«Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе»
методическая разработка на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Клубный час
«Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе»
Антуан де Сент Экзюпери
Цель: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор. Помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть», понятий «ответственность», «свобода».
Оборудование: листы цветной бумаги, ножницы для каждого ребенка;
карточки с заданиями;
роман-сказка Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
Притча "Все в твоих руках" — www.Sanya-Sim.com; http://youtu.be/8qFWSyFGfZc.
Компьютер, проектор, экран.
Ход клубного часа
Вступительное слово учителя.
Притча "Все в твоих руках".
1. Учитель:
Каждый из вас, наверное, мечтает поскорее стать взрослым. Ведь взрослым можно делать все, что хочется, полная свобода!
Представьте себе, что объявили «День непослушания». Что бы вы стали делать? ( Дети фантазируют, высказывают свое мнение )
- Каким человеком вы бы себя почувствовали? Свободным?
Есть разные мнения, что такое свобода.
( На экране ):
Свобода- это возможность делать все , что хочешь.
Свобода- это возможность выбора.
Свобода- это независимость.
Свобода- это не вседозволенность.
( Работа в группах ):
Попробуйте дать свое определение слову «СВОБОДА». ( Учитель фиксирует высказывания детей на доске и организует обмен мнениями. )
2. Учитель:
В обществе, в котором мы с вами живем, существуют моральные нормы, правила этикета и поведения, здорового образа жизни. А любое правило, общественная норма — это ограничение. Приобретая жизненный опыт, вы будете все больше и больше убеждаться в том, что полной свободы не бывает. Каждый человек сам решает, как ему поступать в том или ином случае, и, конечно, несет ответственность за свой выбор.
Недавно мы с вами прочитали роман-сказку Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе». Прослушайте внимательно отрывок из сказки: КАК НЕЗНАЙКА РАЗГОВАРИВАЛ СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ и ответьте на вопросы:
1. Почему Незнайка не мог уснуть?
( Его мучала совесть. Он превратил коротышку в осла.)
2. Думал ли Незнайка о последствиях своего поступка?
( Нет, он поступил необдуманно,безответственно и пострадал другой малыш из сказки.)
Ребята, а что же такое «ответственность»? Давайте порассуждаем! (Дети высказывают свое мнение)
Учитель: Ответственность - объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Если человек нарушил законы, наступает юридическая ответственность, а если нарушил нравственные нормы-моральная. Незнайка не нарушал законов Солнечного города, а нарушил нравственные нормы и от этого страдает. 3.Почему Незнайка недоволен своей совестью?
(Она ему вовремя не подсказала, как вести себя. Она у него еще маленькая.) 4. Мог Незнайка поступить иначе? Был ли у его выбор?
( Да. Он мог не превращать коротышку в осла. Но он разозлился и сделал это.)
5. Ребята, а бывали ли с вами случаи, когда ваша совесть тоже спала или вы её не слышали? 6. Что бы вы посоветовали Незнайке?
7. Что же такое «совесть»? ( Дети высказывают свое мнение )
Учитель: Совесть- это нравственный ориентир человека. Проявляется и в осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести».
Задание: Закончи предложение.
(Ученики получают цветные карточки с заданиями и выполняют его; обмениваются друг с другом и, если они согласны с данным высказыванием, прикладывают свою ладошку на лист бумаги, обводят свою руку, вырезают и прикрепляют на доску так, чтобы получился необычный цветок, т. е. дети делают свой выбор.)
Например,
Если я знаю, что поступил неправильно, то …
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
Когда в моем присутствии обижают человека, то …
Учитель: Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в будущее. Время не стоит на месте: вы взрослеете. Прожив миг, мы не можем вернуться с вами назад и прожить его заново. Назад дороги нет, только вперед! Перед вами, ребята, миллионы дорог и от того, какой свой путь вы выберете- зависит и ваша жизнь!
Приложение
Глава двенадцатая.
КАК НЕЗНАЙКА РАЗГОВАРИВАЛ СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ
А Незнайка долго не спал и все думал о том, что с ними случилось с утра...
Недолго думая Незнайка нажал первую попавшуюся кнопку. Однако никакой книжки из шкафчика не выскочило, а вместо этого послышалась тихая, красивая музыка и чей-то добрый, ласковый голос начал не спеша рассказывать сказку:
"Жили-были сестрица Аленушка и братец Иванушка. Раз пошли
они путешествовать..."
