Адаптированная рабочая программа: "Духовно-нравственное воспитание", 1-4 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа: "Духовно-нравственное воспитание", 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 108»
Адрес юридический:119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2
Почтовый адрес: 119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,
тел./факс (499) 132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа № 108 Бажанова Г.П. «________»______________2017-2018уч.г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
1-4 КЛАССОВ
Настоящая программа разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)
под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.
Срок действия - 4 года.
Разработчик программы:
Демченко Елена Олеговна
Москва
2017
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно - правовые основы для проектирования рабочей программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.
2. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
3. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4,5,6 классов (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.
7. Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.
8. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Духовно-нраственное воспитание» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 1-4 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы «Духовно-нраственное воспитание» - 4 учебных года.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с легкой степенью умственной отсталости являются Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, раздела «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа).
При организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в школе основополагающими являются определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
- современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающую судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа Р.Ф.
- система базовых национальных ценностей
- основные направления духовно-нравственного развития и
воспитания
В основу воспитательной системы положены вечные ценности: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир.
С учетом сложившихся традиций и уклада школьной жизни приоритетными направлениями духовно-нравственного развития и воспитания являются:
- воспитание гражданственности патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека;
- воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание нравственных чувств и эстетического сознания;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению.
Основными формами деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в школе являются:
-в 1-х классах - мероприятия, формирующие социальные знания через взаимодействие обучающегося со своим воспитателем (уроки, беседы, диалоги, , вечера ответов и вопросов, клубы юных почемучек и др).;
-во 2-3-х классах- мероприятия, формирующие опыт переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям через взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения(игры, ролевые игры, конкурсы, соревнования, КТД и т. п.);
-в 3-4-х классах — мероприятия, способствующие получению обучающимися опыта самостоятельного общественного действия через их взаимодействие с представителями различных социальных субъектов, в т.ч. за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (социальные проекты, праздники в социуме, КТД, трудовые общественно-полезные дела для школы, по месту жительства, в районе, городе и т.п.).
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Цели и задачи духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
Цели и задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся с легкой степенью умственной отсталости на ступени начального общего образования будут формироваться, достигаться и решаться школой в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственного (идеального) представления о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных общественных организаций.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ являются:
- формирование личностной культуры,
- формирование социальной культуры,
- формирование семейной культуры.
- Программа построена на следующих принципах:
1. Принцип культуросообразности составляет культурное ядро содержания программы, включающие общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности
2. Принцип научности основан на использовании исследований отечественных педагогов и психологов.
3. Принцип целостности и системности построения программного материала можно проследить в единой системе взаимосвязанных между собой разделов и тем, содержание которых постепенно, с возрастом детей (от 7 до 15 лет) усложняются, но связующим звеном всегда остается общая цель - духовно-нравственное воспитание.
4. Принцип вариативности раскрыт в наличии национально-регионального и школьного компонентов и в содержании программы (многообразие конкретных тем и ориентировочные вопросы для обсуждения).
Основные направления духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание воспитанников строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Условия реализации программы
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы 8 вида.
1. В школе организованы воспитательные подпространства: холл, оформленный творческими работами учащихся, уголок с символикой Российской Федерации и города Москвы, спортивный и актовый залы для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов и т.п., позволяющие воспитанникам:
- изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, краевые, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.
2. В школе разрабатываются и апробируются следующие воспитательные подпрограммы:
- «Уроки успеха» – организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, социального положения как средство воспитания учащихся на личных примерах;
- «Школьный двор» – разработка и реализация проекта благоустройства пришкольной территории;
3. Создано социально открытое пространство, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении занятий;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;
- в личном примере педагогов ученикам.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития ребёнка;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, общественных организаций, объединений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы 8 вида, решениях общешкольных собраний, в целевых программах.
Огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит воспитателю, который, являясь образцом для учеников, несет нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагоги умеют организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывают их с реальными жизненными и социальными ситуациями; умеют проектировать дела и мероприятия, в которых происходит присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности
по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.;
- совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций: День здоровья, «Папа, мама я – спортивная семья», праздник посвящения в читатели библиотеки, Рождественские праздники, праздничные концерты к Дню матери и Международному женскому дню и т.п.;
- расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных мероприятия и т.п.
Уровень воспитанности учащихся состоит
из следующих ключевых компетенций:
1. Учебно-познавательная – умение определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль:
- навыки учебного труда;
- учебные достижения;
- проявления самостоятельности и творческой активности.
2. Коммуникативная – умение сотрудничать, взаимодействовать с людьми, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией:
- исполнительская дисциплина;
- этическая культура;
- общественная активность.
3. Общекультурная – уровень воспитанности, культура поведения, уровень эмоционального развития, творческие способности, культура речи, внешний вид, аккуратность, бесконфликтность общения:
- интересы, увлечения, участие в КТД;
- соблюдение правил личной гигиены и самообслуживания;
- внешний вид и аккуратность.
4. Личностное совершенствование – физический компонент: наличие соответствующего уровня физического здоровья, потребности в ведении здорового образа жизни; нравственный компонент: восприятие и понимание нравственных ценностей, знание и выполнение нравственных норм поведения:
- потребность в здоровом образе жизни;
- понимание нравственных ценностей и норм поведения;
- дисциплина и организованность.
5. Социально-бытовая компетенция – навыки обустройства быта, навыки самообслуживания, осознание собственной индивидуальности, подготовка к семейной жизни.
При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения параметров в течение года или нескольких лет. Это позволит более точно определить в какой ситуации (становления, стабильного функционирования, регресса) находится развитие воспитанника для того, чтобы помочь ребенку выйти на более высокую ступень своего развития.
Критерии сформированности ключевых компетенций обучащихся как показатели уровня духовно-нравственного развития и воспитания.
Учебно-познавательная
Умеет действовать по заданному алгоритму
Самостоятельно планирует свою деятельность
Систематизирует понятия, поясняет своими словами, использует в речи и при ответах
Умеет оценить прослушанное, прочитанное по плану
Воспроизводит основную мысль прослушанного, прочитанного, использует его содержание в речи
Выполняет контроль по образцу
Владеет самоконтролем, взаимоконтролем
Умеет оценить учебные действия
Имеет навыки самооценки и взаимооценки
Имеет навыки самостоятельной работы
Списывает, пишет под диктовку
Коммуникативная
Ведёт диалог с использованием различных средств (вербальных и невербальных)
Умеет работать в паре, в группе
Участвует в коллективных творческих делах
Имеет коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, навыки объединения для выполнения задания
Общекультурная
Знает и выполняет правила поведения в различных общественных местах
Выполняет правила поведения в соответствии с требованиями
Осознанно соблюдает правила поведения
Имеет аккуратный внешний вид. причёску
Умеет регулировать отношения в общении с младшими, сверстниками, взрослыми
Владеет культурой общения
Развивает свои творческие способности
Участвует в различных конкурсах, творческих проектах
Выполняет правила личной гигиены в соответствии с возрастом
Имеет понятия о здоровом образе жизни
Знает о влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на организм.
Соблюдает правила техники безопасности в трудовой деятельности.
