Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур" 4 класс. (Дидактическая система "Русское слово")
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа
на 2012 - 2013 учебный год
к комплексному курсу "ОРКиСЭ"
предметная область : "Основы духовно - нравственной культуры народов России".
модуль : "Основы мировых религиозных культур"
(дидактическая система "Русское слово") 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_2012-2013_g_osnovy_mirovyh_religioznyh_kultur.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 135 г. Челябинска
Рассмотрено на заседании МО учителей _________________ «___» ______________ 20 г Протокол № _______ _________ Ф.И.О. | Согласовано: заместитель директора по УВР _________ З.З. Хуснутдиновой | « Утверждаю»: Директор МАОУ СОШ № 135 _________ Н.В. Ахметов |
Рабочая программа
на 2012- 2013 учебный год
к комплексному курсу «ОРКиСЭ»
предметная область:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
модуль - «Основы мировых религиозных культур»
(дидактическая система «Русское слово»).
4 класс
Составитель:
Чиртик Татьяна Ивановна
учитель ОРКиСЭ
первой квалификационной категории
Челябинск, 2012 г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»:
«Основы религиозных культур народов России»
4 класс
1. Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»: «Основы религиозных культур народов России» 4 класс на 2012-2013 уч. год составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению в 2012-13 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13 февраля 2012 г. № 01-234 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 февраля 2012 г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»
- «О разработке и утверждении рабочих программ учебных дисциплин, предметов, курсов (модулей) в общеобразовательных учреждениях» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 г. № 103/3404);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) – М.: Просвещение, 2011
- Письмо МОиН Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012- 2013 учебном году»: Приложение 22 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г № 24/5135
- Учебного плана МАОУ СОШ № 135 г. Челябинска на 2012-2013 учебный год.
- Положения о рабочих программах МАОУ СОШ № 135 г. Челябинска (Утверждено Педагогическим Советом от 29.08. 2011 г. протокол № 1)
- Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2011. – 32 с.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) составлена в соответствии с авторской рабочей программой к учебнику А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2011. – 32 с.
Обоснование выбора : рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» (авторы – составители К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин ) :
- Доступно излагает историю возникновения и развития традиционных религий России, их обычаи и традиции.
- Раскрывает духовно-нравственный идеал каждой из традиционных религий России, основанной на общности представлений о добре и зле.
- Комплексно освещает нравственные, культурологические и исторические аспекты религий России.
- Показывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовно-нравственной культуры.
- Прививает обучающимся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
- Способствует воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
В целом изложение материала носит светский, общеобразовательный характер.
Данный курс предлагается изучать комплексно. Без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.
2. Цели и задачи курса.
Основная цель модуля – духовно – нравственное развитие и воспитание младшего школьника, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Основные задачи курса вытекают из действующих стандартов и других нормативных документов, в том числе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
- дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
- сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий - представлений о добре и зле;
- воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
3. Обоснование выбора количества часов по разделам программы.
На изучение предмета «Основы религиозных культур народов России» в 4 классе по программе отводится 34 часа в год. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе составлено на 35 часов (из расчета 35 учебных недель - 1 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2012-2013 учебный год, годовому календарному графику школы на 2012-2013 учебный год.
Распределение часов по разделам программы.
№ п/п | Раздел | Количество часов | Обоснование изменений | |
По Примерной программе | По рабочей программе | |||
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» | В соответствии с используемыми учебниками. | |||
1 | 1 Блок. Православие и церковь. | 14 | 15 | |
2 | 2Блок. Католичество. | 1 | 1 | |
3 | 3 Блок. Протестанты | 1 | 1 | |
4 | 4 Блок. Ислам. | 6 | 6 | |
5 | 5 Блок. Иудаизм. | 6 | 6 | |
6 | 6 Блок. Буддизм. | 6 | 6 | |
Итого: | 34 | 35 |
Распределение учебной нагрузки по полугодиям.
Количество часов | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||
По плану | По факту | По плану | По факту | По плану | По факту | По плану | По факту | |
Учебных часов | 9 | 7 | 10 | 9 | ||||
НРК |
*д – дисперсно
4. Реализация национально-регионального компонента содержания образования:
Национально-региональный компонент реализуется в объеме 3 часов, встроенного в базовый курс, в темы уроков и предполагает изучение особенностей развития различных сфер общественной жизни на Южном Урале в г. Челябинске, в частности с опорой на публикации в средствах массовой информации.
№ урока | Дата | Раздел тема | Региональное содержание изучаемых вопросов | Количество часов | Форма проведения |
Православие и церковь. | Православие в Челябинске. | Д | |||
Католицизм. | Католицизм в Челябинске. | Д | |||
Ислам, возникновение и особенности веры. | Мусульманская вера в Челябинске. | Д | |||
Иудаизм, особенности веры. | Иудаизм в Челябинске | Д | |||
Буддизм, особенности веры. | Буддизм в Челябинске | Д |
*Д – дисперсно
6. Учебно-методический комплекс:
Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники учебные пособия, методические и учебно-методические пособия.
Программа и учебник | Методическое и дидактическое обеспечение | |
учителя | ученик | |
|
|
|
Программно - методический комплекс по «Основам религиозных культур народов России» полностью соответствует требованиям Государственного стандарта и обеспечивает реализацию рабочей программы.
7. Планируемые результаты на выходе 4 класса.
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты.
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование отношений к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Предметные результаты.
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первичных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре. Истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жаров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессо и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Календарно-тематическое
планирование по курсу
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».
4 классы.
№ п/п уро ка | Тема урока | К/ч | Тип урока | Целевая установка урока (уроков) | Понятия | ФК ГОС | Дата проведения (план /факт) |
Дидактические единицы стандарта. | |||||||
Первая четверть 9 часов. | |||||||
1 | Моя Родина – Россия. | 1 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. | Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение родины в жизни человека. | Родина, Отчизна, Малая Родина, национальность, народ, гражданин. Патриот, традиции. | Россия – наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | |
2,3 | Введение в предмет | 2 | Вводный | Возникновение первобытных религий. Представление первобытных людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий – выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества. | Душа, религия, язычество, пророк, монотеизм, заповеди, спасение души. | Культура и религия. Древнейшие верования. Человек в религиозных традициях мира. | |
4,5 | Древние предания христиан. | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. | Ветхий завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение древних людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятия греха. Дьявол (сатана). Свобода выбора человека. | Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия. | Древнейшие верования. Священные книги религий мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
Всемирный потоп, Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей. | |||||||
6,7 | Возникновение христианства | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. | Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса, Любовь к Богу и ближнему- основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа. | Новый Завет, Евангелие, апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие. | Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Человек в религиозных традициях мира. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
8,9 | Христианская церковь | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. | Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную. | Мученик, священник, церковь, патриарх – патриархат, епископ – епархия, митрополит – митрополия, монах – монастырь. Римский папа | Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Хранители предания в религиях мира. Религиозные ритуалы. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | |
Вторая четверть 7 часов | |||||||
10,11 | Христианство на Руси и в России | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний | Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси. Его значение для русской культуры и истории. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на церковь при советской власти . Церковь в современной России. | Крещение Руси, иконопись. | Религии России. Искусство в религиозной культуре. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | |
12,13 | Христианские святые. Православный храм. | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний | Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери, правила поведения в храме. | Святой, мощи. | Священные сооружения .искусство в религиозной культуре . Религиозные ритуалы в искусстве. | |
14,15 | Христианские праздники и таинства | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий. | Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями с земной жизнью Иисуса Христа. Церковные праздники, Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение господне и Благовещение пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства. | Храм, собор, фреска, алтарь, иконостас, царские врата, амвон, крестный ход, крещение, покаяние, венчание, причастие. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы, Обычаи и обряды. Календари религий мира. Семья, семейные ценности. | |
16 | Католичество Тема 8. | 1 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий. | Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа - глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь. | Католики, чистилище, крестовые походы, уния, униатская церковь. | Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре . Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. | |
Протестанты Тема 9. | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий | Понятие протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма | Протестанты, реформация, пастор, кальвинисты, пресвитер | Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | |||
Третья четверть 10 часов | |||||||
17,18 | Пророк Мухаммад и возникновение ислама | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний | Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племён. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада. | Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра, шариат. | Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | |
19,20 | Во что верят мусульмане | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний | Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки - посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж. | Божественное откровение, Сунна, намаз, закят, хадж, Рамадан. | Человек в религиозных традиция мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Долг, свобода, ответственность. | |
21,22 | Мусульманские обряды и обычаи | 2 | Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий | Мусульманский календарь и мусульманское летоисчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: рождение пророка Мухаммада, Ночь могущества, Ночь прощения, праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница – самый почитаемы день у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет. | Ночь прощения, Ночь могущества, Курбам-байрам, мечеть, михраб, минбар, минарет, муэдзин. | Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья. Семейные ценности. | |
23,24 | Иудаизм – древняя религия евреев. | 2 | Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. | Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев Египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей | Святая земля (Земля обетованная), казни египетские, Песах, манна небесная, скрижали, Ковчег Завета. | Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные сооружения. Религиозные ритуалы | |
25,26 | Во что верят иудеи | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и талмуд. | Галаха, богоизбранность, Танах, Талмуд. | Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
Четвертая четверть 9 часов | |||||||
27,28 | Обычаи и обряды иудеев. | 2 | Урок первичного изучения и закрепления знаний. Обобщающий. | Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Щавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины. | Шабат, Рош – ашана, шофар, Йом – Кипур, Шавуот, раввин, синагога. | Хранители предания в религиях мира. Священные сооружения. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. | |
29,30 | Кто такой Будда. | 2 | Вводный. Урок первичного изучения и закрепления знаний. | Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма | Нирвана | Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
31,32 | Во что верят буддисты | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний | Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды. | Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения, три драгоценности буддизма. | Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | |
33,34 | Направления и обряды буддизма | 2 | Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обобщающий. | Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры – магические заклинания ваджраяны. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды,Уход Будды на небеса и др. | Махаяна, бодхисатва, хинаяна, ваджраяна, ступа, лама. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | |
35 | Повторительно-обобщающий урок по курсу. | 1 |
9. Требования к уровню подготовки учащихся
В соответствии со стандартом начального общего образования в результате изучения курса основ мировых религиозных культур учащиеся должны
знать/понимать:
• основные понятия религиозных культур
• историю возникновения религиозных культур
• историю развития различных религиозных культур в истории России
• особенности и традиции религий
• описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь
уметь
• описывать различные явления религиозных традиций и культур
• устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
• излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества
• соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
• строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение
• готовить сообщения по выбранным темам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".
Рабочая программа к учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "Удивительный мир слов"
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 3-х классов рассчитана на 34 часа. Рабочая программа курса ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс
Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...
Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....