РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016-2017_mbou_sshno4_korchagina_t.a._rabochaya_programma_orkse_omrk.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Департамент образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
(МБОУ СШ № 4)
«Согласовано» Руководитель ШМО ___________/Р.Н. Закирова/ Протокол № _______ от «__»____________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ №4 _____________/О.Д. Дюжакова/
«__»____________2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ №4 _______________/Е.Н. Урусова/ Приказ № от «__»____2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
модуль
«Основы мировых религиозных культур»
4 класс
на 2016 - 2017 учебный год
Автор-составитель:
Т.А. Корчагина,
учитель ОРКСЭ
г. Дзержинск, 2016
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1 февраля 2012г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632).
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и мировых религиозных культур в России.
«Основы мировых религиозных культур» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках трёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Третий тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй тематический раздел (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
В МБОУ СШ№4 на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определёны модули учебного курса ОРКСЭ в 2015-2016 учебном году, предлагаемые для изучения: «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур».
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и обеспечен учебником А.Л. Беглова «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012г.
Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.
Программа адресована учащимся 4-х классов; объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, всего 35 часов.
Общая характеристика учебного курса:
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса:
•знакомство учащихся с основами мировых религиозных культур;
•развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
•обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
•развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
•понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
•формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
•формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
•знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
•укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями мировых религиозных культур, раскрытие содержания и смысла мировых религиозных культур в нашем современном обществе.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность; отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
•общая историческая судьба народов России;
•единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
- Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
- Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
- Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
- Игровые и деятельностные методы:
- игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
- Классно-урочные занятия.
- Групповая форма обучения.
- Внеурочные занятия.
- В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностный, творческой форме.
- Экскурсии.
Формы контроля
Основной формой контроля обучающихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем):
- устный опрос;
- домашняя работа (поисковая, творческая);
- самостоятельная работа (воспроизводящая, вариативная, эвристическая).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
На уроках по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, мировые религиозные культуры, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.
В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться: мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории мировых религиозных культур, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей. К концу учебного года учащиеся должны:
Знать / понимать | Уметь | Применять |
Знать историю возникновения и распространения мировых религиозных культур. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма. Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие календарь его символы, святых, праздники мировых религиозных культур. Знать развитие мировых религиозных культур, их развитие в истории России. | Умение слушать собеседника, вести диалог. Уметь описывать различные явления мировых духовных традиций и культур. Уметь приводить примеры явлений мировых религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их. Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. | Применять полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения мировых религиозных культур в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. |
Содержание тем учебного курса ОРКСЭ
модуль «Основы мировых религиозных культур»
Количество часов на изучение программы 33
Количество часов в неделю 1
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
Период обучения | Количество часов | № п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | |
1 триместр | 12 | 1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | |
2 триместр | 9 | 2 | Основы мировых религиозных культур | 26 | |
3 триместр | 12 | 3 | Духовные традиции многонационального народа России | 6 | |
Итого | 33 | Итого | 33 |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (26 часов)
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (6 часов)
Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержание модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Учебно-тематическое планирование уроков курса ОРКСЭ
модуль «Основы мировых религиозных культур»
Учитель: Корчагина Татьяна Алексеевна.
Учебник: А.Л. Беглов. ОРКСЭ Основы мировых религиозных культур, 4-5 классы, Москва «Просвещение», 2012.
Программа: А.Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, (35ч, 1ч в неделю). М. «Просвещение», 2010.
Дополнительная литература:
- Книга для учителя. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М. «Просвещение», 2010;
- Книга для родителей. Основы религиозных культур и светской этики. А.Я. Данилюк. «Просвещение», 2010;
- Поурочное планирование уроков ОРКСЭ модуль ОМРК;
- С.Лагерлёф. Легенды о Христе. «Международная книга», Москва, 1991;
- Учебник добра. «Знамя мир», Томск, 1996;
- А.Лопатина, М. Скребцова. Книга для занятий по духовному воспитанию. «Солид», Москва. 1 Книга, 1995. 2Книга, 1996.
Оснащенность уроков:
- интерактивная доска;
- компьютер;
- презентации к урокам ОРКСЭ модуль ОМРК.
- видео и аудио записи к урокам ОРКСЭ модуль ОМРК.
№ п/п | № в теме | Тема урока | Средства наглядности. Использование ИКТ | Домашнее задание | Дата проведения | Коррек ция | |
план 4А,4Б | факт | ||||||
1 триместр (12 часов) | |||||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час) | |||||||
1 | Россия – наша Родина | Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентация «Россия – наша Родина», аудио песня «С чего начинается Родина», гимн РФ | С.4-5,читать, синквейн «Родина» | 07.09 | |||
Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (26 часов) | |||||||
1 | Культура и религия | Фотографии и изображения храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век» | С.6-7, читать, синквейн «Религия» | 14.09 | |||
2 | Культура и религия | Фотографии и изображения храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви» | С.8-9, читать, синквейн «Культура» | 21.09 | |||
3 | Возникновение религий. Иудаизм. | Презентация. «Возникновение религий» | С.10-11,читать, словарь новых слов | 28.09 | |||
4 | Возникновение религий. Ислам. Христианство. | Презентация. «Возникновение религий» | С.12-15, читать, таблица основатели мировых религий | 05.10 | |||
5 | Священные книги религий мира. Буддизм. Иудаизм. | Иллюстративный материал-фотография священных книг, Презентация «Священные книги» | С. 16-18, читать, таблица священные книги | 12.10 | |||
6 | Священные книги религий мира. Ислам. Христианство. | Иллюстративный материал-фотография священных книг, Презентация «Священные книги» | С.18-21, читать, таблица священные книги | 19.10 | |||
7 | Хранители предания в религиях мира | Презентация «Хранители предания в мировых религиях» | С.22-23, читать, таблица хранители мировых религий | 26.10 | |||
8 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Христианство | Презентация. «Добро и зло» Интерактивная доска слайды со словарными определениями | С.24-25, читать, словарь новых слов, сочинение «Добро» | 09.11 | |||
9 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Ислам. Иудаизм. Буддизм. | Презентация. «Добро и зло» | С.26-27, читать, словарь новых слов | 16.11 | |||
10 | Человек в религиозных традициях мира | Презентация «Человек в религиозных традициях мира» | С. 28-29, читать, синквейн «Молитва» | 23.11 | |||
11 | Священные сооружения. Иудаизм. Христианство | Презентация. «Священные сооружения» | С. 30-31, читать, таблица священные сооружения | 30.11 | |||
2 триместр (9 часов) | |||||||
12 | Священные сооружения. Буддизм. Ислам | Презентация «Священные сооружения» | С. 32-33, читать, таблица священные сооружения | 07.12 | |||
13 | Искусство в религиозной культуре. Христианство. Ислам. | Презентация «Искусство в религиозной культуре» | С. 34-35, читать, словарь новых слов | 14.12 | |||
14 | Искусство в религиозной культуре. Иудаизм Буддизм | Презентация «Искусство в религиозной культуре» | С. 36-37, читать, словарь новых слов | 21.12 | |||
15 | История религий в России | Презентация «История религий в России» | С. 40-46, читать | 11.01 | |||
16 | История религий в России | Презентация «История религий в России» | С.46-51, читать, таблица виды христианства | 18.01 | |||
17 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Презентация «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» | С.52-55, читать, сочинение «Традиции нашей семьи» | 25.02 | |||
18 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Презентация «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» | С.55-57, читать, словарь новых слов | 01.02 | |||
19 | Паломничества и святыни | Презентация «Паломничества и святыни» | С.58-61, читать, таблица паломничества | 08.02 | |||
20 | Праздники и календари | Презентация «Праздники и календари» | С.62-65, читать, таблица праздники | 15.02 | |||
3 триместр(12 часов) | |||||||
21 | Праздники и календари | Презентация «Праздники и календари» | С.66-67, читать, таблица праздники | 22.02 | |||
22 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Презентация «Религия и мораль» | С.68-69, читать, эссе «Заповеди в моей жизни» | 01.03 | |||
23 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Презентация «Религия и мораль» | С.70-71, читать, сочинение «Милосердие» | 15.03 | |||
24 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | Интерактивная доска, Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» | С.72-73, читать, синквейн «Заповеди» | 29.03 | |||
25 | Семья | Интерактивная доска, Эл. пособие, Семья | С.74-75, читать, эссе «Моя семья» | 05.04 | |||
26 | Долг, свобода, ответственность, труд | Интерактивная доска Презентация «Долг, свобода» | С.76-77, читать, словарь новых слов | 12.04 | |||
3. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов) | |||||||
1 | Любовь и уважение к Отечеству | Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация | С.78-79, читать, синквейн «Отечество» | 19.04 | |||
2 | Творческие работы учащихся | Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ | Подготовить творческую работу по выбранной теме | 26.04 | |||
3 | Творческие работы учащихся | Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ | Подготовить творческую работу по выбранной теме | 03.05 | |||
31. | 4 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Творческие работы детей | Подготовить сообщение по выбранной теме | 10.05 | ||
32. | 5 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Творческие работы детей | Подготовить сообщение по выбранной теме | 17.05 | ||
33. | 6 | Подведение итогов | Итоговая презентация | С.38 | 24.05 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
•оборудование: ученические толы и стулья по количеству обучающихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
•технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
-демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, интерактивная доска);
-вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника (по возможности);
•экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику: электронное пособие к модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
•библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
-учебно-методические комплекты, обеспечивающие преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и — нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики);
-специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литера туре);
-научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
-хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
-документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
-энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, -биографии религиозных деятелей и значимых персоналий);
-религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
-художественные альбомы, содержащие иллюстрации к разделам курса;
•печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2010.
2.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов.- М.: Просвещение, 2012.
3.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2010.
4.Электронное приложение к учебному пособию А.Л. Беглова. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.
Список литературы
1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2010.
2.Электронное приложение к учебному пособию А.Л. Беглова. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.
3.Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
4.Энциклопедическая и справочная литература.
5.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2010.
6.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М.Просвещение, 2010.
7.Ресурсы школьной библиотеки.
8.Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ: http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов...
Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Статья рассказывает о методических приёмах на уроках ОРКСЭ....
Рабочая программа курса «Основы религиозной культуры и светской этики 4 класс»
Рабочая программа составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы»/А.Я.Данилюк.-2-е изд. - М....
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
Рабочая программа курса "Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религий"
Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс 2016-17 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс
Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...