Доклад к педагогическому совету "Использование ИКТ в воспитательной работе"
методическая разработка на тему

Актуальная тема педагогического совета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx359.47 КБ
Файл pedsovet.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили: Коткина С.А. Юрис Т.С. «Использование ИКТ в воспитательной работе»

Слайд 2

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания.

Слайд 3

Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Слайд 4

Информационные технологии предоставляют возможность: рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса; сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст; построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания; вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями; использовать свойства компьютера, которые позволят индивидуализировать воспитательный процесс.

Слайд 5

Задачи школы создание единой информационной среды образовательного учреждения; разработка принципов и методик использования, современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в воспитательный процесс с целью повышения качества воспитания. анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, электронную почту; формирование и развитие информационной культуры обучающихся. подготовка пользователей единой информационной системы.

Слайд 6

Положительные аспекты икт: Подготовка и организация презентаций; Посещение сайтов научно-популярных журналов, в частности участие в проекте «Школа цифрового века»; Участие в творческих конкурсах.

Слайд 7

Стремление применять ИКТ в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Слайд 8

Критерии эффективности использования ИКТ - экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов); - компактность (возможность накапливать информацию на диске, исключая накопление папок с информационным печатным материалом); - наглядность (обозримость) – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале. - возможность проведения мониторинга (Экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика, и форма изучения личности ребенка через тесты и анкеты); - возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной газеты «Школьный Вестник».

Слайд 9

функции Аналитико – прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие, а также развитие всего педагогического коллектива. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.

Слайд 10

функции Контрольная функция – контроль за документацией, выполнением плана воспитательной работы, за ведением дневников обучающихся. Хранение диагностического материала, отражающего результативность работы.

Слайд 11

функции Методическая функция – поиск и сбор информации в помощь педагогам (сценарии, вопросы педагогики и психологии), разработка грамот, дипломов и прочее, подготовка педсоветов, на воспитательные темы, создание информационных данных для родителей (памятки, уведомления, рекомендации, презентации для родительских собраний, информационные буклеты).

Слайд 12

Школьный вестник

Слайд 13

Возможности ИКТ Для ребенка: как индивидуальное развитие и самовоспитание; как средство дополнительной мотивации к какому - либо виду деятельности; как качественно новый вид наглядности; как средство интерактивной организации деятельности; как эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией; как средство формирования навыков.

Слайд 14

Возможности икт Для педагога: как новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка; как инструмент контроля, учета, мониторинга воспитательного процесса; как средство коммуникации и педагогического просвещения родителей.

Слайд 16

Заключение использование ИКТ в целом позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него педагогов и обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, творческий подход педагогов к новым воспитательным технологиям и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру

Слайд 17

Наши предложения В ближайшее будущее хотелось бы видеть автоматизированное рабочее место каждого педагога школы, обеспечивающее хранение, накопление и представление всей необходимой информации.

Слайд 18

перспективы электронные творческие отчеты. полное внедрение и использование электронных журналов. размещение и обмен методическими материалами для педагогов на школьном сервере. создание электронного портфолио каждого класса нашего школы.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

СЛАЙД 2

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, которая представляет собой систему методов, процессов и программно-технических средств, которая направлена на обработку и хранение информации в интересах ее потребителей.

СЛАЙД  3

Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

СЛАЙД  4

Информационные технологии предоставляют возможность:

  1. рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
  2. сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст;
  3. построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
  4. вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;
  5. использовать свойства компьютера, которые позволят индивидуализировать воспитательный процесс.

        Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении как педагога, так и воспитанников.  В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

       Мы не можем ни согласиться с высказыванием ученого и педагога С. Паперта о том, что  "...в 21 веке цифровая среда стала существенным для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих». Поэтому на данный момент развития нашей школы мы должны уделять  большое внимание информатизации воспитания, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов воспитания.

СЛАЙД 5

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

  1. создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  2. разработка принципов и методик использования, современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в воспитательный процесс с целью повышения качества воспитания.
  3. анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, электронную почту;
  4. формирование и развитие информационной культуры обучающихся.
  5. подготовка пользователей единой информационной системы.

Воспитание в школе – это целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и общественность, а также средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

СЛАЙД 6

Русская пословица гласит: «Нет худа без добра», поэтому необходимо нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. Таким образом, использование информационных технологий имеет ряд положительных аспектов:

  1. Подготовка и организация презентаций;
  2. Посещение сайтов научно-популярных журналов, в частности участие в проекте «Школа цифрового века»;
  3. Участие в творческих конкурсах.

       Большинство педагогов нашей школы применяют компьютерные технологии во внеклассной деятельности. Каждый из нас  не мыслит свою воспитательную работу без использования ИКТ. Используя ресурсы Интернет сети, мы берем за основу различные презентации по правилам дорожного движения, по профилактики вредных привычек и многое, многое другое.

       Таким образом, информационно – коммуникационные технологии помогают осуществить личностно – ориентированное образование и воспитание учащегося, которое будет способствовать развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала. При этом необходимо учитывать и то, что какими бы свойствами ни обладало то или иное средство воспитания, прежде всего, первичны дидактические задачи, особенности воспитательного процесса, обусловленные определенными целями воспитания.

       СЛАЙД  7

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно – коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определенный ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами.

