Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)
Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_zakirova_larisa_fyodorovna.docx | 49.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор: Закирова Лариса Фёдоровна, учитель начальных классов МБОУ гимназия №1 г. Агрыз РТ
Предмет: ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») класс - 4
Тема урока | Место урока по теме | ||
Семейные традиции. | 27 урок | ||
Тип урока | Формы, приёмы, методы | ||
Усвоение новых знаний | Комментированное чтение, беседа, работа в парах и группах, работа с иллюстративным материалом, притчей, самостоятельная работа с источниками информации, учебный диалог. | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
дать представление об отношении к семье традиционных религий | Образовательные: - знакомство с понятиями семья, семейные традиции; -раскрытие отношения к семье в традиционных религиях; -формировать уважительное отношение к семье, семейным традициям; -умение объективно оценивать себя и других; Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, терпимость. Воспитательные: - формировать уважительное отношение к семье; - воспитывать ответственность по отношению к членам семьи; | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
традиции россиян, собственные традиции семьи; праздник – одна из форм исторической памяти; определение понятия традиция. | следовать традициям своей семьи, уважать традиции других людей | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
Личностные УУД: составить перспективу развития семейных традиций своей семьи. Регулятивные УУД: Принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные УУД: продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: выявить различия понятий, дать их определение; выполнение заданий развивающего характера, составление схем, таблиц. | -проблемный диалог -ИКТ технология, - игровая, -актуализации знаний. | Средства наглядности: Раздаточный текстовый материал, -мультимедийный проектор, презентация. Источники: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 – 5 классы. – М.: «Просвещение», 2013. |
ХОД УРОКА
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
Мотивация и самоопределение деятельности Настроить учащихся на учебную деятельность. | Дети входят в класс под «Гимн Семье» | Ребята рассаживаются за 3 стола.
| Коммуникативные УУД: Психологический настрой на совместную работу Личностные УУД: Наличие мотивации к работе на результат | фронтальный | Создание доброжелательного отношения на уроке, настроя на активную работу |
Актуализация знаний Выявить знания учащихся по данной теме, Подготовить к восприятию нового понятия Формирование новых знаний и умений Постановка проблемы Построение выхода из проблемной ситуации Открытие новых знаний Работа с притчей «Как появилась дружная семья» Формировать умение искать необходимую информацию, отвечать на проблемные вопросы, познакомить с понятием «семейные традиции» Первичное закрепление Чтение рубрики «Это интересно» Познакомить с понятием «семейные традиции», развивать умение работать в паре. Минутка тишины. (видеоролик) Включение в систему знаний и повторение Самостоятельная работа с проверкой Работа в парах Повторить и закрепить знания и умения, полученные на уроке. Рефлексия Дать возможность ученикам осознать свою деятельность на уроке Домашнее задание | Каждая группа получает конверт с заданием: собери загадку и назови отгадку. (стихи разрезаны по строчкам) Приложение1 - Назовите основную мысль вашего четверостишья. - Ребята, возможно ли расположить эти четверостишья так, чтобы получился единый стихотворный текст? - Постарайтесь определить тему нашего сегодняшнего занятия. - Давайте определим что же такое «семья»? - Прочитайте, как определяют семью С. И. Ожегов и Д.Н. Ушаков? - На чём основывается счастливая семья? Какие нравственные ценности способны укрепить её? - Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет. Мечты о хорошем, волнение, трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному не возможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая это семья! -Подберите имена прилагательные, характеризующие счастливую, на ваш взгляд, семью. -Посмотрите мы все разные, но все хотим жить в счастливых семьях! - Сейчас я вам расскажу притчу, «Как появилась дружная семья». Давным -давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?) - Вы поняли, почему у вас на столах ромашка? - Правильно. -На лепестках ромашки запишите эти качества. - Пользуясь учебником, попробуем заполнить таблицу и сравнить основные ценности семейной жизни в различных религиях. - Именно традиционные религии мира уделяют огромное значение семье, гармоничным отношениям в ней. - Говорят, когда в семье живёт любовь и дружба у всех, кто в ней живёт, в сердце расцветают цветы. - Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растёт бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него… (включается красивая инструментальная музыка, и меняются слайды с красивыми цветочными мотивами ) -А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце. - Как вы думаете, что нужно для этого сделать? Экскурсия. Слайд 1. Сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию в музей семьи и семейных традиций. Музей создан ребятами нашего класса, экспозиция его постоянно пополняется, обновляется. Переход на слайд № 2. Итак, мы в музее. Посмотрите как много в нем интересных залов. Начнем мы нашу экскурсию с зала изобразительного искусства.(слайд 3) Век семьи долог, как и век человечества. Тема семьи отражалась и на первых наскальных рисунках, и на полотнах крупнейших мастеров мировой живописи. Художники изображали в своих работах семейные сценки, семейные портреты, семейное счастье и драматические моменты в жизни семьи. Важное место во многих работах отведено женщине – хранительнице домашнего очага. В творчестве русских художников семья, как правило, – это основа всей жизни. Посмотрите на репродукции картин. - Фёдор Славянский «Семейный портрет» - Пабло Пикассо «Семья странствующих комедиантов» - Марк Шагал «Белый конь» - Жан Оноре Фрагонар «Счастливое семейство» - Здесь представлены работы художников разных веков, разных направлений живописи, объединенные одной темой – семья. (В нашу экспозицию мы включили рисунки, которые были созданы в разное время учениками нашего класса.) «Сокровища старого сундука» (слайд 7). -Ребята, что дом делает домом, непохожим на другие дома? Что вас окружает в квартире? - Человек живёт, пользуется какими –либо вещами ,которые ему дороги, связаны с каким- либо событием в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остаётся. Мы продолжаем ее хранить. Вот мы с вами провели разведку, поиск старинных предметов. Какие же тайны хранятся в этом сундуке? (Я достаю предмет, кто узнал свою вещь должен кратко о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.) -Почему мы храним эти вещи? - В русском языке существует много пословиц и поговорок о семье и семейных традициях. Перед вами листы с пословицами. Необходимо соединить их начало и конец и сказать о чем гласит народная мудрость. Проверьте, правильно ли получилось. Приложение 3 Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся. А теперь впишите в сердечки тех людей, которые живут в вашем сердце. Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах. - Мы узнали, что такое традиции, какие они бывают. Дома напишите мини-сочинение на тему «Моя семья» или «Мои семейные традиции» - Расскажите своим близким (маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке) о том, что узнали на уроке. | Ребята составляют 3 загадки: 2.Все родные, с кем живёте, Даже дядя или тётя, Непременно вам друзья, Вместе вы — одна семья! 1.Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) 3..Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (семья) -.Состав семьи и поддержка. -Ценность семьи; - Как строится семья. -Необходимость семьи. 1.Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) 2.Все родные, с кем живете, Даже дядя или тётя, Непременно вам друзья, Вместе вы — одна семья! 3..Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (семья) - Семья, её значение и отношение к ней основных мировых религий. - Словарь Ожегова С.И.: - Ушаков Д.Н.: Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге, сплочённые общими интересами. А самое главное – они родные друг другу. - Учащиеся высказывают свои предположения. - Дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая… - Внимательно слушают. - Ромашка-символ семейной любви и верности. - Каждый стол записывает качества, которых должна придерживаться семья. (Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба.) - На экране заполняется сводная таблица. - Да. - Для этого каждому нужно хорошо знать свою семью, изучать её традиции. -Предметы, вещи. - Ребята рассказывают о предназначении старых вещей. - Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но они и дороги нам как память о наших родных. Работают в паре. - Учит правильно жить - Высказываются по поводу материала урока | Коммуникативные -участвовать в диалоге на уроке; -принимать совместное решение. Познавательные УУД: - логические: - установление причинно-следственных связей Регулятивные УУД: - настрой на работу. Личностные УУД: - желание и стремление к познавательной деятельности; -формирование понятия важности семьи и семейных традиций.
Коммуникативные -участие в коллективном обсуждении проблем, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли; -умение строить взаимодействи Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы Коммуникативные -участвовать в работе пары, договариваться друг с другом. - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы -овладение навыками смыслового чтения Коммуникативные -участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы - овладение навыками смыслового чтения Личностные УУД: -развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости -способность анализировать нравственную сторону поступков Регулятивные -осуществлять контроль своей деятельности - оценивать правильность выполнения своих действий Познавательные - самостоятельно делать выводы - перерабатывать информацию Коммуникативные: - умение выслушать и принять чужую точку зрения, аргументировать свой ответ Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности | Фронтальный Фронтальный Фронтальный фронтальный Фронтальный, Наблюдение за работой в парах Самооценка Оцените свою работу по следующим критериям -самостоятельность выполнения работы (с помощью светофоров зелёный цвет - выполнил работу сам, красный- обращался за помощью; - правильность выполнения работы ( зелёный - уверен, что работу выполнил правильно, потому что хорошо понял тему урока, красный - мог ошибиться, потому что не очень хорошо понял тему урока Самооценка с помощью представленных предложений | Собранные в группах пословицы Единый стихотврный текст о семье Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге, сплочённые общими интересами. А самое главное – они родные друг другу Сформулирован вывод о том, что? Осознание и принятие понятия «семейные традиции» Каждый проведёт рефлексию своей деятельности на уроке. |
Приложение1
1.Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
2.Все родные, с кем живёте,
Даже дядя или тётя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна семья!
3..Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (семья)
Приложение 2
«Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)
Приложение 3
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В дружной семье и в холод тепло.
Кто родителей почитает, тот век счастливым проживает.
Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 1
Презентация коротко расскажет о том, как стали возникать ритуалы, пояснит, что это такое. Яркое оформление иллюстрауиями поможет более восприимчивому пониманию, что такое ритуалы, и как они совершалис...
Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 2: христианство.
Презентация рассказывает о семи таинствах православного христианства: крещение, миропомазание, соборование, исповедь, венчание, елепомазание, священство. Презентация составлена по материалам учеб...
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...
конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.
Гомелевская В.В.Учитель начальных классов Технологическая карта урока ОРКиСЭМодуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»«Праздники и календари (ислам, будд...
Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Праздники и календари»
Цель данной методической разработки, как и всего курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» - это формирование у школьников представления о религии, как о важнейшей сост...