Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов через содержание учебного предмета, курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_mirovye_religii.docx | 51.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом по школе
от 31.08.2017 №620
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы мировых религиозных культур»
для 4 класса
на 2017-2018 учебный год
учителя начальных классов:
Бондаренко Татьяны Владимировны
- Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментального ядра содержания общего образования и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф. Виноградовой. В. «Вентана-Граф», 2014. Рабочая программа модуля «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметным результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения,умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета, курса.
Организация учебной деятельности основывается на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных.
- беседа репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций;
- взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
- взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т. д.;
- интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения;
- драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе;
- ведение поурочного словаря основных терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению учебного материала школьниками. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т. к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок;
- составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление связей содержания курса не только на теоретическом, но и на образно-визуальном уровне, а также на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием такой галереи образов может стать разнообразный наглядный материал по курсу: репродукции картин, икон, храмов, фотографии и изображения персоналий, музейных экспозиций, ритуальные и бытовые предметы, характерные для православной культуры и др., целесообразно привлечение фотографий предметов, лиц, событий по тематике курса из семьи, семейного архива учащихся (по согласию родителей);
- написание кратких эссе, сочинений, что способствует развитию навыков письма, работы с источниками информации.
Календарно – тематическое планирование | ||||
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающегося |
1. | Россия – страна, объединившая народы. Россия- многонациональная держава | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. | ||
2 | Как всё начиналось. Древняя Русь | Народы России, их духовно – нравственная культура. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, её географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия –многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. | ||
3 | Как всё начиналось. Народы Поволжья. | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. | ||
4 | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа | Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | ||
5 | Как всё начиналось. Народы Сибири | Объяснять, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснять связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснять, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых. | ||
6 | Культура каждого народа неповторима | Объяснять, чему учил Христос. Объяснять, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | ||
7 | Традиционные религии народов России | Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | ||
8 | Традиционные религии народов России | Объяснять, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснять, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | ||
9 | Народные и религиозные праздники. Встреча весны | Правильно употреблять в речи выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснять выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | ||
10 | Народные и религиозные праздники. Новый год и Рождество | Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа», почему покаяние называют «лекарством души». | ||
11 | Народные и религиозные праздники. Пасха. Курбан-байрам. День рождения Пророка | Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | ||
12 | Народные и религиозные праздники. Шаббат. Пурим. Праздник Весак. | Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | ||
13 | Что помогает жить в мире и согласии. Как возникли правила. | Объяснять, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | ||
14 | Почитай родителей. Будь щедрым. | Рассказать, как устроен православный храм. что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно, Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Правильно употреблять в речи значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | ||
15 | Не завидуй. Не предавай. | Объяснять, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик». | ||
16 | 29.12 | Будь терпим и честен. | Искать требующуюся литературу. | |
17/1 | 12.01 | Что такое религия? Многобожие и единобожие. Какие религии принято называть мировыми? |
| |
18/2 | 19.01 | Что такое традиционная религия? Что такое религиозная культура? Нужны ли нам знания о различных религиозных культурах? |
| |
19/3 | 26.01 | Три главные ветви христианства. Распространение христианства. Рождество и Крещение Иисуса. | Объяснять слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | |
20/4 | 2.02 | Учение Иисуса Христа. Благая весть. Крестная смерть и Воскресение Иисуса. | Объяснять, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | |
21/5 | 9.02 | Библия. Роль православия в развитии образования и культуры русского народа. | Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснять выражение «Даром приняли – даром давайте». | |
22/6 | 16.02 | Рост числа монастырей с 11 по 20 век. Троице-Сергиева лавра. Князь Дмитрий и преподобный Сергий. | Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках. | |
23/7 | 2.03 | Храм-дом Божий. Правила поведения в храме. Православное богослужение. |
| |
24/8 | 9.03 | Таинство брака. Секреты христианской семьи. Роль календаря в жизни христианина. |
| |
25/9 | 16.03 | Особенности православного календаря. Крещение. Благовещение. |
| |
26/10 | 23.03 | Ислам – мировая религия. Главные слова ислама. Ислам в России. «Нет Бога, кроме Аллаха». Главные исламские заповеди. |
| |
27/1 | 6.04 | Люди, которых возлюбил Аллах. Великий пророк Мухаммад. Коран и мусульманские добродетели. По примеру пророка. |
| |
28/2 | 13.04 | Внутренне убранство мечети. Правила о которых нельзя забыватьПравила, по которым живёт мусульманская семья. Матери и сыновья. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов. | |
29/3 | 20.04 | «Не постигают Его взоры». Каллиграфия. Арабеска. Ураза – байрам. Исламский календарь. | Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. | |
30/4 | 27.04 | Когда и где возник буддизм? Буддизм в России. Детство и юность Будды. | Сообщения учащихся. | |
31/5 | 4.05 | Будда-человек Просветлённый. «Три корзины мудрости». Колесо сансары. | Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. | |
32/6 | 11.05 | Восемь ступеней к освобождению. Лама – буддийский учитель. Далай – лама 14. | Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | |
33/7 | 18.05 | Буддийский храм. Какой он? Основы, на которых строится буддийская семья. | Сообщения учащихся. | |
34/8 | 25.05 | Праздники, посвящённые Будде. Буддийский календарь. Календарные праздники буддистов. | Объяснять,что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях и праздниках буддистов. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов...
Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Статья рассказывает о методических приёмах на уроках ОРКСЭ....
Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур" ОРКСЭ 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Амирова Р. Б. "Основы мировых религиозных культур"...
Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)
Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с празднованием Нового года в разных мировых религиях....
ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2
Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...
Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса
Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса...