Классный час " Быть человеком - что это значит"
классный час (4 класс)
Формирование нравственных ценностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_byt_chelovekom_-_chto_eto_znachit_goryaeva_l.b.docx | 164.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
п. Мыс Каменный
Муниципальное казённое учреждение
«Мыскаменская школа – интернат »
Классный час
(По «Письмам о добром и прекрасном» Д.С Лихачёва )
Подготовила:
Учитель начальных классов
Горяева Лариса Борджиевна
2018 год
Цель:
Формировать у младших школьников нравственные ценности, приобщать к полноценному образу жизни и бережное отношение к языку, через «Письма о добром » Д.С. Лихачёва.
Воспитывать заботу, милосердие, доброту, терпимость, доброжелательность, чуткость и сострадание, как основные нравственные черты человека.
Задачи:
- Познакомить школьников с личностью выдающегося российского учёного и гражданина Д.С Лихачёва;
- Познакомить с жизненными взглядами Д.С Лихачёва;
- Пропагандировать его взгляды на культуру, нравственность;
- Активизировать познавательную деятельность обучающихся, заинтересовав их личностью Д.С Лихачёва
Ход классного часа
1.Эмоциональный настрой
2.Введение в тему «Быть Человеком –что это значит?»
3. Знакомство с краткой биографией Д.С Лихачёва
4. Работа с письмами из книги Д.С Лихачёва «Письма о добром»
5. Физкультминутка
6. Рефлексия.
7. Итог.
1.Эмоциональный настрой
- Добрый день, мои маленькие друзья! Давайте вытянет навстречу друг другу руки – ладошками вверх, протянем своеобразные солнечные лучики добра, света, счастья, мира и радости, просто улыбнёмся, ведь улыбка нас объединяет. Пусть наши мысли, чувства будут сегодня едины в обсуждении очень серьёзных вопросов, о которых мы будем говорить во время нашего классного часа.
2. Введение в тему:
Наш классный час пройдёт под названием «Быть человеком – что это значит?»Слайд 1
- Как вы думаете о чём пойдёт речь? (Дети высказывают свои предположения)
-Сегодня, мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям и окружающей его природе.
- Давайте поразмышляем: какой я, что во мне хорошего и что бы мне хотелось исправить? (Ответы детей).
Практическая работа «Все люди разные»
-Какие нравственные качества присущи человеку? Когда будем называть эти качества, то загибайте уголки салфетки.
(Ребята называют качества и загибают салфетку.Добро, свобода, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, открытость и т.д.)
- Разверните салфетку. Посмотрите, ни у кого одинакового рисунка линий не получилось. Значит, человек, уникальное создание на Земле. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей. Некоторые ребята считают, что знать правила поведения ни к чему. Может быть, действительно, все равно, как человек ест, ходит, здоровается, обращается к людям и, самое главное, как он поступает? (Ответы детей)
-Может быть поведение каждого – его личное дело? ( Ответы детей)
-Наверное, да. Но только в одном случае – когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей. И нам всегда нужно думать о том, удобно, легко ли рядом с нами окружающим.
- За день у каждого из нас происходит много контактов с самыми разными людьми. Это может быть пять уроков за одной партой с товарищем и т.д
- Когда мы только начинаем свой жизненный путь, нам кажется, что мы и так все знаем, все умеем и никакие советы нам не нужны.Мне думается, что умный и добрый совет никогда не помешает.
3. Знакомство с Д.С Лихачёвым.
-Поэтому сегодня я хочу познакомить вас с удивительно скромным, интеллигентным человеком, выдающимся ученым современности, знатоком отечественной и мировой культуры, академика, чьё имя известно на всех континентах, который при жизни стал совестью и голосом русской интеллигенции, Человеком-эпохой, Человеком-легендой.
Биография Д.С Лихачёва (Приложение 1)
В книге Д.С. Лихачева «Письма о добром» - 46 писем. К сожалению, мы не сможем прочитать их все за урок. Но некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.
4.Работа с письмами
-Что является самой большой ценностью в мире? (Ответы детей)
Дмитрий Сергеевич об этом говорит в четвёртом письме «САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ –ЖИЗНЬ» (Приложение 2)
(Учитель читает отрывок, дети слушают. После прочтения переходят к обсуждению)
Письмо третье «САМОЕ БОЛЬШОЕ» (Приложение 3)
Проводится игра «Да» или «Нет»
- Можно ли человека заставить быть добрым? (нет)
- Можно ли стать добрым на время? (нет)
- Нужно ли быть добрым к любому человеку? (да)
- Легко ли быть добрым? (да)
- Есть ли у вас желание делать добрые дела? (да)
-Доброта всегда приносит окружающим людям радость. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.
5.Физкультминутка «Что такое доброта» (Электронное приложение 1)
Письмо пятое «В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ» (Приложение 4) (Листы с текстами у каждого ученика, дети читают абзацами и работают над содержанием, также проводится словарная работа)
Прозябание – малосодержательное, бесцельное существование.
Узкий эгоист - человек, чрезмерно заботящийся о собственной пользе, выгоде, ставящий свои интересы выше интересов других людей
Письмо тринадцатое «О ВОСПИТАНОСТИ» (приложение 5)
-Вам знакомы понятия «Воспитанный человек» и «невоспитанный человек»?
(Ученики дают определения этим понятиям)
«Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и у самого себя. Настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье в отношениях со своими родными.» - утверждает Дмитрий Сергеевич в тринадцатом письме.