Незнайка слушал, слушал, пока не прослушал всю сказку. Она ему очень понравилась, только очень было жалко бедного Иванушку, который превратился в козленочка. Это напомнило ему про малыша, которого он встретил сегодня на улице и превратил в осла. Незнайка совсем было забыл об этом коротышке, а теперь все думал о нем и думал. Он вспомнил, как превратившийся в осла малыш ушел, постукивая по тротуару копытцами, как, уходя, повернул длинноухую голову и, словно с укором, посмотрел на Незнайку своими добрыми печальными глазами.
Сказочка давно окончилась, а Незнайка лежал в темноте, ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой, и от этого ему казалось, что с ним разговаривает какой-то находящийся внутри него голос.
"Он ведь сам виноват, -- оправдывался Незнайка. -- Он ведь толкнул меня! Что же, я молчать должен?"
"Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! -- отвечал голос.
-- Ну, толкнули тебя, и ты толкнул бы!"
"Толкнул бы"! -- проворчал Незнайка. -- Значит, я драться должен? Драться нехорошо!"
"Ишь ты! "Нехорошо"! -- передразнил голос. -- А то, что ты сделал, хорошо разве? А если бы тебя кто-нибудь превратил в осла?"
"А чего же он толкается?" -- упрямо твердил Незнайка.
"Ну что ты заладил: "толкается, толкается"! Ты ведь знаешь, что он нечаянно".
"Ничего я не знаю!"
"Знаешь, знаешь! От меня, братец, не скроешь!"
"А кто ты, что от тебя даже ничего не скроешь?" – насторожился Незнайка.
"Кто? -- с усмешкой переспросил голос. -- Будто не знаешь? Ведь я твоя совесть".
"А! -- вскричал Незнайка. -- Так это ты? Ну, тогда сиди себе и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет".
"А ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься? И напрасно. Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад. Ты еще увидишь, что тебе стало бы легче, если бы кто-нибудь узнал о твоем поступке и наказал за него. Вот встань сейчас же и расскажи обо всем Пестренькому!"
"Послушай, -- сказал Незнайка, -- а где ты была до этого? Почему раньше молчала? У других коротышек совесть как совесть, а у меня какая-то змея подколодная! Притаится там где-то, сидит и молчит... Дождется, когда я сделаю что-нибудь не так, как надо, а потом мучит".
"Я не так виновата, как ты думаешь, -- начала оправдываться совесть. – Вся беда в том, что я у тебя еще слишком маленькая, неокрепшая и голос у меня еще очень слабый. К тому же вокруг часто бывает шумно. В особенности днем. Шумят автомобили, автобусы, отовсюду доносятся разговоры или играет музыка. Поэтому я люблю разговаривать с тобой ночью, когда вокруг тихо и ничто не заглушает мой голос".
"А, вот ты чего боишься! -- обрадовался Незнайка. -- Сейчас мы тебя заглушим!"
Он снова нажал кнопку на шкафчике и стал слушать сказку про Ерша Ершовича. Совесть на минуту умолкла, но скоро Незнайка опять услыхал ее голос:
"Ты вот лежишь в мягкой постели под одеялом, тебе тепло, хорошо, уютно. А ты знаешь, что делает коротышка, который превратился в осла? Он, наверно, лежит на полу в конюшне. Ослы ведь не спят в кроватях. А может быть, он валяется где-нибудь на холодной земле под открытым небом... У него ведь нет хозяина, и присмотреть за ним некому".
Незнайка крякнул с досады и беспокойно завертелся на постели.
"А может быть, он голодный, -- продолжал голос. -- Он ведь не может попросить, чтоб ему дали поесть, так как не умеет говорить. Вот если бы тебе надо было попросить что-нибудь, а ты не мог бы произнести ни слова!"
-- Какая-то сказка глупая, -- проворчал Незнайка. -- Совсем ничего заглушить не может.
Он принялся нажимать другие кнопки и слушать другие сказки, потом обнаружил на боковой стенке шкафчика ряд музыкальных кнопок и стал слушать разные марши, польки и вальсы. Однако голос не умолкал ни на минуту и твердил свое. Тогда Незнайка нажал кнопку, возле которой было написано: "Утренняя зарядка".
И вот среди ночи раздался крик:
-- Приготовьтесь к утренней зарядке! Откройте форточку, проветрите помещение. Начинаем занятие с ходьбы. Сделайте глубокий вдох. И-и... Раз, два, три, четыре!
