Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
(для четвертого класса)
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и на основе программ, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Пояснительная записка
Общая характеристика и ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания, входящего в учебный курс, должно обеспечить:
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Ключевые идеи программы.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
- Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
- Духовные традиции многонационального народа России.
- Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
- Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
- Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
- Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
- Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
- Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);
Формы, методы, технологии обучения
Формы организации образовательного процесса:
Групповая работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуаций, тренинги практических навыков
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; работа с книгой; работа по заданному образцу, конструктивные, требующие творческого подхода)
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования, игровые, информационные, деятельностного метода, развитие общеучебных умений
Требования к уровню подготовки обучающихся
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Программа включает следующие разделы:
- Знакомство с новым предметом ОРКСЭ
- Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях
- Иудаизм
- Христианство
- Ислам
- Буддизм
- «Золотые правила нравственности»
Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками- экскурсиями
При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются. Для определения уровня духовно- нравственного воспитания школьников изучающих мировые религиозные культуры, на начальный и заключительные уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.
Формы контроля
Формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий. Форма итогового контроля - защита проектов.
Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.
Содержание программы
4 класс (34часа)
Знакомство с новым предметом ОРКСЭ (3 ч)
Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Не совсем обычный урок. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира».
Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 ч)
Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.
Иудаизм (5 ч)
Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.
Христианство (6 ч)
Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия - священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.
Ислам (5 ч)
Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.
Буддизм (4 ч)
Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.
«Поведение итогов» (6 ч)
«Золотое правило нравственности». Не совсем обычный урок. Интересный разговор. Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»
(4 класс, 34 часа)
Дата | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Словарная работа | Творческая работа, учебно-исследовательская, проектная деятельность |
Раздел 1. Знакомство с новым предметом Урок 1. Тема: Россия — наша Родина | Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. | Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо. | ПД: Построение схемы родословного древа. | ||
Урок 2. Тема: Духовные ценности человечества. Культура. Религия | Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. Вариативное содержание: диалог религиозных деятелей в современном мире. | Культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции. | Духовные ценности, обычаи, традиции, философия, этика. | ||
Урок 3. Тема: Не совсем обычный урок. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира» | Религиозные разногласия и войны. Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Представители различных религий о необходимости мирного диалога. Единство лидеров мировых религий в важнейших вопросах мирного сосуществования. Значение образования и просвещения в деле достижения взаимопонимания. Обращение участников III съезда лидеров мировых и традиционных религий к мировому сообществу. | Съезд лидеров мировых и традиционных религий, диалог, взаимопонимание. | ТР: Сочинение-миниатюра «Что я хочу пожелать людям всего мира...». | ||
Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях Урок 4. Тема: Древние верования и религиозные культы | Изучение культуры прошлого научными методами. Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники. Древние религиозные культы. Культ богиниматери. Культы почитания природы. Фетиши и предметы религиозного культа. Обряды и ритуалы. Обряд инициации. Религиозные практики. Шаманство. Вариативное содержание: мифология о сотворении и устройстве мира. Древние божества и персонажи мифов и легенд. Мифы африканских народов «Антилопа и черепаха», «Испытание сном». | Мифы, легенды, сказания, фетиш, обряд, ритуал, шаманство. | Археология, археолог, культ, обряд, ритуал. | ТР: Иллюстрации к уроку | |
