Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "Удивительный мир слов"
рабочая программа (3 класс) по теме

 

Рабочая программа учителя  по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 3-х классов рассчитана на 34 часа. 

Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

- Авторской программы ««Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова 2011 г;

- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

- с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_udivitelnyy_mir_slov_3_klass_2015-2016.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБОУ СОШ  №4 с углубленным изучением французского языка

имени  Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт- Петербурга

УТВЕРЖДАЮ              СОГЛАСОВАНО               РАССМОТРЕНО

_____________               _______________             на заседании МО

         протокол № __от

директор школы           зам.директора по УВР

«__»________2014       «___»__________2014       «___»______2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности для 3 класса

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ»

Общеинтеллектуальное направление

                         

Учитель: Романова Л.Б.

Категория I

2015-2016 уч. год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя  по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 3-х классов рассчитана на 34 часа.  

Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

- Авторской программы ««Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова 2011 г;

- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

- с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного

средства человеческого общения; формирование позитивного отношения

к правильной речи как показателю общей культуры человека;

— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

— формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и

сохранению чистоты русского языка.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

«В мире слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

 Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные

  •  оценивать положительные качества личности одноклассников;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  •  осознание роли речи в общении людей;
  •  понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  •  устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
  •  чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  •  интерес к изучению языка.

Метапредметные

  •  наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
  •  уточнять значение слова по толковому словарю;
  •  сравнивать толкование слова в различных словарях;
  •  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
  •  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
  •  самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
  •  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
  •  наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
  •  устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
  •  наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;
  •  исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
  •  осуществлять учебное сотрудничество;
  •  контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
  •  составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
  •  оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
  •  создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);
  •  сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
  •  работать с информацией, представленной в виде модели;
  •  соотносить схемы предложений с их моделями;
  •  анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.
  •  наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
  •  на основе наблюдения форм имён существительных в текстах
  • строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;
  •  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
  • воспринимать на слух и понимать информационный текст;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

В программе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной устной и письменной речи.

Из истории языка

 Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);

— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);

— игра «В музее слов»;

— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».

Загадки простого предложения

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов. Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения.  Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов. Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова. Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах.

Практическая и игровая деятельность:

— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;

— игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;

— конкурс «Самый длинный однородный ряд»;

— конструирование предложений с однородными членами по моделям;

— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».

Лабиринты грамматики

Слово в грамматике. Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.

 О существительных по существу

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода. Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён.

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

— осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Наоборот», «Кто больше»;

— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

Такие разные признаки предметов

Значение имён прилагательных.  Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных. Как в старину использовали прилагательные в обращениях. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных. Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения. Значение относительных прилагательных. Что называют притяжательные прилагательные. Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

Практическая и игровая деятельность:

— проект «Значения цветовых прилагательных»;

— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;

— викторина «Самый-самый»;

— игра-соревнование «Подбери словечко».

Формы контроля

Для проверки усвоения универсальных учебных действий используются следующие виды работ:

  • участие в конкурсах
  • защита проектов
  • обобщающая знания игра «Своя игра»

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Характеристика деятельности уч-ся

Дата

1

Старые и новые слова в языке.

наблюдает использование устаревших и новых слов в тексте; уточняет значение слова по толковому словарю;  сравнивает толкование слова в различных словарях;

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой)

2

Игра « В музее слов»

Играет в игру «В музее слов». Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения

учебного задания с использованием учебной литературы.

3

Проект «Сокровища бабушкиного сундука»

Рассказывает о старинных

вещах, которые хранятся в семье.

4

Редактирова ние текста

Собирает старинные пословицы и поговорки работает с деформированным текстом.  Осуществляет учебное сотрудничество.

5

 «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.

Порядок слов в предложении: понимает зависимость смысла предложения от

порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возни-

кают из-за нарушения порядка слов.

6

Важные мелочи.

Учится правильно ставить логическое ударение. Инсценировка

диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;

Различает интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения. Лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?»

7

Требуется определение Художествен

ные определения (эпитеты). Знакомство со словарём

эпитетов.

Художественные определения (эпитеты). Знакомится со словарём

эпитетов.

Описание предметов в художественных текстах.

Внешность и характер в портретах мастеров слова.

