программа "Я - гражданин России"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Минихаерова Гульшат Заудатовна

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации .С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».  Программа развития ГБОУ СОШ «ОЦ»сДенискино

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_grazhdanin.docx84.57 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Я – гражданин России»

1.Пояснительная записка

1.1  направленность программы

 Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации .С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».  Программа развития ГБОУ СОШ «ОЦ»сДенискино

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

1.2  новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей  при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.

Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность:  участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

1.3  цель и задачи  программы 

Цель: организация занятий духовно-нравственной  направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за  героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;

- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование  патриотизма,  активной гражданской  позиции,

- обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими   присвоению   определенных   норм   морали, нравственности.

-формирование  нравственной основы личности творческих способностей, повышение  уровня духовной культуры приобретение  основных навыков  поведения в социуме, всестороннее развитие учащихся;

1.4  отличительные особенности программы 

Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность:  участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Денискино. Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой. Естественным продолжением его в основной школе будет курс Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. «Я - гражданин России»

1.5  возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа разработана для учащихся 7 – 11 лет

1.6  сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 135  часов: 67 часов  в 1-2 классе и 68 часов  в 3-4 классе.

                             

Этапы реализации:

1. Подготовительно - организационный (май 2011 – август 2011)

 - создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;

 - анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;

 - сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты для занятий.

 - разработка рабочей программы.

2.  Основной (сентябрь 2011 – апрель 2015)

 - проведение занятий по данной программе;

 - участие в различных проектах, социальных акций

 - коррекция рабочей программы в конце учебного года.

3. Заключительный (май 2015)

- мониторинг работы школы по данной программе;

  - анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.

1.7   формы и режим занятий

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться  творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы  внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.

Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.  конкурсы, , тематические беседы, коллективные творческие  дела, викторины, проекты

Социальные связи: музейный ресурсный центр; Совет Ветеранов; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры с.Денискино, инспекция по делам несовершеннолетних, организация по делам молодежи с Денискино

Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

1.8 ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,  

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.  

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

 Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно – нравственные и количественные.

Осуществляется в конце четвёртого года занятия

Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования.

Уровень эффективности процесса гражданско – патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.

Предполагаемый результат деятельности:

1год:

• сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

• получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

• получат возможность участвовать в КТД;

участвовать в проектной деятельности;

о профессиях людей, своих родителей; том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

2год:

• сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;

• получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.

3год:

• сформировано умение беречь природу;

 интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;

• получат возможность участвовать в создании экологических проектов: «Брешь в зелёном царстве», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух  », «Янтарное светило», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».

4год:

• сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,   любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.

• сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

• получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.

1.9 формы подведения итогов реализации программы

  • Участие в  школьных   олимпиадах  по краеведению о Самарской области.
  • Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
  • Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев.
  • Освещение кружковой деятельности через СМИ
  • Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
  • Подготовлены результаты анкетирования и диагностики, проводимой психологом школы
  • Оформлены портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
  • Участие учащихся в общественных, социальных акциях, проводимых в школе, в районе и в округе.
  • Участие и достижение детей в научно-практических конференциях класса, школы,  округа.

2.Учебно-тематический план

1год:

            теория

практика

                 Тема занятия

                   Кол-во  

                                                направление        «Моя семья»

1-3

1

2

Я и моя семья.

3

4,5

1

1

Очень я люблю маму милую мою.

2

                                                     направление          «Я - человек»

6-8

1

1

1

Жил – был Я.

Я и моё имя.

3

9

1

Мир моих увлечений.

1

10

1

Акция «Школьный двор»

1

11,12

1

1

Все работы хороши – выбирай на вкус.

2

13-16

1

3

Край, в котором я живу.

4

17-19

1

2

Мой город.

3

                                          направление          «Я и Отечество»

20-23

2

3

Наша Родина – Россия.

5

24,25

2

Наши защитники.

2

26-29

2

2

Этот День Победы!

4

                                              направление     «Я и природа»

30

1

Почему год круглый?

1

31

1

Загадки о временах года и явлениях природы.

1

32

1

Информационный проект «Не проходите мимо!»

1

33

1

Экскурсия в природу!

1

2год:                                                                                   

теория

практика

                 Тема занятия

                    Кол-во  

                                                направление        «Моя семья»

1

1

Моя родня.

1

2

1

Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».

1

3

1

Изготовление панно «Моя семья»

1

4

1

Уважай отца и мать – будет в жизни благодать.

1

                                               

                                             направление      «Я – человек»

5

1

О дружбе, доброте, отзывчивости.

1

6

1

Что такое хорошо, что такое плохо.

1

7

1

О лени и лентяях.

1

8

1

Беседа: «Кому нужна моя помощь?»

1

9

1

Игра «Путешествие в страну Мультфильмию»

1

10

1

Когда у друзей лад – каждый этому рад.

1

                                         

                                            направление   «Я и Отечество»

11

0,5

0,5

История города Самара. Город и его символы.

1

12

1

Мастер – класс «Кулон – оберег»

1

13

1

Беседа «О чём рассказывает татарский орнамент?»

1

14

1

Игра « Сабантуй»

1

15

1

Беседа «Мои земляки»;

1

16

1

Экскурсия в музей

1

17,18

1

1

Обычаи и традиции русского народа.

2

19,20

1

1

Открытия, которые совершил человек

2

21

1

В гостях у ветерана  

1

22

1

«Честь имею»

1

23,24

2

КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы.

2

25-27

1

2

Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне»

3

28

1

Подготовка к праздничному концерту.

1

29

1

Музыкально – литературная композиция, посвящённая Великой Победе.

1

                                             

                                          направление          «Я и природа»

30

1

Мы маленькие дети на большой планете.

1

31

1

Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!

1

32

1

Природа и фантазия.

1

33

1

Игра «Все на белом свете – солнышкины дети»

1

34

1

Экскурсия в природу.

1

3 год                                

теория

практика

                 Тема занятия

                    Кол-во  

                                                направление        «Моя семья»

1

1

Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья»

1

2

1

Вся семья вместе – так и душа на месте.

1

3,4

1

Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья»

2

5

1

КТД «Семейный альбом»

1

                                               направление       «Я – человек»

6

1

Мы школьники, а это значит..

1

7

1

Моё хочу и моё надо.

1

8

1

Друг в моей жизни.

1

9

1

За что уважают в семье и обществе

1

10

1

Игра – практикум «Подари другому радость»

1

11

1

Полезные и вредные привычки.

Проверь себя.

1

12

1

Умеешь ли ты дружить.

1

13

1

Как научиться разговаривать с людьми.

1

14

1

Как научиться преодолевать трудности вместе.

1

15

1

Как понять друг друга без слов.

Красота и здоровье.

1

                                            направление          «Я и Отечество»

16

1

Кто такие патриоты?

1

17

1

Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»

1

18

0,5

0,5

Чем и кем славен мой город?

1

19

1

Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе.

1

20

1

Музыка татарского народа

1

21

1

Мастер – класс

1

22

1

Викторина «Золотое кольцо России»

1

23

1

КВН для мальчиков «Защитники Родины»

1

24

0,5

0,5

День памяти.

1

25

1

Заочная экскурсия «две столицы»

1

26

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

                                                  направление          «Я и природа»

27,28

1

1

Экскурсия в пожарную часть. Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами»

2

29

1

Сбор информации для проекта.

1

30-32

1

2

Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони».

3

33

1

Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.

1

34

1

Игра – путешествие «Лидер»

1

 

4год:

                                                                                 

теория

практика

                 Тема занятия

                    Кол –во  

                                                направление        «Моя семья»

1,2

1

1

Доброе семя – добрый и всход.

2

3,4

1

1

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

2

5,6

2

КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья»

2

                                              направление       «Я – человек»

7

1

Я имею право. Кодекс моих прав.

1

8

1

«Благодарность – это…»

1

9

1

Умеем ли мы обижаться.

1

10

1

«Мои мечты – мои желания»

1

11

1

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

1

12

1

Круговая беседа – представление «Я и мои таланты»

1

13,14

2

Встреча с интересными людьми.

2

                                             направление     «Я и Отечество»

15

1

Я – гражданин России.

1

16,17

2

Символы Российских городов.

2

18

1

Чудо, сотворенное когда-то.

1

19

1

Я бы с песни начал свой рассказ.

1

20

1

Города -  герои.

1

21

1

Юные герои Великой Отечественной войны.

1

22,23

2

Военно – спортивная игра «Следопыт»

2

24

1

Конкурс презентаций о городах России.

1

25

1

Мастер – класс «Татарские орнаменты»

1

26

1

Экскурсия в музей

1

27

1

Знакомство с Книгой Памяти

1

28

1

Мастер – класс «Сюмбуля»

1

                                              направление     «Я и природа»

29

1

Загадки окружающего мира.

1

30

1

В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!

1

31

1

Деловая игра: «Мы вместе»

1

32-34

1

2

Мы в ответе за планету!

3

3. Содержание программы 

1год.

Наименование тем курса

Содержание занятия

ууд

Форма организации. Виды деятельности

Дата

направление        «Моя семья»

1-3

Я и моя семья.

разгадывание ребуса «7Я», понятие «Семья», рисунок «Моя семья»; домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи; сюжетно-ролевая игра «Семья»

Л. самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности

П. - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Р. удерживать цель деятельности до получения ее результата К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

Игры. Соревнования беседа

4-5

Очень я люблю маму милую мою.

рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; изготовление подарка маме; игровое развлечение «Вместе с мамой»

игры творческая работа  

направление          «Я - человек»

6-8

Жил – был Я.

самопредставление, игра «Давайте знакомиться, рисование «Пьедестал»)

Я и моё имя.

(беседа «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя», этюд «Назови ласково»; рисование «Мой лучший друг»

Л. умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Р. планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций

К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с   требованиями речевого этикета; приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Игры. соревнования

9

Мир моих увлечений.

Круговая беседа – представление «Я и мои таланты».

соревнование

10

Акция «Школьный двор»

совместное мероприятие с родителями: посадка деревьев, уборка школьной территории

родительское собрание совместное мероприятия

11-12

Все работы хороши – выбирай на вкус.

загадки о профессиях; рисование «Кем я буду, когда вырасту

игры соревнованиеэкскурсия

13-16

Край, в котором я живу.

рассматривание картин о природе родного края

фотовыставка «Поволжье»; викторина «Что в родном краю растёт?»; экскурсия в Музейный ресурсный центр

Анкетирование экскурсия

17-19

Мой город.

экскурсия «С чего начинается Родина»; посещение выставки в Музее «Моя малая Родина»; рисование «Мое село»; ролевая игра «Магазин сувениров».

игры индивидуальное консультирование экскурсия

направление          «Я и Отечество»

20-23

Наша Родина – Россия.

рассматривание репродукций картин о родной природе, чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»; Москва – главный город нашей Родины, пословицы о Родине; рассказ о Российском флаге, раскрашивание нарисованного флага; пение русских народных песен, частушек, колядок; рисование на тему «Моя Родина»

Л. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира

П. выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов впроцессе их рассматривания (наблюдения);

Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Игры викторина творческая работа  

24-25

Наши защитники.

песни и стихи об армии; спортивное развлечение «Вместе с папой»;

К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

семейные праздники, соревнование

26-29

Этот День Победы!

изготовление праздничных открыток; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»; экскурсия к Вечному огню совместно с родителями; оформление стенда

творческая работа   Экскурсия встреча с ветеранами

направление     «Я и природа»

30

Почему год круглый?

сказочное представление о временах года

Л. навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие

П. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Р. заинтересованность в развитии своих способностей

К. описывать объект: передавать его внешние характеристики,используя выразительные средства языка;

Игры викторина

31

Загадки о временах года и явлениях природы.

времена года и явления природы.

Соревнование беседа

32

Информационный проект «Не проходите мимо!»

сбор информации для индивидуальных проектов,

Проект индивидуальное консультирование

33

Экскурсия в природу!

совместно с родителями наблюдения, подвижные игры

семейные праздники,

2год.

1

Моя родня.

рассказы детей о членах семьи из личного опыта, традиции и праздники моей семьи

Л. эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

П. проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

Р. расширение кругозора о мире профессий

беседа

2

Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».

представления о семье, семейных традициях и праздниках

игры соревнование

3

Изготовление панно «Моя семья»

Я – в середине, а по лучам – члены семьи

К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Проект творческая работа  

4

Уважай отца и мать – будет в жизни благодать.

любовь и уважение к своим родителям

семейные праздники,

направление      «Я – человек»

5

О дружбе, доброте, отзывчивости.

Доброта,  отзывчивость взаимопомощь

Л. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

П. аргументировать свою точку зрения составлять план простого эксперимента

Р. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

родительское собрание

6

Что такое хорошо, что такое плохо.

Чтение стихотворения Маяковского

Игры викторина

7

О лени и лентяях.

Лень, последствия

Игры беседа

8

Беседа: «Кому нужна моя помощь?»

Милосердие, чувство дружбы и коллективизма;

соревнование

9

Игра «Путешествие в страну Мультфильмию»

Мультфильм про кота Леопольда

Анкетирование беседа

10

Когда у друзей лад – каждый этому рад.

взаимопонимание, творческая активность

Игры беседа

                                          направление   «Я и Отечество»

11

История города. Город и его символы.

Самара . символы

Л. основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

П. развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

викторина

12

Мастер – класс «Кулон – оберег»

Старинные предания

родительский лекторий

13

Беседа «О чём рассказывает татарский  орнамент?»

мастер – класс дают  учителя технологии и родного языка  и литературы ВалиуллинаГ.З.

творческая работа  

14

Игра « Сабантуй»

мастер – класс дают  учителя физкультуры и родного языка  и литературы ВалиуллинаГ.З.

игры соревнование праздник

15

Беседа «Мои земляки»;

Знаменитые люди села

16

Экскурсия в Музей

 участие в создании патриотических плакатов

Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания,

«удерживать» логику повествования, приводить убедительные

доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

совместное мероприятие

17,18

Обычаи и традиции русского народа.

Праздники, народные игры

Игры праздник

19,20

Открытия, которые совершил человек

о пароходе, об автомобиле, о самолёте, время космических полётов

Игры беседа

21

В гостях у ветерана

Как важен мир

встреча с ветеранами

22

«Честь имею»

праздник посвящён Дню защитников Отечества

встреча с ветеранами

23,24

КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы.

Открытки своими руками

творческая работа  

25-27

Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне»

сбор информации, обсуждение, защита проекта

Проект индивидуальное консультирование

28

Подготовка к праздничному концерту.

Разучивание песен и танцев

встреча с ветеранами

29

Музыкально – литературная композиция, посвящённая Великой Победе

День Победы. Поздравления ветеранов

совместное мероприятие праздник

                                             направление          «Я и природа»

30

Мы маленькие дети на большой планете.

Бережное отношение к природе

Л. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

П. презентовать подготовленную информацию в наглядном и

вербальном виде

Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности

игры анкетирование

31

Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!

Плакаты, призывающие к охране природы

Соревнованиеэкскурсия  

32

Природа и фантазия.

Аппликации с растительным орнаментом

К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

творческая работа  

33

Игра «Все на белом свете – солнышкины дети»

Дополнение классного уголка «Подсолнышки»

Игры творческая работа

34

Экскурсия в природу.

совместно с родителями оформление фотовыставки

Игры экскурсия

3год.

направление        «Моя семья»

1

Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья»

объяснение значение пословиц по заданной теме

Л. - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

П. устанавливать причинно-следственные связи

Р. адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих

К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

анкетирование

2

Вся семья вместе – так и душа на месте.

уважение к семье и семейным традициям

Игры беседа

3,4

Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья»

Истории создания своей семьи

родительское собрание проект

5

КТД «Семейный альбом»

Родные, дорогие нам люди

семейные праздники,

                                               направление       «Я – человек»

6

Мы школьники, а это значит..

Права и обязанности детей

Л. соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;                 П. пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации      Р. корректировать деятельность: вносить изменения в процесс сучетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;                    К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

соревнование

7

Моё хочу и моё надо.

Права и обязанности школьников

викторина

8

Друг в моей жизни.

Дружба, ее ценность

Игры беседа

9

За что уважают в семье и обществе

Правила поведения в социуме

Игры беседа

10

Игра – практикум «Подари другому радость»

Отзывчивость, поддержка

викторина

11

Полезные и вредные привычки.

Проверь себя.

Как бороться с вредными привычками , профилактика

анкетирование

12

Умеешь ли ты дружить.

Жизненные ценности

Игры беседа

13

Как научиться разговаривать с людьми.

Правила, культура общения

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

Игры беседа

14

Как научиться преодолевать трудности вместе.

понимание сущности основных социальных ролей: дочери,  сына, мужа, жены.

Игры викторина

15

Как понять друг друга без слов.

Красота и здоровье.

Потребность в здоровом образе жизни

соревнование

направление          «Я и Отечество»

16

Кто такие патриоты?

понятие «патриот»,

Л. идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране,государству; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

П. выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку

Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

беседа

17

Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»

основы экологической культуры;

анкетирование

18

Чем и кем славен мой город?

Знаменитые люди села

экскурсия

19

Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе.

толерантность по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений

творческая работа  

20

Музыка татарского народа

многообразие флоры, фауны, культуры национальных традициях татарского народа

Игры праздники

21

Мастер – класс

родительский лекторий

22

Викторина «Золотое кольцо России»

История России, знаменитые места

викторина

23

КВН для мальчиков «Защитники Родины»

политические взгляды и убеждения

игры соревнование

24

День памяти.

ВОВ история

встреча с ветеранами

25

Заочная экскурсия «две столицы»

История Москвы

История Санкт-Петербурга

планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

викторина

26

Подвижные игры на свежем воздухе.

Военно-патриотические игры

игры

направление     «Я и природа»

27,28

Экскурсия в пожарную часть. Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами»

Причины возникновения  пожаров

Меры борьбы

Л. анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

П. моделировать различные отношения между объектами окружающего мира

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания,«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

совместное мероприятие экскурсия

29

Сбор информации для проекта.

Выбор тем для проекта

Проект индивидуальное консультирование

30-32

Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции

«Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони».

творческая работа  

33

Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.

Причины загрязнения окружающей среды

Игры экскурсия

34

Игра – путешествие «Лидер»

Игры на выявление лидера

игры

4год.

                                           направление        «Моя семья»

Л. мотивировать свои действия; выражать готовность в любойситуации поступить в соответствии с правилами поведения

П. преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

Р. анализировать эмоциональные состояния, полученные отуспешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

1, 2

Доброе семя – добрый и всход.

Представление о родословной семьи

викторина

3,4

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

История своей семьи

родительский лекторий

5,6

КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья»

Семейные ценности

Традиции своей семьи

К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности

семейные праздники, игры

                                              направление       «Я – человек»

7

Я имею право. Кодекс моих прав.

 представление о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного поведения;

Л. различать основные нравственно-этические понятия оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

П. Делать предварительный отбор источников информации

Р. анализировать собственную работу: соотносить план исовершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,

К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания,«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Викторина беседа

8

«Благодарность – это…»

понятия «культурный человек»

игры

9

Умеем ли мы обижаться.

Нормы поведения

соревнование

10

«Мои мечты – мои желания»

определении собственных творческих возможностей

анкетирование

11

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

определении собственных творческих возможностей

родительское собрание

12

Круговая беседа – представление «Я и мои таланты»

потребности к самовоспитанию

беседа

13.14

Встреча с интересными людьми.

Культура общения

совместное мероприятие

                                             направление     «Я и Отечество»

15

Я – гражданин России.

понятия «гражданин»,

Л. проявлять интерес к культуре и истории своего народа, роднойстраны; – выражать положительное отношение к процессу познания:проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

16,17

Символы Российских городов.

