Доклад по теме: «Организация и реализация воспитательной работы в начальной школе»,
материал

Буянова Марина Юрьевна

Доклад для выступления на педагогическом совете МБОУ «Школа-лицей» № 3 г. Симферополя по теме:

«Организация и реализация воспитательной работы в начальной школе», январь 2023 год.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

для выступления на педагогическом совете

МБОУ «Школа-лицей» № 3

г. Симферополя

по теме:

«Организация и реализация воспитательной работы в начальной школе», январь 2023 год.

Цель воспитательной работы - создание системы работы по воспитанию и развитию свободной, жизнелюбивой, творческой личности, обогащенной знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой, трудовой деятельности и нравственному поведению, социализация личности ребенка, формирование его активной жизненной позиции через развитие системы советов ученического самоуправления, формирование правовой культуры учащихся, толерантного отношения к окружающим, внедрению навыков здорового образа жизни и реализация программ по профилактике асоциального поведения.

Задачи воспитательной работы:

 - поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,

 - реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках;

 - инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;

 - инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций (РДШ);

- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

- организовывать профориентационную работу с обучающимися;

 - реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;

 - развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа «Школы-лицея» №3 им. А.С. Макаренко;

- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Воспитательная работа проводится по направлениям:

-гражданско-патриотическое воспитание;

-духовно - нравственное воспитание и профилактика асоциального поведения;

- интеллектуально-познавательное воспитание;

-спортивно-оздоровительное воспитание;

-семейное воспитание;

-экологическое воспитание;

- трудовое и профориентационное направление;

-самоуправление;

-социальное воспитание.

Мероприятия, реализующие воспитательную работу по направлениям:

Гражданско-патриотическое воспитание:

Беседы: «День солидарности в борьбе с терроризмом», «День воинской славы России», «День окончания Второй мировой войны», «День памяти воинов, павших в Крымской войне 1853-1856 г.г.», «День флага и герба Республики Крым», «День начала Крымской наступательной операции 1944 года по освобождению Крыма от фашистских захватчиков», «День Конституции Республики Крым», «249 лет со дня основания Черноморского флота», «Международный день музеев», «День памяти жертв депортации Крыма», «День Конституции РФ». «80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 г. В Сталинградской битве»,

Проекты «Улицы моего города», «История моего города и края»,

Виртуальная экскурсия  по городу « Мой  любимый город»,

 Уроки мужества «Мы этой памяти верны», «День неизвестного солдата», «День добровольца (волонтёра) в России», «День Героев Отечества»

         Кл.часы «День народного единства. Традиции народа России», «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, «День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста»,  «15.02 День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества», «День освобождения Симферополя от немецко-фашистских захватчиков», «День славянской письменности и культуры». «День памяти крымчаков и евреев Крыма – жертв нацизма»,

Мероприятия «Фестиваль народов Крыма», «День неизвестного солдата», «День Государственного герба РФ»., «День защитника Отечества», «18.03 День воссоединения Крыма и России», «09.05 - День Победы. Линейка Памяти», изготовление открыток ветеранам

Всероссийская акция «Блокадный хлеб»,

         Фотоконкурс «Мы - крымчане», фоторепортаж «Этот день Победы».

 

-духовно - нравственное воспитание и профилактика асоциального поведения;

Трудовой десант  (благоустройство, обязанности в классе и школе),  

Акции «Белый цветок»,

Беседы « Формирование жизнестойкости, толерантности», «Международный день пожилых людей», «Международный день музыки». «День толерантности»,

Изготовление открыток и сувениров для мам и девочек.

