Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-_grazhdanin_rossii.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТИМОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
г. СОЛНЕЧНОГОРСКА - 7
РОССИЯ 14 1 507 Московская область г. Солнечногорск-7 ул. Подмосковная
Тел./факс 994-36-46 E-mail: timon-school@mail.ru
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании ШМО решением педсовета
«___» ___________ 201_ г. Директор _______ Серова В.В.
Руководитель ШМО «___» ____________ 201_ г.
_______________________ Приказ № ________
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
________________________
«___» ____________ 201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеурочная деятельность, гражданско-патриотическое направление)
По факультативному курсу «Я – гражданин России»
Класс 1 «Г»
Количество часов 33 ч.
Учитель Ларионова Татьяна Николаевна
2011 – 2012 г
Пояснительная записка к курсу
Программа факультативного курса составлена на основе программ:
- класс: Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2006.
- класс: Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах.
«Азбука права» - интегрированный курс. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Само знакомство с этими основополагающими документами предусматривается только в конце 1 -го года обучения.
В следующих классах происходит более детальное изучение текста Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.
Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.
Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.
Преподавание курса «Азбука права» в начальной школе строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой. Естественным продолжением его в начальной школе будет курс Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. «Я - гражданин России»
Место курса в учебном плане
В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 1 ч в неделю, всего 135 часов: 67 часов в 1-2 классе и 68 часов в 3-4 классе.
Таблица тематического распределения часов
Содержание программы «Азбука права» распределено автором не на тематические разделы, а на занятия. Рабочая программа в 1 классе расширяет и конкретизирует темы занятий 1-го года обучения, а во втором классе объединяет темы 2-го и 3-го годов обучения по программе Бобковой Н.Н.
№ | Дата | Содержание | Дата прове-дения по неделям | Оборудование |
Кто Я? Какие мы? (4 ч) | ||||
1 | Кто я? Мы такие разные по внешности. | 1-4 сент. | Игровой инвентарь | |
2 | Кто я? Мы такие разные по характеру. | 6-10 сент. | Игровой инвентарь | |
3 | Кто я? Разные способности разных людей. | 13-17 сент. | Мультимедийное оборудование | |
4 | Мы такие разные! Общие права для всех. | 20-24 сент. | Игровой инвентарь | |
0 человеческом счастье... (6 ч) | ||||
5 | Из чего складывается счастье? (Право на семью на достойный уровень жизни, мед. обслуживание) | 27-1 окт. | Андерсен Г.-Х. «Калоши счастья» | |
6 | Из чего складывается счастье? (Право на отдых, развлечения, образование, труд и др.) | 4-8 окт. | ||
7 | Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях. | 11-15 окт. | Мультимедийное оборудование | |
8 | Образование. Любимая профессия. | 18-22 окт. | Встреча с родителями учащихся. | |
9 | Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). | 25-29 окт. | Мультимедийное оборудование | |
10 | Соблюдение прав других. Как проявить уважение к другому человеку. | 8-12 ноя. | Игровой инвентарь | |
А нужны ли правила? (6 ч) | ||||
11 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений. | 15-19 ноя. | Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |
12 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений. Инсценировка. | 22-26 ноя. | Рассказы В. Осеевой | |
13 | Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок. | 29-3 дек. | Народные сказки. | |
14 | Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок. | 6-10 дек. | ||
15 | Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок. | 13-17 дек. | ||
А нужны ли правила? (6 ч) | ||||
16 | Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила дорожного движения. | 20-24 дек. | Мультимедийное оборудование | |
17 | Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила противопожарной безопасности. | 10-14 янв. | Мультимедийное оборудование | |
18 | Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила взаимоотношений между людьми. | 17-21 янв. | Игровой инвентарь | |
19 | Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила взаимоотношений между людьми. | 24-28 янв. | Игровой инвентарь | |
20 | Что такое правила? Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права. | 31-4 февр. | ||
21 | Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Обсуждение правил поведения в общественных местах с точки зрения права. | 7-11 февр. | ||
Царство Закон (4 ч) | ||||
22 | Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника. | 21-25 февр. | ||
23 | Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права и обязанности в семье. | 28-4 марта | ||
24 | Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права как ребенка. | 7-11 марта | ||
