Рабочая программа "Школа юного волшебника" (II вариант)
рабочая программа (4 класс) на тему
Дополненный вариант рабочей программы "Школа юного волшебника". Разработана в соответствиии с требованиями к рабочей программе дополнитнльного образования в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_yunogo_volshebnika_rp_dopol._obraz-ya.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1»
«Утверждаю»
директор МОУ «МСОШ №1№
____________/ /
от « »_____________2013г. от
Программа внеурочной деятельности
«Школа юного волшебника»
(возраст детей 9 – 10 лет)
срок реализации 2 года
автор-составитель: Баранова Ирина Владимировна
учитель начальных классов МОУ «МСОШ №1»
п. Могойтуй
2013 год
- Пояснительная записка
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Младшие школьники любит всё таинственное, загадочное и необычное. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому один из вариантов знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы через свою деятельность. Тогда обязательно нужно проводить вместе с ними нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Эта цель обучения может быть достигнута только тогда, когда будет сформирован интерес к знаниям через урок и внеурочную деятельность.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Материал, рекомендованный по данной авторской программе, занимает особое место в начальном обучении. Такие предметы, как русский язык, математика, имеют строго очерченные программные требования. Знания и навыки, выделенные в программах по этим предметам, должны быть прочно усвоены в полном объеме. Многие авторские программы внеурочной деятельности для младших школьников лишь закрепляются знания, полученные на уроках. Проанализировав программы внеурочной деятельности в сети Интернет, программ по системе Занкова и «школы 2100», можно сделать вывод, что основная цель большинства программ – это формирование исследовательских навыков младших школьников либо расширение информационной грамотности учащихся. При изучении материала в «Школе юных волшебников» школьники должны, главным образом, получить общие представления о некоторых закономерностях развития природы, веществах в природе, расширить свой кругозор. При этом будут развиваться у учащихся наблюдательность, способность рассуждать и размышлять. Программа тесно связана с предметом «Окружающий мир», который на современном этапе образования в начальной школе является интегрированным, но не всегда содержание данного предмета способно ответить на вопросы детей «почему и как». Содержание программы можно изменять, исходя из вопросов, которые будут интересовать членов кружка.
Основная цель «Школы юных волшебников»:
− формирование убежденности в познаваемости мира и начальных представлений о принципе причинности на основе формирования экспериментальных умений и познавательной активности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Обучающие:
- освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира;
-овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы;
Развивающие:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике и химии;
− расширение кругозора, развитие наблюдательности.
Воспитательные:
− зарождение и углубление интереса к окружающему миру;
- воспитание творчески активной личности, живущей по принципу «Я всё смогу».
Развитием познавательных интересов и мотивации у школьников занимались известные учёные и педагоги - Д.Б. Эльконин, Г.А. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, З.И. Калмыкова, А.К. Маркова, Т.А. Матисс, А.Б. Орлов.
Л.С. Рубинштейн отмечал, что существенная задача обучения - формирование полноценных интересов, так как интересы являются и предпосылкой обучения, и его результатом. Аналогичной точки зрения придерживается и В.В. Давыдов, который считал, что интерес проявляется в стремлении к познанию явления или объекта, к овладению тем или иным видом деятельности. При этом, он носит избирательный характер, а так же выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знания, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе.
Изучение феномена творчества связано с именами А.М.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, Л.А.Пономарева, О.К.Тихомирова и многих других видных отечественных психологов. Н.С.Лейтес указывает, что расположенность к творчеству является в высшем проявлении активности человека. Творчеству благоприятствуют такие качества, как наблюдательность, легкость к комбинированию хранящейся в памяти информации, готовность к волевому напряжению и многие другие психологические характеристики.
Основные ключевые понятия программы:
- познавательный интерес
- познавательная активность
- способности
Программа реализуется в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МОУ «МСОШ №1» и представляет систему познавательных опытов и экспериментов для учащихся начальных классов и рассчитана на два года обучения (3-4 класс). В дальнейшем как продолжение в среднем звене вводятся элективные курсы «Занимательная физика», «Химия на кухне». В старших классах ребята имеют возможность вступить в созданный в школе Клуб юных рационализаторов и изобретателей.
Рассчитана на 2 года обучения , 68 занятий, продолжительностью 40 минут каждое. Набор детей свободный. Число членов школы- 15-20 человек. В начале обучения проводится диагностика познавательных процессов и интересов, затем анкетирование по выявлению интересующих детей вопросов.
Место проведения занятий – кабинет (во второй половине дня).
Основной формой работы на 1 год обучения являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов. Задания, упражнения и опыты на занятиях предлагают парную, групповую, самостоятельную работу. Во 2 год обучения предполагается выполнение мини – проектов и исследовательских работ по химии и физике.
Основные виды деятельности:
- игровая деятельность:
- совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу);
- опытно – экспериментальная деятельность (проведение познавательных опытов)
- презентационная (представлении своих работ)
Форма подведения итогов:
- презентация опытов перед одноклассниками (в виде занимательного внеклассного мероприятия «Друзья Гарри Поттера»)
- участие в различных конкурсах и НПК.
Данная программа позволить учащимся достигнуть второго и третьего уровня результатов. Второй уровень предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения второго уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, школьник приобретает мужество, готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Школа юных волшебников».
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ «МСОШ № 1». Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юных волшебников», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочно можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных и физических), их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (природа, знания);
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- составление плана работы и оценка своей деятельности в соответствии с поставленными задачами и целями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ.
- установление причинно-следственных связей;
В результате занятий по разработанной программе у младшего школьника появится возможность:
- оценивать свои знания об окружающем мире и стремиться познавать новое и неизведанное;
- научиться договариваться с людьми, согласовывая свои интересы и взгляды для успешной деятельности;
- рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;
- расширить свой кругозор;
- иметь более высокий уровень познавательного интереса и познавательной активности
Формы учёта знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, самостоятельные работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, участие в конкурсах, фестивалях, НПК)
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: опросные листы, тесты, беседы
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, консультации
Итоговый контроль: демонстрация (презентация) опытов (фокусов) и своих научно- исследовательских работ для других учащихся и родителей.
Самоконтроль:
1)листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются: -развитие познавательных интересов обучающихся;
-создание ситуации успеха для каждого ученика;
-повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
-приобретение навыков саморефлексии.
Раздел | Тема | Я знаю | Я умею |
2) ведение дневника « Я могу, я научился»
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в демонстрациях для одноклассников и младших школьников .
Средний уровень: умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике
3. Содержание программы
1 год обучения (34 часа)
№ п\п | Раздел | Кол-во часов | Теория | Практические действия |
Вводное занятие | 1 | - знакомство с целями и задачами школы юных волшебников | игра «Расскажи о себе» | |
I. | Вещества и материалы | 12 | -знакомство с понятием «вещество, материал» - рассмотрение вопроса «Какие бывают вещества?» - из чего состоят вещества и материалы - правила безопасного проведения опытов и экспериментов | - проведение познавательных опытов, раскрывающих свойства различных материалов и веществ ( плотность, плавучесть, удивительные смеси, химические соединения, состав материалов), основанных на законах физики и химии |
II. | Воздух вокруг нас | 11 | -рассмотрение основных свойства воздуха -использование их в различных приспособлениях - изобретения, основанные на свойствах воздуха | проведение познавательных опытов, раскрывающих свойства воздуха (атмосферное давление, температура воздуха, вода в воздухе, мощь воздуха) |
III. | Движения и механизмы | 10 | - рассмотрение истории изобретения различных механизмов и принципов их действия (от колеса до наших дней) | проведение познавательных опытов, раскрывающих такие понятия как: магнетизм, электрический разряд, источник энергии, сила тяжести, инерция, реактивное движение) |
2 год обучения
(34 часа)
№ п\п | Раздел | Кол-во часов | Теория | Практические действия |
I. | Вводное занятие | 1 | - знакомство с целями и задачами школы юных волшебников | дидактическая игра «Что я знаю и умею» |
II. | Химия вокруг меня | 17 | - повторение свойств различных веществ - углубление знаний о веществах - знакомство с лабораторным оборудованием по химии | - подготовка и выполнение групповых и индивидуальных исследовательских проектов и работ по теме «Тайны шпионов», «Тайны воды», «Тайны масляных пятен», «За чашечкой чая» - проведение экспресс- исследований |
III. | Физика вокруг меня | 16 | - повторение свойств различных материалов - углубление знаний о материалах - знакомство с лабораторным оборудованием по физике | - подготовка и выполнение групповых и индивидуальных исследовательских проектов и работ «Лабораторная работа по сбору электрической цепи», «Получение электричества из картофеля», «Изготовление модели простейшего робота», «Сила воды» -проведение экспериментов |
- Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Раздел/Тема | Кол-во времени | Всего часов | |
теория | практика | |||
I | Вещества и материалы | 1 | 11 | 13 |
Вводное занятие. | 1 | |||
1 | Что такое вещество? Какие бывают вещества? | 1 | 1 | |
2 | Из чего состоят вещества. Свойства разных веществ. | 1 | ||
3 | Невидимые чернила. | 1 | 1 | |
4 | Разбегающиеся зубочистки | 1 | 1 | |
5 | Могучая скорлупа | 1 | 1 | |
6 | Научи яйцо плавать | 1 | 1 | |
7 | «Наживка» для льда | 1 | 1 | |
8 | Сильная газета | 1 | 1 | |
9 | Рекордный вес | 1 | 1 | |
10 | Чудесные спички | 1 | 1 | |
11 | Исчезающая монетка | 1 | 1 | |
12 | Висит без верёвки | 1 | 1 | |
13 | Презентация опытов для одноклассников | 1 | 1 | |
II | Воздух вокруг нас | 2 | 9 | 11 |
1 | Что такое воздух? Свойства воздуха | 1 | 1 | |
2 | Изобретения человека с использованием свойств воздуха. | 1 | 1 | |
3 | Лимон надувает шарик | 1 | 1 | |
4 | Соломинка-пипетка | 1 | 1 | |
5 | Соломинка флейта | 1 | 1 | |
6 | Может ли «кипеть» холодная вода. | 1 | 1 | |
7 | Могучее дыхание | 1 | 1 | |
8 | Подводная лодка | 1 | 1 | |
9 | Яйцо в бутылке | 1 | 1 | |
10 | Делаю тучу | 1 | 1 | |
11 | Презентация опытов для одноклассников | 1 | 1 | |
III | Движение и механизмы | 2 | 8 | 10 |
1 | Как человек заставил предметы двигаться | 1 | 1 | 1 |
2 | Изобретения человечества (колесо, транспорт и многое другое) | 1 | 1 | |
3 | Волосы дыбом | 1 | 1 | |
4 | Шарики- магниты | 1 | 1 | |
5 | Танцующая бумага | 1 | 1 | |
6 | Лети, лети, лепесток… | 1 | 1 | |
7 | Птичка в клетке | 1 | 1 | |
8 | Как квадрат превратить в круг | 1 | 1 | |
9 | Скатерть- самобранка | 1 | 1 | |
10 | Презентация опытов для одноклассников | 1 | 1 |
2 год обучения
№ п/п | Раздел/Тема | Кол-во времени | Всего часов | |
теория | практика | |||
Вводное занятие. | 1 | |||
I | Химия вокруг меня | 6 | 11 | 17 ч. |
1 | Лабораторное оборудование по химии. | 1 | ||
2 | Вода удивительная и удивляющая. | 1 | 2 | |
3 | Что содержится в чашке чая? | 2 | ||
4 | Всё об йоде. | 1 | ||
5 | Симпатические чернила | 2 | ||
6 | Жиры, белки и углеводы. | 1 | 2 | |
7 | Пластмассы. | 1 | ||
8 | Химия на кухне. | 1 | 1 | |
9 | Обычный и необычный школьный мел. | 1 | 1 | |
II | Физика вокруг меня | 6 | 10 | 16 ч. |
1 | Лабораторное оборудование по физике. | 1 | ||
2 | Электричество: история и современность | 2 | 1 | |
3 | Альтернативные источники электричества | 1 | 2 | |
4 | Эти удивительные мыльные пузыри. | 1 | ||
5 | Занимательный магнит | 1 | 1 | |
6 | Физика в игрушках. | 1 | 3 | |
7. | Удивительная вода. | 2 |
- Ресурсное обеспечение программы
Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий имеется свободное помещение во второй половине дня. Имеется в школе медкабинет и школьная медсестра. Руководителем кружка может быть учитель начальных классов (химии, физики) или заинтересованный родитель, имеющий навыки работы с химическими препаратами и первоначальные знания по физике.
Основная форма работы: опытно- экспериментальная.
Основной метод: наблюдение, опыт, эксперимент, лабораторные работы. Кроме того, в состав программы входят игровая деятельность.
Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Финансовые затраты минимальны. Все необходимые вещества (по химии) возможно приобрести в магазине. Материалы и инструменты для экспериментов по физике также возможно приобрести или работать с бросовыми и подручными материалами.
Необходимые принадлежности: лабораторное оборудование по физике и химии (имеется в школе), набор необходимых веществ (вода, соль, сахар и т.д), научно-познавательные энциклопедии.
Программа «Школа юного волшебника» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий и детских сайтов по занимательной физике и химии. Методические рекомендации и ход проведения опытов и экспериментов для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.
- Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.- 25 с.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. -204 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. -41 с.
Дополнительная литература
- Мои первые научные опыты, - М.: издательская группа «Контент», 2003,-128 с.
- Сикорук Л.Л. Физика для малышей , -М. : Педагогика, 1983, -165 с.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
- Эрудит. Физика: Справочное издание – М.: «ТД «Мир книги», 2006, -192 с.
Интернет – источники:
http://danilova.ru/publication/fizika
http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty
http://www.chemistry.narod.ru/
Литература для обучающихся
- Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
- Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
- Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Юный патриот"
Через работу по программе «Юный патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как классные часы, экскурсии в музеи, ...
"Школа юного волшебника"
Данный материал представляет программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению на основе познавательных опытов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...
Рабочая программа «Юный патриот» по духовно-нравственному направлению
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, се...
Рабочая программа "Юный Петербуржец"
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
рабочая программа "Юный эколог"
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...