- интеллектуально-познавательное воспитание;

Беседы: «Международный день распространения грамотности», «205 лет со дня рождения А.К. Толстого», «Всемирный день театра», «165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского», «135 лет со дня рождения С.Я. Маршака», «170 лет со дня рождения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «85 лет со дня рождения русского писателя Э.Н. Успенского», «08.02 День российской науки», «135 лет со дня рождения педагога, писателя А.С.Макаренко», «200 лет со дня рождения К.Д.Ушинского», «Междунароный день детской книги», «День космонавтики», «65 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли», «День радио»

Всероссийский конкурс творч., проектных и исслед. работ обучающихся «#ВместеЯрче»,

Новогодняя викторина «Новогодние традиции и забавы России». «140 лет со дня рождения писателя А.Н. Толстого», «День российской печати»,

Конкурс рисунков и поделок «Старый «Новый год».

Интеллектуальный бой, «21.02 Международный день родного языка», «Интересный мир вокруг»,

-спортивно-оздоровительное и здоровьесберегающее воспитание;

Беседа ПДД  Схема безопасного пути домой и в школу. Школа пешеходных дорог. Инструктажи по ТБ. «Профилактика несчастных случаев», «Чистота – залог здоровья»,  «Профилактика несчастных случаев на водных объектах в осенне-зимний период»,  «Правила безопасности на каникулах», «Профилактика детского травматизма», «Мы  выбираем ГТО».

Единые уроки «Безопасность в Интернете», всероссийский открытый урок «ОБЖ», «Азбука здоровья», Месячник «ЗОЖ», «07.04 Всемирный день здоровья».

ПДД занятия. ПДД  «Жесты регулировщика», «Мой путь от дома до школы. Я по улице шагаю.», «Тормозной путь», «Транспорт и я», « Мой велосипед», «Схема безопасного пути домой и в школу», « Школа пешеходных дорог».

Встречи с сотрудниками ДПС МВД.

        Мероприятия: неделя ЗОЖ, «Веселые старты», операции «Чистюлька», проверки  сменной обуви.

-семейное воспитание:

День отца в России, День Матери, Фотоконкурс «Моя мама – лучшая на свете», 15.05. Международный день семьи, изготовление поздравлений и подарков для родителей к 23 февраля и 8 марта.

-экологическое воспитание;

Экскурсия в природу «Золотая осень», «Всемирный день моря», «Всемирный день защиты животных», Всероссийский урок «Экология и энергосбережение», Конкурс рисунков и поделок «Дары осени», Акция «Каждой пичужке сделаем кормушки», «День заповедников  и нац.парков России», Конкурс рисунков «Фантазийные зимние узоры», Выставка декоративно-прикладного творчества «Весеннее настроение», «30.03 – День защиты  Земли», «Международный день птиц», Беседа «Мой пернатый питомец», Кл. час «22 апреля – Всемирный день Земли», Конкурс рисунков «Наша планета»

 

- трудовое и профориентационное направление;

Школьная библиотека – кладовая знаний, День пожарной охраны в России, Трудовой десант  (благоустройство, обязанности в классе и школе). Ролевые игры по выбору профессий, Классные часы «День профессий», «Профессии наших родителей», «Профессия моей мечты», конкурсы рисунков, фотографий и сочинений "Профессии моей семьи"; "Моя будущая профессия" и другие, знакомство с профессиями на уроке, встречи с представителями различных профессий, организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора профессии.

-самоуправление;

Правила внутреннего распорядка для обучающихся,                                         «Содержи в порядке книжки и тетрадки» (проверка обложек и заполненных паспортов).

 Классный час-беседа «Правила поведения в школе на уроках и переменах» (столовая, туалет, коридор, площадка, спортзал), Беседа «Свободное время – как его использовать с пользой?», Правила поведения в столовой и в классе, на уроках и переменах (туалет, коридор, спортзал), Кл.час – беседа в  рамках формирования жизнестойкости «Мои эмоции»  «Хорошие качества». Данные мероприятия проводятся еженедельно.

-социальное воспитание.

Распределение обязанностей между учениками в классе. Выбор актива класса, Оформление  классного уголка, поиск, выбор секторов работы актива класса, Распределение поручений ответственным по секторам, дежурство,

«Трудовой десант»  (благоустройство, обязанности в классе и школе),

Единый урок «Права человека»,

Сбор макулатуры, батареек, полиэтиленовых крышек,

Конкурс « Звездочка лицея!»

