рабочая программа кружка "Школа волшебников"
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа кружка расчитана на 34 часа.В программе есть описание работы каждого раздела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_shkola_volshebnikov.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с бисером. | 10 | 2 | 8 |
3 | Работа с солёным тестом | 10 | 1 | 9 |
4 | Работа с бумагой и бросовым материалом | 6 | - | 6 |
5 | Виды вышивки, плетение | 7 | - | 7 |
7 | Итого | 34 | 4 | 30 |
Содержание программы
Вводное занятие. Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте.
Работа с бисером. Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение колец, “фенечек”, кулонов. Постепенно усложняется работа, предлагается детям изготовить более сложные изделия. Плести можно как одной, так и двумя нитями. На заключительных занятиях при работе с бисером детям предлагаются сложные работы. Большое внимание уделяется качеству изделия. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения. Плетение браслетов-“фенечек”.Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений).Плетение цветов(работа по схемам).Панно “Стрекозы”. Плетение одной нитью. Плетение в две нити. Дерево из бисера.
Работа с бумагой и бросовым материалом. Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)Изготовление карандашницы. Работа с бросовым материалом (упаковочный материал)Работа с модулями .Работа в стиле «Квилинг».
Работа с солёным тестом. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. Рассказать о необходимости после работы смазывать руки кремом. Сушка и раскраска поделок. Различные способы. Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. Поделки из соленого теста. Подарки своими руками. Что можно сделать? Сувениры и поделки из соленого теста. Фантазия на кухне. Интересные идеи для оформления интерьера. Цветы и ягоды. Талисманы своими руками.
Виды вышивки,плетение
Знакомство школьников со старинными видами рукоделий. Технологические приемы при выполнении изделий в технике «вышивка крестом». Основные технологические приемы при работе со швейными инструментами и материалами: иглы, мулине, пяльцы и др. Техника «вышивка лентами». Изготовление художественно-декоративных поделок с использованием бисера. Цветовые гаммы при изготовлении швейных декоративных изделий. Выбор сюжетов при выполнении декоративных швейных поделок. Оформление швейных художественно-декоративных изделий.
№ ур | №ур в разделе | Тема занятия | Дата план | Датафакт |
Вводное занятие | ||||
1 | 1 | “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; | ||
Работа с бисером. | ||||
2 | 1 | Материалы и инструменты, пробные плетения. | ||
3 | 2 | Плетение браслетов-“фенечек”. | ||
4 | 3 | Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений). | ||
5 | 4 | Плетение цветов(работа по схемам). | ||
6-7 | 5-6 | Панно “Стрекозы”. | ||
8-9 | 7-8 | Плетение одной нитью.Плетение в две нити. | ||
10-11 | 9-10 | Дерево из бисера. | ||
Работа с солёным тестом | ||||
12-13 | 1-2 | Сувениры и поделки из соленого теста. | ||
14-15 | 3-4 | Фантазия на кухне. | ||
16-17 | 5-6 | Интересные идеи для оформления интерьера. | ||
18-19 | 7-8 | Цветы и ягоды. | ||
20-21 | 9-10 | Талисманы своими руками. | ||
Работа с бумагой и бросовым материалом. | ||||
22 | 1 | Изготовление шкатулок из открыток. | ||
23 | 2 | Изготовление карандашницы. | ||
24 | 3 | Корзина с розами. | ||
25-26 | 4-5 | Работа с модулями. | ||
27 | 6 | Работа в стиле «Квилинг» | ||
Виды вышивки,плетение. | ||||
28 | 1 | Виды швов.Вышивка «крестом». | ||
29-30 | 2-3 | Вышивка по схеме.украшение одежды вышивкой. | ||
31 | 4 | Плетение из тесьмы. | ||
32 | 5 | Пано из тесьмы «Букет». | ||
33 | 6 | Изонить,виды переплётов. | ||
34 | 7 | Итоговое занятие. |
Требования к концу обучения.
Учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы.
При работе с солёным тестом дети учатся намазывать на основу тонкий слой теста, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки жгутиками, элементы мозаики. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.
При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. При работе с бумагой дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.
На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение колец, “фенечек”, кулонов. Постепенно усложняется работа, предлагается детям изготовить более сложные изделия – колье, воротники, браслеты. Плести можно как одной, так и двумя нитями. На заключительных занятиях при работе с бисером детям предлагаются сложные работы – плетение пасхального яйца, салфетки. Большое внимание уделяется качеству изделия.
Список литературы.
Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: - М., 2007
Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Т.И. Еременко “Рукоделие”
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки”
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет художественно – эстетическую направленность.
Сроки реализации программы.
Возраст обучающихся 9-10лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объём реализации программы 34 часа в год , 1 раз в неделю по 1 часу.
Основа программы – это постепенность погружения в мир декоративно-прикладного искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ученика. Единство их в каждом занятии обязательно.
Занятия построены в виде игры “Путешествие к мастерам”. Каждый урок – это знакомство с новыми материалами, техниками рукоделья, и конечно историческая составляющая каждого ремесла, с которым будут знакомиться ученики. Основная цель этого путешествия – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Постепенно дети включаются в круг художественной жизни через три формы художественной деятельности: изображения, украшение, постройки. Три формы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная) фактически являются основой творчества.
Обучение делится на два этапа.
Задачи I этапа:
- помочь ребенку найти свое понимание декоративного искусства и научиться с его помощью выражать свои эмоции и чувства;
- формировать художественно-творческую активность ребенка;
- духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость, воспитывать мир чувств ребенка.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук,
- обратить внимание детей на линию как основное выразительное средство;
Задачи II этапа:
- развить умение выбирать нужные изобразительные средства для создания того или иного образа;
- развить художественно-творческие способности ребенка, его наблюдательность;
- учить видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное.
- развить стремление ребенка к созданию образов;
- учить строить предметные композиции, постигать законы композиции;
- учить выражать свое отношение к тому, что человек строит, украшает и изображает;
- воспитывать чуткого к искусству, грамотного зрителя.
Цель программы:
Основная идея программы - развить у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству, раскрытие творческого потенциала личности средствами искусства.. Важно научить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, реализоваться в деятельности. Основными направлениями деятельности программы является учебная, воспитывающая и развивающая деятельность.
Программа обучения представляет собой завершающий блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа
В соответствии с выявленными знаниями и умениями возрастные рамки в группах могут расширяться.
Возможно объединение детей в творческие группы для подготовки их к участию в выставках или конкурсах.
Задачи программы:
- воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека, декоративно-прикладного искусства,
-формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности,
-воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
-развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, , комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский
- познакомить обучающихся с различными видами декоративно- прикладного творчества (оригами, бумагокручение, изонить, конструирование, бумагопластика, коллаж, орнаменты, лепка, аппликация);
- научить детей приёмам работы с различными материалами, инструментами;
- формировать к детей художественный вкус, приучить их к общечеловеческим ценностям, воспитать интерес к культуре, истории, традициям и обычаям народа;
- воспитывать у детей чувство толерантности, научить общаться в коллективе;
-формировать умение анализировать свои работы, работы других воспитанников.
Содержание и формы обучения.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус.
Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания школьников.
Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, учащиеся создают не только полезные но и красивые изделия, познают радость от создания, сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы у детей развивается чувство цвета, ритма, тренируются пальцы рук, глазомер, воспитывается наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе вещей.
Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастие детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий.
Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в общественно полезную деятельность.
Механизм реализации программы.
Реализация программы даёт обучающимся представления об основных направлениях декоративного искусства и создания композиций разных форм, формирует умения и навыки по их технологическому исполнению, а также воспитывает стремление творчески подходить к процессу создания работ.
При реализации программы “декоративно-прикладное творчество” используются следующие методы:
- словесные- лекции, беседы, викторины;
- наглядные- просмотр репродукций, слайдов, фото-сюжетов, образцов изделий мастеров народного творчества
- практические- изготовление наглядных пособий, образцов изделий для постоянно действующей выставки в учебном кабинете, для оформления интерьера класса, квартиры;
Одна из интересных форм стимулирования учащихся к знаниям- организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий, куда приглашаются родители и друзья кружковцев.
Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправлены. Педагог даёт возможность всем детям самостоятельно оценивать свою работу, её результат, видеть её достоинства и недостатки. При коллективном обсуждении результатов важно акцентировать внимание на том, что получилось, т.е. даётся положительная оценка деятельности ребёнка, тем самым создаётся благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.
Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года:это беседы, коллективные занятия в кружке, посещение выставок, приглашение на отчётные выставки кружковцев.
По ходу обучения необходимо обратить внимание на содержание понятий и терминов, формирование у обучающихся умения пользоваться специальной и справочной литературой.
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые проходят после изучения каждого раздела и позволяют педагогу проследить творческий рост каждого ребёнка по следующим критериям:
- оригинальность идеи,
- исполнительское мастерство,
- новаторство и современность,
Работа с родителями.
Повышение воспитательного потенциала обучающихся возможно при условии системной деятельности” педагог-учащийся-родители”согласно данной образовательной программе, работа с родителями строится по следующим направлениям:
- консультативная и просветительская работа: проведение бесед, участие в родительских собраниях,
- привлечение родителей к досуговой деятельности, организация выставок, мероприятия в объединении , открытые уроки, празднование дней рождения, мастер-классы и др.
- подготовка подарков для родителей на 8 Марта, День Семьи, день Матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Художественное творчество: станем волшебниками"
Рабочая программа составлена на основе программы Т.Н.Просняковой "Художественное творчество: станем волшебниками"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Художественное творчество: станем волшебниками"
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками» ( 4 год...
Рабочая программа "Школа юного волшебника" (II вариант)
Дополненный вариант рабочей программы "Школа юного волшебника". Разработана в соответствиии с требованиями к рабочей программе дополнитнльного образования в школе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Художественное творчество: станем волшебниками»
Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов. Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности художест...
рабочая программа внеурочной деятельности (кружок "школа волшебников)
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "школа волшебников" разработана и составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»
Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...