Программа "Я - гражданин России"
рабочая программа по теме
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России" расчитана на учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения
«Чулковская средняя общеобразовательная школа»
«Секиринская основная общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
(Срок реализации – 4 года)
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Косырева Елена Викторовна
2013-2014 учебный год
ПРОГРАММА «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
по воспитательной работе в начальной школе.
Обоснование выбора гражданско-патриотического воспитания в качестве приоритетного направления
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.
Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Таким образом, опираясь на программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373 и на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795, в целях повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения очевидна необходимость в разработке соответствующей воспитательной программы.
Методологической основой нашей программы являются труды Волкова Геннадия Никандровича — профессора, доктора педагогических наук, академика, основателя этнопедагогики, академика Академии творческой педагогики Российской Федерации.
Для реализации данного направления была выбрана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана программа «Я – гражданин России».
Реализации программы осуществляется посредством классных часов, будут задействованы воспитательные возможности учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.
Цели гражданско-патриотического воспитания:
1. Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
2. Формирование гражданской и правовой направленности развития личности.
3. Воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение определенных задач.
Задачами гражданско-патриотического воспитания младших школьников являются:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом:
- природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны);
- сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);
- социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики);
- некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как:
- любовь к родным и близким людям;
- любовь к родному городу;
- любовь к природе;
- уважение к истории народа;
- восхищение произведениями народного творчества;
- ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений:
- умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности;
- умение принять участие в общественно направленном труде;
- умение бережно относится к природе, результатам труда других;
- умение отразить знания в речи, общении с взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планируемые результаты реализации программы
У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В результате реализации программы ожидается:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в социальной сфере: способность к самореализации формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;
- в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в духовно – нравственной сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы организации программы | ||
| ||
Индивидуальные, групповые, коллективные | ||
| ||
Теоретические | Практические
| |
| ||
|
|
Программа включает в себя следующие направления и разделена по классам
1 класс
Тема: Я – продолжатель рода
Цель: развитие чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее рода, осознание себя как части микросоциума.
Задачи:
- знание значения своего имени;
- мои родители;
- я – член своей семьи, создание родословной;
- традиции моей семьи, создание семейного архива.
2 класс
Тема: Я и мое село, моя страна.
Цель: развитие чувства сопричастности и ответственности к развитию с будущего села.
Задачи:
- идентификация себя жителем села;
- изучение истории села;
- изучение жизни и деятельности знаменитых людей села;
- забота о чистоте и порядке своей улицы.
3 класс
Тема: Я родом из России, села Секирино.
Цель: воспитание активной гражданской позиции, любви к малой родине, чувства гордости за свою страну.
Задачи:
- идентификация себя жителем села Секирино;
- знакомство со страной, с народами, живущими в ней;
- знакомство с играми, загадками, пословицами народов живущих в Российской Федерации.
4 класс
Тема: Я – гражданин России
Цель: осознание сопричастности личности судьбе Отечества, воспитание чувства гордости за свою Родину, воспитание активной гражданской позиции.
Задачи:
- знакомство с историей России;
- осознание многонациональности России и дружбы между народами;
- изучение жизни и деятельности великих людей России;
- осознание себя частью России.
Приблизительные темы занятий (возможны изменения)
На освоение каждой из тем отводится 1 час теории и 1 час практической деятельности.