      Во – первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования;

      Во – вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования;

      В -  третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

         СЛАЙД 8

Можно выдвинуть критерии эффективности использования ИКТ в воспитательной работе.

- экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

- компактность (возможность накапливать информацию на диске, исключая накопление папок с информационным печатным материалом);

- наглядность (обозримость) – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале.

- возможность проведения мониторинга (Экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика, и форма изучения личности ребенка через тесты и анкеты);

- возможность  творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной газеты «Школьный Вестник».

       Применение ИКТ в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки, каких – либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование  всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей.

        Необходимо создание единого информационного пространства школы путем применения ИКТ, как в  учебной, так и в воспитательной работе. Это способствует повышение интереса у учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Все это подтверждает рост качества воспитательной работы  в школе.

      СЛАЙД 9

 При применении ИКТ в воспитательном процессе используется три функции, каждая из которых подразумевает свои особенности:

  1. Аналитико – прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие, а также развитие всего педагогического коллектива. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.

СЛАЙД 10

  1. Контрольная функция – контроль за документацией, выполнением плана воспитательной работы, за ведением дневников обучающихся. Хранение диагностического материала, отражающего результативность работы.

СЛАЙД 11

  1. Методическая функция – поиск и сбор информации в помощь педагогам (сценарии, вопросы педагогики и психологии), разработка грамот, дипломов и прочее, подготовка педсоветов, на воспитательные темы, создание информационных данных для родителей (памятки, уведомления, рекомендации, презентации для родительских собраний, информационные буклеты).

      Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьей обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Необходимо информировать родителей о жизни нашей школы через печатную и электронную версию. На данный момент, к сожалению, мы пока не можем похвастаться отлаженной работой сайта школы, но очень надеемся, что данное направление будет работать в полную силу, и будет создана творческая группа, курирующая это направление.

СЛАЙД 12 (фото «Школьного вестника»

       Одним из важных направлений информатизации воспитательного процесса также является работа со СМИ. И здесь в качестве самого красноречивого результата нашей деятельности можно представить школьную газету «Школьный вестник», в дальнейшей работе электронную версию можно также  размещать на сайте нашей школы. Так же на базе школы создан компьютерный кружок, где ребята всех классов имеют возможность поиграть в игры, и имеют первоначальное представление о  компьютере.

   Эффективность использования информационных технологий во многом зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «педагог – воспитанник». Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счету это только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным целям и задачам.

СЛАЙД 13

    Исходя, из всего вышесказанного можно шире использовать возможности ИКТ:

- для ребенка:

  1. как индивидуальное развитие и самовоспитание;
  2. как средство дополнительной мотивации к какому-либо виду деятельности;
  3. как качественно новый вид наглядности;
  4. как средство интерактивной организации деятельности;
  5. как эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией;
  6. как средство формирования навыков.

СЛАЙД  14

- для педагога:

  1. как новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка;
  2. как инструмент контроля, учета, мониторинга воспитательного процесса;
  3. как средство коммуникации и педагогического просвещения родителей.

СЛАЙД 15

В качестве родителей в  нашей школе – интернат выступают воспитатели, которые используя ИКТ выполняют домашнее задание  в виде проектов и презентаций.  В качестве примера можем привести работы проекта «Оригами»  2 класса.   Задача проекта состояла в том, чтобы не просто сделать поделку, а  составить сюжет  к данной поделке и представить этот предмет в сюжете. При работе с этими проектами воспитатель использовал  ресурсы Интернет сети.  У детей возник интерес, так как работа  с оригами происходила в системе онлайн, им показывали  - они повторяли. Результат перед вами.

СЛАЙД 16

Вывод:

Таким образом, использование ИКТ в целом позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него педагогов и обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, творческий подход педагогов к новым воспитательным технологиям и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру.

   В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. В ближайшее будущее хотелось бы видеть автоматизированное рабочее место каждого педагога школы, обеспечивающее хранение, накопление и представление всей необходимой информации.

      Подводя итоги  об использовании ИКТ в воспитательном процессе можно подчеркнуть ряд  перспектив:

  1. электронные творческие отчеты.
  2. полное внедрение и использование электронных журналов.
  3. размещение и обмен методическими материалами для педагогов на школьном сервере.
  4. создание электронного портфолио каждого класса нашего школы.

Всем  спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС"

Работа содержит современные педагогические технологии, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе.  В данной работе происходит сравнения традиционных технологий с современными пе...

Педагогические технологии, реализуемые в воспитательной работе

Педагогические технологии в соответствии с ФГОС, реализуемые в ВР...

Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...

Доклад "Системно-деятельностный подход в организации воспитательной работы".

Данный доклад повящён очень интересной и актуальной теме "Системно-деятельностный подход в организации воспитательной работы"...

Доклада на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в школе-интернате как средство развития ключевых компетенций учащихся»

Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:·  ценностно-смысловые компетенции;·  учебно-познавательные,·  информационные;&midd...

Доклад по теме: "Использование ИКТ в воспитательной работе"

В данном докладе рассказывается о необходимости использования ИКТ в воспитательной работе....

Доклад по теме: «Организация и реализация воспитательной работы в начальной школе»,

Доклад для выступления на педагогическом совете МБОУ «Школа-лицей» № 3 г. Симферополя по теме:«Организация и реализация воспитательной работы в начальной школе&ra...