Программа Я- гражданин России
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Беляева Наталья Юрьевна

Подпрограмма воспитания школьников с 1 по 4 класс  "От возможностей каждого-к успешному классному коллективу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_-_grazhdanin_rossii.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     « Утверждено»

                                                                                                              Директор МАОУ

                                                                                                              «Гимназия им. Н.В.Пушкова»

                                                                                                              _______________________

                                                                                                              Н.А. Тимошенко

                                                                                                   

ПОДПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

С 1 ПО 4 КЛАСС

« ОТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАЖДОГО – К УСПЕШНОМУ КЛАССНОМУ КОЛЛЕКТИВУ  »

                                                                          Какие ждут вас в будущем дела?

                                                                                     Об этом думать вы должны все чаще.

                                                                                    И если гражданин вы настоящий,

                                                                                   Большой отдачи ждет от вас страна.

                                             Пояснительная записка

       Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально граммотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе. Защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ  предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к  себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не  стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с  педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

      Главное в программе «Я - гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал  социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

       Программа используется в школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

Программа рассчитана  на 4года. (2012 -2016 гг.)

  1. Я и Я.

                       Формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

  • формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности;
  • воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении  правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
  • формирование потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Советы классному руководителю.

Установите в классе правила, нравственные нормы, определяющие отношения учащихся к окружающим людям, друг к другу.

Предполагаемый  результат деятельности:

Высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, воспитание таких качеств личности как справедливость, бескорыстие, уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию.

Мероприятия по реализации программы:

Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1.

Игры на развитие психических процессов

 ( внимание, памяти, воображения и т.д.)

Игры , упражнения

1-4

Учителя нач.шк., орган ученического самоуправления

В течение

года

2.

«Мой режим дня»

Классный час

1-4

Кл. руководители

сентябрь

3.

«Кто я? Какой я?» «Мое хобби», «Хочу и надо»

Классный час

1-4

Кл. руководители

2-3 четверть

4.

« Познай себя»

Тестирование

3

Психолог

3 четверть

5.

«Письмо самому себе»

Конкурс на лучшее письмо

4

Творческие группы класса

4 четверть

6.

«Мой сосед по парте»

Час откровенного разговора

3

Кл. руководители

3 четверть

7.

«Наш портфель»

Игра-экспромт

3

Орган ученического самоуправления

раз в четверть

8.

« Я и Мы»

Коллективная беседа

2

Кл. руководители

2,4 четверть

9.

« Правила счастливого человека»

Психологический практикум

4

Кл. руководители, психолог

апрель

10.

« Что такое личность?», «Человек среди людей»

беседы

4

Кл. руководители

ноябрь

11.

«Быть человеком»

дискуссия

4

Кл. руководители, орган ученического самоуправления

февраль

12.

«Урок милосердия и доброты»

беседы

2-4

Кл. руководители

раз в четверть

13.

«Добро и зло», «Чью старость ты утешил?»

диспуты

2-4

Кл. руководители

март

14.

Помощь  пожилым людям

Акция милосердия

2-4

Органы ученического самоуправления

в течение года

15.

Гигиена школьника

беседы

1-4

медсестра

в течение года

16.

« Мы за здоровый образ жизни!»

Городская акция

1-4

Зам. директора по ВР

октябрь

17.

Ученик года

конкурс

1-4

Администрация школы

март

18.

Дни здоровья

Общешкольные мероприятия

1-4

Учителя физкультуры, органы ученического самоуправления

сентябрь, февраль

  1. Я и  СЕМЬЯ

                 Формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

  • формировать уважение к членам семьи;
  • воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
  • формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, жены, мужа.

Советы классному  руководителю.

Особое внимание уделить привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса.

Предполагаемый результат:

  • сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
  • сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
  • сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой  членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье

Мероприятия  по реализации программы:

Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1.

« Друзья Мойдодыра»

Праздник

1-2

Органы ученического самоуправления

январь

2.

«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

беседы

3-4

Кл. руководители

февраль

3.

« Я и моя семья», «Золотые бабушкины руки»

Конкурс стихотворений и рисунков

1-4

Кл. руководители, органы ученического самоуправления

март

4.

« Мама, папа, я -  дружная семья»

Соревнование, конкурс-праздник

1-4

Кл. руководители, органы ученического самоуправления

февраль

5.

 «От всей души»

концерт

1-4

Кл. руководители, органы ученического самоуправления

март

6.

Рождественские встречи, «Как- то раз в крещенский вечерок»

Совместные концерты- встречи уч-ся-учителя-родители

1-4

Зам. директора по ВР, органы ученического самоуправления

декабрь, январь

7.

«Забота о родителях – дело  совести каждого»

беседы

2-4

Кл. руководители

апрель

8.

«Славим руки матери»

праздники

1-4

Кл. руководители, органы ученического самоуправления

ноябрь

9.

«Семейные традиции»

праздники

2-4

Кл. руководители, органы ученического самоуправления

апрель

10.

«Я и мои родственники», «Я  люблю свою маму», « Об отце говорю с уважением»

Конкурсы сочинений

4

Органы ученического самоуправления

ноябрь, февраль, март

11.

«Фотографии из семейного альбома»

беседы

1-4

Кл. руководители

в течение года

12.

« Дети + родители + учителя »

Коллективно-творческие дела

1-4

Кл. руководители, органы ученического самоуправления

в течение года

13.

« Мои родные – защитники Родины»

Фотовыставка

1-4

Кл. руководители, органы ученического самоуправления

февраль

14.

« Здесь живет моя семья»

Заочное путешествие

2-4

Кл. руководители

апрель

15.

« Мамин день», « Мамы и дочки»

Конкурс сочинений,

праздник

1-4

Кл, руководители, органы ученического самоуправления

ноябрь, март

16.

« Только раз в году»

( совместное празднование дней рождения)

праздники

1-4

Кл. руководители

в течение года

17.

« С любовью к бабушке»

беседы

1-4

Кл. руководители

март

18.

« Отцы и дети», « Каково  на дому, таково самому»

Родительские собрания

1-4

Кл. руководители

февраль

19.

«Педагогика для родителей»

Родительский лекторий

1-4

Зам. директора по ВР

в  течение года по отдельному плану

20.

«Школьный день – вместе»

Дни открытых дверей

1-4

Администрация, Кл. руководители, учителя предметники

сентябрь, декабрь, февраль, апрель

21.

«Как уберечь детей от наркотиков, табакокурения, алкоголизма, инфекционных заболеваний и т.д.»

Родительский лекторий Профилактическая работа

3-4

Социальный педагог, медицинская сестра, кл. руководители

в течение года

22.

« Моя будущая  семья», «Дружба, любовь, семья»

Вечер вопросов и ответов, литературные вечера, беседы

4

Кл. руководители

ноябрь, февраль, апрель

   

                                       3.   Я и КУЛЬТУРА

                         Формирование отношения к искусству

Задачи:

  • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
  • формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Советы классному руководителю: вовлечение в кружки, клубы учащихся с учетом их интересов, проведение классных часов, праздников, расширяющих знания об искусстве.

Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия о реализации  программы:

Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1.

Посещение  музеев,  выставок, экспериментариума

экскурсии

1-4

Кл. руководители

в течение года

2.

Знакомство с достопримечательностями Родного края

путешествия

1-4

Кл. руководители

в течение года

3.

Работа клуба « Любителей искусства»

2-4

Преподаватель МХК

в течение года

4.

Работа клуба « Любителей мифологии»

2-4

Преподаватель культурологи

в течение года

5.

Спектакли  театральной студии «Изумрудик»

Школьные постановки

1-4

Руководитель театральной студии, органы ученического самоуправления

в течение года

6.

Посещение театров г. Москвы, театральных постановок   студии г. Троицка

 Посещение спектаклей

1-4

Кл. руководители

в течение года

7.

«Фильм! фильм!  Фильм!»

Посещение киностудии

Посещение кинотеатра

1-4

Кл. руководители

в течение года

8.

Коллективно-творческие дела

( по плану воспитательной работы)

Конкурсы, выставки, фестивали

1-4

Зам. директора по ВР, Кл. руководители, органы ученического самоуправления

в течение года

9.

Традиционные русские народные праздники: «Рождество», «Масленица»,

« Пасха»

праздники

1-4

Зам. директора по ВР, кл. руководители,  органы ученического самоуправления

3-4 четверть

10.

Мои любимые книги

Выставки книг

1-4

Библиотекарь, Кл. руководитель

в течение года, по плану библиотеки

11.

Посвящение в читатели

Праздник

1

Библиотекарь, Кл. руководитель

апрель

12.

Книжкина неделя

День детской книги

1-9

Библиотекарь

апрель

13.

Награждение победителей конкурса "Самый читающий класс!"

Вручение грамоты

1-4

Библиотекарь

май

  1. Я и  ШКОЛА

                      Формирование гражданского отношения к школе

Задачи:

  • формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
  • воспитывать сознательную готовность выполнения Устава школы.

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия по реализации программы:

Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1.

Традиционные праздники школы

Праздники ( по плану воспитательной работы)

1-4

Зам. директора по ВР, органы ученического самоуправления

в течение года

2.