1 класс
Тема: Я – продолжатель рода
№ № | Тема | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мое имя | Что для человека означает его имя? Как родители выбирают имя своему ребенку? | Сделать рассказ о значении своего имени, разузнать у родителей, почему их так назвали. |
Защита проектных работ | |||
2. | Мои родители | Как зовут ваших родителей? Ваша фамилия. Чем занимаются родители? | Сделать фоторассказ о родителях. |
Защита проектных работ | |||
3. | Моя семья | Твои бабушки и дедушки и другие родственники. | Сделать родословную своей семьи. |
Защита проектных работ | |||
4. | Традиции моей семьи | Что такое традиции семьи? Как сделать архив семьи? | Рассказать о традициях семьи, начать делать архив семьи. |
Защита проектных работ |
2 класс
Тема: Я и моё село Секирино
№ | Тема | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мое село Секирино | Рассказ о том, что Москва – столица нашей Родины. | Составление фото-рассказа «Я живу в селе Секирино». |
Защита проектных работ | |||
2. | Изучение истории основания села Секирино | История села Секирино | Интересные факты из истории села |
Защита проектных работ | |||
3. | Знаменитые люди нашего села | Историю села делает каждый её житель. | Составление альбома «Профессии моих родителей». |
Защита проектных работ | |||
4. | Забота о нашем селе | От каждого из нас зависит благополучие и рассвет нашего села. | Составление проектов «Чистое село». |
Защита проектных работ |
3 класс
Тема: Я родом из России, села Секирино
№ | Тема | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Моя страна - Россия | История России. Климатические условия, природные ресурсы, развитие страны. | Проект «Россия в XXI веке и моя роль в ней». |
Защита проектных работ | |||
2. | Народы, живущие в России | Знакомство с народами, живущими в нашей стране. | Составление альбома о своем народе. |
Защита проектных работ | |||
3. | Русский национальный праздник | Знакомство с обычаями народа России. | Рассказ о праздниках своего народа. |
Защита проектных работ | |||
4. | Народные игры | Знакомство с понятием «Народные игры, пословицы, загадки, поговорки». | Рассказ об играх, поговорках, пословицах своего народа. |
Защита проектных работ |
4 класс
Тема: Я – гражданин России
№ | Тема | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Москва – столица нашей Родины | Рассказ о Москве, ее истории. | Интересные факты о Москве. |
Защита проектных работ | |||
2. | Народы, живущие в России | История России, о народах, живущих на её территории. Дружба народов, подвиг дедов. | Проект «Мои дедушка и бабушка делали историю России». |
Защита проектных работ | |||
3. | Великие люди России | Знакомство с известными людьми России. | Проект «Великие люди России». |
Защита проектных работ | |||
4. | Я – гражданин России | Я часть своей Родины. Осознание себя частью России. | «Кем я хочу стать», «Что я могу сделать, чтобы Россия процветала». |
Защита проектных работ |
Мониторинг:
Мониторинг деятельности проводится ежегодно; отслеживаются количественные и качественные показатели.
Количественные показатели:
- участие в жизни класса, школы;
- участие в школьных, районных, областных мероприятиях обучающихся;
- изготовление и представление различных проектов (на бумажных и электронных носителях).
Качественные показатели:
- освоение новых технологий и форм работы по патриотическому воспитанию;
- удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой (ее организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников);
- изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класса, школы, села;
- повышение статуса класса в школе.
Диагностика обучающихся начального общего образования по патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»
Основные показатели воспитанности патриотизма | Признаки и уровни формирующихся качеств. |
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечест-ву», символы России и др. | 3 – знает и может объяснить все основные понятия; 2 – объясняет понятия не полностью; 1 – в объяснении понятий допускает ошибки. |
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, страну. | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; 2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям; 1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями. |
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине. | 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; 2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями; 1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым. |
4. Служение своими силами. | 3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; 2 – участвует в организованных другими делах; 3 – неохотно принимает участие в делах. |
5. Забота о своей школе | 3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других; 2 – участвует в делах класса и школы; 1 – в делах класса участвует при побуждении. |
Расшифровка показателей
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
Диагностика проводится выборочно
При проведении диагностики используются следующие формы:
- наблюдение педагогом;
- лист самооценки качеств личности;
- анкетирование;
- рисуночный тест;
- беседа;
- мини-сочинения.
Примерная анкета «Родина в моей жизни»
2-4 классы
1. Моя большая Родина – это…
2. Моя малая родина – это…
3. Самыми трудными событиями моей Родины были…
4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
5. Когда я вырасту, я хочу…
6. Я не хочу, чтобы моя Родина…
7. По отношению к Родине я испытываю…
8. Я благодарен своей Родине за то, что…
9. Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
10. Я стремлюсь быть…
11. Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…
Патриотическое и гражданское воспитание
Методика незаконченных предложений
Продолжи предложения:
1. Самое дорогое для человека – это…
2. Патриот своей Родины – это…
3. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
4. Долг для меня – это…
5. Свет в окнах моего дома – это…
6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
8. Помогать Отечеству – значит…
9. Смыслом семейной жизни для меня является…
10. Закон для меня – это…
11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
12. Символы нашего государства для меня…
Обработка: качественный анализ полученных ответов
Структура реализации программы «Я – гражданин России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...