Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. (Определение показателя отклонения от аутонормы)
тест (1 класс) по теме
Методика является производной от цветового теста М. Люшера. Для определения этого показателя детям предлагается в соответствии с инструкцией ранжировать карточки восьмицветного теста М. Люшера от самого приятного до самого неприятного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ocenki_aktualnogo_psihoemocionalnogo_sostoyaniya_rebenka.zip | 13.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка.
(Определение показателя отклонения от аутонормы)
Методика является производной от цветового теста М. Люшера. Показателем степени эмоционального дискомфорта является: суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО), то есть от состояния абсолютного покоя. СО располагается в диапазоне от 0 до 32, где 32 соответствует максимальному напряжению.
Для определения этого показателя детям предлагается в соответствии с инструкцией ранжировать карточки восьмицветного теста М. Люшера от самого приятного до самого неприятного. Детям раздаются карточки восьмицветного теста М. Люшера, с нумерацией каждого цвета: 1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – черный, 0 – серый.
Инструкция.
Выберите, пожалуйста, ту карточку, цвет которой вам сейчас нравится больше всего. Номер карточки запишите под номером выбора – 1. Теперь из оставшихся выберите еще одну понравившуюся вам карточку. Запиши номер цвета под номером выбора – 2.
Процедура повторяется, пока дети, таким образом, не проранжируют все восемь цветов.
Внесение данных в протокол.
Полученные данные заносятся в протокол по результатам диагностики. Автоматически подсчитывается суммарное отклонение от аутонормы (СО).
Чем меньше показатель СО, тем состояние человека ближе к эталону нервно-психического благополучия, что свидетельствует об активности, энергичности, уверенности в себе и позитивной установке к деятельности. Соответственно, чем больше этот показатель, тем выраженнее напряженность, зажатость, нестабильность, утомляемость и преобладание негативных и астеничных переживаний.
В индивидуальной карте выводится уровень показателя отклонения от аутонормы.
Автоматический подсчет баллов и перевод их в показатель группы аутонормы.
Тест можно проводить ежегодно. При необходимости можно чаще.
1 уровень (0 – 5,5)
Отсутствие непродуктивной (не связанной с какой-либо полезной деятельностью) напряженности, высокая нервно-психическая устойчивость.
Действия обследуемого целесообразны, экономичны, имеют высокий коэффициент полезного действия. Общий эмоциональный настрой – оптимистичный. Обследуемый верит в свои силы и в целом готов преодолевать препятствия и трудности. Высок уровень волевого самоконтроля, предопределяющего поступки и способствующего развитию личности.
При наличии соответствующей мотивации обследуемый способен интенсивно работать длительное время. В экстремальных ситуациях эффективно мобилизуется, сосредотачивается на выполнении задачи.
2 уровень (5,6 – 11)
Незначительный уровень непродуктивной напряженности, нервно-психическая устойчивость хорошая.
Преобладает установка на активность и действие. Энергоресурсов достаточно для более или менее регулярных «подвигов» в работе, вспышек активности и напряжения, недоступных большинству других людей. Способен свободно управлять своим вниманием. В условиях мотивированной (интересной) деятельности не испытывает трудностей с оперативным и долговременным запоминанием и последующим воспроизведением. К острым ощущениям, в общем, не стремится. Из стрессовых ситуаций, как правило, выходит с достоинством.
3 уровень (11,1 – 17)
Средний уровень непродуктивной напряженности.
Обследуемый справляется со своими обязанностями в пределах сложившихся в обществе требований. В привычной для него обстановке, имея достаточно времени для переключения, переходит от работы к отдыху и обратно, от одного вида деятельности к другому без существенных затруднений. В случае необходимости способен преодолевать усталость волевым усилием, однако после этого работоспособность надолго снижается. Необходимо относительно четко субъективно разделять время работы и время отдыха.
4 уровень (17,1 – 23)
Повышенный уровень непродуктивной напряженности, сниженная нервно-психическая устойчивость.
Потенциал целесообразной активности снижен, что побуждает насильно заставлять себя делать те или иные необходимые дела. Постоянно действующий волевой самоконтроль, с одной стороны, и сам регулярно истощается. А с другой – не будучи связанным с непосредственным удовлетворением от процесса и результатов деятельности. Дополнительно усиливает психическое переутомление. Интенсивная длительная работа, скорее всего, потребует слишком большого напряжения от нервной системы и психики. При этом производительность работы и качество ее выполнения будут неравноценными в разные периоды времени. Общий эмоциональный тонус: повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность. В стрессовой ситуации вероятно нарушение деятельности.
5 уровень (23,1 – 32)
Выраженная непродуктивная напряженность, низкая нервно-психическая устойчивость.
Высокая утомляемость. Внимание легко отвлекается посторонними вещами, надолго может «застрять» на эмоциональном переживании. В связи с этим поведение непрогнозируемо и субъективно. Отсутствие устойчивой иерархии мотивов делает деятельность испытуемого реактивной и нецеленаправленной. Коммуникативность снижена, ограничена рамками формального общения. Эмоциональный фон может быстро колебаться между восторженно-возбужденным состоянием и подавленностью, раздражительностью и бессилием. Часто испытывает тревогу, предчувствие неприятностей, бессилие и отсутствие желания что-либо делать. В экстремальных ситуациях очень низкая надежность.
Использованная литература:
1. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО. 2005.
2. Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние "сказотерапии" на психоэмоциональное состоянии детей.
Всякий психический процесс связан с изменением эмоционального состояния человека. Это значит, что психические процессы являются не только познавательными, но и аффективными, эмоционально-волевыми. Эти...
Родительское собрание «Возможности семьи в управлении психоэмоциональным состоянием».
Родительское собрание о конкретных методиках снятия психофизического напряжения; развития у детей и родителей интереса к совместному времяпровождению....
Школьное питание психоэмоциональное состояние младшего школьника.
Школьное питание психоэмоциональное состояние младшего школьника.Российский школьник должен быть здоровым, крепким и развитым. Организм школьника расходует много энергии, а это энергия необходим...
Диагностика, развитие и коррекция психоэмоционального состояния ребенка на основе элементов сказкотерапевтической программы эмоционально-волевого развития детей «Волшебная страна внутри нас» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Фролова).
- исследование психоэмоционального состояния детей;- освоение символического языка Я – конце...
Тема: «Как снять психоэмоциональное состояние в конфликтной ситуации»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости учащихся, обучение способам профилактики и преодоления эмоциональной напряженности в конфликтной ситуации.1.В ситуации разрешения конфликтной ситуаци...
Особенности психоэмоционального состояния родителей ребенка с РАС.
Презентация об особенностях психоэмоционального состояния родителей ребенка с РАС....
Музыкально-психологический проект «Влияние музыкальных занятий на психоэмоциональное состояние школьника в период адаптации к школьному обучению»
Данный проект долгосрочный, реализация в течение первого учебного полугодия.Участники: педагог-психолог, учитель музыки, дети школьного возраста.Цель: Формирование музыкального восприятия в интел...