Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе как средство формирования патриотического сознания подрастающего поколения
статья (4 класс) по теме
Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе как средство формирования патриотического сознания подрастающего поколения
Прокопенко Е.М.,
учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
«Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать»
Д.С. Лихачёв
Мы живём в государстве с древней историей и многовековыми традициями. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития, в том числе и период отторжения от исторических корней, период резкого отрицания права личности на поиск истины. Сегодня налицо снижение нравственной культуры общества, изменение ценностных ориентиров подрастающего поколения, нарушение межнациональных и межконфессиональных отношений, принятие от взрослых асоциальных форм поведения.
Сложившаяся тенденция привела к неустойчивости и потере духовных ценностей, утрате сформированных веками нравственно-этических понятий.
Поэтому приоритетом современной школы является воспитание высоконравственного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен, в первую очередь, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
И в «портрете выпускника начальной школы» чётко прописаны характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
Бернард Шоу сказал: «Патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно в ней ты родился». А значит, каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа только потому, что это его Родина, его культура, его народ!
Краеведческая работа в учебно-воспитательном процессе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, источником воспитания любви к нему и формирования гражданского самосознания. Она помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Использовать краеведческий материал можно на любых уроках, во внеклассной работе, внеурочной деятельности. При этом использовать самые различные методы и формы организации работы, в зависимости от содержания обучения, цели, этапа мероприятия.
В первую очередь, очевидна связь краеведения и предмета «Окружающий мир» - на этих уроках есть возможность дополнительно познакомиться с природой родного края, животным и растительным миром, историей становления своего государства, великими открытиями, духовным наследием, составить генеалогическое древо своей семьи, изучить обряды и традиции своего народа, познакомиться со знаменитыми земляками. Практически любую тему курса можно связать с историей края, что вносит в учебный процесс элемент живого созерцания, конкретности и убедительности.
Увидеть и оценить красоту родной природы помогают экскурсии. К ним можно подготовиться заранее: подобрать дополнительный материал, выучить стихи, прочитать заметки местных авторов, составить фотовыставку, организовать встречу, привлечь специалистов из разных областей и т.д. и т.п. После экскурсий обязательно следует проводить беседы, обобщать и систематизировать увиденное и услышанное, обсудить вопросы бережного отношения к природе родного края, к историческому наследию.
На уроках изобразительного искусства и технологии вполне обосновано обращение к краеведческой тематике занятий: лепка и роспись Старооскольской глиняной игрушки, рисование и создание элементов народного костюма, рисование по памяти близких родственников, воспроизведение по фотографиям природных уголков родного города, и т.д.
На уроках чтения следует предусмотреть время на изучение творчества местных авторов, фольклора Белгородчины.
Даже на уроках русского языка и математики есть место краеведческому материалу. Это традиционные уроки-путешествия, заочные экскурсии, использование текстовых задач и заданий, содержащих краеведческую информацию. Дополнительные упражнения, творческие задания по русскому языку, тексты для отыскания орфограмм также могут опираться на краеведческий материал.
А уж, какое поле деятельности предоставляет внеклассная работа и внеурочная деятельность! Она может включать множество форм и направлений по краеведению: кружки разных направлений, историческая игра, выпуск своей страницы газеты, исторический спектакль, устный журнал, олимпиады и викторины, конкурсы рисунков, поделок, сочинений, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д. Всё это предоставляет обучающимся выбор занятия по душе, а значит, позволяет всецело принять и понять предлагаемый материал, осознать свою связь с «малым миром», сопричастность к делам и традициям земляков.
«Любовь к своей Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» - Д.С. Лихачёв.
Литература:
- Виноградова Н.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» //Начальная школа.-2012.- №3. – с.34-35
- Разепина Н.В. «Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО второго поколения» //Начальная школа.- 2012. -№6. – с.8-10
- Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья. Белгород-Старый Оскол, - 2004. – 397
- Фокеева И.М. Историческое краеведение в начальной школе. //Начальная школа плюс до и после. – 2007. -№2. – с.3-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страни...
статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"
статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"...
Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центр...
«Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально-значимая проблема»
Местный компонент в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста. Патриотизм, любовь к своей Родине, к своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а ...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ.
Патриотизм, милосердие, сострадание, применительно к ребёнку школьного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, школы, родного села, Род...
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодёжи.как составная часть стратегии государственной безопасности
Понятие "гражданина" и "патриота".Что написано в определении слова "патриот" в энциклопедическом словаре?Современное понимание значения слов "патриот" и "п...
Доклад «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»
В настоящее время в нашей школе сложилась система краеведческой работы, цель которой – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, село, район, край, страну. Ведь краеведение, обращая к про...