка заставляет педагога акцентировать внимание на воспитании, привитии принципов добра, миролюбия, толерантности, бережного отношения к природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в рамках реализации программы «Я - гражданин России».

      Природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Созерцание природы для детей «особой заботы», не имеющих положительного социального опыта, не является легкой задачей. У таких детей частично  сформированы основные, ключевые понятия бережного отношения к окружающей среде. А повышенный уровень агрессии ребенка заставляет педагога акцентировать внимание на воспитании, привитии принципов добра, миролюбия, толерантности, бережного отношения к природе.

        Для наиболее эффективной деятельности в рамках воспитательной работы была составлена программа «Я – гражданин России»

        Программа имеет  следующие направления: нравственное (раздел «Азбука нравственности»), гражданско-правовое (раздел «Азбука гражданина»), раздел «Азбука безопасности». При этом центральным является нравственное направление, так как нравственность-это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.

     Гражданско-правовое направление (раздел «Азбука гражданина») позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.

     Вопросы безопасности (раздел «Азбука  безопасности») рассматривается в рамках  учебного предмета ОБЖ  (если предусмотрено базисным учебным планом) и внеклассной работе (10 часов по правилам дорожного движения).

     Экологическое воспитание  рассматривается   в программе в разделе «Азбука нравственности» как в урочной,   так и во внеурочной деятельности.  

В программе выделяются основные проявления нравственно-экологической позиции личности:

  • усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
  • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
  • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
  • проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Три этапа деятельности:

  •    Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает этап,            приобретённый им в дошкольном возрасте; (диагностика)
  • Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
  • На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

Направления работы:

-урочная деятельность

       Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, береза, желудь). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.
     Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей – натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ произведений видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.
     Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром («Окружающий мир» по программе А.А.Плешакова).  Здесь на доступном для учащихся уровне раскрываются связи между живой и неживой природой, между природой и человеком. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

-внеурочная:

- класс – ухаживаем за растениями, эк. десант;

- школа -  конкурсы рисунков, плакатов, эк. десант, тематические праздники и проекты, научно – практическая деятельность по направлению;

- район – экологический десант, мероприятия по направлению (Библиотека им. Менделеева, КТОС)

 - город, область, Россия – проекты, конкурсы

      Результатом работы по этому направлению являются участие и победы учащихся в различных конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско - патриотического воспитания МОУ «СОШ с. Пигари» «Я – гражданин России»

Реализуя выполнение государственной Программы патриотического воспитания, мы ориентировались на  повышение статуса патриотического воспитани...

Организация воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС

В данной работе рассматривается организация  воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО, Подробно рассматриваются социально-педагогическое партнерство ...

«Воспитание ответственного отношения к животным у младших школьников как условие формирования нравственной личности в рамках реализации программы «Мы – твои друзья».

Для того, чтобы воспитать в наших учащихся ответственное отношение к домашним питомцам и не допускать жестокого отношение к братьям нашим меньшим, в этом учебном году в нашем общеобразовательном учреж...