Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"
рабочая программа (1 класс) по теме

Ларионова Татьяна Николаевна

 

 

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-_grazhdanin_rossii.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТИМОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

г. СОЛНЕЧНОГОРСКА - 7

РОССИЯ 14 1 507 Московская область г. Солнечногорск-7 ул. Подмосковная

Тел./факс 994-36-46                                                                                                E-mail: timon-school@mail.ru

                     «РАССМОТРЕНО»                                                         «УТВЕРЖДЕНО»

          на заседании ШМО                                                                       решением педсовета

           «___» ___________ 201_ г.                                                            Директор _______ Серова В.В.

            Руководитель ШМО                                                                       «___» ____________ 201_ г.

            _______________________                                                           Приказ № ________

                      «СОГЛАСОВАНО»

            Зам. директора по УВР

            ________________________

            «___» ____________ 201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(внеурочная деятельность, гражданско-патриотическое направление)

По           факультативному  курсу  «Я – гражданин России»                                             

Класс          1 «Г»

Количество часов     33 ч.

                                                                                 

                                                                                   Учитель    Ларионова Татьяна Николаевна

2011 – 2012 г

Пояснительная записка к курсу

Программа  факультативного курса составлена на основе программ:

  1. класс:  Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы.  – Волгоград: Учитель, 2006.
  1. класс: Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

 Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах.

«Азбука права» - интегрированный курс. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

 Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Само знакомство с этими основополагающими документами предусматривается только в конце 1 -го года обучения.

В следующих классах происходит более детальное изучение текста Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.

Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.

Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.

Преподавание курса «Азбука права» в начальной школе строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой. Естественным продолжением его в начальной школе будет курс Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. «Я - гражданин России»

Место курса в учебном плане

В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 1 ч в неделю, всего 135  часов: 67 часов  в 1-2 классе и 68 часов  в 3-4 классе.

Таблица тематического распределения часов

Содержание программы «Азбука права» распределено автором не на тематические разделы, а на занятия. Рабочая программа в 1 классе расширяет и конкретизирует темы занятий 1-го года обучения, а во втором классе объединяет темы 2-го и 3-го годов обучения по программе  Бобковой Н.Н.

Дата

Содержание

Дата прове-дения по неделям

Оборудование

Кто Я? Какие мы? (4 ч)

1

Кто я? Мы такие разные по внешности.

1-4 сент.

Игровой инвентарь

2

Кто я? Мы такие разные по характеру.

6-10 сент.

Игровой инвентарь

3

Кто я? Разные способности разных людей.

13-17 сент.

Мультимедийное оборудование

4

Мы такие разные! Общие права для всех.

20-24 сент.

Игровой инвентарь

0 человеческом счастье...  (6 ч)

5

Из чего складывается счастье? (Право на семью на достойный уровень жизни, мед. обслуживание)

27-1 окт.

Андерсен Г.-Х. «Калоши счастья»

6

Из чего складывается счастье? (Право на отдых, развлечения, образование, труд и др.)

4-8 окт.

7

Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях.

11-15 окт.

Мультимедийное оборудование

8

Образование. Любимая профессия.

18-22 окт.

Встреча с родителями учащихся.

9

Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности).

25-29 окт.

Мультимедийное оборудование

10

Соблюдение прав других. Как проявить уважение к другому человеку.

8-12 ноя.

Игровой инвентарь

А нужны ли правила? (6 ч)

11

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений.

15-19 ноя.

Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

12

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений. Инсценировка.

22-26 ноя.

Рассказы В. Осеевой

13

Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.

29-3 дек.

Народные сказки.

14

Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.

6-10 дек.

15

Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.

13-17 дек.

А нужны ли правила? (6 ч)

16

Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила дорожного движения.

20-24 дек.

Мультимедийное оборудование

17

Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила  противопожарной безопасности.

10-14 янв.

Мультимедийное оборудование

18

Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила  взаимоотношений между людьми.

17-21 янв.

Игровой инвентарь

19

Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила  взаимоотношений между людьми.

24-28 янв.

Игровой инвентарь

20

Что такое правила? Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права.

31-4 февр.

21

Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Обсуждение правил поведения в общественных местах с точки зрения права.

7-11 февр.

Царство Закон (4 ч)

22

Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника.

21-25 февр.

23

Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права и обязанности в семье.

28-4 марта

24

Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права как ребенка.

7-11 марта

25

Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Я – гражданин.

14-18марта

Царство Беззаконие (4 ч)

26

Раскрытие понятия «беззаконие». Игры «без правил».

21-22 мар,1

Игровой инвентарь

27

Раскрытие понятия «беззаконие». Игры «без правил».

4-8 апр.

Игровой инвентарь

28

Неразрывность прав и обязанностей, необходимости уважения прав других.

11-15 апр.

Игровой инвентарь

29

Органы, состоящие на защите прав граждан.

18-22 апр.

Встреча с инспектором ОПДН

Закон Для нас. Закон внутри нас (3 ч)

30

Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Кто пишет законы.

25-29 апр.

А. Усачев «Приключения маленького человека»

31

Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Для чего пишут законы.

2-6 мая

Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте).

32

Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Где хранится закон?

9-13 мая

Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте).

Что мы знаем о правах человека?(1 ч)

33

Итоговое занятие. Викторина «Что мы знаем о своих  правах?»

16-20 мая

Таблица тематического распределения часов

Содержание программы «Азбука права» распределено автором не на тематические разделы, а на занятия. Рабочая программа в 1 классе расширяет и конкретизирует темы занятий 1-го года обучения, а во втором классе объединяет темы 2-го и 3-го годов обучения по программе  Бобковой Н.Н.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

программа «Азбука права» (Бобкова Н.Н.)

Рабочая  программа

1 год

2 год

3 год

1 кл.

2 кл.

1

Кто Я? Какие мы?

4

   

2

О человеческом счастье...

6

3

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

5

4

А нужны ли правила?

6

  5

Царство Закон

4

6

Царство Беззаконие

4

7

Закон Для нас. Закон внутри нас

3

8

Что мы знаем о правах человека?

3

9

Всеобщая декларация прав человека

17

10

Конвенция ООН по правам ребенка.

17

Всего:

9 ч

17 ч

17 ч

       33

34

Итого

43 часа

67 часов

Целью курса «Я — гражданин России» является расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине,  с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого.

Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».

Цель курса конкретизируют следующие задачи:

- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими   присвоению   определенных   норм   морали, нравственности.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Курс «Я — гражданин России» состоит из 2-х частей, 1-я часть — «Я — гражданин России» (Я — моя страна — мой мир) изучается в 3-м классе, 2-я часть — «Я — гражданин России» (Мое настоящее и мое далекое прошлое) — в 4-м классе.

Для учащихся 3-го класса составлен учебник-хрестоматия, в котором авторский текст соединен с отрывками из документальных источников, из литературных произведений - сказок, мифов, рассказов и стихотворений. В 4-м классе линию углубленного знакомства школьников с окружающим миром продолжает учебник-хрестоматия «Твоя Россия».

Таблица тематического распределения часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая  программа по классам

3 кл.

4 кл.

3 класс

1

 Россия – моя Родина

7

7

-

2

Без прошлого нет настоящего и будущего

7

8

-

3

Далекая Россия становится близкой

7

8

-

4

Россия и мир

10

10

-

5

Заключение. Я и Россия

1

1

-

4 класс

6

От прошлого к будущему. Зачем мне история?

1

-

1

7

Древняя Русь

6

-

7

8

Московское государство

6

-

7

9

Российская империя

6

-

6

10

19 век России

5

-

5

11

История и современность

8

-

8

34

34

Итого

32+32

68

  1. Содержание программы.

1 КЛАСС (33 ч)

Кто Я? Какие мы? (4 ч)  Занятия тренингового характера «Мы такие разные» (2 ч), «вот какой я!», «Мы все равны». 

О человеческом счастье... (6 ч)  Игровое занятие «Из чего складывается счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Ролевые игры:  Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (5 ч)  Анализ литературных произведений (Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?», рассказы В. Осеевой)  Положительные  и отрицательные герои сказок. Инсценировки и ролевые игры.

А нужны ли правила? (6 ч) Что такое правила? Правила игры. Правила дорожного движения. Правила  противопожарной безопасности. Правила общения.  Правила поведения в школе.  Составление собственных правил.

Царство Закон (4 ч)  Игра «Остров  туземцев». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися. Коллективное сочинение истории «В царстве Закона».

Царство Беззаконие (4 ч) Анализ литературных произведений (Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок . Чуковский К. «Бармалей»). Просмотр тематических мультфильмов. Игра «День без правил», «Рынок». Беседа со школьным инспектором (Органы, состоящие на защите прав граждан).

Закон Для нас. Закон внутри нас (3 ч) Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Встреча со школьным инспектором. Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов.

Что мы знаем о правах человека? (3 ч) Культура поведения. Викторина по правам человека. Занятие-игра с приглашением родителей.

  1. КЛАСС (34 ч)

Всеобщая декларация прав человека (17 ч)

Всеобщая декларация прав человека – что это? Беседа. Встреча с работником школьной  библиотеки.

 Чем каждый человек отличается от других людей? (игры – тренинги и ролевые игры).

 Чем мы похожи?  Игровое занятие.  

Чем я горжусь? Выставка моих достижений и достижений моей семьи.  

Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам было комфортно.

 Право на жизнь и личную неприкосновенность. Игровое занятие.

Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право в России; случаи рабства в современной жизни - нарушение прав человека. Просмотр и обсуждение видеороликов

  Равенство всех перед законом. Конституция - основной закон государства.

Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Решение и разыгрывание ситуаций.

 Право на неприкосновенность жилища. Разыгрывание ситуаций.

Меры предосторожности и правила безопасности.

Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Обсуждение примеров из литературных произведений.

Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь.

Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства.

Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

Право на гражданство. Свобода бракосочетания.

Право на владение имуществом. Анализ и обсуждение примеров из литературных произведений.

Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания.

Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения.(тренинг. Отработка умения спорить , доказывать, уступать)

 Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. (ролевая ирга)

Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение

Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы).

Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса.

 Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других граждан. (тренинг толерантного поведения)

Конвенция ООН по правам ребенка. (17 ч)

Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Игровой тренинг.

 Родословная. Праздник моей семьи.

  Право на достойное жилище. Что могут сделать дети, чтобы улучшить условия жизни, поддерживать порядок. Школа - второй дом. Игра «Дом, который построим мы»

 Право на медицинское обслуживание.  Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни.

Материнство и детство Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Совместное детско-родительское занятие.

 Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо?

Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь детям. Дети сироты.

Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье. Коллективный проект.

Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности.

Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей. Усилия самих детей

 Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев общества.

Совесть. Мораль.

Занятия вредные и полезные.

Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи нуждающимся (пожилым, маленьким) и т. п.

Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Тренинг толерантного поведения.

Предубеждения по признаку пола. Игровой тренинг «Мальчики – девочки»

Взаимоотношения в классе. Тренинг толерантного поведения.

Подведение итогов изученного за год . Интеллектуальный марафон по правам человека.

3 КЛАСС (34 ч)

Раздел I. Россия — моя Родина (7 ч)  Государственное устройство России (Российская Федерация, Конституция). Россия многонациональное государство. Москва — столица России. Современная карта России. Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника. Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная. Президент). Государственная символика (герб, флаг, гимн). Государственные праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).        

Раздел П. Без прошлого нет настоящего и будущего (8 ч) Человек — самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии).

Раздел III. Далекая Россия становится близкой (8 ч) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Письменность.

Раздел IV. Россия и мир (10 ч) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического сознания), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. «Чудеса света» (искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран). Международное сотрудничество.

Заключение (1 ч) Я живу в России.

4  КЛАСС (34 ч)

Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1ч)

Раздел I. Древняя Русь (7 ч) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Древнерусские города и села: жизнь, быт, занятия, культура. Родной край в древности.

Монголо-татарское нашествие. Борьба жителей Руси против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва, Дмитрий Донской.

Раздел П. Московское государство (7 ч) Первый Русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства, жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров. «Смутное время». Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.Минин и Д.Пожарский. Иван Сусанин. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII в.

Раздел III. Российская империя (6 ч) Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская битва. Послепетровская Россия. Екатерина II. М.Ломоносов. А. Суворов. Жизнь и быт населения. Культура России.

Раздел IV. XIX век России (5 ч) Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. Кутузов. Николай I и декабристы.

Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Развитие промышленности. Жизнь и быт населения. Культура России.

Раздел V. XX век. История и современность (8 ч) Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь и быт людей. Великая Отечественная война. Основные сражения великой Отечественной войны. Городагерои. Герои фронта и тыла. Ордена и оружия Победы. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России в XX веке. Новая Россия. Начало века. Войны и Революции.

  1. Требования к подготовке учащихся по предмету

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004

Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.

Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.

Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.

Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.

«Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.

Хрестоматия «Твоя Россия»

Программа разработана на основе

Программы Азбука права. Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы. Автор: Бобкова Н.Н. –Волгоград: Учитель, 2006.

Программы факультативного курса «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.

Согласовано                                                                                             Согласовано

Протокол заседания                                                                                Заместитель директора по УМР

методического объединения учителей № 1                                          _____________

от 26.08.2011 г.                                                                                        30.08.2011 г.

Руководитель МО ________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Внеурочная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка "Фантазия" (нетрадиционные способы рисования), 1 класс.

     Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадицион...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Я - гражданин России»

Программа является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания  на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной деятельности обучающихся....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...