Имеет потребность в здоровом образе жизни
Соблюдает индивидуальный и общий режим дня
Имеет понятия о материальных ценностях
Имеет понятия о способах создания материальных ценностей
Имеет понятие о нравственном и безнравственном поведении
Даёт нравственную оценку чужим поступкам
Осознаёт ценность нравственных человеческих качеств и положительных сторон характера
Социально-бытовая
Знает о жизненных потребностях, средствах существования, источниках и способах получения средств
Ориентируется в мире профессий
Имеет понятия «пол», «половое различие»
Имеет представление о семье, планировании семьи
Имеет представление о семейном бюджете, обязанностях детей и родителей
Владеет простейшими навыками самообслуживания
Совершенствует навыки самообслуживания
Умеет применять навыки самообслуживания и обеспечения безопасности
Имеет представления об обустройстве быта, обеспечении себя всем необходимым
Имеет навыки бытовых операций
Владеет навыками обустройства быта, обеспечения себя всем необходимым
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Основное содержание | Основные программные мероприятия | |||||
1 кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | |||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | ||||||
Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, институтах гражданского общества, их роли в жизни общества, о его важнейших законах, о символах государства | Русский язык «Говорим, рассказываем» Букварь «Учим буквы, учимся читать» Беседа Страна, где я живу Символика России | Окружающий мир «Земля – наш общий дом» Беседы о государственных символах: Гербе, Флаге РФ, | Окружающий мир «Современная Россия» | Окружающий мир «Человек и история человечества» | ||
Уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения | Букварь «Учим буквы, учимся читать» Русский язык «Слово» Цикл бесед В мире народной мудрости | Русский язык «Слово» «Текст» Риторика «Общение» | Русский язык «Вводный урок» | Окружающий мир «Человек и многоликое человечество» Русский язык «Повторение» Учебно- исследовательская деятельность | ||
Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов | Букварь «Учим буквы, учимся читать» Технология «Давным-давно» ИЗО «Давным-давно» День толерантности | Русский язык «Предложение» Окружающий мир «Земля – наш общий дом» День толерантности | Окружающий мир «Современная Россия» День толерантности | Литературное чтение «У истоков русск. дет. литературы» Окружающий мир «Человек и история человечества» День толерантности | ||
Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Москвы | Букварь «Говорим, рассказываем» ИЗО «Жизнь и искусство» «Праздники для всей страны» День рождения города | Окружающий мир «Наша планета» «Земля – наш общий дом» Праздники, посвященные народным национальным праздникам | Окружающий мир «Современная Россия» «История моего города– история народа» | Окружающий мир «Человек и история человечества» «Узнай свой город лучше» | ||
Стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего района, города | Окружающий мир «Мой дом, моя школа» Русский язык «Предложение» Школьные праздники | Окружающий мир «Земля – наш общий дом» | Литературное чтение «Уроки и переменки» | Окружающий мир «Человек в мире людей» Школьные праздники | ||
Любовь к школе, своему городу, народу, России | Букварь «Учим буквы, учимся читать» Окружающий мир «Мой дом, моя школа» «Мы школьники» | Окружающий мир «Земля – наш общий дом» | Окружающий мир «Человек и история человечества» | |||
Уважение к защитникам Родины | Букварь «Учим буквы, учимся читать» Уроки мужества | Лит.чтение «Сказочные богатыри» Уроки мужества | Окружающий мир День России Литературное чтение «День победы» «Поздравь ветерана» | Окружающий мир «Человек и история человечества» «Ветеран живет рядом» | ||
Умение отвечать за свои поступки | Окружающий мир «Твоя семья и друзья» Цикл бесед | Лит.чтение «Сказка мудростью богата» | Литературное чтение «Мы с мамой и папой» | Литературное чтение «Век 20» | ||
Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей | Окружающий мир «Как мы понимаем друг друга» Цикл бесед Правила поведения в школе | Риторика «Общение» | Литературное чтение «Уроки и переменки» | Литературное чтение «Век 20» | ||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания: | ||||||
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; | Букварь «Учим буквы, учимся читать» Цикл бесед | Окружающий мир «Земля – наш общий дом» | Окружающий мир «Современная Россия» | Окружающий мир «Человек и единое человечество» | ||