Все эти мероприятия успешно проводятся в начальной школе из года в год, многие из них стали традиционными. Они сопровождаются организациями выставок рисунков, фотографий, творческих работ, посвященных событиям и памятным датам, оформление классных уголков, оформлением стендов, кабинетов, рекреаций и т.д. к праздникам

Но хотелось бы сказать и о недочетах. Практика показывает, что некоторые темы, которые включены в городской план воспитательной работы.  не соответствуют возрастным особенностям учащихся начальных классов, поэтому не воспринимаются детьми, несут излишнюю информацию для детей данной возрастной группы. (Темы «Терроризм», «Суицид», «Алкоголизм и наркомания»…)

Педагоги школы значительное внимание уделяют совершенствованию и обновлению воспитательной деятельности. В каждом классе выбран актив класса, который организует дежурство по школе, классу, помогает классному руководителю в организации школьных мероприятий.

 На высоком уровне организована система дежурства классов по школе.

В начальной школе проводятся рейды по проверке внешнего вида учащихся, по наличию сменной обуви, санитарного состояния кабинетов, а также контролируется своевременный приход учащихся в школу. Считаю, что необходимо поощрение лучших классов по итогам рейдов, а также проводить более жесткие меры по предотвращению опозданий.

Большое значение имеет сформированность классного коллектива, отношения между учениками.  В этом играют большую роль экскурсии, походы в музеи, театры, организации которых в начальной школе находится на высоком уровне. Каждый класс в год совершает от двух до шести поездок по городу, Крыму и за его пределы. Ребята не только получают новые знания, знакомятся с достопримечательностями родного края, но и учатся взаимодействовать друг с другом в неформальной, не школьной обстановке.

Обучающиеся начальных классов активно участвуют в различных муниципальных и республиканских конкурсах, олимпиаде «Первые шаги в науку». Так, по результатам первого полугодия 33 учащихся начальной школы являются призерами муниципальных конкурсов, из них 8 учеников заняли 1 место, 13 учащихся – 2 место, 12 учащихся – 3 место. Ждем результатов еще нескольких конкурсов. Начальная школа очень активна на интернет-площадке Учи.ру. Стало новой доброй традицией поздравлять победителей и призеров по средствам радиорубки. Но хотелось бы отметить, что для учащихся данной возрастной категории проводится крайне мало олимпиад, что препятствует самореализации и самосовершенствованию обучающихся.

Стали добрыми традициями организации благотворительных ярмарок, помощи детдомам, интернатам, больным детям, участникам СВО.

        Неотъемлемой частью воспитательной работы является работа с родителями. Общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания, индивидуальные консультации по вопросам воспитания детей, участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий, посещение семей с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявления «неблагополучных семей»-все эти мероприятия являются дополнительным ресурсом в реализации гармоничного воспитания обучающихся.

Внеурочная деятельность в школе представляет собой проведение и организацию вне учебных занятий определённых видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей. Работа в этом направлении осуществляются  через проведение традиционных занятий,  мероприятий, праздников, выставок, акций, конкурсных программ, игр, а также, через  работу кружков и секций. В начальной школе организовано 19 кружков и 105 групп по внеурочной деятельности.

Направления

Названия

Формы организации

Количество часов в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Спортивно-оздоровительная деятельность

Здоровейка

Кружок

9

27

10

-

Футбол

Кружок

1

1

1

1

Мини футбол

Кружок

-

-

-

6

Социальное

Путешествие в Лесную школу

Кружок

5

-

-

-

Тропинка к своему Я

Кружок

-

1

-

-

КРЗ

Занятия

1

4

3

4

Финансовая грамотность

Кружок

-

-

5

-

Я в мире – мир во мне

Кружок

4

-

-

-

Коммуникативная деятельность

Разговоры о важном

Час общения

1

1

1

1

Общеинтеллектуальное

Умники и Умницы

Кружок

-

-

1

1

Занимательный русский язык

Кружок

1

1

1

1

Культурная жизнь крымско-татарского народа

Кружок

-

-

-

4

Восхождение к истокам (армянский язык)

Кружок

2

-

2

2

Крымско-татарский язык

Кружок

1

1

1

1

Тайны и загадки природы

Кружок

-

-

7

-

Духовно-нравственное

В мире книг

Кружок

-

-

-

10

Как хорошо уметь читать

Кружок

-

-

2

-

Я-кадет

Кружок

1

-

-

-

Крымоведение

Кружок

4

8

25

6

Общекультурное

Волшебный мир красок

Кружок

1

-

-

-

Созвучие

Кружок

1

3

2

-

КВН

Клуб

5

5

5

5

Итого за неделю

37

52

66

10

Итого за учебный год

1221

1768

2244

1428

Итого на уровень образования

6661

Работа с детьми с ОВЗ.

Довольно непросто дается обучение  и воспитание детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.         В большинстве случаев особый статус ребенка  - это период особого семейного  воспитания, которое не всегда соотносится с общепринятыми  нормами. С  первых дней пребывания ребенка в школе главный упор делается именно на воспитательную работу. Ситуация успешности помогает ребенку с ОВЗ  и инвалидностью  в повышении уверенности  в собственных силах  и значимости в коллективе.

Одним из способов повышение статуса ребенка с ОВЗ и инвалидностью является посильное  участие в различных воспитательных мероприятиях. Участвуя в них, младший школьник  учится занимать активную жизненную позицию, проявлять личные качества и способности.

Сведения об участии детей с ОВЗ и инвалидностью

в творческих конкурсах за 2017-2022 уч.года

№ п/п

Название конкурса

I место

II  место

III место

Диплом участника

1

Крымский республиканский творческий фестиваль «Шаг Навстречу!» одаренных детей и молодёжи с ОВЗ

1

0

2

1

2

Муниципальный творческий фестиваль «Шаг Навстречу!» одаренных детей и молодёжи с ОВЗ

3

7

10

14

3

Всероссийский творческий  конкурс для детей с ОВЗ «Раскрась осень»

0

1

1

0

4

Международный конкурс для детей с ОВЗ «Наш прекрасный мир»

5

0

0

1

5

V ежегодная премия общественного признания «ПРЕГРАД НЕТ!»

0

0

0

1

6

VI ежегодная премия общественного признания «ПРЕГРАД НЕТ!»

0

0

0

1

7

VII ежегодная премия общественного признания «ПРЕГРАД НЕТ!»

0

0

0

2

8

IV Крымский чемпионат «Абилимпикс — конкурс профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и лиц с ОВЗ»

1

0

1

1

9

Всероссийский конкурс «Изумрудный город»

 0

0

0

1

10

Республиканский конкурс-фестиваль детского творчества  «Крым в сердце моём»

0

0

0

1

11

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества «Такие разные птицы»

1

0

0

0

12

Открытый республиканский конкурс для лиц с ОВЗ «Ангелы Надежды»

0

0

3

0

13

Международный творческий конкурс «Радуга талантов»

2

0

0

0

14

Муниципальный краеведческий проект «Город глазами детей»

0

0

0

1

ИТОГО:

13

8

17

24

  Воспитательную работу с детьми с ОВЗ и инвалидами наглядно продемонстрирует Цулина Ольга Петровна, учитель 2-Е класса. (Видео)

По выше сказанному можно сделать вывод, что воспитательная работа в начальной школе организована на достаточно высоком уровне, организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий, воспитательная работа в школе помогает созданию здорового детского коллектива; тесное сотрудничество учителей и учеников способствует формированию хорошей атмосферы, основанной на доверии, понимании и коллективном творчестве, все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности, разнообразие форм проведения и тематики мероприятий; активное участие в творческих конкурсах школьного, городского и Республиканского этапов способствуют реализации воспитательных целей и задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

«Организация воспитательной работы в начальной школе на основе коллективно-творческой деятельности»

Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родит...

Доклад на тему "Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности ус...

Доклад на тему : « Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе”

Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе...