Программа работы лагеря
рабочая программа на тему
Программа работы летнего школьного оздоровительного лагеря
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 44.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №62
Программа УТВЕРЖДАЮ
принята и утверждена Директор
на педагогическом совете ________ Л.В.Перфильева
от «___» _______ 2012 года. «___» _______ 2012 года.
ПРОГРАММА
летнего пришкольного лагеря
«На улице Сезам»
социально-педагогического направления
(для детей 7-11 лет, срок реализации 1 год)
Автор:
начальник лагеря
г. Нижний Новгород
2012 г.
- Информационная карта программы
Наименование программы | «На улице Сезам» |
Автор программы | Начальник лагеря Масленникова Светлана Анатольевна |
Руководитель программы | Директор школы Перфильева Любовь Васильевна |
Название проводящей организации | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 62 |
Территория | 603140 г. Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 14-а, т. 245-53-96 |
Цель | Создать оптимальные условия, обеспечивающие полноценный отдых, оздоровление, разностороннее развитие, самореализацию и социальную адаптацию детей. |
Задачи | 1.Создать комплекс условий, необходимых для активного, здорового и увлекательного детского отдыха 2.Вовлечь каждого ребёнка в образова-тельно-воспитательный процесс через наиболее эффективные формы деятель-ности: КТД и сюжетно-ролевую игру. 3.Создать условия для непрерывного процесса развития всесторонней гармоничной личности каждого ребенка, ориентированной на здоровый образ жизни, высокие нравственные качества и духовную культуру. 4.Способствовать реализации творческого потенциала детей. 5.Продолжить работу по формированию комплексного представления о здоровье. 6.Способствовать выработке потребности в здоровом образе жизни. 7.Способствовать сплочению различных детских коллективов в единый дружный коллектив, развивать умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 8.Обогатить социальный опыт каждого ребёнка и помочь ему в социальном становлении. 9.Развивать традиции отдыха в лагере. |
Специализация | Социально-педагогическое направление |
Сроки проведения | 1 июня – 21 июня 2011 года |
Место проведения | Школа № 62 Ленинского района г. Нижнего Новгорода |
Официальный язык программы | русский |
Общее количество участников | Дети – 60 человек (3 отряда). Педагогический коллектив – 19 человек: -начальник лагеря - 1, -воспитатели – 10, -инструктор по физической культуре – 1, -библиотекарь – 1, -социально-психологическая служба – 2, -руководитель кружка – 1, -музыкальный работник – 1, -вожатая – 1. Медицинские работники – 2 человека. Административно-хозяйственный и обслуживающий персонал – 4 человека. Персонал пищеблока - 3 человек. |
География участников | Учащиеся 1-4 классов школы № 62 в возрасте от 7 до 11 лет, педагоги школы, сотрудники МОУ ДОД ДС «Заречье», сотрудники планетария, театры города (кукольный театр, театр «Вера»), сотрудники кинологической службы, клуб «Буревестник». |
Условия участия в программе | Заявления родителей |
Краткое содержание программы | Сферы деятельности: 1.Отдых и оздоровление. Зарядки, прогулки, подвижные и спортивные игры, послеобеденный сон, посещение бассейна, занятия борьбой, самбо, боксом, посещение катка, рациональное питание, пропаганда ЗОЖ, мониторинг физического и психического состояния детей, их уровня знаний о здоровье и ЗОЖ. 2.Досуг. Направления: -спортивно-физическое; -нравственно-эстетическое; -интеллектуально-познавательное. 3.Управление. Система совместного управления жизнью лагеря. Формы реализации: 1.Сюжетно-ролевая игра, действующая по принципу детской телевизионной программы «Улица Сезам» обучать, развивать и воспитывать через нестандартные формы деятельности, которые доступны и интересны детям, делают их активными и увлечёнными участниками процесса. 2.Коллективное творческое дело, которое является элементом сюжетно-ролевой игры. 3.Соревнование между отрядами, которое длится в течение всей смены и является ещё одним компонентом игры. Этапы реализации: I.Организационно-мобилизационный: 1.Стадия проектирования. 2.Стадия подготовки. II.Основной: 1.Стадия знакомства. 2.Стадия активной деятельности. III.Аналитико-оценочный. IV.Обобщающий. |
История осуществления программы | Программа является логическим продолжением программ «Каникулы на улице Сезам» 2009 года и «Радуга здоровья на улице Сезам» 2010 года и реализуется впервые. |
Источники финансирования | 1.Фонд социального страхования. 2.Родительские средства. |
- Пояснительная записка.
Незаметно пролетел учебный год. Впереди самое долгожданное время года – солнечное лето и самые долгие, и поэтому, самые любимые летние каникулы. Каникулы – это мечта каждого школьника! Мечта о любимых занятиях и приключениях, открытиях и новых знакомствах, о праздниках и путешествиях.
Задача всех педагогов – помочь осуществить эту мечту, сделать её реальностью, создать все необходимые условия, чтобы летних отдых детей стал интересным, здоровым и безопасным.
Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей всего общества, ведь это здоровье нации в будущем. Заботу о здоровье детей необходимо осуществлять постоянно, особенно важно использовать благоприятное время летних каникул.
Организации летнего отдыха, занятости, оздоровлению детей и подростков уделяется большое внимание администрацией Ленинского района, районным управлением образования. Она осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Программа «На улице Сезам» является логическим продолжением программ «Каникулы на улице Сезам», разработанной в 2009 году, и «Радуга здоровья на улице Сезам», разработанной в 2010 году. Все три программы объединены в систему общей целью. Преемственность новой программы прослеживается также в концепции и принципах построения, в содержании и способах реализации поставленных цели и задач. В ходе этой программы продолжится работа по расширению представления детей о понятии «здоровье», активизации познавательных процессов, воспитанию осознанного отношения к ЗОЖ. Новизна программы будет заключаться в расширении оздоровительной работы: кроме занятий в бассейне дети будут заниматься различными видами борьбы: бокс, самбо, дзюдо, посещать каток в МОУ ДОД ДС «Заречье», кататься на роликах. Программа «На улице Сезам» разработана в 2011 году и определяет цель и задачи, основные направления и формы работы МОУ СОШ № 62 в вопросах летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, носит социально-педагогическую направленность.
Планируемые результаты достигаются через игру, которая создает благоприятный микроклимат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей. Проводимая в лагере игра имеет свое педагогическое значение, что позволяет обучать нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни. Согласно сюжету игры герои улицы Сезам принимают у себя в гостях ребят, путешествуют с ними, одновременно знакомя их с правилами ЗОЖ. Основная идея программы – через игру привлечь всех детей к активному участию в проводимых мероприятиях. Также включению в игру способствует карта путешествий и оформление лагерных стендов.
Игровые тренинги позволяют справиться с конфликтностью и агрессией, с проблемами физиологического и социально-духовного здоровья.
Сочетание педагогического руководства и детской инициативы позволяет строить деятельность в период каникул на творческой основе, апробировать новые формы работы с детьми.
Программа «На улице Сезам» обусловлено следующими факторами, объясняющими её актуальность:
1.Пребывание детей в пришкольном лагере частично поможет решить проблему сохранения и укрепления их физического и психического здоровья. К сожалению, в нашей стране наблюдаются такие негативные тенденции, как:
-значительное снижение абсолютно здоровых детей (их число по данным Минздрава России колеблется от 4% до 10%);
-стремительный рост функциональных и хронических заболеваний (за 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 24,4%, детей подросткового возраста - на 31,4%);
-резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек;
- растет инвалидность во всех возрастных группах детей;
-увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов.
Наша школа в течение 6 лет работает в рамках экспериментальной площадки «Нижегородская школа – территория здоровья». Программа лагеря является частью этой работы и предусматривает её продолжение в летний период.
2.Пребывание школьников в лагере поможет решить проблему организации полноценного отдыха и досуга.
Статистические данные по России показывают, что большинство детей проводят свои каникулы, сидя перед телевизором или за компьютером. Неконтролируемые просмотры передач, агрессивные компьютерные игры разрушают психическое и духовное здоровье детей. Представление детей о формах досуга минимально и подчас несовместимо со здоровьем. Программа лагеря предполагает организацию интересного познавательного и безопасного досуга, где каждый ребёнок сможет проявить себя и найти дело по душе.
3.Для многих семей пребывание детей в пришкольном лагере является не только желаемой, но единственно доступной формой отдыха детей. Прежде всего, это касается малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, семей с опекаемыми детьми. Опрос родителей показал, что в таком отдыхе нуждаются:
Категории социально-незащищённых семей | % учащихся начальных классов, нуждающихся в школьном лагере |
Малообеспеченные | 42 % |
Многодетные | 24 % |
Неполные | 52 % |
Опекаемые | 7 % |
Для детей из социально-незащищённых семей программа устанавливает приоритетный порядок зачисления в лагерь.
4.По данным Минздрава РФ за последние 5 лет возрастной порог возникновения вредных привычек сильно помолодел. Пребывание детей в лагере позволит ежедневно приобщать детей к здоровому образу жизни, осознать ценность своего здоровья.
Для реализации программы школа имеет следующие условия:
-высокопрофессиональный и стабильный педагогический коллектив (7 педагогов высшей квалификационной категории, 4 – первой категории). Опытные педагоги хорошо знают особенности и проблемы каждого ребёнка.
-отлаженную систему дополнительного образования.
-сотрудничество с организациями и учреждениями города: ЦДОД Ленинского района, МОУ ДОД ДС «Заречье», туристическое агентство ООО «Стрелка-Тур», театры города.
-достаточное материально-техническое, научно-методическое, финансовое обеспечение.
Программа «На улице Сезам» адресована учащимся начальных классов школы, рассчитана на 1 год и действует в течение 1 смены в период с 1 июня по 21 июня. Пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания работает 5 дней в неделю (кроме субботы и воскресенья) по режиму дня с 8.00 до 17.30. В распорядок дня входит дневной сон. Для лагеря максимально используется вся имеющаяся материально-техническая база школы: спортивный и актовый зал, библиотека, кабинет информатики, кабинет музыки, столовая, спортивная площадка, спальни, игровые. Все помещения имеют необходимое оснащение и оборудование.
Реализация программы проходит 4 этапа:
-организационно-мобилизационный;
-основной;
-аналитико-оценочный;
-итогово-обобщающий.
Содержание программы охватывает 3 сферы деятельности педагогов и детей:
-отдых и оздоровление;
-досуг;
-управление, которые реализуются по 3 направлениям:
-спортивно-физическое;
-нравственно-эстетическое;
-интеллектуально-познавательное.
Цель программы.
Создать оптимальные условия, обеспечивающие полноценный отдых, оздоровление, разностороннее развитие, самореализацию и социальную адаптацию детей.
Задачи программы.
1.Создать комплекс условий, необходимых для активного, здорового и
увлекательного детского отдыха
2.Вовлечь каждого ребёнка в образовательно-воспитательный процесс через
наиболее эффективные формы деятельности: КТД и сюжетно-ролевую игру.
3.Создать условия для непрерывного процесса развития всесторонней
гармоничной личности каждого ребенка, ориентированной на здоровый
образ жизни, высокие нравственные качества и духовную культуру.
4.Способствовать реализации творческого потенциала детей.
5.Продолжить работу по формированию комплексного представления о
здоровье.
6.Способствовать выработке потребности в здоровом образе жизни.
7.Способствовать сплочению различных детских коллективов в единый
дружный коллектив, развивать умение эффективно взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми.
8.Обогатить социальный опыт каждого ребёнка и помочь ему в социальном
становлении.
9.Развивать традиции отдыха в лагере.
3.Ожидаемый результат:
1.Дети обеспечены полноценным и здоровым отдыхом.
2.Благополучная социализация и адаптация ребёнка в условиях временного коллектива и видов коллективной деятельности.
3.Улучшение физического, психологического и духовно-нравственного здоровья.
4.Рост степени осознанного отношения к своему здоровью и формирование ЗОЖ.
5.Всестороннеее гармоничное развитие каждого ребёнка.
6.Максимальная реализация творческого потенциала детей.
7.Овладение основными понятиями здорового образа жизни.
8.Укрепление убеждения в необходимости саморазвития.
9.Расширение понимания своих возможностей.
10.Удовлетворённость детей и родителей деятельностью лагеря.
4.Концепция программы.
Концептуальной основой для разработки данной программы является убеждение, что одним из основных направлений в организации оздоровительной кампании является отдых и укрепление здоровья детей. Поэтому базовыми понятиями в программе стали:
отдых – состояние и деятельность, восстанавливающая силы, работоспособность, здоровье;
досуг – форма отдыха, сочетающая в себе активную творческую деятельность, самообразование, познание духовных и культурных ценностей, физическое и спортивное развитие, занятие по интересам, общение;
здоровый образ жизни – образ жизни человека, основанный на осознании здоровья, как ценности и потребности в нём;
здоровье - состояние полной физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней (определение Всемирной организации Здравоохранения).
Таким образом, в основе концепции программы лежат идеи следующих направлений педагогики:
-педагогика дополнительного образования детей;
-здоровьесберегающая педагогика;
-педагогика сотрудничества.
Концепция программы базируется на следующих позициях:
а)системообразующим фактором организации отдыха детей является их вовлечение в новые социальные связи и отношения, которые способствуют всестороннему развитию, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей, социальному становлению;
б)отдых детей рассматривается, как организация индивидуальной и коллективной деятельности, отличной от ученической, наполненной иным содержанием, новыми формами и технологиями;
в)любая деятельность детей в лагере носит здоровьесберегающий характер или даёт информацию о здоровье, пропагандирует ЗОЖ.
Название программы «На улице Сезам» выбрано неслучайно, так как дети хорошо знакомы с героями этой детской передачи, встречались с ними на уроках здоровья и ОБЖ, отдыхали с ними в прошлом и позапрошлом годах.
Программа «На улице Сезам» построена на основе следующих принципов:
1.Гуманистический подход:
-уважительное, доверительное, доброжелательное отношение участников образовательно-воспитательного процесса;
-равноправное сотрудничество в решении поставленных задач;
-создание условия «ненасилия» и ситуации «успеха».
2.Личностно-ориентированный принцип:
-принятие личности каждого ребёнка с учётом её индивидуальности и неповторимости;
-уважение прав, свободы и достоинства школьника;
-помощь в адаптации;
-учёт интересов и потребностей каждого ребёнка.
3.Деятельностный принцип:
-принцип обучения самостоятельной деятельности и деятельности в коллективе;
-включение каждого ребёнка в активные формы деятельности, требующие от него инициативы, самостоятельности, творчества;
-связь с жизнью.
4.Принцип природосообразности:
-опора на «природу» ребёнка, на законы его развития;
-учёт возрастных физических, психических и других индивидуальных особенностей.
5.Ценностно-ориентированный принцип:
-ориентация ребёнка на формирование общечеловеческих и духовных ценностей;
-формирование общей культуры.
6.Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.
7.Средовой подход:
-педагогически целесообразная организация среды, использование возможностей (социальной, природной среды);
-создание психологической комфортности, положительного эмоционального настроя.
8.Принцип социально-экономической адекватности:
-формы реализации программы требуют минимальных экономических затрат;
-создаётся возможность для пребывания в детском оздоровительном образовательном центре детей из семей с разным материальным достатком.
9.Принцип вариативности содержания:
-обеспечивает дифференцированный подход к организации деятельности детей с учётом их возраста, уровня развития, группы здоровья.
10.Принцип приоритета сохранения и укрепления здоровья и здорового образа жизни.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-
правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Декларацией о правах ребенка;
Законом РФ «Об общественных объединениях»;
Федеральным законом РФ «О государственной поддержке молодежных и
общественных объединений»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Постановлением «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и
молодёжи Нижегородской области в 2011 году».
5.Содержание программы.
Вся деятельность пришкольного лагеря происходит в форме сюжетно-ролевой игры «На улице Сезам».
Содержание игры:
Ребята попадают в гости к жителям улицы Сезам. Педагоги тоже являются её жителями. Гостеприимные хозяева стараются сделать отдых детей здоровым и интересным:
-проводят занятия познавательного, развивающего, творческого характера с использованием разнообразных форм: спортивной секции, творческой мастерской, психологической и интеллектуальной игры, клуба любознательных;
-организуют праздники, спортивные состязания, конкурсы, викторины, выставки, акции;
-знакомят ребят с достопримечательностями своей улицы, организуют экскурсии в музей, парк, приглашают в театры и кинотеатры, в библиотеку, бассейн, на каток.
В игру включён элемент коллективного дела – поиск формулы здоровья, которую ребята должны открыть в конце смены.
В процессе поиска каждый отряд и каждый ребёнок ежедневно становятся участниками соревнования. На утренней линейке дети получают творческое задание от главного администратора улицы Сезам. Итог подводится на линейке на следующий день. За каждое выполненное задание отряд получает 1 кирпичик, на котором изображён элемент формулы здоровья. Из кирпичиков дети строят Дворец здоровья. В конце смены подводится общий итог – побеждает тот отряд, который сумел собрать все элементы, полностью разгадав формулу здоровья и построив Дворец.
Каждый ребёнок в начале игры получает «Дневник личных достижений», в котором ежедневно делают пометки о достижениях – вклеиваются фишки разного цвета. Цвет обозначает область достижений. Красный – активность в жизни лагеря, зелёный – дисциплина, голубой – порядок в спальне, белый – чистота. Каждая фишка оценивается в 1 балл. В конце смены подводится общий итог, дети получают сертификат участника игры с указанием набранных баллов.
Сферы деятельности.
Программа предусматривает 3 сферы деятельности педагогов и детей:
-отдых и оздоровление;
-досуг;
-управление.
1.Отдых и оздоровление включают в себя комплекс мер и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей:
-соблюдение режима дня;
-соблюдение санитарно-гигиенического режима помещений;
-сбалансированное питание;
-питьевой режим;
-дневной сон;
-ежедневные утренние зарядки и пробежки;
-ежедневные прогулки, спортивные и подвижные игры на свежем воздухе, занятия в бассейне, катание на коньках и роликах;
-занятия борьбой, самбо, боксом, дзюдо;
-пропаганда здорового образа жизни;
-мониторинг состояния физического и психического здоровья, уровня знаний о своём здоровье и ЗОЖ.
2.Досуг – это форма отдыха, сочетающая в себе активную творческую деятельность, самообразование, познание духовных и культурных ценностей, физическое и спортивное развитие, занятия по интересам, общение. Досуговая деятельность позволяет сформировать у детей к концу смены комплексное представление о своём здоровье и о ЗОЖ. Она решает образовательные, воспитательные, развивающие задачи и реализуется через следующие направления:
-спортивно-физическое;
-нравственно-эстетическое;
-интеллектуально-познавательное.
Все направления включают в себя ряд компонентов. В кратком описании каждого компонента прослеживается принцип вариативности программы.
3.Управленческая деятельность представляет собой структуру совместного (педагоги и дети) управления жизнью детского оздоровительного образовательного центра, способствует социализации и самореализации детей в новых условиях.
8. Структура управления жизнью
пришкольного оздоровительного лагеря.
Администрация улицы Сезам.
Функция главы администрации улицы Сезам – координирование деятельности общего совета.
Функция общего совета – обеспечение эффективного управления жизнью центра.
Функции совета жителей улицы Сезам (педагогического совета) – обеспечение взаимодействия ученического и педагогического управления, обучение детей элементам самоуправления, оказание педагогической поддержки в вопросах управления, развитие инициативы детей, формирование их активной жизненной позиции.
Функции совета гостей улицы Сезам – помощь в обеспечении соблюдений законов улицы Сезам, в организации и проведении отрядных и общих мероприятий, оформлении отрядных уголков, участие в проведении линейки, в заседаниях общего совета, в планировании работы и подведении итогов.
9. Диагностика и мониторинг.
Область диагностического исследования | Название метода | Период | Ответственный |
Состояние физического здоровья | Медосмотр, взвешивание | Начало и конец смены | Врач |
Эмоциональное состояние детей | Какого цвета твоё настроение | Ежедневно | Психолог |
Уровень знаний о ЗОЖ | Анкета | Начало и конец смены | Воспитатели |
Ожидания детей от летнего отдыха | Анкета | Начало смены | Воспитатели |
Степень удовлетворённости детей и родителей | Анкета, опрос | Конец смены | Воспитатели |
Уровень личных достижений | Дневник личных достижений | Ежедневно | Воспитатели |
10.Список литературы.
1. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области// Министерство образования и науки Нижегородской области. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
с. 205.
2. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»// Практика административной работы в школе. М.: Учитель, 2006
3.Ишмухамедов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей //
«Начальная школа», 2005.-№12-с.55
4.Карасёва Т.В.Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий// «Начальная школа», 2005.-№11-с.78
5. Лето – 2010// Информационно-аналитический сборник под руководством Л.С.Сидоркиной – Н.Новгород: Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации Н.Новгорода, 2010.
6.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: Просвещение, 2003.
7.Степанов Е.Н. Воспитание индивидуальности ребёнка // Журнал заместителя директора по воспитательной работе, 2003. - №4.
8.Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М.: Просвещение, 2003.
9.Сысоева М.А. Азбука воспитания. – М.: Учитель, 2000.
10.Халемский Г.А. Школа – территория здоровья // Педагогика, 2005. - №3 – с.42-46.
Электронные ресурсы.
1.Здоровье и образование www.valeo/edu.ru
2.Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО:
htt://www.specialschool.ru/health
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного лагеря.
Данная программа предусматривает организацию работы школьного эколого - краеведческого лагеря....
Программа работы летнего лагеря - краеведческий профиль
Программа работы летнего лагеря содержит маршруты заочных путешествий по нашему краю....
Программа работы детского оздоровительного лагеря.
Программа работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, имеет профориентационную направленность....
Программа работы летнего пришкольного лагеря
Программа работы летнего пришкольного лагеря содержит пояснительную записку, режим дня, Название, девиз, речевку и варианты названия отрядов....
Программа работы лагеря дневного пребывания детей
Дана программа работы лагеря дневного пребывания детей "Солнышко". Ребята в ходе игры-путешествия «Космическое путешествие»побывают на разных планетах. Планет в городе 18. Кажд...
Образовательно-оздоровительная программа работы оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, ...
программа работы летнего лагеря
программа работы...