Музыкально-психологический проект «Влияние музыкальных занятий на психоэмоциональное состояние школьника в период адаптации к школьному обучению»
проект по музыке (1 класс)

Чехова Людмила Алексеевна

Данный проект долгосрочный, реализация в течение первого учебного полугодия.

Участники: педагог-психолог, учитель музыки, дети школьного возраста.

Цель: Формирование музыкального восприятия в интеллектуальном, эмоциональном, психофизическом развитии обучающихся в процессе адаптации к школьному обучению через совместную деятельность педагога-психолога и учителя музыки, создавая условия для более успешного процесса адаптации и творческого самовыражения обучающихся НОО.

При разработке проекта приоритетными поставлены задачи:

  1. Создать условия обучающимся для понимания ощущения тембра, высоты, громкости как качества музыкального звука (процессы адаптации, сенсибилизации, проблем цветного слуха).
  2. Способствовать адекватному (толерантному) восприятию и исполнению музыки различных жанров, видов (классической, народной, песенной музыки).
  3. Создание условий для преодоления состояния тревожности, мышечного напряжения, психологического комплекса музыканта-исполнителя.
  4. Создание условий к публичному коллективному (ансамблевому) и индивидуальному (сольному) выступлению.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-психологический проект

«Влияние музыкальных занятий на психоэмоциональное состояние школьника в период адаптации к школьному обучению»

Данный проект долгосрочный, реализация в течение первого учебного полугодия. 

Участники: педагог-психолог, учитель музыки, дети школьного возраста.

Цель: Формирование музыкального восприятия в интеллектуальном, эмоциональном, психофизическом развитии обучающихся в процессе адаптации к школьному обучению через совместную деятельность педагога-психолога и учителя музыки, создавая условия для более успешного процесса адаптации и творческого самовыражения обучающихся НОО.

При разработке проекта приоритетными поставлены задачи:

  1. Создать условия обучающимся для понимания ощущения тембра, высоты, громкости как качества музыкального звука (процессы адаптации, сенсибилизации, проблем цветного слуха).
  2. Способствовать адекватному (толерантному) восприятию и исполнению музыки различных жанров, видов (классической, народной, песенной музыки).
  3. Создание условий для преодоления состояния тревожности, мышечного напряжения, психологического комплекса музыканта-исполнителя.
  4. Создание условий к публичному коллективному (ансамблевому) и индивидуальному (сольному) выступлению.

Для реализации поставленных цели и задач в выбранной проектной деятельности, направленной на раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, используются психогимнастические образы, этюды, упражнения в музыке, как основополагающие проекта.

Психогимнастика — это практическая коррекция сознания у ребенка при общении без слов, направленная на развитие его коммуникативности и умения найти свое место в социуме, интересная, захватывающая игра, активизирующая положительные эмоции, создающие ощущения душевного комфорта, способствующая формированию первичных навыков саморегуляции.

В проекте используются инновационные технологии:

- проектный метод, позволяющий педагогу музыки и педагогу-психологу разработать и внедрить систему совместных занятий, способствующих адаптации обучающихся НОО;

- использование ИКТ, позволяющие более красочно преподнести материал и другие формы демонстрации.

- Здоровье сберегающие технологии, позволяющие поддерживать физическое и психологическое здоровье детей.

Принципы и подходы, применяемые в работе с обучающимися:

- принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме:

- Безоценочного подхода к музыкальности и музыкальным способностям, к уровням восприятия и исполнения музыкальных произведений обучающимися, способствующего развитию индивидуальности каждого ребенка.

- принцип гуманистичности - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;

- принцип создания непринужденной обстановки – создание условий для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, раскрепощено, формирование толерантного отношения к другим участникам деятельности, их способностям, мнению.

- принцип творческой направленности – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

- принцип последовательности –усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный этап:

Постановка цели и задач.

Подбор материала и анализ методической литературы по данной теме.

Составление плана деятельности.

2. Основной этап - работа с детьми:

Проведение первоначальной диагностики детского коллектива.

Проведение совместного цикла занятий с детьми по психогимнастике и просмотром музыкальных сказок.

Подбор видеоматериала по сказке и разучивание с музыкой и движениями.

Просмотр презентаций с красочными иллюстрациями героев сказки и подбор стихов для детей, эмоционально характеризующих всех героев сказки.

Подбор из музыкального репертуара материала программы «Музыкальные шедевры» Ольги Петровны Радыновой.

Под фоновую музыку рисование героев сказки из репертуара программы «Музыкальные шедевры», «Слушаем музыку» Ольги Петровны Радыновой.

Подборка костюмов героям сказки.

3. Заключение.

Презентация результатов проекта проведена в форме отчетного концерта в НОО.

В итоге реализации проекта дети:

 расширили свои знания о чувствах, эмоциях, формах их выражения;

 научились проявлять эмоции;

 при прослушивании классических и современных музыкальных произведений научились чувствовать и сопереживать содержанию композиций;

 расширили знания о музыке, своих творческих способностях,

Научились исполнению музыкальных фрагментов (по ролям) и целого произведения.

У обучающихся закрепились певческие навыки, развилась музыкальная память, сформировалось умение слушать вокальную и инструментальную музыку, повысился интерес к музыкальной деятельности.

Методы и формы работы способствовали восприятию детьми разнообразия мышечных ощущений – путём подражательных движений, направлению внимания на свои ощущения, научились различать и сравнивать их.

Список литературы

   1.Радынова О.П. серия «Музыкальные шедевры», издательство: Сфера, 2019 г.

   2.Радынова О.П. серия «Слушаем музыку»: «Настроения, чувства в музыке»; «Музыка рассказывает о животных и птицах»; «Природа и музыка»; «Музыкальные инструменты»; «Сказка в музыке».

3. Н.Г. Юренева-Княжинская.«Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса. / М:.2011г

 4. Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994

  1. Н.Л. Кряжева. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль, 1997г.
  2. Э.Г. Чурилова Методика и организация театрализованной деятельности– М., 2001г.
  3. https://detstrana.ru/article/deti-3-7/razvitie/psihogimnastika-dlya-detej-8-poleznyh-uprazhnenij/
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/08/02/kartoteka-uprazhneniy-po-psihogimnastike
  5. https://infourok.ru/psihogimnastika-i-uprazhneniya-dlya-detey-let-3053445.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ОУ

Система психолого-педагогического сопровождения сегодня стала необходимым компонентом образования. Возникает необходимость технологизировать процесс психолого-педагогического...

Период адаптации к школьному обучению. Советы родителям.

Дорогие родители!Поздравляем Вас - Ваш ребенок наконец-то первоклассник! Сколько нового и интересного предстоит узнать ему в школе! Сколько трудностей может возникнуть на его жизненном пути! Недаром г...

Проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни

проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни...

Статья "Проектирование системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни".

В статье рассказывается о формах и методах, используемых учителем для адаптации первоклассников....

Программа занятий с детьми первых классов в период адаптации их к обучению в условиях коррекционной школы: "ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ".

Программа направлена на развитие адаптационных способностей первоклассников, снятие нервно-психического напряжения, обучение детей методам релаксации, активизацию познавательного интереса, развитие ме...

Программа Коррекционно- развивающих занятий по адаптации к школьному обучению "Лесная школа"

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новы...