Рабочая программа по нравственному воспитанию 1 класс "Моя родословная".
рабочая программа (1 класс) по теме

Алёшина Галина Викторовна

Программа  внеурочной деятельности по нравственному воспитанию в 1 классе для изучения родословной и павил этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-moya_rodoslovnaya.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА КУЛИКОВКА ВТОРАЯ

ПРИНЯТО

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол от «__» ___ 2011 года

РАССМОТРЕНО

             на заседании педагогического совета

Протокол от «___» ____ 2011 года

УТВЕРЖДЕНО

___________ В.Ф.Мурадян

(Директор МОУ ООШ

с.Куликовка Вторая)

Рабочая

 программа

внеурочной деятельности

по нравственному воспитанию

«Моя родословная»

(Составила Г.В.Алёшина)

с.Куликовка Вторая

2011 год

Цель:   подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического

              предмета  истории в старших классах;

              обучить младших школьников ориентироваться в исторической

              информации;

              пробуждение  интереса к истории своей семьи, Отечества;

              способствовать более близкому общению членов семьи.

Задачи:

       ввести  ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;

       научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;

       помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

 

Пояснительная записка.

         Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен.

           Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города.

           Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

           Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.

            Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

   Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

 Учащиеся познакомятся с понятиями

«генеалогия»,  «родословная»,  «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;

                  узнают

       историю возникновения имён и фамилий;

       степени родства в семье;

       о профессиях предков;

       о семейных увлечениях и традициях;

составят

       «ленту времени» своей жизни;

       родословное древо;

       вместе с родителями разработают свой фамильный герб;

       подберут семейный девиз.

 

 

Тематическое планирование

 

 

Тема занятия

 

Содержание

Дата проведения

 

 

Моя родословная

  

 

1

   Вводное занятие. Понятие о родословной.

   У меня  есть своя история. Понятие родословной.

 

2

   Моя семья.

   Моя семья.

 

3

   Поколение, потомки, предки.

  Знакомство с понятиями «поколение»,  «потомки», «предки».

 

4

Родословное древо.

   Родословное древо.

 

5

  Практическое значение родословных в прошлом.

Нужно ли знать свою родословную?

 

6

   Составление родословного древа семьи.

  Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

 

 

Я и моё имя

 

 

7

   «Кто я?»   «Где живу?»

  Географические названия – свидетели прошлого.

 

8

   Что означают наши имена.

  Знакомство с историей  возникновения имён.

 

9

    Как родители выбирают имя ребёнку.

   Происхождение современных имён

 

10

Имена и прозвища в Древней Руси.

   Имя и прозвище.

 

11

Откуда к нам пришли наши имена.

   Влияние различных культур на проникновение имён.

 

12

   Тайны наших имён.

  Значения имён.  Откуда к нам пришли наши имена.

 

13

Имя и ангел – хранитель.

   Православные имена, взятые из церковного календаря.  Именины.

 

14

  Моя фамилия. Моё отчество.

  История возникновения фамилий и отчеств.

 

15

  Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.

   Историческое прошлое  семьи.

 

16

  «Говорящие» фамилии.

  Что могут рассказать  фамилии о прошлом.

 

 

История моей семьи

 

 

17

   Профессии моих родителей.

   Профессии.

 

18

   Мои братья и сёстры.

   Степени родства в семье.

 

19

   Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.

   Степени родства в семье.

 

20

   Кто, кому и кем доводится.

   Степени родства в семье.

 

21

   Мои прабабушка и прадедушка.

   Связь поколений.

 

22

  Профессии моих предков.

   Профессии предков.

 

 

Семейные обязанности и традиции

 

 

23

   Что мы знаем о традициях.

Знакомство с понятием «традиции».

 

24

Мир семейных увлечений.

   Увлечения моей семьи.

 

25

Семейные обязанности.

   Обязанности членов семьи.

 

26

  Семейные традиции.

  Какие традиции в моей семье.

 

27

  Фамильный герб и фамильный девиз.

   Знакомство с символами  семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.

 

28

  Итоговое занятие  «Мы не свалились с Луны»

  Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.

 

29-33

Резерв

 

 

4. 2    Этикет поведения и общения

 

   Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них  адекватного коммуникативного поведения.

    Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.

    Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

   Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо?  как принято?) и правила  и приёмы эффективного общения (как лучше?  как эффективнее?).

 

    Основные задачи:

       сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся  в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений  оптимизации своей коммуникативной деятельности;

       научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

       сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

       вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

       обучить учащихся основным правилам и  приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

 

Пояснительная записка

 

    Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственны. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как.

      Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений;  развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.);  расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

    Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения, коллективного сочинения сказок, рисования. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.

 

 

 

 

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

  Чем мы будем заниматься.

Знакомство с понятием «этикет».

 

2

  Твоё имя.  Будем общаться.

   Как люди общаются между собой.

 

3

   Обращение

Слова обращения к разным людям на разных уровнях.

 

4

   Приветствие.

  Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия.

 

5

  Ответы на приветствие.

Как нужно отвечать на приветствие.

 

6

   Звонок по телефону.

   Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону.

 

7

   Звонок по телефону.

   Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.

 

8

   Добро пожаловать. Реакция на привлечение внимания (стук в дверь).

   Слова вежливого общения на привлечение внимания.

 

9

   Я знакомлю разных людей.

  Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми.

 

10

  Я знакомлюсь сам.

  Что нужно говорить, когда представляешься сам.

 

11

   Приглашение и ответ на него.

   Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение.

 

12

  Письменное приглашение. Приглашение по телефону.

   Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.

 

13

  Просьба, предложение. Скрытая просьба.

  Варианты вежливого выражения просьбы.

 

14

  Согласие в ответ на просьбу, приглашение.

   Слова и выражения согласия.

 

15

   Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение.

  Слова и выражения вежливого отказа.

 

16

   Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение.

  Ролевые игры, «маленький классный театр».

 

17

  Поздравление и пожелание.

  Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.

 

18

  Извинение и ответ на него.

  Учимся извиняться и отвечать на извинение. слова извинения.

 

19

  Комплимент и ответ на него.

  Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.

 

20

  Жалоба и утешение.

  Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения.

 

21

  Благодарность и ответ на неё.

  За что нужно благодарить. Слова благодарности.

 

22

  Как вести себя во время разговора.

  Правила вежливого поведения во время разговора.

 

23

  Мимика и жесты.

  Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.

 

24.

  Давайте договоримся.

Знакомство со считалками.

 

25

  Прощание, пожелание при прощании.

  Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий.

 

26

  Выражение собственной точки зрения. Согласие – несогласие – частичное согласие с мнением собеседника.

   Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.

 

27

  Что лучше и что хуже языка.

Слово веселит, огорчает, утешает.

 

28

Весёлая контрольная работа.

Определить, что в высказываниях неправильно.

 

29=33

Резерв

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...

Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».

Современное российское общество переживает период  долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей 7 - 8 лет "Мой дом - моя крепость"

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются друг с другом не только дальние, но и близкие родственники. Изучени...

рабочая программа духовно-нравственного воспитания обучающихся 1 класса

рабочая программа духовно-нравственного воспитания...

Адаптированная рабочая программа: "Духовно-нравственное воспитание", 1-4 класс

Рабочая программа: "Духовно-нравственное воспитание", 1-4 класс...

Рабочая программа по курсу «Воспитание нравственных качеств» Уроки нравственности или «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Программа по курсу "Воспитание нравственных качеств" поможет воспитывать у младших школьников нравственные чувства и знание этики....