Урок 5. Тема: Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии | Географические и природные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Представления о мире и человеке у австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге. Вариативное содержание: бумеранг и его символический смысл | Аборигены, картина мира. | Аборигены. | УИД: История, культура и природа Австралии. | |
Урок 6. Тема: Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки | Географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце. | Майя, ацтеки, инки, цивилизация. | Цивилизация. | УИД: Культура древних цивилизаций Северной и Южной Америки. | |
Урок 7. Тема: Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии | Географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре. | Синтоизм. | Экзотика, экзотичный. | УИД: Куклы в традиционной культуре Японии. | |
Урок 8. Тема: Саша рассказывает о верованиях древних славян. | Культ природы в верованиях | Славяне, капище, идолы. | Соотечественник, идол. | УИД: Верования древних славян в русском фольклоре. | |
Раздел 3. Иудаизм Урок 9. Тема: Представление о Боге в иудаизме | Иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представления о Боге в иудаизме. | Иудаизм, евреи, Маген-Давид, Менора. | Иудаизм, евреи. | УИД: Географические и природные особенности, культурные и исторические достопримечательности. | |
Урок 10. Тема: Мир и человек в иудаизме | Представления о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат. | Шаббат, Тора, душа. | Свобода воли. | ||
Урок 11. Тема: Тора и заповеди | Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. | Тора, Пятикнижие, Земля обетованная, пророк, заповеди, Завет. | Пророк. | УИД: Пророк Моисей. | |
Урок 12. Тема: О чем говорит иудейский Закон | Правило Гилеля. Еврейские | Мессия, цдака, кашрут. | Благотворительность. | ||
Урок 13. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме | Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва, свадьба. | Бар-мицва и бат-мицва, синагога, раввин. | Совершеннолетие, община. | УИД: Традиционные иудейские праздники. | |
Раздел 4. Христианство Урок 14. Тема: Представление о Боге и мире в христианстве | Христианство и его распространение в мире. | Христианство, Библия. | Мироздание. | ||
Урок 15. Тема: Представление о человеке в христианстве | Первые люди Адам и Ева. | Спасение, любовь. Межмодульные связи: заповеди, представление о грехе в различных религиозных культурах, любовь как основа жизни и духовного самосовершенствования. | Грех, заповеди, доблесть, патриотизм. | ТР: Поделка «Как люди | |
Урок 16. Тема: Библия — священная книга христиан | Книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий. | Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. | Библия. | ||
Урок 17. Тема: Православие | Православная церковь. Правила жизни православных верующих. | Православие, церковь, священнослужители, церковнослужители, икона. | Патриарх, священнослужители, | УИД: Традиционные православные праздники. | |
Урок 18. Тема: Католицизм | Государство Ватикан и Папа | Католицизм, Ватикан | Католицизм. | УИД: Государство Ватикан. | |
Урок 19. Тема: Протестантизм | Происхождение протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме. Проповедническая и миссионерская деятельность протестантских пасторов. | Протестантизм, миссионерство, | Протестантизм, проповедник, | ||
Раздел 5. Ислам Урок 20. Тема: Представление о Боге и мире в исламе | Ислам. Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога. | Ислам, мусульмане, Коран. | Ангелы, джинны. | ||
Урок 21. Тема: Пророк Мухаммед | Первые люди Адам и Хава. | Пророк, джихад. | Самосовершенствование. | УИД: Великая Отечественная война в истории России. | |
Урок 22. Тема: Коран и Сунна | Коран — священная книга | Коран, Сунна. | Гостеприимство. | ||
Урок 23. Тема: Столпы ислама. Праздники ислама | Пять столпов ислама. Шахада. | Шахада, намаз, Рамадан, Ураза-байрам, закят, хадж, Курбан-байрам. | Милостыня. | ||
Урок 24. Тема: Священные города и сооружения ислама | Мекка, мечеть Аль-Харам, | Мекка, Кааба, Медина, мечеть. | Каллиграфия, панно, фриз. | УИД: Священные сооружения ислама на территории | |
Раздел 6. Буддизм Урок 25. Тема: Жизнь Будды | Буддизм — старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи. Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи | Буддизм, срединный путь, просветление. | Срединный путь. | ||
Урок 26. Тема: Учение Будды | Четыре благородные истины | Четыре благородные истины, карма, нирвана, джатаки, сансара, три драгоценности буддизма. | Благородные истины, символ. | ||
Урок 27. Тема: Духовные наставники и священные сооружения буддизма | Распространение буддизма. | Лама, Потала, бодхисаттва. | Далай-лама, дацан, Сандаловый Будда. | УИД: Буддийские монастыри и жизнь буддийских монахов. Традиционные буддийские праздники. | |