понятия «гражданин», «город-герой»;

викторина

18

Чудо, сотворенное когда-то.

памятники духовной и материальной культуры России

интерактивное занятие,

19

Я бы с песни начал свой рассказ.

история создания военных песен, исполнение военных песен

соревнование

20

Города -  герои.

Знакомство с городами-героями

слайд – шоу

21

Юные герои Великой Отечественной войны.

Биографии юных героев Великой Отечественной войны

встреча с ветеранами

22,23

Военно – спортивная игра «Следопыт»

Игры военно-спортивного характера

Р. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») ипооперационный контроль («как выполнена каждая операция                        К. – характеризовать качества, признаки объекта составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

игры соревнование

24

Конкурс презентаций о городах России.

Презентации о городах

Проект творческая работа  

25

Мастер – класс «Татарские орнаменты»

мастер – класс дают  учителя технологии и родного языка  и литературы ВалиуллинаГ.З.

Творческая работа

26

Экскурсия в музей

Дети войны

экскурсия

27

Знакомство с Книгой Памяти

активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле,   готовности к защите своей Родины.

встреча с ветеранами

28

Мастер – класс «Сюмбуля»

мастер – класс дают  учителя технологии и родного языка  и литературы ВалиуллинаГ.З.

семейные праздники, игры

                                              направление     «Я и природа»

29

Загадки окружающего мира.

экологический КВН

Л. оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт

Р. оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);    

К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

Игры беседа

30

В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!

сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему

Проект  Анкетирование экскурсия

31

Деловая игра: «Мы вместе»

умение оценивать своё поведение в природе

игры

32-34

Мы в ответе за планету!

активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле

Викторина творческая работа  

4. Методическое обеспечение программы:

Для осуществления образовательного процесса по Программе  необходимы следующие  принадлежности:

  • спортивный инвентарь;
  • подборка видеофрагментов, презентаций
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • цифровой фотоаппарат
  • портреты писателей и поэтов

Учебно-методическая литература

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

  1.

Жиренко О.Е.,Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007

Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «Вако», 2007.

Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию

2.

Дик Н.Ф. 2008

Внеклассная работа в начальных классах. Ростов – на – Дону Феникс, 2008.

Фольклорные праздники, конкурсно игровые программы

  3.

 Дик Н.Ф.  2004

Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004.

Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах

4.

Дик Н.Ф. 2004

Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004.

Классные часы и нестандартные уроки в 3-4 классах

5.

Дереклеева Н.И. 2005

Педагогика, психология, управление Москва «Вако», 2005.

Справочник классного руководителя

6.

Кулинич Г.Г. 2006

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2006.

Сценарии общешкольных и клубных мероприятий

7.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 1 класс

8.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 2 класс

9.

Гамаль Е.В.

Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону «Феникс», 2007.

Методические рекомендации для учителей.

10.

Игонина Г.С., Горелова Н.А.

Наша Родина – Россия

М «Просвещение», 2007

Кроссворды, ребусы,

5. Список использованной литературы.

Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2010 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

1-2 класс:  Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный кур

с по праву и граждановедению для начальной школы.  – Волгоград: Учитель,2006.

3-4класс: Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.

Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.

Хрестоматия «Твоя Россия»

nsportal.ru   2011г. Авторы – составители: Сухарева С. В. Икрянова Г. А.                                                             Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!»

frolkina.ucoz.rupubl/svjaz_universalnykh_… 

edu-reforma.ruФорум бесплатных курсов Клуб модерации и активных методов обучения

1September.ru «Открытый урок» Учительский фестиваль педагогических идей  Я – гражданин России Автор – составитель Власенко И.Г.,

new-metodist.blogspot.comМетодистиК              Карпинская Е. В. внеурочная деятельность, духовно-нравственное направление

По факультативному курсу «Я – гражданин России»                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

  Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Рабочая программа "Я гражданин России"

План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...

Рабочая программа по курсу "Я-гражданин России" 4 класс

Программа предназначена для элективного изучения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России" 1 класс

Программа «Я -  гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-7 лет, первый...

ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"

Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....