Незнайка замаршировал босиком по комнате, потом перешел к подскокам: ноги в стороны, ноги вместе, ноги в стороны, ноги вместе, после чего приступил к наклонам и приседаниям. Гремела музыка, четко раздавалась команда. Незнайка старательно проделывал все упражнения, но совесть не унималась и продолжала жужжать прямо в уши:
"Разбуди Пестренького! Разбуди, разбуди, разбуди!"
Наконец Незнайка не выдержал, подошел к постели Пестренького и принялся трясти его за плечо:
-- Вставай, Пестренький, мне надо тебе кое о чем рассказать.
Но где там! Пестренький заснул так крепко, что хоть из пушек пали. Тогда Незнайка вспомнил, что больше всего на свете Пестренький боится холодной воды. Он пошел к рукомойнику, набрал в кружку воды и принялся брызгать Пестренькому в лицо. Пестренький моментально проснулся и подскочил на постели.
-- Что это за наказание! -- захныкал он, протирая глаза. – Я ведь уже умывался сегодня!
-- Послушай, Пестренький, я тебе расскажу одну вещь, только ты обещай мне, что не скажешь об этом Кнопочке.
-- Да зачем мне ей говорить?
-- Нет, ты обещай сначала.
-- Ну, обещаю, только говори скорей. Спать хочется!
-- Понимаешь, Пестренький, я сегодня превратил одного коротышку в осла.
-- Ну и что тут такого? -- ответил плаксиво Пестренький. – Неужели из-за этого надо меня ночью будить? Превратил -- ну и превратил.
-- Так ему, наверно, вовсе не хочется ослом быть!
-- Мало ли чего ему не хочется! Вот еще!
-- Нет, это все-таки нехорошо, Пестренький. Ты меня поругай
за это.
-- А зачем?
-- Ну, меня, понимаешь, совесть мучит. Может, мне легче станет.
-- Как же тебя ругать?
-- Ну, придумай что-нибудь.
-- Не знаю, что и придумать... Совсем, понимаешь, не умею ругаться!
-- Ну скажи, что я олух бессмысленный.
-- Олух бессмысленный, -- повторил Пестренький.
-- Скажи: скотина безмозглая.
-- Скотина безмозглая!
-- Глупая рожа.
-- Глупая рожа!
-- Ну, еще как-нибудь...
-- Ослиный дурак!
-- Правильно!
-- Ну, легче стало?
-- Нет, понимаешь, не легче. Ты, видно, на самом деле не умеешь ругаться. Лучше ты вот что... стукни меня кулаком хорошенько.
-- А как стукнуть -- по спине, что ли, или по шее?
-- Давай, что ли, по спине... Вот так, хорошо! А теперь, что ли, по шее... Так! Еще разок... Во! Еще бей, не бойся... Ай!.. Ну, довольно, довольно! Размахался тут кулаками! А то как дам! Обрадовался, что драться можно!
-- Сам ведь просил.
-- Ну и что ж, что просил! Всему надо знать меру. Незнайка забрался обратно в постель.
- Погоди, я до тебя еще доберусь! -- грозил он, почесывая ушибленный затылок. -- Не хочу сейчас связываться.
- Свинья ты неблагодарная, вот что! -- ответил Пестренький.
- Ишь ты! -- ответил Незнайка. -- То говорил -- не умею ругаться, а сам свиньей называет.
На этом разговор окончился, и они оба уснули.
Литература
1. Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
2. Притча "Все в твоих руках" — www.Sanya-Sim.com; http://youtu.be/8qFWSyFGfZc.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Может ли человек прожить без чувств.
В работе ученик наглядно раскрыл понятия чувств, которые может испытывать человек....
Приложение. Человек без органов чувств.
Приложение. Человек без органов чувств....
Быть хорошим преподавателем, значит ...
И вот: я учитель! Моя профессия – необыкновенная! Разве это не прекрасно – каждый день соприкасаться с чистым и светлым миро...
ЭОР "Быть гражданином-это значит..." для учащихся 3 класса
ЭОР для учащихся 3 класса позволяет узнать и понять значение слов "гражданин " и "патриот"...
Конспект урока «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)» 2 класс (Неменский)
Тема: «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)»...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Человек выражает свои чувства, мысли.. " 2 класс
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Человек выражает свои чувства, мысли.. " 2 класс...
Классный час " Быть человеком - что это значит"
Формирование нравственных ценностей...