Игры «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»; «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника

8

Важные обстоятельства.

Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.

Когда необходимы обстоятельства.

9

Необходимо дополнить.

Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).

10

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».

Однородные члены предложения. Распространение предложения

с помощью однородных членов.

11

Стройтесь в ряд!

Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Конкурс «Самый длинный однородный ряд». Анализирует смысл предложения и выявляет на основе анализа место постановки запятой.

12

Запятые, по местам!

Знаки препинания при однородных членах.

игра: «Поставь на место запятую»,

13

Слово в грамматике.

Формулирует собственное мнение, аргументирует его, договаривается и приходит к общему решению при совместном обсуждении проблемы.

14

Как «работают» слова, или для чего нужна грамматика.

Наблюдает и анализирует порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строит рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл.

15

«Лебедь белая плывёт».

Наблюдает за использованием существительных общего рода, на основании наблюдений выводит закономерности их употребления.

16

Может ли род быть общим?

Употребление в речи существительных общего рода. О существительных по существу

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.

От чего зависит род имени существительного.

17

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

На основе наблюдения форм имён существительных в текстах строит рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке.

18

Как быть, если нет окончания?

Соблюдает нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролирует их соблюдение в речи собеседника

19

Один, два, много.

Всегда ли существительные имели только два числа? Способы выражения значения числа у имён существительных в русском

языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.

Как определить число несклоняемых существительных.

20

Почему именительный падеж назвали именительным?

Проект: «Что рассказали падежи о себе».

История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).Для чего существительные изменяются по падежам?

Начинает работу над проектом.

21

Как «работает» родительный падеж?

Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников. Систематизирует знания о родительном падеже.

22

«Щедрый» падеж.

Систематизирует знания о дательном падеже. Соблюдает нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролирует их соблюдение в речи собеседника.

23

Винительный падеж - великий маскировщик.

Систематизирует знания о винительном падеже. Отличает родительный и винительный падежи.

24

Падеж-работяга.

Оценивает правильность выполнения действий, осуществляет итоговый контроль по результатам выполнения задания, осуществляет учебное сотрудничество. Систематизирует знания о творительном падеже.

25

Любимая «работа» предложного падежа. Защита проекта « Что рассказали падежи о себе».

Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников.  Систематизирует знания о предложном падеже. Защита проектов.

26

Кому принадлежат имена собственные?

Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.

Значение имён.

27

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

Составляет устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств.

28

Всё познаётся в сравнении.

Соблюдает нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных. Контролирует соблюдение этих норм в речи собеседника и исправляет допущенные при речевом общении ошибки.

29

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.

Контролирует действия партнёра и оказывает  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Исправляет речевые ошибки и недочёты в использовании степеней сравнения.

Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.

310

Что кому принадлежит?

Значение относительных прилагательных.

31

Ещё одна обязанность притяжатель

ных прилагатель ных.

Вспоминает какие прилагательные называют притяжательные прилагательные. Выявляет способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин...).

 Видит использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

32

«Крокодиловы слёзы».

Контролирует соблюдение  норм русского языка в речи собеседника и исправляет допущенные при речевом общении ошибки; выдвигает гипотезы, находит аргументы для их доказательства.

33

Лингвистичес кие игры.

Осуществляет учебное сотрудничество и взаимодействие, умеет договариваться, распределять роли в игровой деятельности

34

«Своя игра». Обобщение по темам программы за год.

Оценивает правильность выполнения действий, осуществляет итоговый контроль по результатам выполнения задания; осуществляет учебное сотрудничество и взаимодействие, умеет договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материалы для учителя:

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007

Материалы для учащихся:

Михайлова С. Ю. Дружим с русским языком: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

Михайлова С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемым написанием: комплект рабочих тетрадей для 2-4 классов. – М.: Вентана-Граф

Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.

Демонстрационный плакат с алфавитом, написанный курсивным шрифтом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс

Рабочая программа "Удивительный мир слов" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир слов" 3 класс

Данный материал содержит программу внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3-их классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в слово"

Курс внеурочной деятельности «Путешествие в слово» способствует разностороннему развитию индивидуальных способностей учеников. В рамках урока не всегда удаётся увидеть способности и интерес учащихся к...

рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слова"

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления разработана на основе авторской программы факультатива «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс....