Доклад "Системно-деятельностный подход в организации воспитательной работы".
методическая разработка на тему
Данный доклад повящён очень интересной и актуальной теме "Системно-деятельностный подход в организации воспитательной работы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Системно-деятельностный подход в организации воспитательной работы". | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в организации воспитательной работы.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»
Александр Пятигорский
Здравствуйте, я рада приветствовать вас, уважаемые педагоги, на нашей конференции, посвященной очень интересной и актуальной теме «Системно- деятельностный подход в организации воспитательной работы»
В стандарте ФГОС уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе и системности в его реализации. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход .
В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
— ставить цели,
— решать задачи,
— отвечать за результаты.
Что значит “деятельность”? Сказать “деятельность” — это указать на следующие моменты.
Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Именно в действии порождается знание.
Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого педагог ставит ряд вопросов:
— какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
— какие методы и средства обучения и воспитания выбрать;
— как организовать собственную деятельность и деятельность детей;
— как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура с позиций системно — деятельностного подхода состоит в следующем:
— педагог создает проблемную ситуацию;
— ребенок принимает проблемную ситуацию;
— вместе выявляют проблему;
— педагог управляет поисковой деятельностью;
— ребенок осуществляет самостоятельный поиск;
— обсуждение результатов.
Основная педагогическая задача, которую ставит перед собой педагог. Это
Организация условий, инициирующих детское действие | ||
Чему учить? | Ради чего учить? | Как учить? |
обновление содержания | ценности образования | обновление средств |
Системно - деятельностный подход предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому игровая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность , проектная деятельность, , коллективные творческие дела и др. формы взаимодействия взрослого и ребёнка – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения поставленной цели.
Сейчас Марина Николаевна поделиться опытом своей работы по теме «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода».
Так же основной формой реализации системно-деятельностного подхода в организации воспитательной работы являются коллективно-творческие дела, о них нам расскажет Елена Васильевна.
А сейчас я вам расскажу какие отличительные черты современного внеклассного занятия (урока) от традиционного. Главной отличительной чертой является выполнение учащимися творческой, исследовательской самостоятельной работы, а так же перенос акцентов с организационной роли воспитателя на самоорганизацию деятельности ученика, совместная деятельность воспитателя и ученика по достижению поставленных целей, а так же учёт психофизиологических особенностей учащихся. Бронислава Иосифовна расскажет как она начала внедрять системно-деятельностный подход на внеклассных занятиях.
Итак, из вышесказонного можно сделать вывод, что системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность педагогу творить, искать, становиться в содружестве с учащимися, мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учащихся универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально- воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Ш.Амоношвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе
Основные направления работы школы по сохранению здоровья учащихся...
Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе.
Взаимодействие классного руководителя и обучающихся является ключевым моментом в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависят успешность деятельности всего педагогиче...
Инновационные подходы к организации методической работы в ШМО учителей начальных классов.
Инновационные подходы к организации методической работы в ШМО учителей начальных классов....
Системно - деятельностный подход в организации воспитательной работы.
Доклад на Региональной педагогической мастерской для руководителей образовательных учереждений Тульской области....
«Инновационные подходы в организации воспитательной деятельности в современной школе»
Цели и задачи дополнительного образования.Выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, облада...
«Системно-деятельностный подход в организации воспитательной и внеурочной деятельности» (из опыта работы).
В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Основными задачам...
из опыта работы Современные подходы к организации воспитательного процесса.
Доклад из опыта работыСовременные подходы к организации воспитательного процесса....