различение хороших и плохих поступков, стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; | Букварь «Учим буквы, учимся читать» Чтение «Наш дом» Окружающий мир «Как мы узнаем мир» Кл час. Что значит быть добрым… | Лит.чтение «Сказка мудростью богата» Риторика «Общение» | Литературное чтение «Летние путешествия и приключения» | Чтение «Любимые книги», «Путешествие продолжается» 20век «Новые встречи со старыми друзьями» Окружающий мир «Человек в мире людей» | ||
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; | Беседы о правилах поведения в школе: «Мы стали школьниками» «Как надо разговаривать со взрослыми» «Что такое правила хорошего тона» | |||||
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; | Цикл бесед о православной культуре | Цикл бесед о православной культуре | Окружающий мир «Человек и многоликое человечество» Цикл бесед о православной культуре | |||
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке | Окружающий мир «Ты и твои друзья» Чтение «Наш дом» Окружающий мир «Как мы узнаем мир» Подари другому радость Кл.час Расскажи нам о себе Права и обязанности ученика | Литературное чтение «Сказочные человечки» «Сказка мудростью богата» Риторика «Как мы говорим» | Литературное чтение «Мы с мамой и папой» «Не проходи мимо» (ко дню пожилого человека) | Окружающий мир «человек и его внутренний мир» Русский язык «Предложения, Текст» Чтение «У истоков русской детской литературы»
Декада добрых дел «Не проходи мимо» (ко дню пожилого человека) | ||
знание правил этики, культуры речи; | Чтение «Попрыгать-поиграть» Кл час Этикет –это… | Цикл мероприятий «Соблюдаем этикет» | Окружающий мир «Человек и общество» Цикл мероприятий «Соблюдаем этикет» | |||
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. | Окружающий мир «Ты и твои друзья - твоя семья и друзья» | Литературное чтение «Сказка ложь да в ней намёк» | Технология «Практика работы на компьютере» | |||
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: | ||||||
элементарные представления об основных профессиях | Окружающий мир «Что нас окружает» Букварь «Говорим, рассказываем» Кл.час. Мир профессий | Русский язык «Имя существительное» Презентации «Труд наших родителей» | Окружающий мир «Рукотворная природа» Технология «Основы культуры труда» | |||
Первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности | Букварь «Учим буквы, учимся читать» Беседы (обязанности по дому, в классе, вопросы самообслуживания | Риторика Общение | ||||
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества | Окружающий мир «Как ты узнаешь мир» Чтение «Наш дом» Чтение «Маленькие открытия» | Окружающий мир «Наша планета» Информатика «План действий» | Математика «Сложение и вычитание множеств» | Окружающий мир «Рукотворная природа» | ||
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов | Технология «Жизнь и искусство» ИЗО «Жизнь и искусство» | Технология «Гармония образа в искусстве» ИЗО «Искусство на улицах твоего города» | Проектная деятельность Работа в группах на всех уроках | |||
умение соблюдать порядок на рабочем месте, умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий | Окружающий мир «Мой дом - моя школа» Технология «Гармония во всем» Цикл бесед | Технология «Жизнь и искусство», «Гармония образа в искусстве» | Технология: умение соблюдать технику безопасности и работать по инструкциям | |||
уважение к труду и творчеству старших и сверстников, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам, отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей | Букварь «Попрыгать, поиграть» Чтение «Наш дом» Окружающий мир «Мой дом, моя школа» Технология «Гармония во всем» | Литературное чтение «Уроки и переменки» «Книжкина мастерская» «Укрась кусочек планеты» (субботник) | ||||
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): | ||||||
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; | Окружающий мир «Времена года» Букварь «Ребятам о зверятах» Беседы о родной природе | Лит. чтение «Самое обыкновенное чудо» Окружающий мир «Земля – наш общий дом» | Окружающий мир «Живая оболочка планеты» | Окружающий мир «Рукотворная природа» | ||
ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным. | Окружающий мир «Живые обитатели планеты Букварь «Учим буквы, учимся читать» Чтение «Ребятам о зверятах» Цикл экскурсий в природу по временам года «Все на белом свете солнышкины дети» | Лит. чтение «Самое обыкновенное чудо» Окружающий мир «Наша планета» Окружающий мир «Земля – наш общий дом» Изготовление кормушек для птиц | Окружающий мир «Живые участники круговорота веществ» «Покорми птиц» | Окружающий мир «Рукотворная природа» «Помогите животным» | ||
элементарный опыт природоохранительной деятельности; | «Кормушка» | Окружающий мир «Наша планета» Окружающий мир «Земля – наш общий дом» | Окружающий мир «Рукотворная природа» День защиты окружающей среды «Береги все живое» «Зеленый патруль» «За чистоту родного края» | |||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): | ||||||
