Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей 7 - 8 лет "Мой дом - моя крепость"
рабочая программа (2 класс) на тему
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются друг с другом не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_dom-_moya_krepost.doc | 516.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой дом – моя крепость»
Рабочая программа духовно-нравственного воспитания
детей 7-8 лет
Авторы:
Л.Л .Кадыжева,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 14 г.Невинномысска,
Е.В.Гальцина,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г.Кисловодска,
О.Г. Коновалова,
учитель начальных классов МБОУ лицей № 6 г.Пятигорска,
Ю.А. Сорокина,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 г.Кисловодска
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются друг с другом не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки.
В основе программы лежат следующие направления: нравственное (раздел «Семейные обязанности и традиции», «История моей семьи», «Я и моё имя») и гражданско-правовое (раздел «Я – маленький гражданин России»).
Нравственный аспект способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств, как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, усвоению принятых в обществе правил поведения в семье и т. д.
Гражданско – правовое направление позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.
В качестве организационно – методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:
- системность;
- единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
- стимулирование познавательной активности младших школьников, использование разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
- постоянный контроль достигаемых результатов для корректировки дальнейшей работы.
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основные задачи:
- формировать умение применять знания о нравственной и правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях, используя возможности самого ребёнка;
- способствовать правильному отношению ребёнка к миру, окружающим людям и самому себе;
- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
- помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций;
- превратить социально необходимые требования общества в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство;
- пробудить интерес к истории своей семьи, Отечества, способствовать более близкому общению членов семьи;
- развивать способность школьников адекватно проявлять основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм)
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- общечеловеческие ценности;
- права человека на образование в РФ;
- государственные символы России, региона;
- права и обязанности обучающихся;
- конкретные правила поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;
- историю возникновения имён и фамилий;
- степени родства в семье;
- о профессиях предков;
- о семейных увлечениях и традициях;
- домашний адрес и телефон;
- адрес школы;
- название улиц в микрорайоне школы и дома;
- основные памятные места микрорайона;
- название главной площади города;
- дату основания города;
- основные улицы города;
- памятные и исторические места.
В результате изучения курса учащиеся составят:
- «ленту времени» своей жизни;
- родословное древо;
- вместе с родителями разработают свой фамильный герб;
- подберут семейный девиз.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы.
В результате изучения курса учащиеся должны проявлять личностные свойства и качества в решении жизненно важных задач:
- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
- человечность к окружающим людям;
- честность;
- трудолюбие.
Формой подведения итогов реализации данной программы является выставка «История моей семьи в истории моей страны».
Организация занятий
Программа предусматривает 1 год обучения, 33 учебных часа.
Для реализации программы в полном объёме возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с освоением учащимися пройденных тем.
Форма занятий: беседа, конкурс, ролевая игра, викторина, турнир, экскурсия, выставка.
Методическое обеспечение программы:
Изучение материала идёт с помощью словесных, наглядных, практических методов обучения, методов стимулирования и методов создания положительной мотивации. Формой проведения становятся беседы, игры, экскурсии, заочные путешествия, викторины, ролевые игры, турниры, выставки.
Учебно – тематический план:
№ | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Моя родословная | 6 | 4 | 2 |
2 | Я и моё имя | 10 | 8 | 2 |
3 | Истрия моей семьи | 6 | 4 | 2 |
4 | Семейные обязанности и традиции | 6 | 3 | 2 |
5 | Я – маленький гражданин России | 5 | 3 | 2 |
ИТОГО | 33 | 22 | 11 |
Содержание программы:
№ | Тема | Теория | Практика |
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ | |||
1 | Вводное занятие. Понятие о родословной | У меня есть своя история. Понятие родословной. | |
2 | Моя семья | Выпуск стенной газеты «Моя семья» | |
3 | Поколение, потомки, предки | Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки» | |
4 | Родословное древо | Родословное древо | |
5 | Практическое значение родословных в прошлом | Нужно ли знать свою родословную? | |
6 | Составление родословного древа семьи | Составление родословного древа семьи | |
Я И МОЁ ИМЯ | |||
7 | «Кто я?», «Где живу?» | Географические названия – свидетели прошлого | |
8 | Что означают наши имена? | Знакомство с историей возникновения имён | |
9 | Как родители выбирают имя ребёнку? | Происхождение современных имён | |
10 | Имена и прозвища в Древней Руси | Экскурсия в музей | |
11 | Откуда к нам пришли наши имена? | Влияние различных культур на происхождение имён | |
12 | Тайны наших имён | Изготовление книжек – самоделок | |
13 | Имя и ангел - хранитель | Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины | |
14 | Моя фамилия. Моё отчество. | История возникновения фамилий и отчеств | |
15 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? | Историческое прошлое семьи | |
16 | «Говорящие» фамилии | Что могут рассказать фамилии о прошлом | |
ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ | |||
17 | Профессии моих родителей | Профессии | |
18 | Мои братья и сёстры. Степени родства в семье | Ролевая игра «Все мы – дружная семья» | |
19 | Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники | Степени родства в семье | |
20 | Кто кому и кем доводится? | Выставка детских работ «Улыбка мамочки моей» | |
21 | Мои прабабушка и прадедушка | Связь поколений | |
22 | Профессии моих предков | Профессии предков | |
СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ТРАДИЦИИ | |||
23 | Что мы знаем о традициях? | Знакомство с понятием «традиции» | |
24 | Мир семейных увлечений | Фотогазета «Счастливые мгновения» | |
25 | Семейные обязанности | Ролевая игра «Хочу и надо- трудный выбор» | |
26 | Семейные традиции | Какие традиции в моей семье? | |
27 | Фамильный герб и фамильный девиз | Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов | |
28 | «Мы не свалились с Луны». Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи | Викторина «Колесо истории» | |
Я – МАЛЕНЬКИЙ ГРАЖДАНИН РОССИИ | |||
29 | Государственные символы России | Знакомство с символами России: гербом, флагом, гимном. | |
30 | Ты и твоё право | Знакомство с основными правами ребёнка | |
31 | Ты и твоя ответственность | Ролевая игра «Учись учиться» | |
32 | Знатоки родного города | Турнир для любознательных «Любимый город в вопросах и ответах» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся"
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Рабочая программа Духовно-нравственного развития и воспитания социализации воспитанников
«В"Возрождение»...
рабочая программа духовно-нравственного воспитания обучающихся 1 класса
рабочая программа духовно-нравственного воспитания...
Адаптированная рабочая программа: "Духовно-нравственное воспитание", 1-4 класс
Рабочая программа: "Духовно-нравственное воспитание", 1-4 класс...