25 | Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Я – гражданин. | 14-18марта | ||
Царство Беззаконие (4 ч) | ||||
26 | Раскрытие понятия «беззаконие». Игры «без правил». | 21-22 мар,1 | Игровой инвентарь | |
27 | Раскрытие понятия «беззаконие». Игры «без правил». | 4-8 апр. | Игровой инвентарь | |
28 | Неразрывность прав и обязанностей, необходимости уважения прав других. | 11-15 апр. | Игровой инвентарь | |
29 | Органы, состоящие на защите прав граждан. | 18-22 апр. | Встреча с инспектором ОПДН | |
Закон Для нас. Закон внутри нас (3 ч) | ||||
30 | Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Кто пишет законы. | 25-29 апр. | А. Усачев «Приключения маленького человека» | |
31 | Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Для чего пишут законы. | 2-6 мая | Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте). | |
32 | Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Где хранится закон? | 9-13 мая | Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте). | |
Что мы знаем о правах человека?(1 ч) | ||||
33 | Итоговое занятие. Викторина «Что мы знаем о своих правах?» | 16-20 мая |
Таблица тематического распределения часов
Содержание программы «Азбука права» распределено автором не на тематические разделы, а на занятия. Рабочая программа в 1 классе расширяет и конкретизирует темы занятий 1-го года обучения, а во втором классе объединяет темы 2-го и 3-го годов обучения по программе Бобковой Н.Н.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||||
программа «Азбука права» (Бобкова Н.Н.) | Рабочая программа | |||||
1 год | 2 год | 3 год | 1 кл. | 2 кл. | ||
1 | Кто Я? Какие мы? | 4 |
| |||
2 | О человеческом счастье... | 6 | ||||
3 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? | 5 | ||||
4 | А нужны ли правила? | 6 | ||||
5 | Царство Закон | 4 | ||||
6 | Царство Беззаконие | 4 | ||||
7 | Закон Для нас. Закон внутри нас | 3 | ||||
8 | Что мы знаем о правах человека? | 3 | ||||
9 | Всеобщая декларация прав человека | 17 | ||||
10 | Конвенция ООН по правам ребенка. | 17 | ||||
Всего: | 9 ч | 17 ч | 17 ч | 33 | 34 | |
Итого | 43 часа | 67 часов |
Целью курса «Я — гражданин России» является расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».
Цель курса конкретизируют следующие задачи:
- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Курс «Я — гражданин России» состоит из 2-х частей, 1-я часть — «Я — гражданин России» (Я — моя страна — мой мир) изучается в 3-м классе, 2-я часть — «Я — гражданин России» (Мое настоящее и мое далекое прошлое) — в 4-м классе.
Для учащихся 3-го класса составлен учебник-хрестоматия, в котором авторский текст соединен с отрывками из документальных источников, из литературных произведений - сказок, мифов, рассказов и стихотворений. В 4-м классе линию углубленного знакомства школьников с окружающим миром продолжает учебник-хрестоматия «Твоя Россия».
Таблица тематического распределения часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||
Авторская программа | Рабочая программа по классам | |||
3 кл. | 4 кл. | |||
3 класс | ||||
1 | Россия – моя Родина | 7 | 7 | - |
2 | Без прошлого нет настоящего и будущего | 7 | 8 | - |
3 | Далекая Россия становится близкой | 7 | 8 | - |
4 | Россия и мир | 10 | 10 | - |
5 | Заключение. Я и Россия | 1 | 1 | - |
4 класс | ||||
6 | От прошлого к будущему. Зачем мне история? | 1 | - | 1 |
7 | Древняя Русь | 6 | - | 7 |
8 | Московское государство | 6 | - | 7 |
9 | Российская империя | 6 | - | 6 |
10 | 19 век России | 5 | - | 5 |
11 | История и современность | 8 | - | 8 |
34 | 34 | |||
Итого | 32+32 | 68 |
- Содержание программы.
1 КЛАСС (33 ч)
Кто Я? Какие мы? (4 ч) Занятия тренингового характера «Мы такие разные» (2 ч), «вот какой я!», «Мы все равны».
О человеческом счастье... (6 ч) Игровое занятие «Из чего складывается счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Ролевые игры: Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (5 ч) Анализ литературных произведений (Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?», рассказы В. Осеевой) Положительные и отрицательные герои сказок. Инсценировки и ролевые игры.
А нужны ли правила? (6 ч) Что такое правила? Правила игры. Правила дорожного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила общения. Правила поведения в школе. Составление собственных правил.
Царство Закон (4 ч) Игра «Остров туземцев». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися. Коллективное сочинение истории «В царстве Закона».
Царство Беззаконие (4 ч) Анализ литературных произведений (Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок . Чуковский К. «Бармалей»). Просмотр тематических мультфильмов. Игра «День без правил», «Рынок». Беседа со школьным инспектором (Органы, состоящие на защите прав граждан).
Закон Для нас. Закон внутри нас (3 ч) Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Встреча со школьным инспектором. Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов.
Что мы знаем о правах человека? (3 ч) Культура поведения. Викторина по правам человека. Занятие-игра с приглашением родителей.