« Мой школьный дом»

Экскурсия по школе

1

Кл. руководители

сентябрь

3.

«Правила поведения в школе»

беседы

1-4

Кл. руководители

сентябрь

4.

«Зачем  нужно учиться в школе»

беседы

1-4

Кл. руководители

сентябрь

5.

«Моя школа», «Моя учительница»

Конкурс сочинений, рисунков

1-4

Кл. руководители, учитель ИЗО, органы ученического самоуправления

октябрь

6.

Предвыборная компания , выборы  в детской организации

Выборы

1-6

Зам. директора по ВР, орган ученического самоуправления

сентябрь-октябрь

7.

«Мои права и обязанности»

Беседы о школьном Уставе

1-4

Кл. руководители

1 четверть

8.

Жизнь  ЭКОГРАДА

Работы ученического самоуправления

1-4

Зам. директора по ВР,  актив школьников

в течение года

9.

Предметные недели

Олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции

1-4

Зам. директора по НМР, учителя предметники, научное об-во уч-ся «ШАР» и «ШАРиК»

2-3 четверть

10.

Сессии научного общества учащихся « ШАР», «ШАРиК»

Работа научных секций, конференции, проектная  деятельность

1-4

Зам. директора по НМР, руководители  научного об-ва

в течение года

11.

Благоустройство  школьной территории

Трудовой десант

1-4

Кл. руководители

апрель-май

                                             

5. Я и  МОЕ ОТЕЧЕСТВО.

                     Формирование гражданского отношения к Отечеству

Задачи:

  • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному  достоянию, верность боевым  и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордиться свое Родиной, изучает ее историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия по реализации программы:

Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1.

Месячник патриотического воспитания ( по отдельному плану)

Смотры, конкурсы, встречи с ветеранами и т.д.

1-4

Зам. директора по ВР, орган ученического самоуправления

февраль

2.

История Троицка. Я – гражданин России.

беседы

1-4

Кл. руководители

сентябрь

3.

«Овеянные славою флаг наш и герб»

беседы

1-4

Кл. руководители

ноябрь- декабрь

4.

Уроки по Конституции РФ

беседы

1-4

Кл. руководители

ноябрь-декабрь

5.

Государственная символика РФ

Оформление стендов в каждом классе

1-4

Кл. руководители, орган ученического самоуправления

октябрь

6.

Работа по профилактики дорожно-транспортного травматизма ( по отдельному плану)

1-4

Зам. директора по безопасности

в течение года

7.

Помощь в работе  ЮИДД ( по отдельному плану)

1-4

Зам. директора по безопасности, Кл. руководители

в течение года

8.

Знакомство с достопримечательностями Родного края

путешествия

1-4

Кл. руководители

в течение года

9.

«Моя Родина»

Конкурс рисунка

1-4

Учитель ИЗО, орган ученического самоуправления

ноябрь, декабрь, май

10.

Уроки мужества

Беседы, встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных воин

1-4

Зам. директора по ВР

февраль, май

                                               6. Я и ПЛАНЕТА

              Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

  • воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
  • формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности: учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную. Позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия по реализации программы:

Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1.

« Я -  житель  планеты Земля»

Круглый стол

7-8

учителя,

апрель

2.

День леса

1-4

Учителя

сентябрь

3.

День животных

1-4

Учителя

4.

День Земли

праздник

1-4

Учителя

5.

Конкурс флористики, «Природа в поэзии», «Береги природу – наш дом» и др.

Творческие конкурсы

1-4

Зам. директора по ВР, учитель ИЗО,  учителя

в течение года

6.

Экологические конференции, форумы

1-4

Зам. директора по НМР, научное об-во учащихся

в течение года

7.

Проектная деятельность по изучению природных богатств планеты Земля

проекты

4

Зам. директора по НМР, учителя  предметники

в течение года

8.

День птиц

1-4

Учителя

апрель

9.

Благоустройство школьной территории

субботники

1-4

Учителя

апрель-май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

  Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

Рабочая программа "Я гражданин России"

План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...

Авторская программа "Я - гражданин России"

Программа для учителей начальных классов по военно-патриотческому и гражданскому воспитанию учащихся....

Программа "Я - гражданин России"

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию  "Я - гражданин России" расчитана на учащихся начальных классов....

Экологическое воспитание в рамках реализации программы «Я - гражданин России».

Природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Созерцание природы для детей «особой заботы», не имеющих положительного социального опыта, не является ле...

программа "Я - гражданин России"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев...

Авторская программа "Я - гражданин России"

патриотическое воспитание учащихся начальных классов...