Нравственные упражнения. (Приложение 5)
-Я буду называть некоторые поступки, приведённые в письме Дмитрия Сергеевича, а вы подсказывайте мне какой человек мог так поступить- воспитанный или невоспитанный:
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. Д.С Лихачёв
Практическая работа. «Воспитанный и невоспитанный»
- Ребята, я буду задавать вопросы. Если у вас на этот вопрос ответ «да», то рисуете красный кружок, если ответ «нет» –синий.
- Вы говорите добрые и вежливые слова не только знакомым, но и близким?
- Вы внимательны и заботливы, помогаете тем, кто нуждается в вашей помощи?
- Вы разговариваете доброжелательно и спокойно со всеми?
- Вы дарите близким людям улыбки и делаете приятные сюрпризы?
- Вы стараетесь выглядеть красиво и опрятно?
- Кто из вас на все вопросы ответил «да» и нарисовал красные кружочки, тот старается сделать и себя, и своих родных, и окружающих людей счастливыми. Если же есть синие, то постарайтесь соблюдать правило воспитанногочеловека.
- Почему люди так легко употребляют пошлые и скверные слова?
- Неужели «плохое» слово может обогатить или осчастливить душу человека?
«Мода бывает на самые разные слова», — говорил Дмитрий Сергеевич. Эти новомодные слова вытесняют в пассивный запас из активного другие слова. Неужели у нас нет своего значимого слова? ( Приложение 6)
Поэтому академик Дмитрий Сергеевич утверждал, что по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело.
Сам учёный С.Лихачев говорил простым, ясным, чистым и выразительным языком. Говорил он, естественно, обычным современным языком, но при этом слово его отличалось особой силой и красотой.
Он считал, что учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. «Но хоть и трудно — это надо, надо.»
6.Рефлексии.
-Теперь я хочу провести с вами рефлексию. Она должна отразить все мысли и выводы, к которым мы с вами пришли в течение классного часа.
-Кто является героем всех статей Дмитрия Сергеевича Лихачев
(Человек.)
Графически изображаем человека.(Учитель рисует на доске, дети на листочках) (Приложение 7)
-Мы говорили с вами, что Человек с большой буквы должен себя ощущать кем?
( Членом общества, патриотом, профессионалом, гражданином.)
-Я бы из этих ответов выбрала ответ: гражданином, причем гражданином не только своей страны, но и всей Вселенной. (человек стоит ногами на земном шаре).
-Мы говорили, что Человек должен ставить перед собой высокие жизненные задачи. Что нужно, чтобы человек мог их осуществить?
(Голова – это разум.)
- Разум – это хорошо. Но что Человек должен высоко держать над головой, как горящий факел? Какие нравственные ценности он должен проповедовать?
(Добро, сочувствие, любовь, чувство собственного достоинства, верность, дружба и т.д.)
-Хорошо, что вы назвали много нравственных ценностей. Но главные мы всё-таки должны выделить.
Сообща приходим к выводу, что в руках у Человека должны быть такие ценности, как Добро и достоинство.
-Как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев “Ум без доброты – хитрость”.
7. Итог.
- О чём был разговор на классном часе?
-Мы вели разговор о добром и прекрасном, что должно быть в человеке, о тех качествах, из которых складывается красота души, и тех, которые мешают человеку стать красивым внутренне.
- Я очень рада, что мы с вами сделали для себя очень ценные выводы. Думаю, они будут вам ориентирами в вашей дальнейшей жизни. И всё это мы проделали с вами благодаря знакомству с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым и его «Письмам о Добром».
Просмотр буктрейлера на книгу Д. С. Лихачёва Письма о добром и прекрасном (Электронное приложение 2)
- Надеюсь, что это не последняя ваша встреча с этим замечательным человеком. Спасибо всем за активное участие.
Использованная литература
- Д.С.Лихачёв « Письма о добром» издательство «АЗБУКА»,2014
- Т. Г. Галактионова. Уроки по книге Д.С.Лихачева “Письма о добром” в 1-11 классах.
- Л. С. Илюшин. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся
- Л. С. Илюшин. “Альманах проблем и решений” / Проект деловой творческой игры для старшеклассников
- Д.С. Лихачев. “Раздумья о России”. Статьи. СП, Логос, 200
Интернет ресурсы.
- Письма о добром http://www.ereading.mobi/chapter.php/34608/20/Lihachev_-_Pis%27ma_o_dobrom_i_prekrasnom.html
- Открытый урок «Первое сентября»http://xn--i1abbnckbmcl9fb.x
- Методические рекомендации к проведению классного часа
«Урок Лихачева» http://www.bestreferat.ru/referat-397458.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Что значит быть настоящим другом?". 4-й класс
Данный материал поможет разобраться в том, каким должен быть настоящий друг....
Классный час на тему «Что значит здоровый образ жизни?»
Классный час на тему «Что значит здоровый образ жизни?»...
Классный час на тему «Что значит здоровый образ жизни?»
Классный час на тему «Что значит здоровый образ жизни?»...
Классный час на тему: "Кубанское - значит качественное"
Цель мероприятия:-познакомить с краевой целевой программой «Качество»;-познакомить учащихся с качественными продуктами кубанских производителей;-воспитание гордости за свою малую родину Ку...
Классный час по теме "Что значит быть счастливым"
познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому себе....
Классный час. Тема: «Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным».
Тема: «Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным»Цель: познакомиться с понятием самостоятельность; узнать, кто такой самостоятельный человек.Планируемые результаты:личностные:разв...