- КЛАСС (34 ч)
Всеобщая декларация прав человека (17 ч)
Всеобщая декларация прав человека – что это? Беседа. Встреча с работником школьной библиотеки.
Чем каждый человек отличается от других людей? (игры – тренинги и ролевые игры).
Чем мы похожи? Игровое занятие.
Чем я горжусь? Выставка моих достижений и достижений моей семьи.
Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам было комфортно.
Право на жизнь и личную неприкосновенность. Игровое занятие.
Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право в России; случаи рабства в современной жизни - нарушение прав человека. Просмотр и обсуждение видеороликов
Равенство всех перед законом. Конституция - основной закон государства.
Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Решение и разыгрывание ситуаций.
Право на неприкосновенность жилища. Разыгрывание ситуаций.
Меры предосторожности и правила безопасности.
Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Обсуждение примеров из литературных произведений.
Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь.
Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства.
Разыгрывание и обсуждение ситуаций.
Право на гражданство. Свобода бракосочетания.
Право на владение имуществом. Анализ и обсуждение примеров из литературных произведений.
Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания.
Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения.(тренинг. Отработка умения спорить , доказывать, уступать)
Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. (ролевая ирга)
Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение
Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы).
Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса.
Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других граждан. (тренинг толерантного поведения)
Конвенция ООН по правам ребенка. (17 ч)
Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Игровой тренинг.
Родословная. Праздник моей семьи.
Право на достойное жилище. Что могут сделать дети, чтобы улучшить условия жизни, поддерживать порядок. Школа - второй дом. Игра «Дом, который построим мы»
Право на медицинское обслуживание. Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни.
Материнство и детство Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Совместное детско-родительское занятие.
Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо?
Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь детям. Дети сироты.
Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье. Коллективный проект.
Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности.
Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей. Усилия самих детей
Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев общества.
Совесть. Мораль.
Занятия вредные и полезные.
Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи нуждающимся (пожилым, маленьким) и т. п.
Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Тренинг толерантного поведения.
Предубеждения по признаку пола. Игровой тренинг «Мальчики – девочки»
Взаимоотношения в классе. Тренинг толерантного поведения.
Подведение итогов изученного за год . Интеллектуальный марафон по правам человека.
3 КЛАСС (34 ч)
Раздел I. Россия — моя Родина (7 ч) Государственное устройство России (Российская Федерация, Конституция). Россия многонациональное государство. Москва — столица России. Современная карта России. Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника. Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная. Президент). Государственная символика (герб, флаг, гимн). Государственные праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).
Раздел П. Без прошлого нет настоящего и будущего (8 ч) Человек — самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии).
Раздел III. Далекая Россия становится близкой (8 ч) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Письменность.
Раздел IV. Россия и мир (10 ч) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического сознания), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. «Чудеса света» (искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран). Международное сотрудничество.
Заключение (1 ч) Я живу в России.
4 КЛАСС (34 ч)
Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1ч)
Раздел I. Древняя Русь (7 ч) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Древнерусские города и села: жизнь, быт, занятия, культура. Родной край в древности.
Монголо-татарское нашествие. Борьба жителей Руси против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва, Дмитрий Донской.
Раздел П. Московское государство (7 ч) Первый Русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства, жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров. «Смутное время». Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.Минин и Д.Пожарский. Иван Сусанин. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII в.
Раздел III. Российская империя (6 ч) Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская битва. Послепетровская Россия. Екатерина II. М.Ломоносов. А. Суворов. Жизнь и быт населения. Культура России.
Раздел IV. XIX век России (5 ч) Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. Кутузов. Николай I и декабристы.
Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Развитие промышленности. Жизнь и быт населения. Культура России.
Раздел V. XX век. История и современность (8 ч) Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь и быт людей. Великая Отечественная война. Основные сражения великой Отечественной войны. Городагерои. Герои фронта и тыла. Ордена и оружия Победы. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России в XX веке. Новая Россия. Начало века. Войны и Революции.
- Требования к подготовке учащихся по предмету
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Декларация прав ребенка (1959 г.).
Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004
Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
«Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.
Хрестоматия «Твоя Россия»
Программа разработана на основе
Программы Азбука права. Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы. Автор: Бобкова Н.Н. –Волгоград: Учитель, 2006.
Программы факультативного курса «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УМР
методического объединения учителей № 1 _____________
от 26.08.2011 г. 30.08.2011 г.
Руководитель МО ________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс
Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...
Внеурочная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка "Фантазия" (нетрадиционные способы рисования), 1 класс.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадицион...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Я - гражданин России»
Программа является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной деятельности обучающихся....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Растим патриота и гражданина»
Внеур деятельность...