представления о душевной и физической красоте человека | Чтение «Наш дом» ИЗО «Жизнь и искусство» Физкультура «Легкая атлетика» | Литературное чтение «Сказка мудростью богата» | Литературное чтение «Наполним музыкой сердце» | Окружающий мир «Как работает организм человека» Литературное чтение 20 век. «Новые встречи со старыми друзьями» | ||
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; | Чтение «Наш дом» ИЗО «Жизнь и искусство» Экскурсии в музей | Окружающий мир «Земля – наш общий дом» ИЗО «Жизнь и искусство» | Технология «Жизнь и искусство» «Чем красивы люди вокруг нас» | «Красота вокруг нас» | ||
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; | Букварь «Говорим, рассказываем» Букварь «Учим буквы, учимся читать» Путешествие в книжкино царство Игра-беседа Я знаю народные сказки Этическая беседа В театре Экскурсии в библиотеку Посещение театров, музеев | Лит. чтение «Самое обыкновенное чудо» Окружающий мир «Земля – наш общий дом» Технология «Давным-давно» Неделя детской и юношеской книги Посещение театров, музеев | ИЗО «Художник и музей» Технология «Давным-давно» Литературное чтение «И кот ученый свои мне сказки говорил» Неделя детской и юношеской книги Посещение театров, музеев | «Беседы по картинкам» Неделя детской и юношеской книги Посещение театров, музеев | ||
интерес к занятиям художественным творчеством; | Технология «Гармония во всем» ИЗО «Жизнь и искусство» Выставки, конкурсы рис., поделок | |||||
стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. | Букварь «Учим буквы, учимся читать» Чтение «Наш дом» Цикл бесед Гигиена и её значение Беседы «Красивые и некрасивые поступки» | Лит. чтение «Там на неведомых дорожках» | Литературное чтение 20 век. «Новые встречи со старыми друзьями» |
Литература:
1. Столяренко С. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/ Д: «Феникс». 2000. - 544с.
2. Дьяченко Г. Духовные посевы: Краткий сборник. Духовно-нравственное чтение для народа, школы и семьи. Издательская группа «Скит», 1990, -384с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. -464с.
4. Зотов Н. Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления. - М.: Знание, 1981. - 64с. - ( Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика»; №4).
5. Соколова Н. Д., Столяров Б. А,, Бельфор Н. Н. Мир музея: Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»: Учебное пособие для учителей начальной школы. - СПб.: СпецЛит, 2000. - 127с.
6. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 1998. - 544с.
П. Томпакова О. М. Книга о русской музыке для детей. Ленинград. Издательство «Музыка», 1966. - 92с.
7. Ушиский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 /Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988. -416с.
8. Щуркова Н. Е. Культура современного урока. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 112с.
9. Абрамова Г. С. Возрастная педагогика: Учеб. Пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672с.
10. Суровягин С.П. Нравственная целостность личности: чувство добра. -Тюмень. «Просторъ». 1994. -240с.
11. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, в дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 1999. -416с
12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)
под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.
Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания
обучающегося на ступени начального общего образования
Педагогический контроль результатов урочной и внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школа организует в форме мониторинговых исследований.
Для отслеживания результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося на ступени начального общего образования были выбраны диагностические методики, которые отвечают следующим требованиям:
-возможность применения диагностических средств в экспресс-режиме;
-отслеживание результативности духовно-нравственного развития и воспитания в режиме мониторинга;
-сочетание мониторинга результатов духовно-нравственного развития и воспитания и мониторинга личностного развития в рамках психологического сопровождения внедрения ФГОС;
-доступность как процедуры так и интерпретации результатов диагностики для учащихся, педагогов, классных руководителей, родителей.
В ходе мониторинга результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося на ступени начального общего образования предполагается использовать следующие методики:
- Методика «Идеальный человек».
-Методика «Определение самооценки» (модификация методики Дембо-Рубинштейна «Лесенка»)
Приложение к программе
Методика «Идеальный человек».
Цель: выявление ценностных ориентаций и идеалов в отношении человека, представления о том, каким он дол жен быть, т. е. Образ Идеального Человека, проявления творчества в области человекознания.
Инструкция: «Представьте, что существует человек, который является идеальным, т.е. совершенством во всех отношениях, и лучше его уже не может быть. Он наделен лучшим, что может быть у человека: прекрасной внешностью, умом и т. д. Подумайте и напишите, какими качествами, чертами характера он должен, по-вашему, обладать. Представьте и нарисуйте его цветными карандашами, фломастерами».
Обработка результатов: за каждый словесный признак присваивается 1 балл и заносится в соответствующую графу протокола в соответствии с типами идеала, выявленными эмпирическим путем: «гуманист» (например, добрый, честный, справедливый); «труженик» (например, трудолюбивый, умный, работящий), «спортсмен» (например, выносливый, спортивный), «волшебник» и т.д. В последнюю графу вносятся признаки, не подходящие к выделенным типам, они могут образовать самостоятельный тип у учащегося. Также за каждый признак в рисунке присваивается 1 балл. В протоколе указывается сумма баллов по каждому типу. Если общее количество признаков по отдельному типу не превышает 5 баллов, то данный тип считается невыраженным.
Данный диагностический инструмент позволяет создать портрет идеального человека в представлении обучающихся, выявить проблемные зоны в духовно-нравственном развитии школьников, требующие корректировки, спланировать дальнейшие направления деятельности специалистов школы и родителей и т.д.
Методика «Определение самооценки» (модификация методики Дембо-Рубинштейна «Лесенка»)
Цель: изучение уровня самооценки черт характера.
Материал: плоскостная «ЛЕСЕНКА», нарисованная на бумаге или картоне и состоящая из пяти ступенек.
Инструкция: «Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые.
В этом тесте есть 40 «лесенок». Рядом с каждой лесенкой находятся с левой стороны качества, которые могут быть присущи каждому человеку. Тебе необходимо любым знаком отметить на каждой лесенке ту ступеньку, на которой как тебе кажется, ты находишься».
1. На самой верхней ступеньке стоят самые активные люди, на самой нижней — самые неактивные (пассивные). На какую ступеньку ты поставил бы себя?
2. На самой верхней ступеньке — самые раскованные люди, на самой нижней — заторможенные. На какую ступень ты поставишь себя?
3. На самой верхней ступеньке — самые быстрые люди, на самой нижней — очень медлительные. На какую ступень ты поставишь себя?
(Остальные задания делаются по аналогии.)
Порядок обработки полученных данных:
Уровень самооценки считается по каждому фактору.
1 фактор Оценка учебной деятельности
Вопросы № 1, 9, 10, 15, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 27, 35, 38.
2 фактор Конфликтность
Вопросы № 12, 14, 13, 16, 17, 29, 30, 31, 33.
3 фактор Лидерство
Вопросы № 2, 3, 28, 34, 36, 37.
4 фактор Физическое развитие
Вопросы № 4, 5, 6.
5 фактор Общительность
Вопросы № 11, 28, 30, 32, 34.
6 фактор Самоконтроль
Вопросы № 24, 25, 40.
7 фактор Интеллектуальность
Вопросы № 7, 8.
8 фактор Хороший друг
Вопросы № 10, 39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 2 класса
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ,Диагностика и исследование нравственной сферы школьника,Диагностика эмоционального компонента нравственного развитияМетодика «Сюжетны...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3А класса МБОУ «Троицкая СОШ»
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ч...
Рабочая программа Духовно-нравственного развития и воспитания социализации воспитанников
«В"Возрождение»...
Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов.
Программа адаптирует и конкретизирует применительно к классу основные направления образовательной и воспитательной деятельности школы....
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконрав...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный год
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов "Азбука нравственности" на 2019-2020 учебный годВ содержательной части программы определены ценности, задачи,...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1 класса « Ступеньки добра»
Программа отражает цель и задачи, ожидаемые результаты, сроки реализации, подробное содержание воспитательной работы в 1 классе....