программа "Я - гражданин России"
рабочая программа по окружающему миру на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации .С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа развития ГБОУ СОШ «ОЦ»сДенискино
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_grazhdanin.docx | 84.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Я – гражданин России»
1.Пояснительная записка
1.1 направленность программы
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации .С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа развития ГБОУ СОШ «ОЦ»сДенискино
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
1.2 новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
1.3 цель и задачи программы
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
- обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
-формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме, всестороннее развитие учащихся;
1.4 отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Денискино. Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой. Естественным продолжением его в основной школе будет курс Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. «Я - гражданин России»
1.5 возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 7 – 11 лет
1.6 сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 135 часов: 67 часов в 1-2 классе и 68 часов в 3-4 классе.
Этапы реализации:
1. Подготовительно - организационный (май 2011 – август 2011)
- создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
- анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
- сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты для занятий.
- разработка рабочей программы.
2. Основной (сентябрь 2011 – апрель 2015)
- проведение занятий по данной программе;
- участие в различных проектах, социальных акций
- коррекция рабочей программы в конце учебного года.
3. Заключительный (май 2015)
- мониторинг работы школы по данной программе;
- анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.
1.7 формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, , тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты
Социальные связи: музейный ресурсный центр; Совет Ветеранов; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры с.Денискино, инспекция по делам несовершеннолетних, организация по делам молодежи с Денискино
Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
1.8 ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно – нравственные и количественные.
Осуществляется в конце четвёртого года занятия
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования.
Уровень эффективности процесса гражданско – патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Предполагаемый результат деятельности:
1год:
• сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
• получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
• получат возможность участвовать в КТД;
участвовать в проектной деятельности;
о профессиях людей, своих родителей; том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
2год:
• сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;
• получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
3год:
• сформировано умение беречь природу;
интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
• получат возможность участвовать в создании экологических проектов: «Брешь в зелёном царстве», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух », «Янтарное светило», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».
4год:
• сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
• сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
• получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
1.9 формы подведения итогов реализации программы
- Участие в школьных олимпиадах по краеведению о Самарской области.
- Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
- Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев.
- Освещение кружковой деятельности через СМИ
- Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
- Подготовлены результаты анкетирования и диагностики, проводимой психологом школы
- Оформлены портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
- Участие учащихся в общественных, социальных акциях, проводимых в школе, в районе и в округе.
- Участие и достижение детей в научно-практических конференциях класса, школы, округа.
2.Учебно-тематический план
1год:
№ теория | практика | Тема занятия | Кол-во | |
направление «Моя семья» | ||||
1-3 | 1 | 2 | Я и моя семья. | 3 |
4,5 | 1 | 1 | Очень я люблю маму милую мою. | 2 |
направление «Я - человек» | ||||
6-8 | 1 | 1 1 | Жил – был Я. Я и моё имя. | 3 |
9 | 1 | Мир моих увлечений. | 1 | |
10 | 1 | Акция «Школьный двор» | 1 | |
11,12 | 1 | 1 | Все работы хороши – выбирай на вкус. | 2 |
13-16 | 1 | 3 | Край, в котором я живу. | 4 |
17-19 | 1 | 2 | Мой город. | 3 |
направление «Я и Отечество» | ||||
20-23 | 2 | 3 | Наша Родина – Россия. | 5 |
24,25 | 2 | Наши защитники. | 2 | |
26-29 | 2 | 2 | Этот День Победы! | 4 |
направление «Я и природа» | ||||
30 | 1 | Почему год круглый? | 1 | |
31 | 1 | Загадки о временах года и явлениях природы. | 1 | |
32 | 1 | Информационный проект «Не проходите мимо!» | 1 | |
33 | 1 | Экскурсия в природу! | 1 |
2год:
№ | теория | практика | Тема занятия | Кол-во | |
направление «Моя семья» | |||||
1 | 1 | Моя родня. | 1 | ||
2 | 1 | Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». | 1 | ||
3 | 1 | Изготовление панно «Моя семья» | 1 | ||
4 | 1 | Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. | 1 | ||
направление «Я – человек» | |||||
5 | 1 | О дружбе, доброте, отзывчивости. | 1 | ||
6 | 1 | Что такое хорошо, что такое плохо. | 1 | ||
7 | 1 | О лени и лентяях. | 1 | ||
8 | 1 | Беседа: «Кому нужна моя помощь?» | 1 | ||
9 | 1 | Игра «Путешествие в страну Мультфильмию» | 1 | ||
10 | 1 | Когда у друзей лад – каждый этому рад. | 1 | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
11 | 0,5 | 0,5 | История города Самара. Город и его символы. | 1 | |
12 | 1 | Мастер – класс «Кулон – оберег» | 1 | ||
13 | 1 | Беседа «О чём рассказывает татарский орнамент?» | 1 | ||
14 | 1 | Игра « Сабантуй» | 1 | ||
15 | 1 | Беседа «Мои земляки»; | 1 | ||
16 | 1 | Экскурсия в музей | 1 | ||
17,18 | 1 | 1 | Обычаи и традиции русского народа. | 2 | |
19,20 | 1 | 1 | Открытия, которые совершил человек | 2 | |
21 | 1 | В гостях у ветерана | 1 | ||
22 | 1 | «Честь имею» | 1 | ||
23,24 | 2 | КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы. | 2 | ||
25-27 | 1 | 2 | Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне» | 3 | |
28 | 1 | Подготовка к праздничному концерту. | 1 | ||
29 | 1 | Музыкально – литературная композиция, посвящённая Великой Победе. | 1 | ||
направление «Я и природа» | |||||
30 | 1 | Мы маленькие дети на большой планете. | 1 | ||
31 | 1 | Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты! | 1 | ||
32 | 1 | Природа и фантазия. | 1 | ||
33 | 1 | Игра «Все на белом свете – солнышкины дети» | 1 | ||
34 | 1 | Экскурсия в природу. | 1 |
3 год
№ | теория | практика | Тема занятия | Кол-во | |
направление «Моя семья» | |||||
1 | 1 | Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья» | 1 | ||
2 | 1 | Вся семья вместе – так и душа на месте. | 1 | ||
3,4 | 1 | Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья» | 2 | ||
5 | 1 | КТД «Семейный альбом» | 1 | ||
направление «Я – человек» | |||||
6 | 1 | Мы школьники, а это значит.. | 1 | ||
7 | 1 | Моё хочу и моё надо. | 1 | ||
8 | 1 | Друг в моей жизни. | 1 | ||
9 | 1 | За что уважают в семье и обществе | 1 | ||
10 | 1 | Игра – практикум «Подари другому радость» | 1 | ||
11 | 1 | Полезные и вредные привычки. Проверь себя. | 1 | ||
12 | 1 | Умеешь ли ты дружить. | 1 | ||
13 | 1 | Как научиться разговаривать с людьми. | 1 | ||
14 | 1 | Как научиться преодолевать трудности вместе. | 1 | ||
15 | 1 | Как понять друг друга без слов. Красота и здоровье. | 1 | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
16 | 1 | Кто такие патриоты? | 1 | ||
17 | 1 | Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране» | 1 | ||
18 | 0,5 | 0,5 | Чем и кем славен мой город? | 1 | |
19 | 1 | Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе. | 1 | ||
20 | 1 | Музыка татарского народа | 1 | ||
21 | 1 | Мастер – класс | 1 | ||
22 | 1 | Викторина «Золотое кольцо России» | 1 | ||
23 | 1 | КВН для мальчиков «Защитники Родины» | 1 | ||
24 | 0,5 | 0,5 | День памяти. | 1 | |
25 | 1 | Заочная экскурсия «две столицы» | 1 | ||
26 | 1 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | ||
направление «Я и природа» | |||||
27,28 | 1 | 1 | Экскурсия в пожарную часть. Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами» | 2 | |
29 | 1 | Сбор информации для проекта. | 1 | ||
30-32 | 1 | 2 | Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони». | 3 | |
33 | 1 | Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. | 1 | ||
34 | 1 | Игра – путешествие «Лидер» | 1 |
4год:
№ | теория | практика | Тема занятия | Кол –во |
направление «Моя семья» | ||||
1,2 | 1 | 1 | Доброе семя – добрый и всход. | 2 |
3,4 | 1 | 1 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны. | 2 |
5,6 | 2 | КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья» | 2 | |
направление «Я – человек» | ||||
7 | 1 | Я имею право. Кодекс моих прав. | 1 | |
8 | 1 | «Благодарность – это…» | 1 | |
9 | 1 | Умеем ли мы обижаться. | 1 | |
10 | 1 | «Мои мечты – мои желания» | 1 | |
11 | 1 | Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» | 1 | |
12 | 1 | Круговая беседа – представление «Я и мои таланты» | 1 | |
13,14 | 2 | Встреча с интересными людьми. | 2 | |
направление «Я и Отечество» | ||||
15 | 1 | Я – гражданин России. | 1 | |
16,17 | 2 | Символы Российских городов. | 2 | |
18 | 1 | Чудо, сотворенное когда-то. | 1 | |
19 | 1 | Я бы с песни начал свой рассказ. | 1 | |
20 | 1 | Города - герои. | 1 | |
21 | 1 | Юные герои Великой Отечественной войны. | 1 | |
22,23 | 2 | Военно – спортивная игра «Следопыт» | 2 | |
24 | 1 | Конкурс презентаций о городах России. | 1 | |
25 | 1 | Мастер – класс «Татарские орнаменты» | 1 | |
26 | 1 | Экскурсия в музей | 1 | |
27 | 1 | Знакомство с Книгой Памяти | 1 | |
28 | 1 | Мастер – класс «Сюмбуля» | 1 | |
направление «Я и природа» | ||||
29 | 1 | Загадки окружающего мира. | 1 | |
30 | 1 | В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! | 1 | |
31 | 1 | Деловая игра: «Мы вместе» | 1 | |
32-34 | 1 | 2 | Мы в ответе за планету! | 3 |
3. Содержание программы
1год.
№ | Наименование тем курса | Содержание занятия | ууд | Форма организации. Виды деятельности | Дата |
направление «Моя семья» | |||||
1-3 | Я и моя семья. | разгадывание ребуса «7Я», понятие «Семья», рисунок «Моя семья»; домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи; сюжетно-ролевая игра «Семья» | Л. самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности П. - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы Р. удерживать цель деятельности до получения ее результата К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | Игры. Соревнования беседа | |
4-5 | Очень я люблю маму милую мою. | рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; изготовление подарка маме; игровое развлечение «Вместе с мамой» | игры творческая работа | ||
направление «Я - человек» | |||||
6-8 | Жил – был Я. | самопредставление, игра «Давайте знакомиться, рисование «Пьедестал») Я и моё имя. (беседа «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя», этюд «Назови ласково»; рисование «Мой лучший друг» | Л. умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Р. планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | Игры. соревнования | |
9 | Мир моих увлечений. | Круговая беседа – представление «Я и мои таланты». | соревнование | ||
10 | Акция «Школьный двор» | совместное мероприятие с родителями: посадка деревьев, уборка школьной территории | родительское собрание совместное мероприятия | ||
11-12 | Все работы хороши – выбирай на вкус. | загадки о профессиях; рисование «Кем я буду, когда вырасту | игры соревнованиеэкскурсия | ||
13-16 | Край, в котором я живу. | рассматривание картин о природе родного края фотовыставка «Поволжье»; викторина «Что в родном краю растёт?»; экскурсия в Музейный ресурсный центр | Анкетирование экскурсия | ||
17-19 | Мой город. | экскурсия «С чего начинается Родина»; посещение выставки в Музее «Моя малая Родина»; рисование «Мое село»; ролевая игра «Магазин сувениров». | игры индивидуальное консультирование экскурсия | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
20-23 | Наша Родина – Россия. | рассматривание репродукций картин о родной природе, чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»; Москва – главный город нашей Родины, пословицы о Родине; рассказ о Российском флаге, раскрашивание нарисованного флага; пение русских народных песен, частушек, колядок; рисование на тему «Моя Родина» | Л. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира П. выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов впроцессе их рассматривания (наблюдения); Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Игры викторина творческая работа | |
24-25 | Наши защитники. | песни и стихи об армии; спортивное развлечение «Вместе с папой»; | К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | семейные праздники, соревнование | |
26-29 | Этот День Победы! | изготовление праздничных открыток; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»; экскурсия к Вечному огню совместно с родителями; оформление стенда | творческая работа Экскурсия встреча с ветеранами | ||
направление «Я и природа» | |||||
30 | Почему год круглый? | сказочное представление о временах года | Л. навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие П. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Р. заинтересованность в развитии своих способностей К. описывать объект: передавать его внешние характеристики,используя выразительные средства языка; | Игры викторина | |
31 | Загадки о временах года и явлениях природы. | времена года и явления природы. | Соревнование беседа | ||
32 | Информационный проект «Не проходите мимо!» | сбор информации для индивидуальных проектов, | Проект индивидуальное консультирование | ||
33 | Экскурсия в природу! | совместно с родителями наблюдения, подвижные игры | семейные праздники, | ||
2год. | |||||
1 | Моя родня. | рассказы детей о членах семьи из личного опыта, традиции и праздники моей семьи | Л. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности П. проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу Р. расширение кругозора о мире профессий | беседа | |
2 | Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». | представления о семье, семейных традициях и праздниках | игры соревнование | ||
3 | Изготовление панно «Моя семья» | Я – в середине, а по лучам – члены семьи | К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | Проект творческая работа | |
4 | Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. | любовь и уважение к своим родителям | семейные праздники, | ||
направление «Я – человек» | |||||
5 | О дружбе, доброте, отзывчивости. | Доброта, отзывчивость взаимопомощь | Л. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; П. аргументировать свою точку зрения составлять план простого эксперимента Р. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | родительское собрание | |
6 | Что такое хорошо, что такое плохо. | Чтение стихотворения Маяковского | Игры викторина | ||
7 | О лени и лентяях. | Лень, последствия | Игры беседа | ||
8 | Беседа: «Кому нужна моя помощь?» | Милосердие, чувство дружбы и коллективизма; | соревнование | ||
9 | Игра «Путешествие в страну Мультфильмию» | Мультфильм про кота Леопольда | Анкетирование беседа | ||
10 | Когда у друзей лад – каждый этому рад. | взаимопонимание, творческая активность | Игры беседа | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
11 | История города. Город и его символы. | Самара . символы | Л. основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. П. развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; | викторина | |
12 | Мастер – класс «Кулон – оберег» | Старинные предания | родительский лекторий | ||
13 | Беседа «О чём рассказывает татарский орнамент?» | мастер – класс дают учителя технологии и родного языка и литературы ВалиуллинаГ.З. | творческая работа | ||
14 | Игра « Сабантуй» | мастер – класс дают учителя физкультуры и родного языка и литературы ВалиуллинаГ.З. | игры соревнование праздник | ||
15 | Беседа «Мои земляки»; | Знаменитые люди села | |||
16 | Экскурсия в Музей | участие в создании патриотических плакатов | Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | совместное мероприятие | |
17,18 | Обычаи и традиции русского народа. | Праздники, народные игры | Игры праздник | ||
19,20 | Открытия, которые совершил человек | о пароходе, об автомобиле, о самолёте, время космических полётов | Игры беседа | ||
21 | В гостях у ветерана | Как важен мир | встреча с ветеранами | ||
22 | «Честь имею» | праздник посвящён Дню защитников Отечества | встреча с ветеранами | ||
23,24 | КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы. | Открытки своими руками | творческая работа | ||
25-27 | Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне» | сбор информации, обсуждение, защита проекта | Проект индивидуальное консультирование | ||
28 | Подготовка к праздничному концерту. | Разучивание песен и танцев | встреча с ветеранами | ||
29 | Музыкально – литературная композиция, посвящённая Великой Победе | День Победы. Поздравления ветеранов | совместное мероприятие праздник | ||
направление «Я и природа» | |||||
30 | Мы маленькие дети на большой планете. | Бережное отношение к природе | Л. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; П. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности | игры анкетирование | |
31 | Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты! | Плакаты, призывающие к охране природы | Соревнованиеэкскурсия | ||
32 | Природа и фантазия. | Аппликации с растительным орнаментом | К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | творческая работа | |
33 | Игра «Все на белом свете – солнышкины дети» | Дополнение классного уголка «Подсолнышки» | Игры творческая работа | ||
34 | Экскурсия в природу. | совместно с родителями оформление фотовыставки | Игры экскурсия | ||
3год. | |||||
направление «Моя семья» | |||||
1 | Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья» | объяснение значение пословиц по заданной теме | Л. - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. П. устанавливать причинно-следственные связи Р. адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | анкетирование | |
2 | Вся семья вместе – так и душа на месте. | уважение к семье и семейным традициям | Игры беседа | ||
3,4 | Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья» | Истории создания своей семьи | родительское собрание проект | ||
5 | КТД «Семейный альбом» | Родные, дорогие нам люди | семейные праздники, | ||
направление «Я – человек» | |||||
6 | Мы школьники, а это значит.. | Права и обязанности детей | Л. соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; П. пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации Р. корректировать деятельность: вносить изменения в процесс сучетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; | соревнование | |
7 | Моё хочу и моё надо. | Права и обязанности школьников | викторина | ||
8 | Друг в моей жизни. | Дружба, ее ценность | Игры беседа | ||
9 | За что уважают в семье и обществе | Правила поведения в социуме | Игры беседа | ||
10 | Игра – практикум «Подари другому радость» | Отзывчивость, поддержка | викторина | ||
11 | Полезные и вредные привычки. Проверь себя. | Как бороться с вредными привычками , профилактика | анкетирование | ||
12 | Умеешь ли ты дружить. | Жизненные ценности | Игры беседа | ||
13 | Как научиться разговаривать с людьми. | Правила, культура общения | составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | Игры беседа | |
14 | Как научиться преодолевать трудности вместе. | понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. | Игры викторина | ||
15 | Как понять друг друга без слов. Красота и здоровье. | Потребность в здоровом образе жизни | соревнование | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
16 | Кто такие патриоты? | понятие «патриот», | Л. идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране,государству; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности П. выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; | беседа | |
17 | Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране» | основы экологической культуры; | анкетирование | ||
18 | Чем и кем славен мой город? | Знаменитые люди села | экскурсия | ||
19 | Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе. | толерантность по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений | творческая работа | ||
20 | Музыка татарского народа | многообразие флоры, фауны, культуры национальных традициях татарского народа | Игры праздники | ||
21 | Мастер – класс | родительский лекторий | |||
22 | Викторина «Золотое кольцо России» | История России, знаменитые места | викторина | ||
23 | КВН для мальчиков «Защитники Родины» | политические взгляды и убеждения | игры соревнование | ||
24 | День памяти. | ВОВ история | встреча с ветеранами | ||
25 | Заочная экскурсия «две столицы» | История Москвы История Санкт-Петербурга | планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | викторина | |
26 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Военно-патриотические игры | игры | ||
направление «Я и природа» | |||||
27,28 | Экскурсия в пожарную часть. Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами» | Причины возникновения пожаров Меры борьбы | Л. анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом П. моделировать различные отношения между объектами окружающего мира Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания,«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | совместное мероприятие экскурсия | |
29 | Сбор информации для проекта. | Выбор тем для проекта | Проект индивидуальное консультирование | ||
30-32 | Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции | «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони». | творческая работа | ||
33 | Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. | Причины загрязнения окружающей среды | Игры экскурсия | ||
34 | Игра – путешествие «Лидер» | Игры на выявление лидера | игры | ||
4год. | |||||
направление «Моя семья» | Л. мотивировать свои действия; выражать готовность в любойситуации поступить в соответствии с правилами поведения П. преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать Р. анализировать эмоциональные состояния, полученные отуспешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. | ||||
1, 2 | Доброе семя – добрый и всход. | Представление о родословной семьи | викторина | ||
3,4 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны. | История своей семьи | родительский лекторий | ||
5,6 | КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья» | Семейные ценности Традиции своей семьи | К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности | семейные праздники, игры | |
направление «Я – человек» | |||||
7 | Я имею право. Кодекс моих прав. | представление о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного поведения; | Л. различать основные нравственно-этические понятия – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; П. Делать предварительный отбор источников информации Р. анализировать собственную работу: соотносить план исовершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания,«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | Викторина беседа | |
8 | «Благодарность – это…» | понятия «культурный человек» | игры | ||
9 | Умеем ли мы обижаться. | Нормы поведения | соревнование | ||
10 | «Мои мечты – мои желания» | определении собственных творческих возможностей | анкетирование | ||
11 | Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» | определении собственных творческих возможностей | родительское собрание | ||
12 | Круговая беседа – представление «Я и мои таланты» | потребности к самовоспитанию | беседа | ||
13.14 | Встреча с интересными людьми. | Культура общения | совместное мероприятие | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
15 | Я – гражданин России. | понятия «гражданин», | Л. проявлять интерес к культуре и истории своего народа, роднойстраны; – выражать положительное отношение к процессу познания:проявлять внимание, удивление, желание больше узнать П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | ||
16,17 | Символы Российских городов. | понятия «гражданин», «город-герой»; | викторина | ||
18 | Чудо, сотворенное когда-то. | памятники духовной и материальной культуры России | интерактивное занятие, | ||
19 | Я бы с песни начал свой рассказ. | история создания военных песен, исполнение военных песен | соревнование | ||
20 | Города - герои. | Знакомство с городами-героями | слайд – шоу | ||
21 | Юные герои Великой Отечественной войны. | Биографии юных героев Великой Отечественной войны | встреча с ветеранами | ||
22,23 | Военно – спортивная игра «Следопыт» | Игры военно-спортивного характера | Р. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») ипооперационный контроль («как выполнена каждая операция К. – характеризовать качества, признаки объекта составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | игры соревнование | |
24 | Конкурс презентаций о городах России. | Презентации о городах | Проект творческая работа | ||
25 | Мастер – класс «Татарские орнаменты» | мастер – класс дают учителя технологии и родного языка и литературы ВалиуллинаГ.З. | Творческая работа | ||
26 | Экскурсия в музей | Дети войны | экскурсия | ||
27 | Знакомство с Книгой Памяти | активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле, готовности к защите своей Родины. | встреча с ветеранами | ||
28 | Мастер – класс «Сюмбуля» | мастер – класс дают учителя технологии и родного языка и литературы ВалиуллинаГ.З. | семейные праздники, игры | ||
направление «Я и природа» | |||||
29 | Загадки окружающего мира. | экологический КВН | Л. оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт Р. оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; | Игры беседа | |
30 | В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! | сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему | Проект Анкетирование экскурсия | ||
31 | Деловая игра: «Мы вместе» | умение оценивать своё поведение в природе | игры | ||
32-34 | Мы в ответе за планету! | активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле | Викторина творческая работа |
4. Методическое обеспечение программы:
Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- подборка видеофрагментов, презентаций
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- цифровой фотоаппарат
- портреты писателей и поэтов
Учебно-методическая литература
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Жиренко О.Е.,Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007 | Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «Вако», 2007. | Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию |
2. | Дик Н.Ф. 2008 | Внеклассная работа в начальных классах. Ростов – на – Дону Феникс, 2008. | Фольклорные праздники, конкурсно игровые программы |
3. | Дик Н.Ф. 2004 | Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004. | Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах |
4. | Дик Н.Ф. 2004 | Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004. | Классные часы и нестандартные уроки в 3-4 классах |
5. | Дереклеева Н.И. 2005 | Педагогика, психология, управление Москва «Вако», 2005. | Справочник классного руководителя |
6. | Кулинич Г.Г. 2006 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2006. | Сценарии общешкольных и клубных мероприятий |
7. | Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005. | Внеклассные мероприятия 1 класс |
8. | Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005. | Внеклассные мероприятия 2 класс |
9. | Гамаль Е.В. | Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону «Феникс», 2007. | Методические рекомендации для учителей. |
10. | Игонина Г.С., Горелова Н.А. | Наша Родина – Россия М «Просвещение», 2007 | Кроссворды, ребусы, |
5. Список использованной литературы.
Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2010 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
1-2 класс: Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный кур
с по праву и граждановедению для начальной школы. – Волгоград: Учитель,2006.
3-4класс: Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Декларация прав ребенка (1959 г.).
Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
Хрестоматия «Твоя Россия»
nsportal.ru 2011г. Авторы – составители: Сухарева С. В. Икрянова Г. А. Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!»
frolkina.ucoz.ru›publ/svjaz_universalnykh_…
edu-reforma.ru›Форум бесплатных курсов Клуб модерации и активных методов обучения
1September.ru «Открытый урок» Учительский фестиваль педагогических идей Я – гражданин России Автор – составитель Власенко И.Г.,
new-metodist.blogspot.com›МетодистиК Карпинская Е. В. внеурочная деятельность, духовно-нравственное направление
По факультативному курсу «Я – гражданин России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...
Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...
Рабочая программа "Я гражданин России"
План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...
Рабочая программа по курсу "Я-гражданин России" 4 класс
Программа предназначена для элективного изучения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России" 1 класс
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-7 лет, первый...
ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...
Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"
Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....