Урок 28. Тема: Священные тексты буддизма | Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. | Трипитака | Санскрит. | ||
Раздел 7. Подведение итогов Урок 29. Тема: «Золотое правило нравственности» | Общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности. | Общечеловеческие ценности. | ТР: Иллюстрации к уроку. | ||
Урок 30. Не совсем обычный урок. Интересный разговор | Ценности, объединяющие | Красота, культура, культурные | |||
Уроки 31—34. Тема: Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся |
Тематическое планирование
Раздел | Дата | Содержание | Характеристика видов деятельности |
Раздел 1. Знакомство с новым предметом | Урок 1. Тема: Россия — наша Родина Урок 2. Тема: Духовные ценности человечества. Культура. Религия Урок 3. Тема: Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира» | Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса. Знакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными культами. Знакомятся с историей возникновения и распространения мировых религий. Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма, иудаизма, христианства и ислама. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей. Знакомятся с описанием содержания священных книг. Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений. Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников. Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций. Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами. Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценке произведений искусства. Совершенствуют умения в области коммуникации. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания. Совершенствуют умения в области работы с источниками информации. Совершенствуют лексический запас, культуру речи. Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности. Формируют общекультурную эрудицию. Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах. Развивают представления о нравственных и духовных ценностях. Развивают представления о морали и нравственности. Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры | |
Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях | Урок 4. Тема: Древние верования и религиозные культы Урок 5. Тема: Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии Урок 6. Тема: Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки Урок 7. Тема: Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии Урок 8. Тема: Саша рассказывает о верованиях древних славян. | ||
Раздел 3. Иудаизм | Урок 9. Тема: Представление о Боге в иудаизме Урок 10. Тема: Мир и человек в иудаизме Урок 11. Тема: Тора и заповеди Урок 12. Тема: О чем говорит иудейский Закон Урок 13. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме | ||
Раздел 4. Христианство | Урок 14. Тема: Представление о Боге и мире в христианстве Урок 15. Тема: Представление о человеке в христианстве Урок 16. Тема: Библия — священная книга христиан Урок 17. Тема: Православие Урок 18. Тема: Католицизм Урок 19. Тема: Протестантизм | ||
Раздел 5. Ислам | Урок 20. Тема: Представление о Боге и мире в исламе Урок 21. Тема: Пророк Мухаммед Урок 22. Тема: Коран и Сунна Урок 23. Тема: Столпы ислама. Праздники ислама Урок 24. Тема: Священные города и сооружения ислама | ||
Раздел 6. Буддизм | Урок 25. Тема: Жизнь Будды Урок 26. Тема: Учение Будды Урок 27. Тема: Духовные наставники и священные сооружения буддизма Урок 28. Тема: Священные тексты буддизма | ||
Раздел 7. Подведение итогов | Урок 29. Тема: «Золотое правило нравственности» Урок 30. Тема: Не совсем обычный урок. Интересный разговор. Уроки 31—34. Тема: Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся |
Литература для обучающихся.
- Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и другие под редакцией Шапошниковой Т.Д. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс (4-5): Учебник.-М.: Дрофа, 2016.
- Шапошникова Т.Д., Савченко К.В. Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь.- М.: Дрофа, 2016.
Литература для учителя.
- Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и другие. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс (4-5), : Методическое пособие для учителя.-М.: Дрофа,2012.
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., и др. Электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (1 CD). М.- Просвещение, 2012 г.
- Тишков В.А., Шапошникова Т.Д. Книга для учителя. М.- Просвещение, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс: 4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".
Рабочая программа к учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...
разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"
Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основ...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс
Рабочая программа с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
Рабочая программа по предмету"Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур"
Ø Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;Ø Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивн...